Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

НАСИЛИЕ СЛОВЕСНОЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ



Психологическим можно назвать всякое не-физическое насилие в форме грубого, агрессивного, несдержанного поведения.

Оно может проявляться в агрессивных высказываниях, «убийственных» взглядах, жестоких и несправедливых санкциях, грубом пренебрежении и т. п. И вообще, любые средства, употребляемые с целью навредить, запугать, унизить другого человека, обесценить его до такой степени, чтобы он сдался на милость противника, становятся психологическим насилием. Жертва такого насилия ощущает себя задетой в самой глубине своей сущности. Она может чувствовать себя настолько униженной и отвергнутой, что смиряется со своим ничтожеством, незначительностью, бесполезностью для кого бы то ни было. Человек, подвергающийся такого рода насилию, может быть искалечен в своем существе еще больше, чем телесно. Психологическое насилие, гораздо более утонченное, чем насилие физическое, наносит и значительно более тяжелые и глубокие травмы эмоционального характера психологически уязвимым людям.

Практика такого насилия может временно создавать иллюзию власти и могущества агрессивного человека; на самом же деле насильственные действия такого рода свидетельствуют о противоположном — этот человек очень слаб. Потому-то он и выбирает еще более уязвимую жертву. Этим же объясняется и тот факт, что многие взрослые практикуют насилие над детьми, считая их более слабыми — что, кстати, не соответствует действительности. Психологическая сила ребенка нередко намного превосходит возможности взрослого. Это особенно заметно в отношениях с НОВЫМИ детьми.

Словесное и психологическое насилие во многих отношениях подобно насилию физическому: причины в обоих случаях, по существу, одинаковы, различаются только проявленные последствия. Поэтому для завершения этой темы я рекомендую прочитать также статью НАСИЛИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ.

НАСИЛИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

Травмирующее обращение с физическим телом; поведение вспыльчивого, агрессивного, грубого человека, который своими действиями наносит физические травмы. Можно сказать также, что насилие — это взрыв плохо управляемой энергии.

Насилие, которое человек совершает над другими, отражает его собственное внутреннее страдание. Именно поэтому он осуществляет физически то, что переживает внутренне. Когда он действует таким образом, его внутренние терзания столь сильны, что, с точки зрения эмоциональной, превышают его пределы. Он не выдерживает — и принимает обличье грубой, жестокой личности. Чем яростнее и необузданнее человек, тем сильнее

НАСИЛИЕ ФИЗИЧЕСКОЕ

страдает и зовет на помощь его душа. Слишком часто бередится какая-то из его душевных ТРАВМ. /

При всей неблаговидности их поведения, такие люди на самом деле не злы; скорее эти существа страдают, они НЕУРАВНОВЕШЕННЫ и несут в себе сильный страх. Часто говорят, что насилие порождает насилие. В качестве примера рассмотрим случай человека, которого в детстве жестоко бил отец. Если сын сильно страдал из-за этого и злился на отца, то у него будет проявляться та же склонность: будучи уже взрослым, он время от рремени будет терять контроль над собой и, вопреки собственной воле, бить своего сына. С другой стороны, когда он сумеет простить своего отца, почувствовав сострадание к нему, то есть к той его части, которая была травмирована и страдала до такой степени, что отец терял контроль над собой, —в ту самую минуту он сможет простить и себя за то, что действовал так же. В дальнейшем, когда он сможет простить себя за то, что таил злобу на отца, процесс подлинного прощения будет завершен и случаи насилия прекратятся. Так, перестав повторять из поколения в поколение одну и ту же схему поведения, можно остановить колесо КАРМЫ.

Поскольку насилие притягивает насилие и поскольку мы живем в мире, где действует ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ, не следует забывать, что человек, притягивающий насилие, сам его излучает. Даже если он никак не проявляет его и кажется очень мягким, в нем таится сдержанное или бессознательное насилие, которое рано или поздно взорвется. У каждого человеческого существа есть ПРЕДЕЛЫ. Человек не может контролировать себя бесконечно. Кроме того, есть принципиальная причина, по которой человек притягивает к себе насилие: это дает ему возможность осознать собственное внутреннее насилие, которым он должен научиться управлять.

Если чувствуешь в себе склонность к насилию, нужно признать свои страхи и свои пределы, а также осознать источник этой склонности. Помочь установить контакт с ней может практика ВНУТРЕННЕГО ДИАЛОГА. Кроме того, нужно помнить, что личности, прибегающие к физическому насилию, слишком сдержанны —то ли в силу своей РИГИДНОСТИ, то ли из-за стремления КОНТРОЛИРОВАТЬ себя. Кончается тем, что они теряют контроль над собой. Следует особенно избегать злости на себя, помня, что человеку свойственно иметь пределы, слабости и страхи, а временами и терять контроль над собой. Необходимо пройти этап ПРИЯТИЯ, прежде чем приступать к процессу истинного ПРОЩЕНИЯ. Помни, что человек не бывает ни дурным, ни злым; если же он таким выглядит, то только потому, что страдает и не знает законов ЛЮБВИ.

С точки зрения МЕТАФИЗИЧЕСКОЙ, насилие выражает жизненную силу, которая есть в каждом из нас. Этой своей жизненной силой, невероятно могучей, человек управляет, увы, не всегда разумно, и тогда она проявляется —для того, чтобы помочь нам познать себя во всей глубине. И вот, когда ты почувствуешь, как в тебе поднимается гнев, не спеши реагировать буйно и грубо, чтобы потом не обвинять и не критиковать себя; дай себе время вспомнить о великой жизненной силе внутри тебя. Вспомни, что ты можешь использовать эту силу для создания фантастических вещей в твоей жизни. Прими именно это решение —преобразовать ее в творческую энергию, например, вложить в проект, который тебе

НАСЛЕДСТВЕННОСТЬ

особенно дорог, или в какой-то вид искусства. Таким образом, вся эта энергия будет освобождена и использована на другие, более конструктивные и полезные цели. Этот «экологический» метод применения нашей внутренней силы помогает культивировать УВАЖЕНИЕ к себе и к другим людям.

НАСАЕАСТВЕННОСТЬ

Все, что\передается от родителей к потомкам биологическим путем (характер, болезни и др.). СеМейная история. В сфере самопознания вопросы наследственности связаны прежде всего с передачей из поколения в поколение системы ценностей, образа мыслей, внутренних установок, поведения, привычек, а также ментальных верований предков.

С первого взгляда кажется, что мы унаследовали от родителей все, что в нас есть. Это — материальное, человеческое восприятие жизни. С духовной точки зрения все выглядит иначе: мы ничего не наследуем от родителей. Мы ведь их сами выбрали ввиду нашего с ними сходства. Именно это притягивает душу в невидимом мире к ее будущим РОДИТЕЛЯМ. Другими словами, мы выбираем себе родителей с целью осознания нашего СМЫСЛА БЫТИЯ на Земле. Мы и впредь должны будем возвращаться сюда до тех пор, пока все наши опыты не будут пережиты в приятии.

Рассмотрим пример матери семейства, озабоченной проблемами наследственного диабета или рака груди. У ее матери и бабушки была такая же болезнь. Можно не сомневаться, что у этой женщины с самого начала будут такие же внутренние установки, а часто и такие же формы поведения, как у матери, даже если она старается вести себя иначе; не случайно бытует много поговорок на тему «яблочко от яблоньки...». Создается впечатление, что она унаследовала от матери ее ментальные верования и ее болезнь, но на самом деле она была привлечена в эту семью, чтобы осознать то, что ей надлежит уладить. См. статью ЗАКОН ПРИТЯЖЕНИЯ, чтобы лучше понять этот принцип.

Ты, несомненно, замечал, что не все дети наследуют поведение и болезни родителей. Вернемся к нашему примеру. Если у этой женщины три дочери, то, возможно, лишь одна из них страдает диабетом или раком груди. Все зависит от внутренней работы и от перемен, происшедших в каждой из дочерей. Возможно, две другие дочери рано поняли —скорее всего бессознательно, — какие душевные проблемы им нужно уладить. Возможно и то, что эти проблемы иного характера —например, верования, перешедшие к ним от семьи отца.

Таким образом, все это зависит от душевных ТРАВМ, ради исцеления которых мы приходим на эту планету и «набор» которых у каждого из нас свой. Вместе с тем существуют семьи, полностью пораженные диабетом, в других наблюдается общая склонность к заболеваниям сердца, в третьих — печени; некоторые семьи хорошо знакомы с депрессией, еще какие-то — с онкологическими заболеваниями и т. д. Особенно характерно это для ФУЗИОННЫХ семей. Когда кто-то из членов семьи осознает закономерность и начнет внутреннюю работу, он уже самим этим фактом помогает родным обрести свободу, избавиться от неумолимого колеса наследственности.

НАСТАВЛЯТЬ

Для того чтобы преодолеть наследственность, необходимо сначала принять идею о том, что ты —творец и единственный ОТВЕТСТВЕННЫЙ за свою жизнь на уровне бытия. Затем тебе нужно пересмотреть свои ВЕРОВАНИЯ МЕНТАЛЬНЫЕ и систему ценностей и выбрать из них подлежащие пересмотру и ликвидации —вредные и бесполезнее.

С другой стороны, очень важно помнить, что в нашем материальном мире ничто не остается неизменным и что у нас всегда есть возможность улучшить нашу жизнь. Все может быть изменено. Никто на Земле не обязан наследовать вредные привычки или болезни предков. У нас всегда есть выбор — перейти к чему-то другому. Необходимо, однако, всегда начинать с этапа № 1: ПРИЯТИЕ. Полную информацию по вопросам, касающимся метафизических аспектов болезней и недомоганий, см. в книге «Твое тело...»*.

НАСТАВЛЯТЬ

Просвещать кого-то в его выборе направления. Когда человека наставляют, ему указывают направление, линию поведения, полагая, что для него и его ближайшего окружения это будет лучший выбор. Настоящий наставник никогда свои идеи не навязывает. Он просто подсказывает или предлагает. Он может надеяться, что подопечный последует его совету или указанию, но готов принять и иной его выбор. Он знает, что за последствия выбора будет отвечать подопечный. Если ты наставляешь кого-то и настаиваешь на выполнении твоих рекомендаций, то это уже не наставничество, а контроль. Прочитай статьи КОНТРОЛЬ и НАПРАВЛЯТЬ для лучшего понимания различий.

Наставничество может означать также великодушную помощь по случаю, когда кто-то попал в ситуацию, в которой трудно сделать выбор. В этом случае оно осуществляется как дар и не должно сопровождаться ожиданиями.

НАСТАВНИК ВНУТРЕННИЙ

см. БОГ ВНУТРЕННИЙ

НАСТАВНИК СВЫШЕ

Более развитая сущность, которая уже прожила опыт жизни на Земле и теперь хочет помочь людям осуществить их ПЛАН ЖИЗНИ.

Действия такого наставника бескорыстны, хотя они составляют и часть его собственной эволюции. Когда душа находится в АСТРАЛЬНОМ мире в период между двумя жизнями, наставники вместе с ней составляют отчет о ее последней земной жизни. Они ведут ее к следующему выбору жизненного опыта, с тем чтобы она освободилась от накопленной КАРМЫ. Наставник также помогает душе составить новый план жизни, то есть решить, что для нее будет самым необходимым и полезным в ее следующем воплощении на Земле. Он помогает ей выбрать РОДИТЕЛЕЙ, окружение и все, что потребуется для определенных земных опытов, необходимых в ее духовной эволюции.

* Лиз Бурбо. Твое тело говорит: Люби себя/«София», Киев, 2001.

Настойчивость

Кроме,ангела-хранителя, опекающего каждого человека в продолжение всей его жизни, нас сопровождают и другие наставники, которые приходят на помощь в трудные моменты. У нас есть, например, наставники по различным видам занятий, ремесел, искусств, по трудный ситуациям и т. п. Посредством телепатии они передают нам специальные послания и добрые советы, облегчающие наше обучение. Они никогда ничего нам не навязывают и не пугают нас. Они подсказывают, предлагают, но без ожиданий, потому что знают: у нас есть СВОБОДНАЯ ВОЛЯ, за нами выбор, за нами последнее слово.

Наставники свыше заботятся также о нашей защите. Они могут вмешиваться в ход событий, если нам угрожает опасность. Например, когда нам случается задремать за рулем, мы просыпаемся словно от легкого толчка: нас будят своевременно, чтобы мы успели прийти в себя. Наставники чрезвычайно полезны, когда мы теряем контакт с нашей ИНТУИЦИЕЙ — той нашей частью, которая знает все ответы.

Как же тебе установить контакт с наставниками, когда ты нуждаешься в помощи? Просто обратись к ним. Попроси их поддержать тебя, помочь в твоем деле. Они могут выйти на связь с тобой через твои СНОВИДЕНИЯ или МЕДИТАЦИЮ. Не следует, впрочем, форсировать их ответы и требовать бесспорных доказательств и немедленных и ясных формулировок. Будь уверен, они всегда с тобой и напоминают тебе, что самый главный твой Наставник — твой внутренний Бог. Следуй своей интуиции и благодари за ответы и полученную помощь, даже когда ты не знаешь, пришла ли эта помощь от наставников или от твоего внутреннего МОГУЩЕСТВА.

НАСТОЙЧИВОСТЬ

Черта характера или поведение человека, который остается непоколебимым и целеустремленным в своем решении или предпринятом действии; постоянство, выдержка, цепкость. Способность человека продолжать работу, несмотря на препятствия, и предпринимать новые усилия, чтобы достичь поставленной цели.

Настойчивость — очень важное качество для тех, кто хочет достичь своих целей. Это катализатор, помогающий нам идти до конца в наших желаниях и мечтах. За настойчивостью стоит убежденность и уверенность в успехе. Истинно настойчивый человек не отступает от цели, но и не становится одержимым ею. Он продолжает предпринимать соответствующие действия несмотря на неудачи, трудности и непредвиденные обстоятельства, но позволяет себе отказаться от дальнейших усилий, когда видит, что цель уже не соответствует его потребностям или что он достиг своих пределов. Без настойчивости у нас было бы мало шансов осуществить то, чего мы хотим. Это все равно что стоять на дороге или, еще хуже, пятиться назад.

Каким образом развить в себе настойчивость? Прежде всего, нужно поддерживать контакт со своими ПОТРЕБНОСТЯМИ, то есть знать, чего ты хочешь на самом деле и что считаешь благом для себя. Далее, убедись, что поставленные цели отвечают твоим потребностям. Когда возникает трудность, напомни себе о необходимости оставаться в контакте со своими желаниями и потребностями. Спроси себя, приблизишься ли ты к тому, чего по-настоящему хочешь, если откажешься от своего проекта или цели. Если ответ отрица-

180 НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

тельный —продолжай движение к тому, чего ты хочешь, отыскивай новые средства или, если нужно, обратись за помощью. Так ты развиваешь не только свою настойчивость, но и гибкость. Развитие настойчивости помогает нам повысить ДОВЕРИЕ, САМООЦЕНКУ и ГОРДОСТЬ за достигнутые цели, а также способствует укреплению нашей ДИСЦИПЛИНЫ.

НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

см. НАСТОЯЩЕЕ МГНОВЕНИЕ

НАСТОЯЩЕЕ МГНОВЕНИЕ

«Здесь и сейчас», «быть единым с», «медитативное состояние», «осознавать» — все эти выражения означают «жить в своем настоящем мгновении», то есть быть в контакте со всем происходящим в каждый момент, не беспокоясь ни о прошлом, ни о будущем. Просто наблюдать, пользоваться текущим мгновением.

Мы часто говорим, что самым драгоценным является тот момент, который переживается как настоящее мгновение, здесь и сейчас, когда прошлое закончилось — и с ним уже ничего не сделаешь, как бесполезно заниматься и будущим, которого никто не знает. Однако все это только кажется очень простым, на самом же деле достичь такой полноты бытия нелегко: этому мешают наши постоянные мысли, часто перегруженные тревогой.

Чрезмерные заботы о событиях, которые могут произойти в будущем, являются причиной недомоганий, тревоги, напряжения, стрессов, беспокойства. Бесполезные возвращения к событиям прошлого порождают чувство вины, сожаление, горечь, злобу, печаль. И в первом, и во втором случае мы не живем в нашем настоящем мгновении, поэтому контакт с нашими настоящими потребностями оказывается невозможным. Вырваться из тисков ПРОШЛОГО или будущего в высшей степени необходимо, если мы хотим жить в настоящем, ощущать радость бытия, действительно переживать это настоящее. Существует только здесь и сейчас, которое способно оздоровить любую ситуацию.

С другой стороны, если ты склонен откладывать начало дела на потом, напоминай себе почаще, что лишь сейчас имеет значение в конечном счете. Когда мы живем в настоящем мгновении, верования не сковывают наше сознание. Это самые удобные моменты, когда наше СВЕРХСОЗНАНИЕ может передавать нам послания и новые идеи, относящиеся к нашим истинным потребностям. Это мгновения великой привилегии, и нам следует как можно чаще поддерживать в себе такое состояние. Может случиться и так, что происходящее не соответствует твоим предпочтениям и даже покажется тебе неприятным. И все же, оставаясь НАБЛЮДАТЕЛЕМ этого мгновения, ты сумеешь использовать его сполна, поскольку всякий опыт имеет свой смысл бытия.

СЛУЧАЙНОСТИ не существует. Есть только опыт, который способствует твоему развитию. И, следовательно, есть только полезность, с любой точки зрения, в том чтобы жить в настоящем мгновении. С точки зрения физической, клетки нашего тела обновляются интенсивнее, становятся более жизнестойкими и обеспечивают свое, то есть наше, наилучшее здоровье. Можно утверждать, что таким образом мы дольше остаемся молодыми.

НЕБЕСА

Как развить в себе эту способность — жить в настоящем мгновении? Среди прочего, практикуй МЕДИТАЦИЮ и медитативные состояния, моменты, когда ты по-настоящему сосредоточен, собран; сознавай то, что переживаешь или делаешь в настоящую секунду, что говоришь в настоящее мгновение, что чувствуешь в душе в эту минуту; спрашивай себя, действительно ли у тебя сейчас есть проблемы, не ДРАМАТИЗИРУЕШЬ ли ты и не такова ли твоя ситуация, что тебе остается только найти ее развязку?

Кроме того, ты должен принять решение быть более бдительным и сознательным так часто, как это только возможно, а во время РЕТРОСПЕКЦИИ в конце дня спрашивай себя, сколько минут или часов в течение прошедшего дня ты реально находился в своем настоящем мгновении. И постепенно ты добьешься своего.

НАСТОЯЩИЙ

см. ПРАВДИВЫЙ

НАСТРАИВАТЬСЯ

См. ПРИСПОСАБЛИВАТЬСЯ

НЕБЕСА

Согласно иудео-христианским традициям, небеса считаются местом, где праведные души могут наслаждаться вечным блаженством. Небеса называют еще раем.

Люди привыкли думать, что небеса, так же как чистилище и ад, представляют собой некое специальное пространство. В действительности же эти три слова обозначают различные состояния бытия. Их может испытывать один и тот же человек на протяжении совсем короткого отрезка времени. Например, в течение одного дня человек способен побывать, и даже по нескольку раз, то в состоянии райского блаженства, когда все идет наилучшим образом и жизнь наполнена любовью и счастьем, то в состоянии адских мук, когда все плохо, все валится из рук, душу осаждают тревоги, страхи, сомнения и наваждения всякого рода.

Чистилище описывают как место, где души должны искупить свои грехи, прежде чем получить доступ на небеса. В действительности же чистилище — это состояние, которое человек переживает на Земле на различных этапах своей эволюции. Мы приходим на Землю, чтобы жить по ЗАКОНУ ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, и это дает нам возможность научиться всякий опыт переживать с ЛЮБОВЬЮ, которая есть не что иное, как ПРИЯТИЕ, и с каждым опытом приближаться к внутреннему раю.

Что касается ада, то его мыслят как место, отведенное для мучения проклятых душ. В действительности ад — это все то, что заставляет нас переживать внутренние мучения, чувствовать себя плохо в собственной шкуре, и не столько физически, сколько на более высоких уровнях. Ад — это состояние, когда мы испытываем, например, ярость, ревность, тревогу, подавленность, разочарование, агрессивные чувства; когда мы позволяем манипулировать собой нашему чувству страха или вины, нашим вредным верованиям. В аду оказывается тот, кто переживает злобу, ненависть, навязчивые мысли, кто вынашивает

НЕБРЕЖНОСТЬ

планы мщения. Ад — это отказ, нежелание прощать. Это все то, что мешает нам быть свободными, счастливыми, в мире и равновесии, сосредоточившись на истинной любви. Словом, все то, что не дает нам жить на небесах, составляет часть ада.

В книге «Десятое пророчество Анд» Джеймс Редфидд описывает ад как пространство, населенное чувствами — необузданными желаниями, жадностью, завистью, паранойей, психическими болезнями, страхами, яростью, отвращением к себе, одержимостью и гордыней. Ад — нечто тяжкое и нескончаемое, синоним холода, тьмы, одиночества и отчаяния.

Кроме того, слово «ад» иногда используется в социальном контексте, когда нужно отразить крайне тяжелый и болезненный опыт: погрузиться в наркотический ад, в преисподнюю азарта или просто дойти до преисподней... Такими словами описывается состояние человека, опустившегося на дно общества, полностью потерявшего контакт со своей божественной природой.

Некоторые люди используют это слово, обычно машинально, для придания большей выразительности своей речи: «Это был адский день», «У нас в отделе сегодня ад кромешный», «Адские пробки на дорогах» и т. п. Это может показаться безобидным, но иногда это слово можно услышать много раз в течение ол";ого дня от человека, который даже не отдает себе в этом отчета. Такой человек не понимает огромной творящей силы СЛОВА. Если он чувствует то, что говорит, то рано или поздно создает для себя ситуацию, соответствующую его словам.

Своей манерой вести себя, реагировать и думать человек способен создавать для себя в течение дня состояния блаженства (небеса) и страдания (ад). То есть небеса и ад — это состояния, характерные не только для жизни на нашей планете, но и там, где продолжается жизнь души, в АСТРАЛЬНОМ мире. Итак, каждому из нас решать, где мы хотим жить — в аду или на небесах.

НЕБРЕЖНОСТЬ

см. БЕЗЗАБОТНОСТЬ

НЕВЕРНОСТЬ

см. ВЕРНОСТЬ

НЕВОЗМУТИМОСТЬ

см. БЕЗРАЗЛИЧИЕ

НЕДООЦЕНИВАТЬ

НЕГАТИВНОСТЬ

Состояние человека, который ограничивается отрицанием, возражениями и не предлагает ничего конструктивного.

Как правило, человек с негативными установками оказывается также пессимистом,то есть склонен видеть во всем плохую сторону. Ему трудно увидеть положительные аспекты. Он страдает также пораженчеством,то есть не верит в успех и победу. Мы все знаем из опыта, что более перспективно и благоприятно быть оптимистом и иметь позитивные установки, чем предаваться пессимизму и отрицанию. Однако же бывают периоды, когда у тебя без видимой причины появляются негативные, пессимистические установки. Вполне вероятно, что эти преходящие состояния ты вызываешь сам —тем, что преувеличиваешь опасность ситуаций и фактов или банально хандришь.

В таких случаях следует просто наблюдать за своим внутренним состоянием, но не анализировать и, главное, не судить и не критиковать себя. Обычной его причиной бывают бессознательные СТРАХИ. Открой их в себе и прими себя как человека, у которого есть страхи. С другой стороны, помни, что они проявляются временно. Тебе нужно только решить, желаешь ли ты их поддерживать.

Вот хорошее средство для обретения ПОЗИТИВНОСТИ. Ежедневно находи несколько минут для того, чтобы благодарить Вселенную и наблюдать то хорошее и красивое, что происходит вокруг тебя. Любуйся красотой природы, обращай внимание на козыри, которые есть в твоих руках, на людей, которых ты любишь и которые любят тебя. Вся эта укрепляющая энергия положительным образом скажется на твоих установках, и очень часто этого будет достаточно, чтобы ты снова подключился к своей сущности. Если же ты ощущаешь в себе негативность как хроническое состояние, тогда тебе необходимо провести процесс ПРОЩЕНИЯ с родителем, которого ты считаешь негативистом, пессимистом или пораженцем. Таким способом ты сумеешь наиболее быстро и эффективно достичь желанйой трансформации.

НЕАОВЕРИЕ

см. ДОВЕРИЕ и ОСТОРОЖНОСТЬ

НЕДОМОГАНИЕ

См. БОЛЕЗНЬ

НЕДООЦЕНИВАТЬ

Преуменьшать, умалять значение, не признавать истинную ценность, недооценивать; очернять. Недооценка противоположна высокой оценке и самооценке.

Когда человек недооценивает себя, он легко впадает в самокритику, СРАВНЕНИЕ и суждение, то есть приходит к не-ПРИЯТИЮ. Задай себе такой вопрос: «Помогла ли мне когда-либо недооценка себя? Стал ли я лучше? Выпутался из каких-то затруднений? Стал больше любить или уважать себя?» Согласись, что нет ничего конструктивного в том,

НЕХВАТКА

чтобы недооценивать себя или еще кого-то; разве что в этом можно найти материал для самонаблюдения и на нем учиться познавать себя и свою ЦЕННОСТЬ ЛИЧНУЮ.

Может быть, ты преуменьшаешь свою ценность оттого, что считаешь себя человеком незначительным, маленьким? Если да, то я советую тебе прочитать статью СМИРЕНИЕ. Рассмотрим пример — человека, который умаляет свою ценность, не считая себя достаточно компетентным или искусным для определенной задачи или деятельности. Он должен признать, что те, кем он ВОСХИЩАЕТСЯ, кого считает лучше себя, в действительности просто обладают иным опытом, иными знаниями и умениями. Они не лучше и не хуже, чем он. Возможно, они точно так же не ценят сами себя, кто знает? Поскольку недооценка никому не приносит пользы, не будет ли более благоразумным решение немедленно принять себя как человеческое существо со своими силами и слабостями? Если это твой случай, заведи хорошую привычку — делай себе десять комплиментов ежедневно.

НЕХВАТКА

см. ЛИШЕНИЯ

НЕДОСТОЙНЫЙ

Внушающий презрение; постыдный. Не заслуживающий уважения; лишенный благородства.

Человек, считающий себя недостойным, легко унижает себя, ему кажется, что другим стыдно за него. Он считает себя недостойным своего положения (как работника, родителя, супруга, сына и т. д.). Больше всего судят себя как недостойных люди, страдающие от травмы УНИЖЕНИЯ. Поэтому, если другой человек осуждает тебя, считает тебя недостойным кого-то или чего-то, вспомни: другие всегда отражают твои собственные мысли. Эти люди для того и нужны, чтобы привлечь твое внимание к тому, что ты сам о себе думаешь. Они хотят показать тебе, что ты потерял контакт с реальностью, с тем, кто ты есть поистине, с твоей божественной природой. Тебе необходимо развить в себе больше ЛЮБВИ, повысить САМООЦЕНКУ Тогда и другие люди отнесутся к тебе с любовью и уважением, признают твою ЦЕННОСТЬ.

НЕЗАВИСИМОСТЬ

см. САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ

НЕНАВИСТЬ

Острая враждебность, приводящая к желанию причинить зло и получить от этого удовольствие. Отвращение к кому-либо.

Известно, что любовь приносит счастье, радость жизни, гармонию, спокойствие духа, здоровье, свободу, внутренний мир. Сами эти простые слова несут великую силу умиротворения. Любовь, кроме того, обладает невероятной целебной силой. И наоборот, ненависть представляет все наиболее разрушительное для человека. Вместо того чтобы исце-

НЕОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

лять, как любовь, всякая ненависть заточает в тюрьму и разрушает ее носителя. Она является причиной многих тяжелых болезней. Другими словами, ненависть —это могучая сила, такая же могучая, как и любовь, но ее плоды прямо противоположны плодам истинной ЛЮБВИ.

Обычно ненависть —это следствие большой, но обманутой любви, разочарования. Чтобы ненавидеть, нужно очень сильно любить. Безразличный человек неспособен на ненависть. Ненависть рождается из наших нереальных ОЖИДАНИЙ относительно человека или группы людей, которые, по нашему мнению, должны были любить нас и доказывать нам свою любовь так, как нам бы хотелось.

Каждый человек в те или иные минуты своей жизни переживает различной степени ЗЛОБУ. Злоба переходит в ненависть тогда, когда человек чувствует себя уязвленным в самой глубине души, в самом своем существе. Иными словами, ненависть рождается из переживаний отвергнутого или покинутого человека. Чем сильнее страдает человек от душевной ТРАВМЫ ОТВЕРГНУТОГО или ПОКИНУТОГО, тем вероятнее и сильнее будет развиваться в нем ненависть. Это не подлое, злобствующее существо, а, скорее, НЕУРАВНОВЕШЕННОЕ и страдающее, к тому же издавна, с самых ранних детских лет.

Если ты обнаруживаешь в себе это чувство, то есть гневаешься на кого-то до такой степени, что желаешь ему зла, знай, что это чувство появилось у тебя очень давно по отношению к родителю того же пола, что и ненавистный тебе человек. Обычно бывает очень трудно — если не сказать невозможно —сознаться самому себе в том, что ненавидишь кого-то из своих родителей. Что ж, это очень по-человечески —отрицать нечто такое, что вызывает у нас неприятные чувства и что мы не можем принять. С другой стороны, абсолютно необходимо пройти этап осознания и признания неприятного факта. После этого можно будет перейти к этапу повторного переживания боли, связанной с этой травмой; эта боль тоже закономерна для каждого живого человека.

Может понадобиться время, чтобы пережить бунт, когда сама жизнь будет казаться несправедливой; и лишь после этого станут возможными этапы ПРОЩЕНИЯ и примирения с самим собой и с другими. Таким способом всю энергию, которая шла на ненависть, можно направить на созидание жизни счастливой, свободной и мирной. К счастью, благодаря нашей великой способности творить и принимать решения всегда существует возможность преобразовать эту разрушительную энергию в освободительную и конструктивную силу и открыть богатства, хранящиеся в нашем сердце.

НЕОБЕСПЕЧЕННОСТЬ

Ненадежность, отсутствие безопасности.

Необеспеченный человек испытывает неуверенность (главным образом в будущем), страхи и опасения. Все это свидетельствует об отсутствии доверия к себе и к жизни. См. также БЕЗОПАСНОСТЬ.

НЫ1Г ИВИЗАННОС1 Ь

НЕПРИВЯЗАННОСТЬ

см. ПРИВЯЗАННОСТЬ

НЕРВОЗНОСТЬ

Постоянное или преходящее состояние раздражения и беспокойства. Состояние нервозности обусловлено чаще внутренними причинами, чем внешними, и справиться с ним бывает весьма нелегко. В отличие от нервозности, СТРЕСС вызывают ситуации, возникающие от внешних причин. И нервозность, и стресс показывают нам наши ПРЕДЕЛЫ и нашу меру ТЕРПИМОСТИ по отношению к самим себе. Правильнее будет сказать о себе: «У меня бывают моменты нервозности», чем утверждать: «Я личность нервозная».

Каждый индивид по-своему переживает и выражает свою нервозность. Это зависит от типа его личности, но также и от выпавшего на его долю жизненного опыта. Есть личности с «нервным темпераментом». Им трудно усидеть на месте, оставаться спокойными. Они должны постоянно двигаться. Очень часто их нервозность больше раздражает окружающих, чем их самих. Обычно это люди решительные, полные сил, активные и очень быстрые. Движение необходимо им для того, чтобы сжигать этот явный избыток энергии. Если ты узнаёшь себя в этом портрете, тебе придется принять себя таким, какой ты есть, а также принять тот факт, что у других людей меньше энергии, чем у тебя, и поэтому они никак не могут тебя понять. Со временем ты постепенно научишься успокаиваться и беречь свое тело от преждевременного износа.

У большинства людей нервозность бывает вызвана серьезными причинами, обычно как результат ситуации, которая кажется им неуправляемой, или как последствие сильного раздражения. Часто такая нервозность связана с неумением отпустить ситуацию, которую им хочется КОНТРОЛИРОВАТЬ. Для того чтобы восстановить внутреннее СПОКОЙСТВИЕ, есть замечательное средство —умение ОТПУСТИТЬ СИТУАЦИЮ. Кроме того, целесообразно повторять мысленное утверждение: «Я спокоен. Я все более и более спокоен. Я есть мир. Я есть гармония. Я есть любовь. Я есть мудрость. Я спокоен и уверен...» — одновременно следя за ДЫХАНИЕМ и совершая глубокие вдохи и выдохи.

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Отсутствие одобрения, неуважение и непризнание прав и достоинств каждого. Чувство несправедливости происходит от суждения, связанного с нашей системой ценностей и с нашим личным восприятием ситуации, которое основывается на ранее прожитом опыте.

Когда кто-то говорит о несправедливости, он ссылается на определенные законы: это могут быть законы общечеловеческие, касающиеся социальной несправедливости нашей системы, но могут быть и личные, созданные нами в соответствии с нашими ВЕРОВАНИЯМИ, ОЖИДАНИЯМИ и внутренними ТРАВМАМИ. Сначала рассмотрим общечеловеческие законы. Они создавались для того, чтобы облегчить установление гармонии между людьми. Вместе с тем приходится признать, что эти же законы порождают и несправедливость, потому что не могут охватить все мотивации каждого индивида.

НЕСПРАВЕДЛИВОСТЬ

Поскольку представление о несправедливости основано на ментальных понятиях ДОБРА и ЗЛА, то никакая истинная справедливость невозможна: то, что кажется совершенно справедливым одному человеку, может оказаться несправедливым для другого.

Вот пример, иллюстрирующий это утверждение. Три взрослые сестры живут в полном достатке, имеют хороший заработок; две из них замужем. Матери нет в живых. Приходит пора умирать отцу, и он завещает половину своего имущества незамужней дочери, а другую половину —двум замужним поровну, то есть по четвертой части каждой. Замужние сестры ошеломлены, они считают, что отец поступил с ними очень несправедливо. Однако действительно ли имела место несправедливость?

Все зависит от точки зрения на эту ситуацию. Три сестры воспринимают решение отца как справедливое или несправедливое в зависимости от своего восприятия, а также в зависимости от своих душевных травм. Две замужние сестры, получившие по четверти наследства, могут считать это несправедливостью, потому что они ожидали получить по трети. Третья сестра, получившая половину, полагает решение отца вполне справедливым, потому что она одинока и ей труднее обеспечивать себя. Но если она сможет поставить себя на место сестер, то увидит несправедливость в том, что получила преимущество. Замужние сестры тоже могут мысленно стать на ее место и счесть ситуацию справедливой (поскольку материально они обеспечены лучше), а следовательно, принять решение отца как правильное.

Недоразумения и трудности в отношениях между людьми, возникающие по поводу кажущейся несправедливости, обусловлены тем, что мы вынашиваем в отношении других непомерные ожидания, заботясь о том, чтобы они, другие, приняли нашу точку зрения, но не желая принять их точку зрения. Несправедливость — это не более чем иное восприятие события и не-ПРИЯТИЕ решения, принятого другим человеком.

Безусловно, отец любил всех трех дочерей и составил завещание исходя из личных соображений, которые представлялись ему вполне справедливыми; он действовал в соответствии с собственными ЦЕННОСТЯМИ и верованиями и не сомневался в том, что поступает максимально правильно. А между тем он мог бы отдать свое имущество и на благотворительные акции. Кто может позволить себе решать за него, что ему делать со СВОИМИ деньгами? Вот почему так трудно бывает решать, что справедливо, а что несправедливо.

Мы рассмотрели пример «несправедливости» в ситуации, когда два человека получили меньше, чем рассчитывали. Но следует знать и другое: многие люди, страдающие от травмы несправедливости, боятся получить больше, чем другие. И поэтому ухитряются преградить себе путь к успеху или потерять то, что получили, по их мнению, в избытке. Когда люди верят в справедливость или несправедливость, возникает много проблем, эмоций и травм на уровне сущности. Помочь этому можно только одним способом: нужно смотреть на ситуацию с духовной точки зрения.

В духовном мире, на уровне бытия, существует только одна справедливость —божественная. Никакая несправедливость невозможна в принципе, поскольку наш внутренний Бог

пьичлсшыи случаи

точно знает, какие опыты нам нужно пережить, чтобы воспринять уроки жизни, открывающие нам путь к свету.

Мы сумеем принять эту божественную справедливость, если примем незыблемость ЗАКОНА ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ, согласно которому мы всегда пожинаем то, что посеяли. Этот закон относится ко всем, в том числе и к тем, кто забыл, что и когда сеял. Справедливость —это нето, что ты испытываешь послетого, как поступил определенным образом; это то, что ты испытываешь потому, что так поступил.

Вывод: самое разумное — принять, что существует только божественная справедливость. Для того, кто принял эту истину, не составляет трудностей быстро ОТПУСТИТЬ СИТУАЦИЮ*.

НЕСЧАСТНЫЙ СЛУЧАЙ

Всякое неожиданное, непредвиденное событие, которое изменяет или прерывает нормальное течение событий, рассматривается как несчастный случай. В мире МАТЕРИАЛЬНОМ несчастный случай считается именно случаем, СЛУЧАЙНОСТЬЮ. В мире ДУХОВНОМ случайностей не бывает. Всякий несчастный случай —это послание нашего внутреннего БОГА: он привлекает наше внимание к тому факту, что мы хотим за что-то себя наказать. Желание наказать себя означает, что мы чувствуем себя в чем-то виновными и что это чувство вины не осознано.

Несчастный случай, таким образом, является средством: он останавливает нас и заставляет осознать, что чувствовать себя виноватым — бессмысленно. Человеку необходимо понять — и чем дальше, тем это важнее, — что чувствовать себя виноватым неРАЗУМНО. ЧУВСТВО ВИНЫ загоняет нас в порочный круг, жить в котором становится все тяжелее. И поэтому внутренний Бог посредством несчастного случая привлекает наше внимание, показывая тем самым силу нашего чувства вины. Чем больше мы себя обвиняем, тем больше верим, что заслужили суровую кару. Мы становимся судьей сами себе.

Когда несчастный случай сопровождается ТРАВМАМИ ФИЗИЧЕСКИМИ, разум твоего тела говорит с тобой через травмированный орган. Например, в результате несчастного случая у тебя травмированы или ушиблены ноги. Ноги служат для того, чтобы перемещаться и двигаться вперед. Следовательно, это прямо вызвано чувством вины, которое ты переживаешь в связи с тем местом, куда хотел идти. Или не хотел. Часто ноги бывают как-то связаны с местом работы. В любом случае, серьезность травмы показывает силу чувства вины — и чувство это тебе только вредит.

Несчастный случай может произойти с человеком также вследствие желания устроить перерыв, передышку, которую ни в каком другом случае он себе не позволил бы —из-за чувства вины, из-за боязни заявить свои права, из страха потерять работу, завалить неподъемный проект и т. п. Несчастный случай напоминает ему, что беда не в той работе, которой он боится, а в его внутренней УСТАНОВКЕ по отношению к ней. Признавая, что ты притягиваешь к себе всякое событие, ведущее к осознанию внутренней установки, ты

Более подробно см.: Лиз Бурбо. Пять травм, которые мешают быть самим собой. «София», Киев, 2002.

НЕУДАЧА

намного облегчишь ПРИЯТИЕ того, что с тобой происходит, и сможешь начать процесс осознания тут же, на месте инцидента. Если травма досаждает тебе и после инцидента, используй методику расшифровки, описанную в статье ВЕРОВАНИЕ; это поможет тебе обнаружить СТРАХ и ЖЕЛАНИЕ, которые прячутся за этой травмой.

НЕСЧАСТЬЕ

См. ТРУДНОСТЬ

НЕТЕРПЕНИЕ

См. ТЕРПЕНИЕ

НЕТЕРПИМОСТЬ

Враждебное или агрессивное отношение к тому, что нам не нравится в верованиях, мнениях и позициях других людей.

К этому можно прибавить, что нетерпимость равнозначна сильной РЕАКЦИИ на то, что нас РАССТРАИВАЕТ, подвергая сомнению наши ценности, а особенно все то, чему мы научились. В минуты нетерпимости всегда доминирует ЭГО. В большинстве случаев это свидетельствует о невежестве. Таким образом, нетерпимому человеку всегда трудно приспособиться к новизне, ко всему, что он считает посторонним или противоречащим норме общества, в котором он живет. Примеры —нетерпимость к гомосексуалистам, к людям другой расы, культуры или религии, к алкоголикам, к зависимым, к людям, которые постоянно жалуются, и т. п. В общем, все то, что провоцирует мгновенную реакцию «неправильно», «ненормально» (в наших глазах), утверждает позицию нетерпимости. Такого рода реакция обусловлена ценностными суждениями.

Нетерпимые люди обычно стремятся КОНТРОЛИРОВАТЬ тех, кто их окружает. Как следствие, им оказывается очень трудно замечать хорошие стороны в людях и ситуациях, они не ценят даже тех, кого подчинили себе. В конце концов они сами страдают от такой установки, поскольку действуют вопреки истинной любви, которая определяется как ПРИЯТИЕ. Им необходимо осознать нетерпимость, которую они испытывают к самим себе: мы всегда судим других по той же системе ценностей, которую исповедуем для себя.

С другой стороны, когда человек говорит: «Я больше не могу терпеть, я не выношу такого-то человека или такую-то ситуацию», это означает, что он достиг своего предела, потому что слишком контролировал себя. Ему нужно стать более внимательным к собственным потребностям и перейти к действиям, в которых они смогут проявиться. Это хорошее средство для того, чтобы стать более терпимым, то есть более гибким по отношению к себе, чтобы позволить себе принимать новое и удовлетворять собственные потребности. Кроме того, полезно осознать, что всякий раз, когда какая-то ситуация вызывает у нас нетерпимость, мы, как правило, плохо осведомлены о сути дела.

НЕУААЧА

См СЛУЧАЙ, ШАНС

НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ

НЕУАОВАЕТВОРЕННОСТЬ

Неприятное состояние, когда человек не имеет того, чего ему хочется.

Неудовлетворенный ищет то, чего ему, по его мнению, не хватает. В таком состоянии он оказывается неспособным ценить все хорошее, чем уже обладает, окружающих людей и представляющиеся ему возможности. К сожалению, люди, склонные к постоянной неудовлетворенности, обычно видят только темную сторону всякой ситуации и слишком охотно впадают в пессимизм. Очень часто это личности с перфекционистским складом характера; они чрезвычайно требовательны и к себе, и к другим. С этим связаны и их непомерные, практически нереальные ОЖИДАНИЯ.

С другой стороны, эти бесконечно неудовлетворенные люди жестко отвергают себя. Им трудно дать себе высокую оценку, увидеть красоту в себе и вокруг себя. Как следствие, они постоянно всех и вся критикуют. Им крайне необходимо развить в себе ПРИЯТИЕ, ЛЮБОВЬ, повысить САМООЦЕНКУ. Возможно также, что у таких людей сильно подавлен их ВНУТРЕННИЙ РЕБЕНОК, а следовательно, подавлены и желания, притом это тянется издавна.

Если ты видишь, что принадлежишь к категории неудовлетворенных, тебе предстоит осуществить некоторую трансформацию твоих внутренних установок, поведения, восприятия жизни. Если же ты хочешь продолжать привычный образ жизни, плата за него будет слишком высокой. Ты ОТВЕРГАЕШЬ сам себя, и с этим придется поработать; ты должен открыть свою личную ЦЕННОСТЬ, чтобы понять, что признание красоты и значимости окружающего мира наполняет радостью всю твою жизнь. Если же ты видишь, что неудовлетворен другими больше, чем собой, тебе необходимо обратить внимание на свое стремление все КОНТРОЛИРОВАТЬ.

НЕУРАВНОВЕШЕННЫЙ

см. СОБРАННЫЙ

НЕУСТОЙЧИВОСТЬ

Характеристика человека, у которого постоянно меняется эмоциональное состояние и поведение, ему не хватает равновесия, постоянства.

Неустойчивый человек обычно испытывает НЕУДОВЛЕТВОРЕННОСТЬ во многих сферах — в работе, отдыхе, личных отношениях и т. д. Такие люди иногда даже кажутся капризными и безответственными. На самом деле они просто ищут себя, у них нет отчетливой ЦЕЛИ, соответствующей их желаниям и потребностям. Поскольку они никогда толком не знают, что им делать и с чего начинать, им бывает трудно брать на себя ОБЯЗАТЕЛЬСТВА.

Неустойчивость может быть обусловлена также материальной НЕНАДЕЖНОСТЬЮ, которая, в свою очередь, является результатом ненадежности внутренней (мыслей, чувств, душевного состояния и т. п.). Чем более эмоционален человек в своем поведении, тем

НОВЫЙ (характер)

более он склонен к неустойчивости, поскольку часто испытывает сомнения, страх и неуверенность. Если ты видишь, что относишься к категории неустойчивых личностей, для тебя очень важно научиться быть к себе внимательнее, любить себя, выяснять свои потребности, видеть свое «я хочу», свою ЦЕННОСТЬ как сущности, свои качества, таланты и большой внутренний потенциал.

Необходимо вместе с тем понимать, что с наступлением ЭРЫ ВОДОЛЕЯ мир, в котором мы живем, становится все неустойчивее. Эту неустойчивость лучше переживают те, кто обладает определенной внутренней устойчивостью: они принимают нынешние многочисленные перемены с верой в лучшее будущее. Те же, кто испытывает ненадежность, переживают современную нестабильность со СТРАХОМ и БЕСПОКОЙСТВОМ. Быть устойчивым вовсе не означает жить без перемен. Это скорее означает иметь направление в жизни, быть невозмутимым и сохранять контакт со своими потребностями, даже когда переживаешь периоды неустойчива сти.

НИЗШАЯ МЕНТАЛЬНОСТЬ

см. ИНТЕЛЛЕКТ

НОВЫЙ (ХАРАКТЕР)

Человек нового характера устремлен к новизне, он постоянно хочет переживать новый опыт. Каждый раз, когда наступает новая эра, возникает движение перемен и обновления. Мы вступаем в ЭРУ ВОДОЛЕЯ, и вполне естественными и человеческими являются многочисленные различия и недоразумения между старшим и молодым поколениями. Необходимо осуществить много настроек во всех сферах нашей жизни.

Новое поколение —его называют по-разному: новые дети, тефлоновые дети, дети Водолея —имеет совершенно определенные потребности, которые с каждым годом все больше дают о себе знать и ощущаются все острее. Вот они, в порядке важности:

1) УВАЖЕНИЕ;

2) ОБЩЕНИЕ;

3) ПРИВЯЗАННОСТЬ;

4) БЕЗОПАСНОСТЬ.

Эти же потребности характерны и для лиц с традиционным характером, людей ЭРЫ РЫБ, но порядок важности здесь обратный:

1) безопасность;

2) привязанность;

3) общение;

4) уважение.

НОВЫЙ (характер)

Для нормального функционирования в современной жизни люди нового характера должны постоянно изучать что-то новое и употреблять свою способность к творчеству. Они очень последовательны в своих способах общения и деятельности. Они знают, чего хотят, они думают быстро, действуют быстро, называют вещи своими именами, без обиняков, так, как подсказывает им их внутреннее чувство. Они разумны, обычно спонтанны и учатся преимущественно сами. В общем, человек нового характера хочет жить своей жизнью, основываясь на РАЗУМЕ и не позволяя ИНТЕЛЛЕКТУ управлять собой.

Что касается новых ДЕТЕЙ, то они стремятся к образованию, но не хотят, чтобы взрослые обучали их по традиционной системе ценностей, усвоенной в прошлом; в большинстве случаев взрослые в качестве учителей для нового поколения бесполезны. Этим детям нужны новые модели взрослых — цельных, правдивых, ясных людей, которые умеют уважать и себя, и детей. Внушать себе чувство вины эти дети никому так просто не позволяют. Они знают, чего хотят. У них значительно более надежный контакт со своими потребностями —как физическими, так и психологическими. Между прочим, новые дети отличаются необычайной психологической силой. Этим можно объяснить тот факт, что слишком традиционные взрослые чувствуют себя беспомощными в отношениях с новыми детьми.

Для того чтобы следовать курсу эры Водолея и совершить переход от традиционного характера к новому характеру, мы должны все больше отдавать предпочтение ЕСТЕСТВЕННОМУ перед НОРМАЛЬНЫМ, то есть действовать соответственно природе вещей, в меру наших потребностей. «Нормальное» действие соответствует нормам, то есть тому, чему люди научились в прошлом. Нормальное всегда остается относительным, поскольку то, что нормально для одного человека, не является нормальным для другого.

^ большинства людей какая-то часть их существа остается традиционной, а другая — новой, но в различной степени. Новая часть в нас связана с внутренним протестом; она стремится переживать новые опыты, чтобы становиться все лучше и все свободнее. Когда же мы противимся новому, работает наша традиционная часть; она переживает неуверенность и страх из-за возможных перемен в нашем внутреннем мире. Очень важно ПРИНЯТЬ эту часть, не теряя, однако, из виду цели нашего бытия. Переход будет происходить постепенно. Поэтому важно наблюдать за собой в повседневной жизни. Если мы чувствуем себя хорошо, если жизнь приносит радость, ничто не заставляет нас менять образ жизни. Но если наша деятельность не приносит больше желаемых результатов, если мы несчастливы, то неразумно пользоваться и дальше все теми же, что и в прошлом, установками и схемами поведения, потому что за это приходится дорого платить.

Те, кто противится новому, с годами все тяжелее переживают ПЕРЕМЕНЫ, тогда как более гибкие люди легко настраиваются. НАСТРАИВАТЬСЯ необходимо, чтобы жить в хороших отношениях с другими; необходимо понимать, что у всех у нас различные мотивации к действию и поведению, различные потребности. Находясь вне своей среды, наблюдай за собой и будь более сострадателен к людям с более традиционным характером, учитывай их страхи и особенно их неуверенность. Учись принимать различия между людь-

ОБВИНЕНИЕ 17л

ми. Это и есть терпимость и сострадание —существенные составляющие уважения. Такая установка способствует развитию истинной ЛЮБВИ.

НОРМАЛЬНЫЙ

Соответствующий некоему среднему, наиболее часто встречающемуся уровню; происходящий согласно обычаю или привычке.

С одной стороны, нормальность основана на нормах, структурах, обычаях и законах, установленных людьми и ими же принимаемых —в отношении расы, религии, общества или страны, но также и в отношении всякой системы ценностей или индивидуальных верований. С незапамятных времен общество старается управлять своими членами согласно действующим понятиям нормального и ненормального, вместо того чтобы дать свободу ЕСТЕСТВЕННОМУ.

Таким образом, нормальность — это то, что поддерживается большинством как самое лучшее или наиболее приспособленное к человеку. То, что было нормальным когда-то, не обязательно является таковым сегодня: у людей другое СОЗНАНИЕ, другие характеры и другие потребности. И мы прекрасно знаем, что в этом нижнем мире ничто не может быть сплошь нормальным; то, что является нормальным для одного человека, вовсе не кажется таковым другому. Более того, то, что для меня было нормальным раньше, я уже не мог> воспринимать как норму сегодня.

Возьмем для примера человека, который длительное время верил, что есть необходимс три раза в день. Однако, приобретя некоторые познания и пережив некоторые опыты, оь может теперь решить, что более естественно принимать пищу тогда, когда голоден. Эп новая установка преображает всю его систему питания. Каждый человек может отдавав предпочтение своему естественному ритму. Вместо прежнего «Это нормально —делат! то-то и то-то», разумнее говорить: «Для меня более естественно делать то-то» или «Дл5 меня более полезно или выгодно поступать так-то».

Пока и поскольку мы хотим жить нормально, мы не даем проявиться нашей истинно! природе, потому что нормы, установленные другими людьми, не обязательно отвечаю: нашим потребностям.

ОБВИНЕНИЕ

Обвинять, то есть признавать (кого-то или что-то) виновным, означает составлять весомо' суждение о человеке, ситуации или о себе самом на основании своего несогласия ил! своих представлений о добре и зле, о правильном и неправильном. Любое обвинение таким образом, является последствием критики или суждений —не важно, высказанны: открыто или мысленных.

Примеры: обвинение самого себя в слабости, нетерпеливости, бедности, неуверенности безволии и т. д.; обвинение других во всем том, что нас самих РАССТРАИВАЕТ ил: заставляет переживать негативные эмоции.

7 Большая энциклопедия Сущности

Обвинение неотделимо от ЭМОЦИЙ; а эмоции неизбежно ослабляют человека, лишают его энергии. Мы обвиняем потому, что много страдаем и отказываемся брать на себя ОТВЕТСТВЕННОСТЬ. Мы страдаем потому, что позволяем нашему ЭГО, а не ЛЮБВИ управлять нашей жизнью. Когда мы обвиняем себя или кого-то, за этим всегда прячется страх за себя — главным образом, страх не быть любимым, не быть принятым, признанным. Когда мы хотим быть любимыми, это означает, что мы недостаточно любим сами себя. И надеемся, что другие восполнят нам этот изъян.

А как можно перестать обвинять? Осознай свои СТРАХИ, свою КРИТИКУ, свои ВЕРОВАНИЯ, а также скрывающиеся за этими страхами глубокие ЖЕЛАНИЯ. После этого проверь, всё ли еще твои верования благотворны для тебя, —и действуй соответственно. Ведь, действуя вопреки тому, что для тебя благо, ты продолжаешь обвинять себя. Осознай также, что чем меньше ты обвиняешь себя, тем меньше будешь обвинять и других —и тем меньше другие будут обвинять тебя.

Обвинение представляет одну из величайших преград для человеческой эволюции, потому что оно противоречит любви —ПРИЯТИЮ всех наших опытов. Вот почему первостепенно важным становится наше приятие, наше согласие переживать любой свой опыт, НАБЛЮДАЯ его и зная, что мы делаем все, что можем и как умеем, в каждую данную минуту —пусть даже мы можем не совсем то, что ПРЕДПОЧИТАЕМ. Мы знаем, таким образом, что и другие делают все, что могут. Давая себе право на неудачу и не обвиняя себя —таков путь мудрости, —мы обретаем больше СОСТРАДАНИЯ и ТЕРПИМОСТИ к другим.

ОБЕЩАНИЕ

см. ОБЯЗАТЕЛЬСТВО

ОБМАНЫВАТЬСЯ

Обманывать человека означает лгать ему, злоупотреблять его доверием. Обманываться — это способ видеть себя или внешние объекты такими, какими нам хочется их видеть. Наш взгляд нереален, нереалистичен, искажен, ошибочен. Мы как будто смотрим через ткань или через цветные очки, которые окрашивают все, что мы видим. Мы не видим ни людей, ни события, ни даже самих себя такими как есть. Это вызвано нашей реакцией на то, чем (или кем) мы хотели бы или не хотели быть.

Такого рода внутренняя установка характерна для людей, которые контролируют себя или стараются КОНТРОЛИРОВАТЬ других, а также для тех, кто переживает СТРАХИ.

Человек способен воображать различные состояния реальности и действовать в соответствии с ними. Например, мы можем внушить себе, что некая ситуация нас не травмирует и вообще не касается, тогда как в реальности она заставляет нас переживать подавленные эмоции и стрессы; мы можем считать, что уладили с родителем какой-то конфликт, а на самом деле этот же конфликт продолжается с супругом или детьми; мы можем воображать себя очень щедрыми, но в то же время только и ждем, чтобы нас отблагодарили. Таким примерам нет числа.

Можно заметить, что совсем нетрудно заставить себя поверить — и достаточно серьезно — во что угодно и в любой области. Но принесет ли это нам счастье, мир с самими собой и с другими людьми? Давайте не забывать, что, внушая себе всякую всячину, мы становимся необъективными, мы не в состоянии пойти навстречу собственным желаниям и видеть реальность и себя в ней в неискаженном свете. В такие периоды времени мы не сосредоточены на своих потребностях, мы не являемся самими собой, мы перестаем сознавать, что способны успешно творить собственную жизнь. Нами управляют другие люди или ситуации. Более того, поскольку мы отказываемся видеть страхи, из-за которых заставляем себя верить невесть во что, эти страхи набирают силу и рано или поздно заявяп о себе.

Когда человек обманывает себя, он лишь оттягивает, откладывает «на после» именно то с чем должен стать лицом к лицу. Но, как это ни печально, чем дольше мы откладываем выжидаем, избегаем каких-то ситуаций, тем труднее становится взглянуть правде в лицо А ведь каждому из нас хочется в один прекрасный день оказаться способным стать лицо!^ к лицу с реальностью, такой, какая она есть, быть НАСТОЯЩИМ, честным, искренним правдивым, быть, наконец, самим собой. В этом —самая острая потребность человечес кого существа.

ОБРАЗЕЦ, МОАЕЛЬ

Человек, идеально представляющий некую категорию или некоторое качество; то, чем; можно или следует подражать.

Нашими первыми образцами человеческих существ были наши РОДИТЕЛИ или все те кто нам заменял их в детстве. Мы выбрали для себя эти образцы еще до нашего рожде ния — в соответствии с потребностями нашей ДУШИ и с нашим ПЛАНОМ ЖИЗНИ Нашей первой моделью является родитель одного с нами пола. С первых же лет жизни mi смотрим на него и учимся быть в этой новой жизни (см. ЭДИПОВ КОМПЛЕКС). Поэтом вполне естественно, что мы используем, а нередко и машинально усваиваем некоторы его формы поведения, психологические установки и даже верования.

Таким образом, родитель одного с нами пола является первой моделью того, как любипи отдавать любовь. Родитель противоположного пола, со своей стороны, соответствует мо дели того, как быть любимым, принимать любовь. Если ты не принял способ быти кого-то из родителей, очень вероятно, что ты отвергнешь эту модель и сделаешь все, чтоб] быть от нее отличным, а фактически, противоположным. Или, быть может, ты из те людей, которые настолько верны и лояльны по отношению к родителям, что становятс полной их копией? И имитировать, и пытаться быть противоположностью своей моде ли —неправильные установки, тормозящие развитие нашей ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ

Поэтому нужно начинать с приятия тех моделей, которые нами уже выбраны, поблагодг рить их за то, что они помогли нам точно определить, чего мы хотим. В дальнейшем эт позволит нам стать тем, чем мы хотим быть. Именно так каждое поколение превосходи предыдущее.

7*

ОБЩЕНИЕ

Рассмотрим пример мальчика, который выбрал себе безропотного, покорного отца. Если мальчик злится и не хочет быть таким, как отец, он вырастет личностью КОНТРОЛИРУЮЩЕЙ и, вероятно, агрессивной. Чем сильнее его РЕАКЦИЯ, тем больше он старается не быть похожим на отца и тем больше становится на него похожим с годами. В то же время, если бы сын принял отца таким, как есть, даже не будучи согласен с отцовским поведением, и поблагодарил отца за образец того, как не следует себя вести (быть слишком покорным), — он стал бы самим собой, то есть по собственному ВЫБОРУ — иногда покорным, иногда непокорным, и в каждом случае чувствовал бы себя на своем месте.

Поскольку мы прибыли на Землю для того, чтобы превзойти предыдущее поколение, — не в том смысле, чтобы считать себя лучше него, а в ОСОЗНАНИИ своей сущности, то есть в УВАЖЕНИИ и ПРИЯТИИ всех наших опытов, а равно и наших пределов, — мы должны реагировать и принимать новые, отличные от прежних линии поведения, чтобы не повторять бесконечно одни и те же схемы предков. Сила, влекущая нас к этому, есть не что иное, как сила мудрости и желания снова обрести свободу и стать самими собой.

ОбИЕНИЕ

Действие или факт передачи чего-то кому-то; осуществление отношений с другими людьми.

В рамках этой книги под общением подразумевается обмен информацией между людьми, но не произнесение длинных речей и не чтение лекций. Множество социальных, семейных и интимных проблем возникает из-за неумелого, неадекватного общения.Почему так трудно высказать что-то и быть понятым? Да лишь потому, что мы этому не научились в детстве. Умение общаться развивается точно так же, как и всякое другое, то есть через практику. А это требует серьезной способности слушать и сочувствовать, быть правдивым и настоящим.

Поэтому СЛУШАТЬ нужно по-настоящему, стремясь сердцем и интуицией понять, что хочет выразить, что готов открыть тебе твой собеседник. Наша манера общения обычно сильно отмечена нашими ТРАВМАМИ. Трое людей, один из которых переживает страх покинутого, другой —отвергнутого, третий —несправедливость, выражают свои мысли по-разному, потому что каждому из них надлежит пережить и узнать что-то свое. Их потребности различны. Вот почему так важно уметь слушать —это основа общения.

Развить в себе СОСТРАДАНИЕ означает быть способным поставить себя на место другого и попытаться понять, что он переживает в душе, почувствовать его страхи и желания в его жестах и словах, ведь правда нередко таится под поверхностью сказанного.

8 большинстве случаев настоящее общение не может состояться из-за неумения слушать. Сейчас мы рассмотрим, как происходит общение, когда к нам кто-то обращается. Самый мжный этап — понять, что хочет сообщить собеседник.Можно выделить пять типов >бщения. Для их иллюстрации я использую пример супружеской пары, которая обсуждает будущий отпуск.

ОБЩЕНИЕ

iy i

1-й тип.Собеседник задает реальный, ясный и точный вопрос, и мы должны прямо ответить на него. Например, Он спрашивает у Нее: «Где бы ты хотела провести этот отпуск?»

2-й тип.Собеседник только делится своими переживаниями. Нет никакой нужды что-либо говорить или добавлять. На бесполезные слова тратится много энергии. Пример: «Ах, я так рада, что мы выбрали это место для поездки. Я использую этот отпуск, чтобы хорошо отдохнуть».

3-й тип.Собеседник, возможно, тоже делится, то есть он не задает прямой вопрос, но его высказывание скрывает вопрос или просьбу о помощи. В подобных случаях следует проверять, что же все-таки хочет знать собеседник или почему он это говорит. К сожалению, большинство людей попадаются вэту ловушку. Им кажется, что они угадали скрытый вопрос, и они начинают отвечать, не выяснив, чего же на самом деле хочет собеседник. Пример: «Я вот все думаю, стоит ли брать отпуск в этом году». В этом утвердительном предложении скрыто по меньшей мере пять различных вопросов. Какой же из них соответствует мысли говорящего?

4-й тип.Бывает и настоящая просьба о помощи. В таком случае нам приходится решать, можем ли мы ответить согласием; ведь не на всякую просьбу о помощи следует отвечать положительно, тем более если ради этого нам пришлось бы превысить свои ПРЕДЕЛЫ. Например, Она говорит Ему: «Ты не возражаешь, если я в этом году на недельку уеду в отпуск без тебя, а ты в это время присмотришь за домом и детьми?»

5-й тип.Еще одна форма общения, когда спокойная беседа становится невозможной: собеседник подвергает сомнению все, что бы мы ни сказали или выбрали. Ловушка заключается в том, что мы пытаемся переубедить собеседника, развеять его сомнения. Это н« работает!!!Именно потому, что он сомневается, он не воспримет никаких доводов. Разумнее будет задать ему вопрос о причинах его позиции: «Вот ты говоришь, что в этом год) мы можем позволить себе три недели отпуска на юге, но ведь это невозможно! Мне даж< интересно, как ты себе это представляешь».

Как видишь, есть много способов устного общения. Кроме того, есть общение с помощьк взглядов, жестов, прикосновений. Для интровертных личностей, например, устное обще ние затруднительно, и они часто предпочитают другие средства выражения своих чувси или потребностей. Мы должны учиться принимать их такими, какие они есть, и не тре бовать, чтобы они изменились. Чувствуя внимание и приятие с нашей стороны, они по степенно и сами будут переходить к речевому общению.

Когда наступает момент общения, нам нередко приходится собираться с мужеством, что бы стоять на своем и вместе с тем общаться корректно. Дело в том, что наши страхи

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.