Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Графическое представление.



 

Проиллюстрируем сначала возникновение задачи линейного программирования и графический метод ее решения на примере простой производственной задачи. Допустим, для изготовления двух изделий А1 и А2 используется три типа оборудования: токарное, сварочное и шлифовальное. Для каждой операции известно время обработки одного изделия. Известны также общий фонд (лимит) рабочего времени оборудования каждого типа и прибыль от реализации одного изделия типа А1 или А2.

Таблица 5.1.

Тип оборудования Затраты времени (станко-час) на обработку одного изделия Общий фонд рабочего времени оборудования
А1 А2
Токарное Сварочное Шлифовальное 300ч. 120ч. 250ч.
Прибыль (млн.р.)  

 

Требуется определить, сколько изделий, и какого типа необходимо изготовить для получения максимальной прибыли от реализации.

Предположим, изготовлено x1 изделия типа А1 и х2 изделий типа А2. Тогда всего на их изготовление пошло всего 12х1 + 4x2, станко-часов токарного оборудования. Поскольку общий фонд рабочего времени токарных станков не может превышать 300 станко-часов, то имеет место неравенство

 

12x1+4x2 < 300 (5.1.1)

 

 

Аналогично для сварочных и шлифовальных работ получаем еще два неравенства:

 

4x1+ 4x2 < 120

3x1+ 12x2 < 250 (5.1.2)

 

Кроме того, ещё два неравенства возникает из факта неотрицательности числа изделий:

 

x1 > 0 ; x2 > 0 (5.1.3)

 

Прибыль от реализации x1 изделий типа A1 и x2 изделий типа A2 составит: F = 30x1 + 40x2 (млн. р.)

Геометрическая интерпретация поставленной задачи линейного программирования довольно проста в силу двумерности задачи и заключается в следующем. Ограничения (5.1.1) - (5.1.3) определяют выпуклую область допустимых решений задачи, называемую многоугольником решений. Стороны этого многоугольника задаются прямыми линиями, уравнения которых получаем из ограничений (5.1.1) - (5.1.3) заменой знаков >, < на знак равенства.

 

Рис. 5.1. Графическое решение задачи линейного программирования.

 

Можно показать, что целевая функция F принимает максимальное значение в одной из вершин заштрихованного многоугольника, а именно в вершине V. Чтобы найти искомую вершину, строим прямую постоянного уровня 30x1 + 40x2 = F и перемещаем ее параллельно самой себе, т.е. вдоль вектора{30,40} до тех пор, пока не достигнем границы области допустимых решений. Вершина V является точкой пересечения двух прямых, поэтому ее координата определяются решением системы уравнений

 

4x1 + 4x2 = 120

3x1 + 12x2 = 250

 

Решив эту систему, получим , . Следовательно, изготовив 12 изделий типа А1 и 18 изделий типа А2, можно получить максимально возможную прибыль:

 

Fmax 30×12 + 40×18 = 1080 (млн.р.)

 

Если к изделиям типа А1 и А2 добавить хотя бы изделие типа А3, то геометрическая интерпретация поставленной задачи поиска максимума прибыли существенно усложняется, поскольку от двумерного (плоского) случая n = 2 мы переходим к трехмерному (пространственному) случаю. Тем не менее, и в случае n = 3 возможно наглядное геометрическое решение задачи. Для решения производим следующие действия:

1. Вместо прямых линий, задаваемых неравенствами типа (5.1.1) - (5.1.3), строим плоскости:

gi = ai1x1 + ai2x2 + ai3x3 = bi; i = 1, 2, … , m

 

2. Находим области, определяемые каждым i -м ограничением задачи.

3. Вместо многоугольника решений определяем многогранник решений.

4. Вместо прямой постоянного уровня строим плоскость, задаваемую целевой функцией F = с1x1 + с2x2 + c3x3 и пересекающую многогранник решений.

5. Строим вектор нормальный к плоскости постоянного уровня.

6. Перемещаем плоскость постоянного уровня вдоль С до тех пор, пока не достигнем вершины V многогранника решений, в которой целевая функция F принимает максимальное значение.

7. Определяем координаты точки V и вычисляем значение F в этой точке.

Если число неизвестных задачи линейного программирования n > 3, то наглядное геометрическое представление задачи затруднительно и для ее решения используется так называемый симплекс-метод.

 

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.