ДЛЯ РАСЧЁТА НА ПРОЧНОСТЬ ВЛА - ШЕСТЕРНИ АВИАЦИОННОГО РЕДУКТОРА
Утверждено Редакционно-издательским советом университета
В качестве методических указаний
С А М А Р А
Издательство СГАУ
2010
УДК 629.7.03:681.3:65.015.13(06)
ББК 39.55
Б 219
Рецензент: д-р техн. наук, проф. Новиков Д.К.
Б 219 Балякин В.Б.
Использование пакета ANSYS для расчёта на прочность вала - шестерни авиационных редукторов: методические указания / В.Б.Балякин,И.С. Барманов,А.С.Злобин – Самара: Изд-во Самар. гос. аэрокосм. ун-та, 2010. – 20 с.
Рассмотрены концептуальные аспекты проектирования авиационных изделий с помощью ЭВМ. Большое внимание уделено организации моделирования в пакете ANSYS. Рассмотрена возможность применения ANSYS как среды для моделирования при курсовом проектировании на примере вала – шестерни авиационного редуктора.
1 РАСЧЕТ ВАЛА-ШЕСТЕРНИ С ПОМОЩЬЮ СВОБОДНОЙ СЕТКИ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.. 5
2 РАСЧЕТ ВАЛА-ШЕСТЕРНИ С ПОМОЩЬЮ УПОРЯДОЧЕННОЙ СЕТКИ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ.. 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 20
ВВЕДЕНИЕ
В данной работе рассматривается методика прочностного расчета деталей машин с помощью метода конечных элементов на примере вала-шестрени авиационного редуктора. Для расчета применяется программный пакет ANSYS (продукт фирмы ANSYS Inc.). Здесь же приведен сравнительный анализ трех путей решения задачи: расчет методами сопротивления материалов, расчет с применением упорядоченной сетки конечных элементов, расчет с применением свободной сетки конечных элементов.
Методика решения с помощью свободной сетки приведена из методических указаний «Расчёт на прочность деталей авиационных редукторов с помощью пакета «Ansys»: метод. указание / В.Б.Балякин, А.Г. Кожин, А.Н. Крундаева.
Вал закреплен в радиальном и радиально-упорном подшипниках и приводится во вращение двигателем через шлицевое соединение.
РАСЧЕТ ВАЛА-ШЕСТЕРНИ С ПОМОЩЬЮ СВОБОДНОЙ СЕТКИ КОНЕЧНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ
Геометрическая модель шестерни может быть создана в любой программе тpехмеpного моделирования (например КОМПАС-3D V8) см. Рисунок 1.
Рисунок 1 - 3 D модель шестерни
Для расчета на прочность деталь необходимо перевести в программу ANSYS.
Для этого создается файл типа parasolid (*.x_t). в КОМПАС-3D V8 (Рисунок 2).
Рисунок 2 - Сохранение 3D модели под расширением *.x_t.
Файл Shesterny_0d.x_t импортируется в ANSYS (File→ Import→PARA…). Рисунок 3.
Рисунок 3 - Перевод шестерни в ANSYS
После проделанной операции на экране появится набор линий, но в программу будет перенесено тело с определенным объемом. Для просмотра существования объема необходимо выбрать функцию: List→ Volumes (Рисунок 4).
Рисунок 4 - Результат перевода
Для того чтобы продолжить работу необходимо представить деталь в виде объемного тела PlotCtrls→ Style→Solid Model Facets ….
В появившейся вкладке заменяем каркасное изображение объема, на действительное изображение Wireframe→Normal Faceting.
Выводим объемное изображение Plot→Volumes. Рисунок 5.
Рисунок 5- Объемное изображение шестерни
Для разбиения детали на конечные элементы необходимо выбрать тип конечного элемента и задать свойства материала: модуль упругости, коэффициент Пуассона и плотность.
Выбор типа конечного элемента Main Menu→Preprocessor→Element Type→Add/ Edit/ Delete→Add.
В появившейся вкладке выбираем Solid Tet 10 node 92.
Задаём свойства материала Main Menu→Preprocessor→Material Models→Structural→Linear→Elastic→Isotropic.
Модуль упругости EX = 2E11 Па;
Коэффициент Пуасона MUXY = 0.3;
Плотность Density = 7800 кг/м3.
Следует пРисуноквоить эти атрибуты шестерне Attributes Define→All Volumes.
Воспользуемся функцией разбиения детали на объемные конечные элементы Main Menu→Preprocessor→MeshTool.
Нажимаем Set и пРисунокваиваем SIZE Element edge length = 0,007 м.
После чего нажимаем mesh и Pick All (см. Рисунок 6).
Рисунок 6- Разбиение шестерни на объемные конечные элементы
В редукторе шестерня находится в соединении с другими элементами (подшипниками, шайбами, гайками), поэтому необходимо ввести ограничения на перемещение шестерни по осям координат.
Перейдем в цилиндрическую систему координат, так как ось шестерни представляет собой систему цилиндров Utility Menu→ WorkPlane→Change Active CS to→ Global Cylindrical.
В каждом конечном элементе существует своя система координат, непосредственно связанная с глобальной системой координат. Для правильного приложения нагрузки необходимо изменить положение систем координат узлов так, чтобы они располагались по окружности
Main Menu→Preprocessor→ →Modeling/Move/Modify→Rotate Node CS →To Activ CS.
Введем ограничения на перемещения в месте расположения шлицов по всем трем осям Main Menu→Preprocessor →Loads→ Apply→Displacement→On Areas.
Выделяем интересующую нас поверхность и нажимаем OK.
В появившейся вкладке выбираем All DOF.
Ограничение необходимо нанести и в те места где расположены подшипники: для радиально упорного ограничиваем по UX и UZ , а радиальный только по UX (см. Рисунок 7).
Рисунок 7- Наложение ограничений
Для правильного приложения нагрузки необходимо перейти в “Декартову” систему координат
Utility Menu→WorkPlane→Change Active CS to→Global Cartesian.
Рассматриваемое зубчатое колесо имеет наибольшую нагрузку на зубья в момент, когда в зацепление находиться всего одна пара зубьев, так как нагружен всего один зуб. Выбираем поверхность, к которой приложим нагрузку (Select→ Entities). См Рисунок 8.
Рисунок 8- Выбор поверхности нагружения
Затем, выбираем все узлы, принадлежащие этой поверхности (Select – Entities). Рисунок 9.
Рисунок 9- Вывод узлов
Нагружение зуба силой, действующей по нормали к поверхности зуба осуществляем в момент, когда она приложена к вершине зуба.
Действующими по трем осям, нагрузку прикладываем к вершине зуба Main Menu→Preprocessor→Loads→Apply→Force/Moment→On Nodes. Рисунок 10.
Рисунок 10- Приложение усилий
Переходим в изометрическое изображение детали Utility Menu→Select→ →Everything. Utility Menu→Plot→Volumes.
Для проведения расчёта воспользуемся функцией решения Main Menu→ →Solution→Current LS. См. Рисунок 11.
Для просмотра конечных результатов воспользуемся функцией просмотра результата решения Main Menu→General Postproc→Plot ResultsNodal Solution.
Рисунок 11- Нагруженное состояние шестерни
При расчете по данной методике получены следующие результаты (Рисунок12 и13).
Рисунок 12 - Напряженное состояние у основания зуба
Рисунок 13- Напряженное состояние на валу в месте галтельного перехода
Из Рисунка 12 видно, что максимальные напряжения у основания зуба шестерни равны 452 МПа. Расчет методами сопротивления материалов дает 440 МПа (погрешность 2,7%).
Максимальные напряжения в сечении с галтельным переходом равны 25,3 МПа. . Расчет методами сопротивления материалов дает 13,6 МПа (погрешность 46,2%).