В соответствии с положениями, принятыми РСЧС, ВСМК организует свою работу в соответствии с тремя режимами функционирования: повседневной деятельности, повышенной готовности и чрезвычайной ситуации.
Режим повседневной деятельности ВСМК включает следующие основные мероприятия:
· участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС, снижения воздействия на здоровье населения при их возникновении, участие в повышении уровня медицинской защиты населения и в его обучении правилам профилактики поражений и оказания первой медицинской помощи;
· планирование медико-санитарного обеспечения населения при возникновении ЧС;
· организация и обеспечение постоянного, эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;
· обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организация их работы;
· организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;
· создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы, совершенствование подготовки её личного состава;
· поддержание взаимодействия между входящими в службу медицины катастроф данного уровня органами управления, формированиями и учреждениями;
· создание резервов медицинского имущества, его накопление, освежение, контроль за хранением и правильным его использованием;
· разработка и реализация комплекса мероприятий по материально-техническому обеспечению службы и его совершенствованию, включающему оснащение формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых ЧС;
· создание, поддержание на установлением уровне, контроль за использованием финансовых и материально-технических ресурсов, предназначенных для обеспечения работы службы;
· участие в медицинской подготовке личного состава аварийно-спасательных формирований РСЧС.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:
· оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф;
· усиление дежурно-диспетчерской службы, перевод при необходимости на круглосуточную работу (частично или полностью) персонала центров медицины катастроф, создание оперативных групп, их обеспечение транспортными средствами и связью;
· анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, прогнозирование возможного развития обстановки и подготовка предложений председателю межведомственной координационной комиссии службы медицины катастроф по содержанию и организации мероприятий;
· уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её изменений, уточнение запланированных мероприятий; участие в подготовке населения к действиям при возникновении возможной ЧС; уточнение потребности в медицинских средствах индивидуальной защиты, подготовка к их выдаче личному составу службы медицины катастроф и населению, обучение порядку их применения;
· проверка готовности материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; проведение мероприятий по сокращению сроков имущества медицинским формированиям службы, пополнению недостающим оснащением;
· уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС, а также между органами управления, учреждениями и организациями министерства и ведомств, силы которых входят в состав службы медицины катастроф;
· усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний, анализ информации о санитарно-эпидемиологической обстановке на территории возможной ЧС, разработка предложений по организации и проведению комплекса противоэпидемических мероприятий по предупреждению возникновения инфекционных заболеваний и их ликвидации.
В режиме чрезвычайной ситуации служба проводит следующие основные мероприятия:
· оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайных ситуации;
· сбор информации об обстановке в районе (зоне) ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии ВСМК, внесение предложений по организации медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;
· введение в действие (по указанию председателя межведомственной координационной комиссии ВСМК) соответствующих разделов (положений) плана медико-санитарного обеспечения населения (с учётом характера ЧС);
· немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф (органов управления здравоохранения), формирований и учреждений службы;
· организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне (очаге) ЧС, участие в оказании пораженным медицинской помощи и их эвакуация из зоны (очага) ЧС;
· организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения (лечебно-эвакуационных, санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, а также по снабжению медицинским имуществом), возлагаемых на службу медицины катастроф;
· организация и осуществление медико-санитарного обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;
· организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования пораженных (в том числе во взаимодействии с органами МВД России);
· организация санитарно-гигиенических мероприятий по защите персонала аварийных объектов и участников ликвидации ЧС, медицинского контроля за состоянием здоровья персонала формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС;
· непрерывное и оперативное управление формированиями и учреждениями службы, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, их финансовое, материально-техническое обеспечение и снабжение медицинским имуществом, введение учётных и отчётных документов.
1.8. Контрольные вопросы
1. Определение основных понятий и классификация чрезвычайных ситуаций.
2. Медико-санитарные последствия чрезвычайных ситуаций: определение понятия, поражающие факторы чрезвычайных ситуаций, понятие о людских потерях в чрезвычайных ситуациях, элементы медико-тактической характеристики чрезвычайных ситуаций.
3. Определение, задачи и основные принципы построения функционирования Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).
4. Организация Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.
5. Территориальные и функциональные подсистемы и уровни управления РСЧС.
6. Перечень федеральных служб предупреждения и ликвидации РСЧС.
7. Понятие о постоянно действующих органах повседневного управления, органах обеспечения оперативного управления (пунктах управления), силах и средствах.
8. Задачи и состав сил и средств РСЧС.
9. Силы и средства ликвидации чрезвычайных ситуаций МЧС России.
10. Войска гражданской обороны.
11. Государственный Центральный аэромобильный спасательный отряд (Центроспас).
12. Поисково-спасательная служба.
13. Центр по проведению спасательных операций особого риска.
14. Авиация МЧС России.
15. Основные мероприятия РСЧС но предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций.
16. Краткая история развития Всероссийской службы медицины катастроф.
17. Определение, задачи и основные принципы организации ВСМК.
18. Организация ВСМК: федеральный уровень.
19. Организация ВСМК: региональный уровень.
20. Организация ВСМК: территориальный уровень.
21. Организация ВСМК: местный и объектовый уровень.
22. Управление службой медицины катастроф: определение; система управления ВСМК. принципы организации в взаимодействия, управление ВСМК в ходе ликвидации ЧС.
23. Служба медицины катастроф Минздрава России.
24. Формирования службы медицины катастроф Минздрава России.
25. Полевой многопрофильный госпиталь.
26. Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП).
27. Врачебно-сестринские бригады (ВСБ).
28. Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи.
29. Бригады доврачебной помощи и фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи.
30. Задачи и организационная структура санитарно-эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях.
31. Организация санитарно - эпидемиологической службы для работы в чрезвычайных ситуациях.
32. Задачи и организация специализированных формирований Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.
33. Санитарно-эпидемиологические отряды (СЭО).
34. Санитарно-эпидемиологические бригады (СЭБ).
35. Специализированные противоэпидемические бригады (СПЭБ).