Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ЧИТИНСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ

 

 

Чита - 2012

УДК 610-8.

ББК – 51.1(2)2

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МЕДИЦИНСКОЙ ПОМОЩИ ПРИ КАТАСТРОФАХ.

Степанов А.В., Любин А.В., Малежик М.А., Перепелицин Н.И., Тарасова О.А. – Чита: ИИЦ ЧГУ, 2012. – 159 с.

 

Учебно-методическое пособие подготовлено и составлено в соответствии с учебной программой по медицине катастроф по специальности «Защита в чрезвычайных ситуациях». В нем рассматриваются предмет и задачи учебной дисциплины, организация и функционирование различных подразделений медицины катастроф, дается подробная характеристика природных и техногенных поражающих факторов, предлагаются основные принципы неотложной медицинской помощи.

Учебное пособие предназначено для студентов лечебного, педиатрического, стоматологического факультетов медицинских вузов.

 

Рецензенты:

Зав. кафедрой общей хирургии ЧГМА,

профессор, д.м.н. Е.В.Намоконов

Зав. кафедрой судебной медицины,

Профессор, д.м.н. Г.И.Авходиев

 

Рекомендована ЦМК Читинской государственной медицинской академии №___ от __________

 

Сокращения:

АХОВ – аварийно-химически опасные вещества

БСМП – бригады специализированной медицинской помощи

ВСМК – Всероссийская служба медицины катастроф

ВЦМК – Всероссийский центр медицины катастроф

ЕГСЧС – Единая государственная служба чрезвычайных ситуаций

ЛПУ – лечебно-профилактическое учреждение

ЛЭМ – лечебно- эвакуационных мероприятий

ЛЭО – лечебно-эвакуационное обеспечение

МГОЧС – Министерство гражданской обороны чрезвычайных ситуаций

МОСН –медицинском отряде специального назначения

МП – медицинская помощь

МСГО – медицинская служба гражданской обороны

ОЛБ – острая лучевая болезнь

ПДК – предельно допустимая концентрация

ПМГ – полевым многопрофильным госпиталем

ПМГ – полевым многопрофильным госпиталем

ПТСР – посттравматическое стрессовое расстройство

РВ – радиационные вещества

РСЧС – Российская служба чрезвычайных ситуаций

РЦМК – Российский центр медицины катастроф

СДЯВ – сильно-действующие ядовитые вещества

СМК – службы медицины катастроф

ТЦМК – Территориальный центр медицины катастроф

ХОО – химически опасными объектами

ХОО – химически опасными объектами

ЦГСЭН - Центр Государственного сан-эпиднадзора

ЧС – Чрезвычайная ситуация

ЭМП – экстренной медицинской помощи

ЭМП – экстренной медицинской помощи

ЭМЭ – этап медицинской эвакуации

ЭМЭ – этапах медицинской эвакуации

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ.

1.1. Особенности ЧС в современное время. 9

1.2. Основные поражающие факторы в ЧС 13

1.3. Виды чрезвычайных ситуаций 16

1.4. Основные задачи Единой Государственной системы ЧС 19

1.5. Состав сил и средств РСЧС 21

1.6. Задачи всероссийской службы медицины катастроф 25

1.7. Органы управления Всероссийской службой медицины

катастроф 32

1.8. Контрольные вопросы 38

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ЛЕЧЕБНО-ЭВАКУАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ

2.1. Общие принципы лечебно эвакуационного обеспечения населении при ЧС 40

2.2. Виды медицинской помощи 47

2.3. Медицинская эвакуация в условиях ЧС 60

2.4. Медицинская сортировка 63

2.5. Организация санитарно-противоэпидемического обеспечения в чрез- вычайных ситуациях 72

2.6. Контрольные вопросы 87

3. ПСИХОЛОГО-ПСИХИАТРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

3.1.Принципы психиатрии катастроф 90

3.2. Психическая травма. Диагностические критерии психогенных расстройств. Классификация чрезвычайных ситуаций (в зависимости от личностной значимости события в психолого-психиатрическом плане). Лечение психогенных заболеваний. 91

3.3.Особенности поведенческих реакций в условиях ЧС 93

3.4.Клинические проявления психических расстройств, возникающих при чрезвычайных ситуациях 93

3.5. Лечение психогенных заболеваний 98

3.6.Принципы организации эффективной психолого-психиатрической помощи пострадавшему при чрезвычайных ситуациях 98

3.7. Контрольные вопросы 101

4. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧС ПРИРОДНОГО ХАРАКТЕРА

4.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий землетрясений 103

4.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий

других природных катастроф. 114

4.3. Контрольные вопросы 129

5. МЕДИКО-САНИТАРНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИ ЛИКВИДАЦИИ ПОСЛЕДСТВИЙ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ ТЕХНОГЕННОГО (АНТРОПОГЕННОГО) ХАРАКТЕРА)

5.1. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий химических аварий. 130

5.2. Медико-санитарное обеспечение при ликвидации последствий радиационных аварий 138

5.3. Медико-санитарное обеспечение в чрезвычайных ситуациях на транспортных и дорожно-транспортных объектах, при взрывах

и пожарах 145

5.4. Особенности медико-санитарного обеспечения при

террористических актах и локальных вооруженных конфликтах 153

5.5. Контрольные вопросы 156

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА 158

 

ВВЕДЕНИЕ.

Прогнозирование, предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций является в настоящее время одной из острейших мировых проблем. За последние два десятилетия результатом катастроф на планете стала гибель более 3 млн. человек, общее число пострадавших составило около 800 млн. человек. Всё большую активность эти проблемы приобретают и в нашей стране.

Ежегодно на территории Российской Федерации регистрируется более 100 крупных катастроф, связанных с гибелью людей. Землетрясение в Армении, авария на Чернобыльской АЭС, взрывы в Арзамасе и Уфе, пожар в Перми, авария на Саяно-Шушенской ГРЭС привели к массовым поражениям и гибели людей, обширному загрязнению территории радиоактивными и ядовитыми веществами, резкому ухудшению санитарно-эпидемической обстановки, возникновению сложных медико-биологических и социальных проблем.

Все это делает весьма актуальным задачу подготовки к возможным чрезвычайным ситуациям мирного времени, учёта их последствий и разработка эффективного комплекса мероприятий по снижению отрицательного воздействия этих последствий на хозяйственную деятельность человека и его жизнеобеспечение.

Все это вызвало необходимость в реорганизации Гражданской обороны. Опираясь на Конституцию РФ, Федеральные законы «О защите населения и территорий Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного характера», «О гражданской бороне», «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ» в 1990 г. был создан корпус спасателей под руководством Сергея Кужгетовича Шойгу в дальнейшем преобразованный в Министерство по чрезвычайным ситуациям. В его составе: главнее управление Гражданской обороны и штаб войск гражданской обороны. Войска гражданской обороны были выведены из состава Вооруженных Сил. В ноябре 1996 года постановлением Правительства Российской Федерации № 1113 в стране была создана единая государственная система предупреждения и ликвидации в чрезвычайных ситуациях, создано 9 региональных центров по делам ГО, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в городах Москва (Центральный РЦ), Санкт-Петербург (Северо-западный РЦ), Новосибирск (Западно-Сибирский РЦ), Ростов на Дону (Северо-Кавказкий РЦ), Хабаровск (Дальневосточный РЦ) и др.

Землетрясения, извержение вулканов, наводнения, ураганы и др. стихийные бедствия, а также войны были постоянными спутниками человеческой истории. ХХ столетие и, особенно, 2-я его половина характеризуется бурным развитием науки и техники, ростом и увеличением масштабов техногенных катастроф.

Подсчитано, что среди всех стихийных бедствий в мире 40 процентов приходится на наводнения, 20 процентов на тропические циклоны, 15 процентов на землетрясения, 25 процентов на другие стихийные бедствия. Но если стихийные бедствия, связанные с повышение уровня воды и атмосферными явлениями поддаются прогнозированию, то землетрясение, как правило, непредсказуемы и по этому приводят к многочисленным человеческим жертвам. Только в течение последнего столетия в различных странах мира зарегистрировано более 40 крупных землетрясений, унесших большое количество жизней людей. Примерами могут служить землетрясения в Ашхабаде (1948 год), Ташкенте (1966 год), Армении (1988 год), Гаити (2010). Только в результате землетрясения на Гаити погибло более 100 тысяч человек.

На территории Читинской области только от урагана со скоростью напора ветра до 35 метров в секунду в мае 1990 года погибло 25 человек, разрушено полторы тысячи домов и 17 промышленных предприятий. Ежегодно лесные пожары и паводки влекут за собой человеческие жертвы и приносят миллионные убытки народному хозяйству региона.

Для территории, входящих в состав Забайкальского региона, характерны ежегодные возникающие, особенно в Читинской области паводки и наводнения. Лесные пожары, особенно в летнее время, являются постоянным явлением в Бурятской республике, Читинской и Иркутской областях.

Южное Прибайкалье, захватывающие такие крупные населенные пункты г. Иркутск, г. Улан-Удэ, являются сейсмически опасной зоной. Неслучайно, самое сильное землетрясение ХХ столетия произошло именно в Монголии и Прибайкалье в 1957 году. В результате этого землетрясения вдоль горного хребта Гурван-Богдо образовалась трещина около 20 метров шириной и длиной свыше 250 км и провал шириной около 800 метров и длиной 18 км при глубине нескольких метров, а также был расколот напополам горный пик, часть которого обрушилась.

Для резко континентального климата нашего региона характерны сильные устойчивые морозы зимой, ураганные ветры со скоростью превышающие 30 метров в секунду.

На территории забайкальского региона имеются природные очаги особо опасных инфекционных заболеваний – чумы, сибирской язвы, а также туляремии, весенне-летнего клещевого энцефалита.

 

 

ЗАДАЧИ И ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИННОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СИСТЕМЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ И ЛИКВИДАЦИИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.