Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Практическое занятие № 3



Эволюция житийного жанра

П л а н

1. «Сказание о Борисе и Глебе», как образец княжеского жития.

2. «Житие Александра Невского»: черты жития и воинской повести.

3. «Житие Юлиании Лазаревской» – биографическая повесть ХУП века, возникшая на основе житийной литературы.

Вопросы и задания

I.

1. Назовите конспективно основные «вехи» жизни Бориса и Глеба. Чем замечательна была жизнь /кончина/ Бориса и Глеба?

В чем заключается их подвиг? Вспомните историческую и политическую обстановку на Руси в первой половине Х1 в. В чем актуальность, «современность» действий героев? Почему память о них, по мнению автора, должны сохранять потомки?

Сформулируйте основную идею «Сказания». С какой целью написано «Сказание»?

2. Идейное содержание произведения воплощается в системе художественных образов.

В «Сказании» действующие лица четко разделены на положительных и отрицательных, что проявляется не только в их действиях, но и в прямых авторских характеристиках. Отметьте /выпишите/ слова, характеризующие Бориса, Глеба и Святополка, их слуг и отроков.

3. Есть ли отступления от принятой системы авторских характеристик? Иными словами, есть ли случаи приложения «положительного эпитета /и т.п./ к отрицательному персонажу?

Объясните, как в подобном резком противопоставлении персонажей отразилась дидактическая направленность произведения.

4. Говоря о психологизме произведения, мы имеем в виду интерес автора к внутреннему миру героя, побуждающий его уделять большое внимание и время описанию смены противоречивых чувств, длительных размышлений и колебаний, приводящих героя к принятию какого-либо решения.

Прокомментируйте борьбу противоположных чувств в монологах Бориса. Какие пути открылись для Бориса в изображенной ситуации? Очем свидетельствует ответ Бориса воинам? Является ли непротивление Бориса актом слабоволия или силы воли? Как оценили смерть Бориса очевидцы, автор?

5. Пересмотрите описание смерти Бориса. Какую роль играют тропы в этом описании? Какие художественные средства использует здесь автор? Вспомните, какую роль отводит автор Борису, какую - Глебу? Объясните, как различная смысловая нагрузка, которую несут на себе образы, определяет выбор художественных средств для их создания.

6. В качестве примера использования тропов отметьте в тексте /выпишите/ фразы, словосочетания, в которых есть мотив «плача», «слез», укажите те из них, где этот мотив выражен с помощью тропов, определите каких именно.

Определите характер и цели использования тропов в «Сказании».

7. Язык «Сказания» отличается глубоким лиризмом и выразительностью. Объясните, какие возможности в этом плане открывает использование автором следующих литературных приемов:

а/ прямой речи, большого количества монологов /в том числе внутренних монологов/;

б/ риторических вопросов, восклицаний, обращений, а также междометий;

в/ цепочек отвлеченных сравнений типа «узда юности моей»;

г/ различных тропов: конкретных сравнений, эпитетов, метафор, олицетворений и др.;

д/ прямых авторских оценок.

Сформулируйте особенности языка «Сказания».

8. Подводя итог вопросам и заданиям, посвященным этой теме, сформулируйте идейно-художественные особенности «Сказания о Борисе и Глебе» как произведения агиографического жанра.

II.

1. Сформулируйте тему «Жития князя Александра Невского», сравнив ее содержанием «Повести о разорении Батыем Рязани». Определите характер поступков Александра Невского, его дружинников и мотивы, побуждающие их к свершению подвигов.

Сопоставьте подвиги дружинников князя с подобными эпизодами в «Повести о разорении Батыем Рязани». Раскройте героико-патриотический пафос обоих произведений.

2. «Повесть о разорении Батыем Рязани» рассказывает о поражении русских войск. «Житие князя Александра Невского» – о победах русских воинов. Отразилось ли различие в исходе исторических событий на характере повествования и как именно?

3. Сравните образ Александра Невского и его дружинников /Гаврилы Алексича, Збыслава Якуновича и др./ с героическими образами князей-братьев и Евпатия Коловрата в «Повести о разорении Батыем Рязани». Какие черты героев отмечают оба автора? Есть ли принципиальное отличие в содержании этих образов? Чем объясняется их близость? Найдите в содержании «Жития» слова воинов, обращенные к князю Александру Невскому накануне битвы на Чудском озере. Как в них раскрываются взаимоотношения между князем и его дружиной?

4. Как отзываются об Александре Невском иноплеменники, в том числе Батый? Сравните эти отзывы с тем, что говорят Батый о Евпатии Коловрате, его приближенные о дружинниках Евпатия Коловрата. Какое значение имеют эти оценочные высказывания в повестях?

5. О каких походах и сражениях, кроме битв на реке Ижоре и на Чудском озере, говорится в «Житии»? Какую роль играет в них Александр Невский? Что подчеркивает все эти сведения в характеристике князя-воина, воина-рыцаря? Сопоставьте образ Александра Невского с образами воинов-рыцарей в «Повести о разорении Батыем Рязани».

Обобщая сделанные вами наблюдения, определите специфические черты положительного героя, характерные для воинских повестей.

6. Найдите в «Житии» слова, объясняющие право автора ввести в повесть прямое лирическое отступление. Какую роль играет в произведении образ автора? Вспомните, имеют ли место подобные лирические отступления в «Слове о полку Игореве». Приведите соответствующие примеры.

Просмотрите, есть ли в «Повести о разорении Батыем Рязани» лирические отступления.

7. Подумайте, к каким средствам прибегает автор «Повести о разорении Батыем Рязани» для выражения отношения к описываемым событиям. Приведите из текста «Повести» примеры описаний, проникнутых любовным лиризмом. Какие языковые средства /эпитеты, сравнения и пр./ находит для этого автор «Повести»?

Имеют ли место подобные лирические описания в текстах «Жития князя Александра Невского», «Слова о полку Игореве»?

Можно ли считать лиризм описаний особенностью воинских повестей?

8. Найдите в «Житии» описание «чуда», имевшего место на другом берегу реки Ижоры, а также второе «чудо» – явление Бориса и Глеба. Какое значение, по мнению автора, имеют эти «чудеса» в ходе событий?

9. Найдите в тексте «Жития» упоминания библейских имен и событий. Объясните смысл и цитат из Библии, приводимых автором «Жития». Определите характер вступления /самохарактеристика автора/ и заключения /»чудо» при погребении Александра Невского/. В чем разница между этим материалом и «чудесами», рассмотренные выше /сверхъестественная помощь «небесных сил» во время сражений, явление Бориса и Глеба/? Имеются ли подобные ссылки и описания в «Повести о разорении Батыем Рязани»? Для какого жанра – для жития или для воинской повести – характерны ссылки из Библии, цитаты из нее и пр.?

10. Определите жанр «Жития князя Александра Невского». Назовите основыне особенности идейного содержания, стиля и языка «Жития», типичные для жанра воинской повести. Укажите черты, позволяющие отнести это произведение к агиографическому жанру.

III.

1. Житие – это жизнеописание, иначе биография, и само содержание произведения предполагает определенный отбор материала: сведения о происхождении, о детских и отроческих годах, начале самостоятельной деятельности, основных «подвигах» и свершениях, сделавших героя достойным памяти потомков, наконец, сведения о его смерти, а также хронологическую, соответствующую естественному течению жизни человека последовательность изложения этого материала.

Сообразуясь с намеченной таким образом «житийной схемой» произведения, вспомните содержание «Жития Юлиании Лазаревской».

2. Прокомментируйте рассуждение Епифания Премудрого о том, что положительный герой, выдающийся общественный деятель должен обязательно происходить от «праведных» родителей. Объясните, как в этом положении отразилась точка зрения автора средневековья на предопределенность судьбы человека, неизменяемость его характера. Как проявилось это в «Житии Юлиании Лазаревской»? Как в этом традиционном «разделе» «Жития» отразилось новое содержание.

3. «Повесть о Юлиании Лазаревской» определяется в современном литературоведении как «биографическая повесть, возникшая на основе житийной литературы"»/Н.И.Прокофьев/.Этим подчеркивается связь повести с агиографическим жанром и в то же время ее новизне. Сравните поевсть о Юлиании Лазаревской с житиями ХШ-ХУ вв. Какие задачи ставил перед собой древний автор, создавая житие святого? Какая задача стояла перед автором этой повести? В чем заключалось основное содержание деятельности Юлиании и героев житий?

4. Вспомните историческую обстановку на Руси в начале ХУП века. Нуждалась ли Русь в героях, подобных Юлиании? Что в их жизни достойно памяти потомков /канонизации/ и подражания?

Сформулируйте задачи житийной литературы в общем виде.

5. Сравните язык повести с языком «Жития Александра Невского», «Повести о Фроле Скобееве». К какому из произведений приближается язык «Повести о Юлиании Лазаревской»? В чем причины этого? Что отличает Юлианию от Сергия Радонежского, Стефана Пермского и что сближает ее с героями повестей ХУП в.?

6. Сформулируйте сущность эволюции житийного жанра в плане содержания. Отметьте тенденцию к демократизации положительного героя.

 

Литература

 

1. Грихин В.А. Проблемы стиля древнерусской агиографии Х1У-ХУ вв. М.,1974.

2. Дмитриев Л.А. Житийные повести русского Севера как памятник литературы ХП-ХУП вв. Л., 1973.

3. Лихачев Д.С. Человек в литературе Древней Руси. М., 1970.

4. Тимохина Н.В. Практикум по древнерусской литературе. М.,1989.

5. Федотов Г.П. Святые Древней Руси. М.,1990.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.