Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Художественное своеобразие «Слова о полку Игореве»



П Л А Н

1. Краткие сведения об открытии и опубликовании «Слова о полку Игореве».

2. Историческая основа «Слова».

3. Тема и идея произведения.

4. Характеристика Игоря.

5. Образ Всеволода – «буй тура».

6. Святослав Киевский – выразитель идей автора «Слова».

7. Характеристика дружины в «Слове о полку Игореве».

8. Изображение Ярославны в «Слове».

9. Образ Русской земли в «Слове».

10. Поэтический язык «Слова».

11. Влияние «Слова» на автора «Задонщины».

12. Проблема жанра «Слова».

 

Вопросы и задания

 

I.1. Сравните описания второй битвы, сделанные разными писателями и поэтами. Какую главную мысль автора подчеркивают все переводчики? Какие художественные приемы они используют для этого?

2. Прочтите «смутный сон» Святослава» и его «золотое слово». Каким рисует автор великого князя киевского? В чем он противопоставлен князю Игорю?

3. В обращениях к удельным князьям звучит восхищение их ратными подвигами и иными достоинствами. Какие художественные средства использует для этого автор? За что он осуждает князей и к чему призывает?

4. Какие качества стремится показать автор в своих героях?

5. Каким вы представляете себе князя Игоря и буй-тур Всеволода?

6. Почему обращение Святослава автор называет «золотым словом»?

7.Чем вы объясните такие композиционные приемы, как перенос событий /каких/ и отступление от повествования? /Приведите примеры/.

8. Что осуждается автором в «Слове о полку Игореве»?

9. Как удается автору через описание природы передать свое отношение к событиям? /Приведите примеры из текста/.

10. Проследите, как использует автор «Слова» такой композиционный прием как противопоставление /контраст/.

11. Какую идейно-художественную роль играют авторские отступления в «Слове»?

II.1. Подумайте, о каких событиях пишет автор в следующих строках и какие при этом выражает чувства; охарактеризуйте художественные средства, используемые автором.

«С утра раннего до вечера, с вечера до светла летят стрелы каленые, стучат сабли о шеломы, трещат копья харалужные в степи незнаемой, посреди степи Половецкой. Черная земля под копытами была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле»;

«Тогда по Русской земле редко пахари вокрикивали, но часто вороны граяли, трупы себе деля, а галки свою речь говорили, лететь собираясь на пожар»;

«Никнет трава от жалости, деревья в горе к земле склонились»;

«И застонал, братья, Киев от горя, а Чернигов от напастей. Тоска развалилась по Русской земле».

2. Раскройте смысл следующих сравнений;

«Черная земля под копытами костьми была засеяна, а кровью полита; горем взошли они по Русской земле»;

«На Немиге снопы стелют из голов, мплотят цепами булатными, на току жизнь кладут, веют душу от тела».

3. Объясните, как вы понимаете смысл следующих строк. Найдите места в поэме, откуда взяты эти выражения:

«…корят князя Игоря, что добычу утопил на дне Каялы, реки половецкой, золото свое рассыпал»:

«Игорь спит, Игорь не спит, Игорь мыслию степь мерит от великого Дону до малого Донца»;

«Дети бесовы кликом степь перегородили, а храбрые русичи преградили щитами».

4. Найдите в тексте гиперболы и объясните, какую художественную роль они играют в произведении.

III.1. В тексте «Слова» можно выделить фрагменты, напоминающие по своей композиции отдельные жанры устного народного творчества. Примером могут служить плач Ярославны и заключительная часть «Слова». Проанализируйте их, укажите, чем они напоминают народные плачи и «славы» /песни славящие князей и дружину/.

2. Для поэтики устного народного творчества характерно широкое использование тропов.

Прочитайте данную ниже традиционную лирическую песню. Найдите в ней постоянные эпитеты, отрицательный параллелизм, отметьте особенности поэтического языка /повторы, в том числе анафоры/.

Ах кабы не цветы не морозы.

И зимой бы цветы расцветали.

Эх кабы на меня не кручина,

Ни о чем-то бы я не тужила,

Не сидела бы я подпершися,

Не глядела бы я в чисто поле.

И я батюшке говорила,

И я свету своему доносила,

Не давай меня, батюшка, замуж,

Не давай, государь, за неровню;

Не мечись на большое богатство,

Не гляди на высоки хоромы,

Не с хоромами жить, с человеком,

Не с богатством жить мне, с советом,

Я по сеням шла, я по новым шла,

Подняла шубушку соболиную,

Чтоб моя шубушка не прошумела,

Чтоб мои пуговки не прозвякнули,

Не услышал бы свекор – батюшко,

Не сказал бы он своему сыну,

Своему сыну, моему мужу.1

Вспомните, какие еще тропы часто встречаются в произведениях устного народного творчества. При необходимости обратитесь к «Словарю литературоведческих терминов».

3. Характерным для произведений устного народного творчества средством раскрытия внутреннего смысла произведения является символика, т.е. «прикрепление одного или нескольких образов из мира природы к тому или другому герою или к жизненным явлениям»[1]. Символы могут быть почерпнуты не только из мира природы. В качестве символов могут выступать предметы, сопровождающие человека в быту, в труде и т.п. Наиболее распространенные символы: в традиционных песнях для девушки – невесты – «белая лебедушка», «перепёлочка», «голубка», «белая березонька», «яблонька»,… для молодца или жениха – «ясный сокол», «сизый орел», «сизый голубь», «ясный месяц», «дубочек»,… для злой свекрови – «жгучая крапивушка», «горькая полынь»; для чужой жениховой родни – «гуси серые» и т.д.»[2]. Широко применяемые в поэтике лирических песен символы встречаются и в произведениях устного народного творчества других жанров /былинах, сказках и пр./ при описании положительных героев, их врагов и т.п.

Выпишите из текста «Слова» примеры «личных символов». Проанализируйте их содержание, отметьте их оценочный характер, связь с общим содержанием произведения.

Исходя из определения жанровых особенностей «Слова» объясните, почему автор обращается к этому фольклорному приему, наиболее часто встречающемуся в лирических народных песнях.

4. Символы могут характеризовать не только самих героев, но и их действия, именовать события, изображаемые в произведении. Примером такого рода символов «общего значения» является в «Слове» упоминание о том, что «къ полуднию подошла стяги Игоревы». В данном случае основанный на метонимии символ-образ раскрывает сущность события: падение стягов /спустить флаг/ означает поражение в бою.

Выпишите из «Слова» подобные художественные символы общего значения. Прокомментируйте их содержание. Какую художественную функцию они выполняют?

5. Д.С.Лихачев справедливо отмечает, что даже языческие боги, упоминаемые в «Слове», воспринимаются как образы народной поэзии. Найдите в тексте «Слова» упоминания о языческих божествах, про-комментируйте их содержание. Определите их связь с образами-символами, с символической системой произведения в целом.

IV.1. Прочитайте текст «Задонщины». Сопоставьте состав и композицию «Задонщины» и «Слова о полку Игореве» по плану:

«Слово о полку Игореве» «Задонщина»

Вступление Вступление

Обращение к читателям. Обращение к читателям.

Обращение к Бояну. Обращение к Бояну.

Похвала Игорю. Похвала Дмитрию и Влади-

миру.

Сравнение Бояна с соловьем. Обращение к жаворонку.

Сборы в поход Сборы в поход

Сбор войска Игоря в Путивле. Сбор войска Дмитрия в

Москве.

Обращение к Всеволоду. Причина похода.

Ответ Всеволода. Обращение к соловью.

Затмение Обращение Андрея Олгер-

Причина похода. довича к Дмитрию. Ответ

Дмитрия.

Начало похода Начало похода

Игорь выступает в поход. Наступление татар на

Русь.

Описание природы. Описание природы.

 

Установите, какие исторические события описаны в «Задонщине», какие части повествования в «Слове» и «Задонщине» близки по своему содержанию.

Сформулируйте тему повести. Выявите отличие в характере исторических событий, изображенных в этих двух произведениях. Как оно отразилось, в частности, в «перестановке», изменении последовательности эпизодов, рисующих победу русских войск и их поражение в «Задонщине» по сравнению с порядком их изложения в «Слове»? Покажите общность этих двух произведений.

2. Уясните проблематику повести «Задонщина». Найдите в «Задонщине» эпизоды, рисующие героизм и глубокий патриотизм русских воинов. Назовите имена героев. Определите основную идею произведения.

Сопоставьте эпизоды «Задонщины» и «Слова», в которых описываются подвиги русских воинов. Рассмотрите патриотический пафос «Слова» и «Задонщины».

3. «Задонщина» повествует о победе русского народа в Куликовской битве, явившейся важным этапом в борьбе за освобождение Родины от татарского ига. Каким чувством проникнуто все содержание повести? Какое впечатление производит она на читателей?

«Слово о полку Игореве» рассказывает о поражении дружины Игоря. Какое звучание имеют последние эпизоды «Слова»? Какую идею утверждает автор «Слова»?

4. В чем своеобразие звучания темы объединения князей и княжеств в «Задонщине» по сравнению с ее постановкой в «Слове о полку Игореве»?

Покажите единство тематики, ее преемственность в обоих произведениях.

5. Сопоставьте содержание следующих фрагментов:

«Слово о полку Игореве» «Задонщина»

«Комони ржуть за Сулою, «Кони ръжут на Москвъ,

звенить слава въ Киевъ. звенит слава по всей земле

Трубы трубятъ въ Новъградъ, Русской. Трубы трубят на Ко-

Стоять стязи в Путивлъ. ломнъ, в бубны бьют в Серпо-

ховъ, стоят стязи у Дону ве-

ликого на брези. Звенят коло-

колы вечныа великом Новъ-

городъ, стоят мужи новгород-

цы у святой Софьи арькучи:

«Уже нам, братие, на пособь

великому князю Дмитрию

Ивановичу не поспъть».

 

Какое значение имеет в приведенном фрагменте из «Слова» фраза «звенитъ слава въ Киевъ»? Почему «слава» о делах, происходящих в далеких северных городах, звенит в Киеве? Вспомните, как характеризует автор «Слова» Святослава и какое значение имеет его «золотое слово». В чем проявилась некоторая идеализация образа Святослава и какова ее цель? Где мыслит автор центр Русского государства?

6. Найдите в «Слове» фрагменты, не имеющие «параллелей» в «Задонщине». Учитывая идейную направленность «Слова», уточните, чем объясняется необходимость публицистических отступлений. Какое это имеет значение к вопросу о жанру «Слова»?

Определите, к какому жанру древнерусской литературы относится «Задонщина». В чем отличие жанровых особенностей «Слова» и «Задонщины»?

V.1. Пересмотрите материалы предыдущих заданий. Определите, каково соотношение и взаимосвязь в «Слове о полку Игореве»: а/ изложение конкретных событий; б/ лирических описаний и отступлений; в/ историко-публицистических отступлений. На каком из этих трех элементов повествования – эпическом, лирическом, публицистическом – делает акцент автор «Слова»? Прокомментируйте в этой связи слова Д.С.Лихачева о том, что автор «Слова» не столько рассказывает о событиях похода Игоря, сколько обсуждает их. Поход Игоря против половцев и поражение его войск – это для автора только повод, чтобы глубоко поразмыслить о судьбах Русской земли».1

2. Вопрос о жанровых особенностях «Слова» сложен. Сам автор называл свое произведение то «песней» , то «повестью», то «словом». Нет единого мнения по этой проблеме и в современном литературоведении.2 Так Н.В.Водовозов дает определение , достаточно распространенное в нашей науке, считая «Слово» «героической поэмой»3. И.П.Еремин рассматривает «Слово» исключительно как произведение ораторского жанра4.

Многие последователи при определении жанра «Слова» стремятся принять во внимание многообразие его жанровых элементов: ораторского стиля, «трудной» воинской повести, песни. В.В.Кусков пишет: «Слово» – это не только воинская повесть, но и песня. Эта песня создана «по былинам сего времени», т.е. она сохраняет тесную связь с фактами, как они происходили – «были», и в то же время эти факты, составляющие эпическую основу жанра «Слова», даны в эмоциональном, лирическом восприятии автора»5.Д.С.Лихачев пишет: «…жанровая природа «Слова» оказалась неопределенной… В «Слове о полку Игореве» … мы имеем еще не сложившийся окончательно, новый для русской литературы жанр, жанр нарождающийся, близкий к ораторским произведениям, с одной стороны, к плачам и славам народной поэзии с другой»6.

Сопоставьте приведенные выше высказывания ведущих литературоведов о жанре «Слова» с наблюдениями, сделанными вами в ходе выполнения заданий по данной теме. Укажите, какие особенности «Слова» послужили основой для каждого из определений, объясните правомерность каждого определения.

3. Базируясь на фактах, выявленных в данных заданиях, и сделанных выводах, сформулируйте определение жанра «Слова о полку Игореве».

 

Л и т е р а т у р а

 

1. Слово о полку Игореве. Памятники литературы и искусства Х1-ХУП веков. М.,1978.

2. Осетров Е. Мир Игоревой песни. Этюды. М.,1977.

3. Сумаруков Г.В. Кто есть кто в «Слове о полку Игореве». М., 1983.

4. Шкляровский И. Читаю «Слово о полку»… Книга для учащихся. М., 1991.

5. Козлов В.П. Кружок А.И. Мусина-Пушкина и «Слово о полку Игореве». Новые страницы истории древнерусской поэмы в ХУШ в.М.,1988.

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.