Единство материального мира как предмета естественных наук.
Общность целей и задач естественных наук.
Единство метода естественных наук.
Необходимость общих и универсальных понятий и методов.
Вопросы для самопроверки.
1. Сформулируйте основные особенности, отличающие различные естественно-научные дисциплины друг от друга.
2. Сформулируйте общие методологические принципы, лежащие в основе экспериментальной и теоретической деятельности в рамках отдельных естественно-научных дисциплин.
Тема 8. ПРОСТРАНСТВО.
Экспериментальные основания модели пространства.
Универсальное понятие состояния.
Наблюдаемые величины, их типы и способы выражения
Уравнения состояния как выражение взаимосвязей в множества состояний системы.
Пространство состояний. Симплекс (многообразие).
Структурированность множества состояний. Состояние как вектор.
Примеры пространств состояний в физике и химии (механические пространства, пространство составов и др.).
Методологические проблемы модели пространства.
Существует ли реально физическое пространство?
Являются ли все пространства состояний линейными?
Вопросы для самопроверки.
1. В чем разница между математическим пространством и его реальными прообразами?
2. Сформулируйте требования к системе, для описания которой допустимо использование модели пространства.
3. Сформулируйте принцип суперпозиции. Каким образом с помощью этого принципа можно решать задачи анализа и синтеза состояний.
4. Одинаково ли устроены пространства состояний в различных науках?
Тема 9. ВРЕМЯ.
Экспериментальные основания понятия времени.
Эволюционирующие системы. Проблема описания эволюции.
Циклические системы. Измерение времени.
Кинематографический принцип и уравнения эволюции.
Траекторная модель эволюции.
Механические траектории и их разновидности.
Траектории химических реакций в пространстве составов.
Траекторные карты и их основные свойства.
Кинетика эволюционных процессов.
Кинетические кривые и кинетические уравнения: интегральные, дифференциальные, операторные.
Два типа систем и процессов эволюции.
Динамические системы и их основные особенности: кинетическая и потенциальная энергия, фазовая траектория, базисные движения, эквивалентность пространства и времени.
Релаксационные системы и их основные особенности: гистерезис, свободная и связанная энергия, модель элементарных релаксаторов и времена релаксации (релаксационный спектр), неэквивалентность пространства и времени.
6. Особые случаи эволюции:
Эволюция в квантовой механике.
Эволюция в статистической механике.
Динамический хаос.
Методологические проблемы.
Существует ли физическое время?
Проблема "Стрелы времени".
Вопросы для самопроверки.
1. Сформулируйте различия между "пространственной" и "временной" координатами, используемыми для описания процессов эволюции.
2. В чем заключается разница между идеальными механическими системами и релаксационными системами с трением с точки зрения времени? К какому типу относятся химические системы с протекающими в них химическими превращениями?
3. Почему время "течет" только в одну сторону?
Тема 10. ЭНЕРГИЯ.
Экспериментальные основания для введения понятия энергии.
Сила и работа.
Два типа пространственных конфигураций системы (устойчивые и неустойчивые) и два типа процессов их изменения (вынужденные и самопроизвольные).
Необходимость преодоления сил сопротивления системы в вынужденных процессах, совершение внешней работы.
Физические модели силы: универсальные дальнодействующие и остаточные короткодействующие взаимодействия.
Обратимость работы в механических системах, работа как способ изменения внутренней характеристики - энергии.
Виды работы, их энергетическая эквивалентность, закон сохранения энергии и его универсальность,