В проекте необходимо разработать защитные лесные полосы вдоль ж/дороги с максимальной снегозаносимостью 200 м3 на 1 м пути.
Снегозаносимыми считаются участки пути I, II, III категорий. I категория - выемки глубиной от 0,4-8,5 м, заносимые при снегопадах и поземках в первую очередь.
II категория - нулевые места и небольшие выемки глубиной до 0,4 м, которые при выпадении снега и расчистке пути довольно быстро превращаются в легко заносимые выемки.
III категория - мелкие насыпи высотой до 0,7м на равнинных участках и до 1 м на косогорах, заносимые только во вторую половину зимы.
Не заносимыми снегом являются участки IV категории - глубокие, более 8,5 м выемки, насыпи выше 0,7-1,0 м и участки пути. проходящие по лесу. которые во время снегопадов лишь покрываются снегом и не заносятся поземкой.
В первую очередь создаются снегосборные лесные полосы вдоль участков дорог 1 и II категорий, во вторую - вдоль участков III категории. Вдоль участков IV категории создаются защитные насаждения, выполняющие оградительные и озеленительные (декоративные) функции.
По профилю дороги определяем категорию снегозаносимости дороги – III категория.
После определения местоположения и протяженности защитных насаждений необходимо рассчитать их ширину и определить вид снегосборной площади: снегозадерживающая она или снегопоглащающая.
Для этого пользуются аналитическими формулами:
,
где Р - максимальная снегозаносимость на1 га пог. м пути;
А – коэффициент снегозаносимости - 4;
Н – допустимая глубина снежного покрова в проектируемой лесной полосе – 2,5.
В=4*100 ½ =40м
В=100/2,5=40м
В=0,4*100+10=50м
Исходя из максимальной снегозаносимости дороги 100 м3/ на 1 п.м пути проектируемая снегозащитная полоса будет снегопоглощающая двух полосная.
По вычисленным данным получилось, что ширина защитных насаждений составляет м.
Под системой снегозащитного насаждения понимается количество и порядок размещения лесных полос и межполосных интервалов. В зависимости от структуры и от того, где откладывается задерживаемый снег, снегосборные полосы бывают снегозадерживающие и снегопоглощающие. У полос первого вида задерживаемый снег откладывается с полевой опушки, и небольшой шлейф тянется в резервную зону, на полотно дороги. Снегопоглощающие полосы основную массу задерживаемого снега откладывают в широких коридорах между лентами и часть его - с полевой опушки.
Снегозадерживающие полосы - это узкие одноленточные полосы, состоящие максимум из 5-7 рядов. Создаются они при малой снегозаносимости.
Снегопоглощающие полосы - это широкие многоленточные полосы с коридорами между лентами (полосами) от 20 до 70 м. В зависимости от снегозаносимости они на железных дорогах бывают двух-, трех- и многополосные. Двухполосные, наиболее рациональные и простые в эксплуатации, необходимо создавать на участках с расчетной шириной полосы в пределах от 35 до 90 м; трехполосные - от 90 до 150м: четырехполосные и более - свыше 150 м. Межполосные интервалы (коридоры) делают разной ширины; наиболее широкий - первый от полевой опушки.
По данным продольного профиля авто дороги видим, что длина декоративных полос (IV категория снегозаносимости) составит метров. Протяжённость снегозадерживающей однорядной полосы для III класса, составит метра. Для I-II классов целесообразнее проектировать снегосборную двухполосную полосу, на оставшемся отрезке дороги 2000 м.
Так как в данной работе максимальная снегозаносимость составляет 100 м3 (дано в задании), то создается 2 ленточная снегозащитная полоса.
Потребное количество посадочного материала при схеме посадки
V. Технологическая себестоимость и экономическая эффективность полезащитных полос
С целью определения затрат на создание полезащитных насаждений производится расчет трудовых и денежных затрат, определяется производственная себестоимость и экономическая эффективность.
Расчет экономической эффективности создания полезащитных полос:
где Эоб – общая экономическая эффективность в рублях за соответствующий период действия (срок службы) полезащитных полос;
Д – доход, полученный от повышения урожайности сельскохозяйственных культур;
Р – потери от недополучения валового количества сельскохозяйственных культур с площади, переданной под создание полос.
Доходная часть определяется по формуле:
где Ф – площадь сельхоз угодий находящихся под защитой полезащитных полос, га;
П – прибавка урожая под защитой полезащитных полос, ц/га
З – закупочная цена 1 ц зерна;
А – срок амортизации полос, лет.
Расходы, связанные с созданием полезащитных полос, и потери от изъятия земель под них определяется по формуле:
где Фп – площадь пашни, изъятая под полезащитные полосы, га;
У – средняя урожайность до изъятия земель ц/га;
З – закупочная цена 1 ц зерна;
А – возраст полосы, лет;
С – затраты на создание и выращивание п/з полос.
Годовая экономическая эффективность определяется по формуле:
Срок окупаемости п/з полос определяется по формуле:
Годовой экономический эффект от п/з полос с га:
Заключение
В процессе выполнения расчетно-графической работы, я проявил творческий подход к организации защитных полос, используя при этом теоретические аспекты защитного лесоразведения, применил знания, полученные по другим дисциплинам лесохозяйственной специальности.
В данной работе запроектированы полезащитные лесные полосы; насаждения по откосам и дну оврага, составлен проект защитных лесных насаждений вокруг населенного пункта; проект создания и создания прирусловых лесных полос с обоснованием схемы размещения, типа культур, ассортимента древесно-кустарниковых пород и др. Рассчитана технологическая себестоимость и экономическая эффективность полезащитных полос.
Литература
1. Защитное лесоразведение: Методические указания к выполнению курсовой работы/ Сост. Н.Д. Васильев, А.С. Яковлев.- Йошкар-Ола: МарГТУ, 1998.-48 с.