Кинематическая операция позволяет создать основание модели, форма которой образуется за счет перемещения плоской фигуры вдоль направляющей.
Здесь используются как минимум два эскиза: в одном из них изображено сечение кинематического элемента, в остальных – траектория движения сечения. Эскиз плоской фигуры называют эскизом-сечением, эскиз направляющей – эскизом-траекторией.
Помимо общих требований к эскизу-сечению предъявляются следующие дополнительные требования:
- в эскизе-сечении может быть только один контур;
- контур может быть разомкнутым или замкнутым (если контур сечения не замкнут, то может быть построен только тонкостенный элемент).
Эскиз-траектория может состоять из одного или нескольких эскизов.
В качестве траектории может использоваться любая пространственная или плоская кривая, например, ребро, спираль, сплайн. Эскиз-траектория должен лежать в плоскости, не параллельной плоскости эскиза-сечения и не совпадающей с ней.
Если траектория состоит из одного эскиза, должны выполняться следующие условия:
- в эскизе-траектории может быть только один разомкнутый или замкнутый контур;
- если контур разомкнут, его начало должно лежать в плоскости эскиза-сечения;
- если контур замкнут, он должен пересекать плоскость эскиза-сечения.
Требования к траектории, состоящей из нескольких эскизов:
- в каждом эскизе-траектории может быть только один разомкнутый контур;
- контуры в эскизах должны соединяться друг с другом последовательно (начальная точка одного совпадает с конечной точкой другого);
- если эскизы образуют замкнутую траекторию, то она должна пересекать плоскость эскиза-сечения;
- если эскизы образуют незамкнутую траекторию, то ее начало должно лежать в плоскости эскиза-сечения.
4.6 При помощи кинематической операции создать модель змеевика.
4.6.1. Создать документ типа Деталь и сохранить, например, как "Змеевик".
4.6.2. В Дереве модели выделить фронтальную плоскость XY.
4.6.3. На Панели текущего состояния выбрать команду Эскиз. Вычертить эскиз траектории движения змеевика в соответствии с рисунком 4.19 и параметрами, приведенными в таблице 4.6.
Закрыть эскиз нажатием на кнопку Эскиз (в Дереве модели появится строка Эскиз:1).
Рисунок 4.19 – Эскиз-траектория модели змеевика
Таблица 4.6
№ вар
A
B
R
D
№ вар
A
B
R
D
1.
7,5
2.
3.
4.
9,5
5.
6.
10,5
7.
8.
8,5
9.
10,5
16,5
10.
7,5
9,5
11.
12.
6,5
13.
5,5
14.
15.
16.
17.
18.
9,5
19.
4,5
20.
10,5
21.
22.
23.
12,5
24.
8,5
4.6.4. В Дереве модели выделить горизонтальную плоскость XZ.
4.6.5. Снова выбрать команду Эскиз и вычертить эскиз сечения змеевика: окружность диаметром D с центром в начале координат (рисунок 4.20).
Закрыть эскиз (в Дереве модели появится строка Эскиз:2). Следует отметить, что начало эскиза-траектории (в нашем случае Эскиза:1) должно лежать в плоскости эскиза-сечения (Эскиза:2).
Рисунок 4.20 – Эскиз сечения модели змеевика
4.6.6. Нажать кнопку Кинематическая операция на панели управления. Выделение эскизов перед вызовом команды необязательно.
4.6.7. В нижней части окна появится панель свойств (фрагменты панели приведены на рисунке 4.21). Если Эскиз:2 был выделен перед вызовом команды, то он автоматически буден занесен в поле Сечение вкладки Параметры. В противном случае, на запрос системы Укажите эскиз для образующего сечения выделить нужный эскиз (в нашем случае Эскиз:2) в Дереве модели или щелкнуть указателем мыши непосредственно на сам эскиз в рабочем окне.
Рисунок 4.21 – Панель свойств кинематической операции
4.6.8. Затем на запрос Задайте траекторию... указать нужный объект в Дереве модели (в нашем случае Эскиз:1). Указать на эскиз-траекторию можно также и непосредственно в окне документа. После этого на панели свойств в окне Траектория появится не название эскиза (поскольку эскизов может быть несколько), а количество линий, из которых сложена эта траектория по типу Ребра 17. Все значения параметров немедленно отображаются на экране в виде фантома модели.
В некоторых случаях создание модели с помощью кинематической операции целесообразно начинать с указания эскиза-траектории, а затем эскиза-сечения.
4.6.9. В окне Движениесечения щелкнуть на кнопке Ортогонально траектории. В этом окне находятся три кнопки по определению варианта перемещения эскиза-сечения (их функциональное назначение очевидно из названий, которые подсказывает ярлычок, когда на них наводиться курсор):
• Сохранять угол наклона;
• Параллельно самому себе;
• Ортогонально траектории.
4.6.10. На панели свойств раскрыть вкладку Тонкая стенка и из списка Тип построения тонкой стенки выбрать команду Внутрь. На этой же вкладке в окне Толщина стенки 2 установить 1 мм.
4.6.11. После задания всех параметров нажать кнопку Создать объект. Созданный кинематический элемент появится в окне документа (рисунок 4.22), а соответствующая ему пиктограмма – в Дереве модели.