Цель:Научится определять ускорения свободного падения с помощью
математического маятника.
Оборудование: штатив с держателем, шарик с нитью длиной не менее 1 м, пробка с прорезью в боковой поверхности, метровая линейка, штангенциркуль, секундомер.
Порядок выполнения работы.
1. Поместить штатив с держателем на край стола.
2. Укрепить свободный конец нити шарика в прорези пробки и Важать пробку в держателе (рис. 35).
3. Измерить диаметр ша,рика штангенциркулем, длину нити ли- нейкой.
4. Отклонить шарик на небольшой угол и отпустить. По секун- домеру определить время , за которое маятник соввршит п полных колебаний, например 50.
5. Вычислить период полного колебания маятника: T=t/n.
6. Используя формулу периода коле баний математического маятника, вычислить ускорение свободного падения.
7. Опыт повторить 2—3 раза, меняя длину маятника (протягивая нить через пробку) и число полных колебаний его.
8. Определить среднее значение gcp и найти относительную погрешность.
9. Результат измерений и вычислений записать в табл. 21.
10. Сравнить результат опыта с табличным значением ускорения свободного падения для данной географической широты.
Таблица №13.
№ опыта
Длина маят-
ника 1, м
Число полных колебаний n
Время полных колебаний t, с
Период полного колебания Т, с
Ускорение
свободного
падения g-, м/с2
Среднее значение ускорения
свободного
падения gcp м/с2
Относительная
погрешность σ, %
Методические указания.
1. В работе можно использовать свинцовый или стальной шарик диаметром 1—4,5 см.
2. Длину нити измерять от нижнего края пробки до шарика, длину маятника — от нижнего края пробки до центра тяжести шарика.
3. Если нет секундомера, можно воспользоваться любым метрономом или часами с секундной стрелкой.
4. При измерении периода колебаний определить время как можно, большего числа колебаний.
Математическим маятником называется материальная точка, подвешенная на невесомой и нерастяжимой нити. Моделью такого маятника может служить шарик, подвешенный на длинной нити.
На основании многочисленных опытов установлены законы колебания математического маятника:
Период колебаний не зависит от массы маятника и амплитуды его колебаний, если угол размаха не прев ышает 6°.
Период колебаний математического маятника прямо пропорционален корню квадратному из длины нити и обратно пропорционален корню квадратному из ускорения свободного падения:
Из этой формулы можно найти ускорение свободного падения.
Контрольные вопросы.
1. Вместо шарика к нити прикреплена воронка, наполненная песком. Изменится ли ускорение свободного падения, если в процессе колебаний из воронки будет высыпаться песок?
2. Можно ли пользоваться маятниковыми часами в условиях невесомости?
3. В каких положениях действующая на шарик возвращающая сила будет максимальна?
4. Наибольшая скорость у шарика в момент, когда он проходит положение равновесия. Каким по модулю и направлению при этом будет ускорение шарика?
5. Наблюдая за движением шарика в течение одного периода, ответьте на вопрос: будет ли оно равноускоренным?