В Законе 2002 г. предусматриваются выход из гражданства РФ, формы его прекращения (которые прямо не названы), но предполагаются утрата и лишение гражданства, а также иные формы прекращения гражданства, которые возможны на основании международных договоров Российской Федерации (например, оптация).
Выход из гражданства (экспатриация) - это прекращение гражданства по волеизъявлению лица или его представителей (для несовершеннолетних).
В Законе реализован разрешительный вид экспатриации, который заключается в прекращении гражданства на основе постановления компетентного государственного органа по просьбе заявителя.
Свобода выхода из российского гражданства РФ в настоящее время ограничена в следующих случаях.
Статья 20 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» ограничивает возможность выхода из гражданства в Российской Федерации, определяя, что такой выход не допускается, если гражданин Российской Федерации имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом (пункт «а»); привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении его имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда (пункт «б»); не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения (пункт «в»).
Из буквального смысла части 3 статьи 6 Конституции Российской Федерации следует, что гражданину не может быть отказано именно в изменении гражданства, т.е., утратив российское гражданство, он должен иметь гражданство другого государства или гарантии его приобретения. Таким образом, прекращение гражданства Российской Федерации в обязательном порядке должно быть обусловлено наличием гражданства иностранного государства или подтверждением его приобретения при прекращении российского гражданства.[20] Данное конституционное положение реализовано в пункте «в» статьи 20 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации».
По мнению суда, в силу норм абз. 2 ст. 3, ч. 1 ст. 19, п. «в» ст. 20 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» лицо не может произвольно избавиться от гражданства, отказавшись от своих прав и обязанностей по отношению к Российской Федерации, и стать лицом без гражданства, его добровольное волеизъявление является основанием для выхода из гражданства Российской Федерации, но при условии предоставления гарантий приобретения им иностранного гражданства.[21]
Следует подчеркнуть, что во всех указанных выше случаях недопустимость выхода из гражданства РФ по Закону 2002 г. носит безусловный характер и не зависит от субъективного мнения должностных лиц органов, уполномоченных рассматривать вопросы гражданства.
Утрата гражданства - это автоматическое прекращение гражданства при наличии определенных в законе обстоятельств (утрата гражданства ex lege).
Утрата гражданства гражданином РФ возможна только в двух случаях. Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» допускается добровольный выход из гражданства (т.е. на основании волеизъявления самого гражданина) и по решению государства (в случае принятия государством решения об отмене приема в гражданство из-за представления гражданином ложных сведений и документов).
В последнем случае нам приходится говорить о лишении гражданства РФ (хотя прямо Закон не дает такого понятия, но по содержанию оно подразумевается).
Лишение гражданства. Закон о гражданстве 2002 г. напрямую не называет лишение гражданства в качестве одной из форм прекращения гражданства РФ. Наоборот, руководствуясь демократическими идеями ст. 6 Конституции РФ установил, что гражданин РФ не может быть лишен своего гражданства.
Вышесказанное, однако, не означает, что такая форма прекращения устойчивой правовой связи физического лица и государства, как лишение гражданства, в отечественном законодательстве в настоящее время отсутствует. Под понятие «лишение гражданства РФ» полностью подпадают предусмотренные в обоих законах случаи отмены решения о приеме в гражданство. В соответствии со ст. 22 Закона 2002 г. решение о приобретении лицом гражданства РФ подлежит отмене, если будет установлено, что данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. В данном случае имеет место именно лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства. Думается, термин «лишение гражданства» упущен законодателем умышленно, в память о прошлом, когда институт лишения гражданства использовался как механизм политических репрессий[22].
На самом же деле лишение гражданства не противоречит демократическим принципам. Недопустимо только произвольное, т.е. не основанное на законе, общепризнанных принципах международного права и безосновательное лишение гражданства. В частности, это подчеркивается в ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., где провозглашено, что «никто не может быть произвольно лишен своего гражданства».
Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.
Суд разъяснил, что ст. 22 ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» позволяет отменить решение о приобретении гражданства РФ (независимо от оснований приобретения), если данное решение принималось на основании представленных заявителем подложных документов или заведомо ложных сведений. Указанная норма, как видно из ее содержания, распространяется только на случаи, когда отсутствовали законные основания для приобретения российского гражданства и возникновения устойчивой правовой связи лица с Российской Федерацией, выражающейся в совокупности их взаимных прав и обязанностей (ст. 3 указанного Закона). Следовательно, указанная норма, с учетом того, что в ней закреплено наличие обязательного судебного контроля, не может рассматриваться как допускающая лишение гражданства.[23]
Институт прекращения российского гражданства содержит существенно новые положения, которые выражены в том, что этот Закон разграничил порядок выхода из гражданства на два способа: в общем порядке, на обычных условиях; и в упрощенном порядке, на льготных условиях. Безусловно, это заметно демократизировало процесс разрешения вопросов, связанных с прекращением гражданства. В целом законодателю здесь удалось сформировать и закрепить простую и изящную схему юридических процедур. Только особой заботой государства о судьбе каждого гражданина можно объяснить требование п. «в» ст. 20 Закона, согласно которому выход из российского гражданства может быть оформлен лишь при наличии иного гражданства или гарантии его приобретения.[24]