Изучение гражданства приобретает в последнее время особую актуальность.
Одной из глобальных национальных идей России XXI в. является формирование российской нации как многоэтнической общности людей. В ряду факторов, обеспечивающих указанную национальную консолидацию, важное место занимает институт гражданства, что обусловливает актуальность многообразных его исследований, в том числе касающихся развития научной теории.
Появление гражданства обычно связывают с возникновением государства. Государство неотделимо от понятия государственного суверенитета, а гражданство, в свою очередь, является одним из признаков государственного суверенитета. Раскрыть сущность и содержание законодательной базы по гражданству отдельного государства позволяет только комплексный, исторически обусловленный подход к данной проблеме.
Гражданство является одним из важнейших элементов правового статуса личности, а также главной предпосылкой обязанности государства защищать права и свободы личности.
В институте гражданства отражены наиболее существенные политико - правовые, социальные, морально - нравственные и психологические связи и отношения, которые существуют между гражданином и государством.
Актуальность темы определяется тем, что гражданство является важнейшим государственно-правовым институтом, определяющим взаимоотношения человека с государством, первоосновой правового статуса личности. Обусловлено это прежде всего тем, что закрепленный конституцией и действующим законодательством объем прав, свобод и обязанностей личности непосредственно связан с гражданством. Во всей полноте лицо может их использовать, только будучи гражданином соответствующего государства.
Целью исследования является освещение вопросов, касающихся института гражданства, как одного из основных в правовой системе Российского государства.
Для достижения указанной цели в курсовой работе ставятся и решаются следующие задачи:
- необходимо раскрыть понятие, сущность и содержание гражданства РФ;
- исследовать основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации;
- проанализировать полномочия органов, ведающих делами о гражданстве.
Объектом исследования являются отношения в сфере гражданства, конституционно-правовые нормы, а также институты других отраслей права, регламентирующие данную область общественных отношений.
Предметом исследования является конституционно-правовой аспект института гражданства, конституционная и отраслевая законодательная база, регламентирующая отношения гражданства.
Теоретическую основу курсовой работы составили научные достижения в области конституционного права и других отраслей права. В качестве научной базы использовались работы Авакьяна С.А., Баглая М.В., Бондаря Н.С., Кутафинв О.Е., Мишина А.А. Спиридонова Л.И., Харитонова М.М. и других.
Законодательную базу исследования составили нормативно-правовые акты, определения Конституционного Суда Российской Федерации, иное федеральное законодательство Российской Федерации, международные акты и договоры Российской Федерации.
Структура курсовой работы обусловлена целью, задачами и логикой исследования. Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
Конституционно-правовые основы гражданства в России
Понятие и общая характеристика гражданства
Определение понятия «гражданство» - нелегкая задача: это объясняется сложностью понимания специфического государственно-правового явления, а также органической связью гражданства с государством и правом. Вряд ли эта задача разрешима формально-логическими средствами, которые могут быть использованы лишь при разработке традиционных дефиниций, в частности при определении права через ближайшее родовое понятие и указании на видовые отличия. В таких условиях любая попытка может претендовать лишь на обобщение всего того, что уже известно об определенном предмете.[1]
Гражданство - понятие, неразрывно связанное с государственностью. Именно с позиции распространения на личность суверенитета государства мы говорим о том, что гражданство является основой правового положения этой личности в государстве: наличие гражданства гарантирует полное распространение на личность всех прав, свобод и обязанностей, закрепленных в законодательстве данной страны. Обладая гражданством, лицо вправе рассчитывать на защиту государством этих прав как на его территории, так и за его пределами. Однако из этого не следует, что осуществление лицом своих прав и свобод, равно как и исполнение обязанностей, устанавливается наличием у него гражданства. Все лица, находящиеся на территории Российской Федерации, обладают практически одинаковыми правами и свободами, за исключением иностранных граждан и лиц без гражданства. Но существует так называемое правило национального режима[2], в соответствии с которым комплекс прав, свобод и обязанностей граждан России и лиц, не имеющих ее гражданства, аналогичен (за исключением ряда политических и некоторых других прав и обязанностей) и не может не соблюдаться в демократическом государстве, в котором права и свободы человека независимо от его гражданства или подданства выдвигаются на первое место, а их защита является приоритетной задачей самого государства.
Гражданство - это прежде всего институт национальной правовой системы государства. Категория гражданства в ее классическом, конституционно-правовом смысле означает возможность личности участвовать в государственной жизни, вносить вклад в управление делами общества и государства. Поэтому и в ряду конституционных прав личности особняком стоят именно политические (или гражданские) права, такие, как право избирать и быть избранным на выборные должности в органы государственной власти и местного самоуправления, право на доступ к государственной службе и другие. Если обратиться к институту российского гражданства, то уместно привести следующую правовую позицию Конституционного Суда Российской Федерации: «Только суверенное государство правомочно законодательно определять, кто является его гражданами, признавая их тем самым полноправными субъектами права, обладающими всеми конституционными правами человека и гражданина».[3]
В любом современном демократическом государстве гражданство является одним из центральных институтов правового положения личности, определяющих основы правового статуса гражданина.[4] Нельзя недооценивать и роль гражданства в формировании личности граждан государства: являясь политико-юридическим выражением идей равноправия и национального единства, гражданство связано с воспитанием глубоких чувств гражданственности, верности Родине, патриотизма.
Гражданство Российской Федерации, являясь одним из важнейших институтов конституционного права России, определяющих правовой статус личности, обладает целым рядом специфических признаков. Общие принципы, определяющие сущность российского гражданства, лежат в основе понимания всего института гражданства в целом и устанавливаются Конституцией РФ и Федеральным законом от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации».[5] Одним из данных принципов является единство российского гражданства.
В юридической науке термин «гражданство» понимается как:
1) политико-правовое явление, определяющее особый характер взаимоотношений человека и политико-социального образования - государства;
2) одно из основных субъективных прав человека (каждый человек имеет право на гражданство)[6], т.е. предусмотренная законом возможность лица находиться в обозначенных выше взаимоотношениях с государством или прекратить их;
3) конституционно-правовой институт.
Существует также определение гражданства как членства лица в государстве; это определение логично увязывается с позиций договорной теории происхождения государства как публично-правового союза населения в рамках территории, политически организованной общности людей.
Под гражданством следует понимать прежде всего правовую принадлежность лица к государству, позволяющую разграничивать распределение населения между различными государствами.
Содержание и принципы института гражданства
Содержание института гражданства - это совокупность правовых норм, регулирующих специфическую группу общественных отношений по поводу связи лица с государством, служащих основой правового состояния большей части населения государства.
В институте гражданства представлены нормы национального и международного права. Сердцевину его составляют нормы Конституции РФ[7] и Закона о гражданстве 2002 года, а также общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, регулирующие отношения гражданства. Доктринальный аспект института гражданства охватывает вопросы, связанные с изучением основополагающих международно-правовых документов о правах и свободах человека и гражданина, с декларацией о государственном суверенитете (актов независимости), а также с анализом господствующих в конкретном государстве доктрин, теоретических постулатов, взглядов и воззрений относительно гражданства.
Давая характеристику гражданства как правовой связи между субъектами права, необходимо отметить основные свойства этого явления. Гражданство - это не только правовая связь между гражданином и государством. Правовая связь существует и между иностранцами и государством пребывания. Специфика правовой связи гражданина со своей страной заключается в ее устойчивости, которая проявляется во времени и в пространстве.[8] В первом случае речь идет о непрерывности гражданства, во втором - о подчинении гражданина власти своего государства независимо от фактических связей между ними. В отношении собственных граждан государство обладает высшей властью независимо от их местонахождения. Исключения составляют случаи двойного гражданства, предоставления политического убежища и статуса беженца.
Устойчивость во времени и в пространстве - один из признаков гражданства, характеризующий его как феномен, существующий постоянно и не подвергающийся воздействию внешних факторов. Постоянство не означает, что гражданство нерасторжимо. Международным и внутригосударственным правом закреплено наряду с правом человека на гражданство право на отказ от него. Устойчивость правовой связи - это признак отношений гражданства, не присущий отношениям с участием иностранцев, даже если последние постоянно проживают на территории иностранного государства. Применительно к гражданству этот признак именуется эффективностью гражданства и имеет первостепенное значение как в национальном, так и в международном праве.
Гражданство обладает таким свойством, как непрерывность. Свойству непрерывности сопутствует устойчивость гражданства, которая означает, что содержание гражданства сохраняется с момента его приобретения в соответствии с условиями, установленными законодательством данного государства, пожизненно либо до момента его прекращения. Вместе с тем устойчивость гражданства, а также прав и обязанностей, составляющих его содержание, является формально юридической. Она не предполагает обязательной фактической устойчивости гражданства и образующих его содержание прав и обязанностей. На нее не влияют ни объем прав той или иной категории граждан, ни их обеспеченность, ни фактическое неравенство граждан в том или ином государстве. Устойчивость гражданства выступает основным правовым критерием, отличающим его от правовой связи, существующей между государством и проживающими в нем временно или постоянно иностранцами или лицами без гражданства.
Наряду с правовой устойчивостью гражданство обладает свойством фактической связи лица с государством, так как существование гражданства обусловлено государственной организацией общества и неразрывно связано с государством. Гражданство есть юридическое оформление состава населения государства[9].
Углубленная разработка взаимоотношений личности и государства является необходимостью, вытекающей из провозглашения Российской Федерации ст. 1 Конституции демократическим правовым государством. Назначение, сущность, руководящие идеи, характеризующие содержание института гражданства, находят свое отражение в его принципах, целью которых служит формирование общих исходных начал правового регулирования всех отношений гражданства.
Основополагающая роль принципов института гражданства заключается в том, что все другие нормы, регулирующие отношения гражданства Российской Федерации, должны соответствовать им.
Многие принципы прямо сформулированы в актах, а некоторые вытекают по смыслу из их положений. В связи с чем существует много комбинаций системы принципов гражданства.
Анализируя законодательство о гражданстве, можно выделить три основных группы принципов:
1. Принципы по поводу гражданства.
2. Принципы, непосредственно связанные с содержанием гражданства.
3. Принципы решения вопросов гражданства Российской Федерации.
Рассматривая первую группу принципов, следует начать с права каждого гражданина на гражданство, выступающего в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своей потребности в наличии гражданства, а соответственно, возможности пользоваться своими конституционными правами и свободами, защитой со стороны государства.
Данный принцип запрещает любую дискриминацию в области гражданства. Он вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (ч. 2 ст. 19 Конституции). В соответствии с чем государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств[10].
Не менее важное место среди принципов занимает поощрение приобретения гражданства лицами без гражданства, проживающими на территории России. Он направлен на обеспечение равенства всех лиц, проживающих в определенном государстве, путем принятия в его гражданство неграждан, существование которых в социуме с гражданами может в любой момент привести к возникновению конфликтных ситуаций.
В соответствии со ст. 3 Федерального закона лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Мировое сообщество определяет данный субъект как апатрид - лицо, которое не рассматривается гражданином каким-либо государством в силу его закона - Конвенция о статусе апатридов (Нью-Йорк, 28 сентября 1954 г.).[11] Между тем Конституция устанавливает, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных российским законодательством или международным договором Российской Федерации.
Россия поощряет приобретение своего гражданства лицами без гражданства, особенно это приветствуется в отношении лиц, бывших гражданами СССР, которые в силу распада Советского Союза вынужденно стали лицами без гражданства. Для них предусмотрен упрощенный порядок приема в гражданство Российской Федерации, при наличии у них вида на жительство.
Поощрение апатридов, которые желают приобрести гражданство, является традиционным для мирового сообщества принципом, сформулированным и установленным в Конвенции о статусе апатридов 1954 г., которая призывает избегать случаев безгражданства.
Вторую группу принципов открывает принцип единого и равного гражданства, особую значимость которому придает Федеративное устройство Российской Федерации, то есть наличие в ее составе субъектов Федерации.
Значимость принципа усиливается благодаря тому, что с принятием Конституции «республиканское гражданство» было исключено и вопросы гражданства отнесены п. «в» ст. 71 к исключительному ведению Российской Федерации.
Данный принцип находит свое выражение в двух аспектах: в содержательном - в виде равенства правовых статусов граждан и в формальном - т.е. равенство относительно прав в вопросах гражданства. Российское законодательство не устанавливает каких-либо различий в правовом статусе лиц, ставших гражданами России по рождению, усыновлению и другим различным основаниям. Содержанием его является запрет на деление граждан по объему прав на «природных», «натурализованных», «реинтегрированных» или «оптированных», существование которых возможно в соответствии с основаниями приобретения гражданства[12].
Для всех граждан установлен единый статус российского гражданина. Принцип равного гражданства подразумевает и недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
К числу основных принципов гражданства относится принцип невозможности лишения гражданства или права изменить его. Этого права никто не может быть лишен. Устойчивость связей между гражданином и государством не означает принудительное удержание человека в гражданстве. Это ущемило бы его право на свободу.
Данный запрет направлен на предоставление гражданину полной свободы в решении вопросов своего гражданства, не боясь какими-либо своими действиями лишиться его без своего согласия.
Одним из важнейших принципов является принцип сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими или пребывающими за рубежом. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека свободно избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы государства и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в Конституции (ч. 2 ст. 27).
Данный подход означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в России, но при этом гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.
Принцип защиты и покровительства граждан Российской Федерации, находящихся за ее пределами, по своей сущности связан с суверенитетом государства и наличием взаимных обязанностей между последним и гражданином, что непосредственно отражает природу государства. Органы государственной власти Российской Федерации, дипломатические представительства и консульские учреждения, находящиеся за пределами России, а также их должностные лица обязаны содействовать гражданам Российской Федерации в обеспечении пользования всеми правами, установленными Конституцией и другими законами.
Сохранение гражданства при заключении или расторжении брака само по себе является некой индивидуальной связью лица с государством, не допускающей автоматического прекращения гражданства без волеизъявления лица и соблюдения установленного законом порядка. При этом и иностранный гражданин автоматически не может стать обладателем российского гражданства[13].
Третья группа характеризуется всеобщностью, так как в нее входят все основополагающие принципы конституционного строя.