Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Инновации как фактор развития отрасли



Одной из приоритетных целей развитых стран любого рынка мира является обеспечение долговременного экономического роста. Имеется в виду производство большего количества и лучшего качества товаров и услуг и, как следствие, более высокого уровня жизни населения.

Экономический рост является результатом успешной деятельности предприятий всех отраслей экономики. Россия перед стратегическим выбором, от которого зависит ее экономическое развитие в предстоящие десятилетия. Необходимость такого выбора обусловлена как внутренними, так и внешними причинами.

Российская экономика в последние годы заметно оживилась, однако снижающиеся приросты свидетельствуют об исчерпании внутренних резервов развития. Необходимо шире использовать внутренние источники экономического роста, в числе которых инновации.

Имеются и внешние факторы, заставляющие менять стратегию. Развитие страны на протяжении последних двух с лишним веков в процессе технологической эволюции прошло 5 волн, каждая из которых сформировала определенный тип технологического уклада. Последний, пятый уклад начал формироваться с середины 80-х годов, его основой стали достижения в области микроэлектроники, информатики, биотехнологии, генной инженерии, новых видов энергии, в освоении космического пространства, спутниковой связи и т. д.

На этом фоне начался переход от разрозненных фирм или даже транснациональных корпораций к единой сети крупных и мелких фирм, соединенных электронной сетью, осуществляющих тесное взаимодействие в области технологии, контроля качества продукции, планирование инвестиций. Развитые страны разрабатывают шестой технологический уклад, который будет определять конкурентоспособность продукции на мировых рынках в 10 – 20-е годы XXI века. В экономике России прослеживается наличие одновременно третьего, четвертого и пятого укладов с преобладанием третьего и четвертого. Если Россия не включится в процесс разработки шестого технологического уклада, то может оказаться далеко от мирового научно – технического прогресса, под контролем мощных высокотехнологических транснациональных компаний, будет оставаться поставщиком природного сырья и рынком сбыта далеко не лучшей импортной продукции.

Одно из главных условий вхождения России в категорию развитых стран – активная инновационная политика во всех отраслях национальной экономики и, прежде всего, в промышленности.

Результатом инновационной деятельности является интеллектуальный продукт. Интеллектуальным продуктом называют результат деятельности в области духовного производства, предназначенный для удовлетворения потребностей (в товарной или нетоварной формах) его потребителей.

К интеллектуальному продукту относятся:

· научно – техническая продукция, т.е. открытия, гипотезы, теории, концепции, экспортные системы, модели, изобретения, рационализаторские предложения, научные и конструкторские разработки, проекты, опытные образцы новой техники, новые изделия;

· продукция информатики − программы для электронно-вычислительных машин, базы данных, радио и телепрограммы и др.;

· продукты культуры.

Выделяют три типа инноваций: продуктные; технические и процессные; организационно-управленческие.

Продуктные инновации являются самым распространенным типом инноваций, при этом их характер различается от предприятия к предприятию. Для одних − это полная смена ассортимента или существенное расширение номенклатуры, выходящее за пределы традиционного профиля, для других − повышение потребительских качеств продукции традиционного профиля с учетом запросов потребителя. Выпуск новой продукции осуществляется иногда на старом оборудовании без изменения технологии, в других случаях освоение новой продукции сопровождается внедрением новой для предприятия технологии и закупкой соответствующего оборудования.

Технические инновации − это введение в эксплуатацию нового оборудования. Эти инновации обусловлены переходом к выпуску новой продукции или необходимостью значительного улучшения качества уже выпускаемых изделий. Процессные инновации дают возможность использовать новые технологические процессы для производства как традиционных, так и новых товаров.

Организационно-управленческие инновации призваны сопровождать освоение новой продукции. Они характеризуются организацией новых отделов, подразделений и служб на всех уровнях руководства предприятием. Помимо изменения структуры управления организационно-управленческие инновации включают и другие мероприятия, целью которых является повышение эффективности и совершенствование методов управления производством и персоналом. В качестве управленческих нововведений могут также рассматриваться инновации в социально-трудовой сфере.

Инновации для российских предприятий являются главным средством сохранения своих позиций на рынке.

Жизненный цикл инноваций охватывает 4 этапа . На первом этапе осуществляются фундаментальные исследования в научных организациях, в результате которых формируются новые научные познания.

Для второго этапа характерны прикладные и экспериментальные исследования, имеющие практическую направленность. На данном этапе велика вероятность получения отрицательных результатов, поэтому разработки новшеств носят нередко рисковый характер.

На третьем этапе подготавливается конструкторско – технологическая документация, а промежуточные результаты инноваций представляются опытными образцами новых изделий, опытным использованием новых технологий.

Четвертый этап – коммерциализация новшества - продолжается от момента запуска его в производство до появления на рынке в качестве товара.

Потребность в инновации в наибольшей степени актуальна на последнем этапе жизненного цикла товара. Однако создание инновационного задела и постоянное внедрение новых разработок являются основой успеха деятельности промышленных предприятий. В российской практике предприятия, успешно осуществляющие инновационную деятельность, стремятся внедрять каждый год в производство и выводить на рынок на менее 2-3 новых разработок. При выводе продукции на рынок для инноваторов наиболее уязвимыми остаются такие виды деятельности, как политика ценообразования и создание каналов сбыта. В части ценообразования предприятие может руководствоваться той или иной методологией определения цены в зависимости от конкретных тактических задач продвижения своей продукции на рынок и удержания определенной его доли.

Инновации на предприятиях носят комплексный характер, разные типы инноваций связанны по целям и результатам внедрения. Комплексные инновации − взаимосвязанные изменения в ассортименте продукции, в технологии и оборудовании, в организации управления.

Выделяют также восходящие (исследования, генерирующие новые знания) и нисходящие инновации (разработки продукции для рынка на основе имеющихся знаний).

Выход российских товаров на мировые рынки показывает низкую конкурентоспособность отечественных технологий и наукоемкой продукции. Доля наукоемкой продукции в экспорте российской обрабатывающей промышленности составляет менее 1%. Доля России в общемировом объеме торговли гражданской наукоемкой продукции оценивается в 0,3%

Число инновационно – активных предприятий промышленности возросло . При этом инновационные процессы часто не направлены на повышение конкурентоспособности российских товаров. Доля инновационной продукции в выпуске промышленности снижается, а увеличение объемов производства происходит за счет тиражирования старых образцов.

Доля инновационной продукции в общем объеме отгруженной продукции наиболее высока в машиностроении и металлообработке (10,3%), химической и нефтехимической промышленности (6,9%),пищевой промышленности (5,4%), черной металлургии (4,8%). В электроэнергетике и топливной промышленности она составляет 1,2% и1%соответственно. В среднем доля инновационной продукции в промышленности составляет 4,4%.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.