Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Гидрометеорологические опасности



Наиболее распространенным гидрометеорологическим ИЧС является наводнение.

Наводнение — это затопление пониженных частей речной пой­мы, береговой зоны водоема или местности, обычно свободных от воды, происходящее из-за подъема уровня воды в реках и во­доемах. Обычно этот подъем вызывается естественными причина­ми. По повторяемости подъемы воды подразделяются на низкие, случающиеся раз в 5— 10 лет, высокие — раз в 10 — 50 лет, выда­ющиеся — раз в 50—100 лет, катастрофические — реже одного раза в 100 лет.


Наводнения вызываются: весенним таянием снега, сильными дождями и ливнями (паводки), заторами льда в руслах рек, на-гонными ветрами — на морских берегах и в устьях крупных рек.

В России сильные наводнения испытали около 150 городов, еще около 680 подвержены риску легких наводнений, всего же под угрозой наводнений находится около 70 % российских горо­дов. В среднем каждый год затапливается (подтапливается) до 20 городов, при этом в той или иной степени нарушаются нор­мальные условия жизнедеятельности до 1 млн жителей.

В исключительные годы (например, в 1926 г., 1966 г.) площадь затоплений может достигать 2 — 2,5%, в средние — около 0,3% площади страны. По удельному (на единицу площади) матери­альному ущербу наводнения уступают только землетрясениям. Средний многолетний ущерб от наводнений в России составляет около 1 млрд долл. в год, из которых 35 % приходится на комму­нальное, 27 % — на сельское хозяйство, 14 % — на промышлен­ность, 8 % — на дороги.

Глава 3

ТЕХНОГЕННЫЕ ИСТОЧНИКИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

Общая характеристика

'Опасность техносферы для населения и окружающей среды обусловливается наличием в промышленности, энергетике, ком­мунальном хозяйстве, военной инфраструктуре большого числа так называемых потенциально опасных объектов.

Потенциально опасный объект (ПОО) — это объект, в котором запасена значительная энергия (например, гидротехническое со­оружение с гигантскими массами воды) и (или) в котором ис­пользуют, производят, хранят или транспортируют радиоактив­ные, пожаро-, взрывоопасные, опасные химические и биологи­ческие вещества.

По характеру возможных ЧС, возникающих в результате ава­рий на ПОО, обычно выделяют шесть групп таких объектов:

радиационно опасные объекты (РОО);

химически опасные объекты (ХОО);

пожаровзрывоопасные объекты (ПВОО);

биологически опасные объекты (БОО);

гидродинамически опасные объекты (ГДОО);

объекты жизнеобеспечения и транспорт.

В России насчитывается около 45 тыс. подобных объектов. Счи­тается, что в зонах потенциальной угрозы техногенных ЧС про-


живает до 55 % населения нашей страны, или около 80 млн чел. В Российской Федерации от источников техногенной опасности погибает и получает травмы значительно большее количество лю­дей, чем от природных ЧС, а среднегодовой ущерб может дости­гать 400 млрд руб.

Опасность ПОО — свойство объекта, состоящее в потенциаль­ной способности в процессе эксплуатации при определенных ус­ловиях причинить ущерб человеку и окружающей среде. В этом смысле каждый ПОО есть источник опасности, которая может привести к возникновению ЧС. Размер ущерба, который может быть причинен объектом техносферы, называется потенциалом угрозы, различаемым для случая нормальной эксплуатации объекта и экстремальной ситуации на нем.

Потенциал опасности объекта — верхний предел потенциала угроз.

Экстремальная ситуация возникает при авариях на ПОО.

Авария — опасное техногенное происшествие, создающее на объекте или определенной территории угрозу жизни или здоро­вью людей, приводящее к материальному ущербу и ущербу окру­жающей природной среде.

Катастрофа — крупная авария, повлекшая человеческие жер­твы, материальный ущерб и ущерб окружающей среде в значи­тельных размерах.

Инициирующими, или исходными, причинами для аварий могут быть как внешние, так и внутренние (по отношению к ПОО) события.

К внутренним событиям относятся отказы технических уст­ройств, ошибочные действия персонала (так называемый челове­ческий фактор), некачественные конструирование и строитель­ство, а к внешним — опасные природные явления, диверсии, воздействие современных средств поражения (в Югославии в 2000 г. авиационным ударам НАТО подверглись нефтехранилища, неф­теперерабатывающие заводы, химические и другие опасные про­изводства).

Отказы технических устройств возникают по причине невоз­можности достичь их 100 % надежности из-за естественных про­цессов старения, износа, разрегулирования, действия климати­ческих и других эксплуатационных факторов. Вероятность возник­новения аварий на технических системах повышается из-за зна­чительной степени износа основных производственных средств. К 2000 г. износ оборудования в большинстве отраслей промыш­ленности, на транспорте и на объектах сферы жизнеобеспечения в РФ достиг 70 %, износ сети нефтепроводов и газопроводов пре­высил 63 %.

Анализ статистических данных по авиакатастрофам и авариям на промышленных предприятиях, на морском транспорте пока-


зывает, что технические причины ответственны за 20 — 30% всех техногенных происшествий.

Вклад человеческого фактора в аварийные ситуации на ПОО составляет 70 — 80%. Этот фактор сыграл роковую роль и в воз­никновении Чернобыльской катастрофы.

Применительно к персоналу основную роль в возникновении аварий играют две причины:

нарушение правил и норм эксплуатации технических систем, невыполнение ремонтных, регламентных и профилактических работ, нарушение технологической дисциплины (64% всех ЧС);

некачественное строительство и (или) несовершенство конст­рукции (технологических процессов) объектов техносферы (16% всехЧС).

В ряде случаев техногенные ЧС прямо связаны с недостаточной квалификацией персонала, отсутствием опыта работы, психологи­ческой неподготовленностью к работе в экстремальных ситуациях.

Техногенные (как и любые другие) ИЧС характеризуются ме­стом, временем их проявления и мощностью.

По степени рассредоточенности в пространстве техногенные ИЧС подразделяются на сосредоточенные (отдельные компактно разме­щенные объекты) и распределенные в пространстве (железные до­роги, магистральные трубопроводы и др.). Места размещения (ко­ординаты) сосредоточенных объектов известны, следовательно, из­вестны и координаты потенциального ИЧС. Неопределенность ко­ординат ИЧС свойственна как распределенным объектам (напри­мер, место возможного разрыва трубопровода), так и подвижным компактным объектам (все виды транспортных аварий).

Для всех видов техногенных ИЧС возникновение аварий во вре­мени — процесс случайный, т.е. во всех случаях время возникно­вения аварий (катастроф) заранее неизвестно.

Потенциал опасности — характеризует мощность техногенного ИЧС и реализуется при аварии в виде формирования совокупно­сти поражающих факторов, присущих природе данного конкрет­ного ИЧС, например: радиационных (поля излучений), механи­ческих (ударные нагрузки, осколочные поля), термических (теп­ловые поля), химических (избыточные концентрации токсичных веществ). Воздействие этих факторов на окружающую среду, лю­дей, объекты приводит к возникновению ущерба, величина кото­рого прямо зависит от накопленного потенциала опасности ПОО.

Любая авария характеризуется исходными событиями, путями протекания и последствиями.

Основными фазами развития аварий являются:

1) накопление отклонений от нормального состояния или про­цесса в технических системах (механических повреждений, изно­са, отклонений от заданных режимов эксплуатации, ошибок си­стем контроля и т.п.);


2) инициирование чрезвычайной ситуации (аварии, катастро­фы), в результате которой объект или часть его переходят в неста­бильное состояние, т. е. возникает аварийная ситуация: ЧС еще не произошла, но ее предпосылки налицо; при этом отклонения от условий нормального функционирования уже носят необратимый характер;

3) развитие аварии, когда персонал и автоматические систе­мы теряют контроль над процессами, происходящими на объек­те, и начинается неуправляемое высвобождение энергии, опа­сных веществ, при котором формируются ПФ, представляющие угрозу для персонала объекта;

4) выход ПФ за пределы объекта, действие вторичных ПФ, представляющих угрозу для населения и природной среды.

Действие техногенных ИЧС на поражаемые объекты, так же как и природных ИЧС, характеризуется механизмом воздействия, его продолжительностью и интенсивностью. Механизм воздействия (виды ПФ) зависит от типа ПОО и свойств среды, в которой формируются ПФ. В зависимости от природы конкретного ИЧС основными ПФ могут быть ионизирующие излучения; радиоак­тивное загрязнение, химическое, биологическое заражение при­родной среды; механические и тепловые воздействия. Интенсив­ность этих факторов зависит, как уже отмечалось, от накоплен­ного потенциала опасности (мощности ИЧС) и определяет мас­штабы зон их поражающего воздействия при аварии.

По уровню воздействий, возможности и времени реализации негативных последствий факторы аварии можно подразделить на поражающие и вредные. При наличии вредных факторов условия жизнедеятельности считаются опасными, при наличии поражаю­щих факторов — чрезвычайно опасными.

Последствия действия вредных факторов обычно проявляются с некоторой вероятностью, существенно зависят от уровня дей­ствовавших ПФ. Например, для условий радиоактивного и хими­ческого загрязнения окружающей среды действие на людей иони­зирующих излучений и химических токсичных веществ через не­которое время после аварии может рассматриваться уже как вред­ный фактор при длительном пребывании на загрязненной мест­ности.

В России в среднем в год возникает от 1000 до 1500 чрезвычайных ситуаций, источниками которых (по данным за 1996—2004 гг.) в ос­новном явились аварии: в зданиях жилого и социально-бытового назначения (28 — 32%); на промышленных объектах (24 — 25%); крупные транспортные (15—18%); на объектах жизнеобеспече­ния (7 — 8 %); химические (5 — 7 %); на магистральных трубопро­водах (5—7%).

В 1995 — 2000 гг. из всех случившихся ЧС техногенного характе­ра 74,2% составили локальные (объектовые), 21,2% — местные


(район, город). Около 70 % погибших приходится на транспорт­ные аварии.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.