Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СТРОИТЕЛЬСТВО СОЦИАЛИЗМА В ОДНОЙ СТРАНЕ: 1922 – 1940 ГГ



 

§ 28. Образование союзного государства

 

Предпосылки объединения.Гражданская война подорвала традиционные хозяйственные и культурные связи между различными регионами страны, что, в частности, определило рост сепаратистских (сепаратизм) настроений, культивирующих этническую обособленность. На территории бывшей Российской империи сложились самостоятельные буржуазно-демократические республики: Финляндия, Польша, Латвия, Литва и Эстония, а также независимые социалистические республики: РСФСР, Украина, Белоруссия, а также Грузия, Азербайджан и Армения. Взаимоотношения между последними регулировались сложной системой договоров, предусматривавших совместное создание вооружённых сил, решение вопросов внутренней и внешней политики с учётом хозяйственной самостоятельности и национальной специфики республик.

Некоторые из них, например Россия, Грузия и Азербайджан, являлись федерациями, т. е. включали в себя национально-территориальные образования, обладавшие определенной юридической и политической самостоятельностью. В состав Российской Федерации входили Башкирская, Татарская, Горская, Дагестанская, Карельская, Крымская, Якутская, Киргизская (позднее Казахская) автономные республики и Чувашская, Вотская (Удмуртская), Марийская, Калмыцкая, Коми (Зырянская), Кабардино-Балкарская, Чеченская и другие автономные области.

С учётом требований национальных меньшинств в автономных республиках и областях предусматривалось использование коренного языка в делопроизводстве государственных и общественных учреждений, привлечение для работы в них людей, хорошо знающих местные обычаи и пользующихся широким доверием населения. Повсеместно открывались национальные школы, развивались национальные книгоиздание, пресса, велась культурно-просветительная работа.

Население значительной части Российской Федерации, и прежде всего русские, осуществляло свои национальные права через центральные республиканские органы власти, фактически выполнявшие функции общефедерального правительства. Всё это осложняло межнациональные отношения, несмотря на цементирующую роль единой для всех ленинской партии.

Альтернативные проекты.Инициатором решительного восстановления унитарного, централизованного государства, в составе которого отсутствуют самостоятельные, государственные образования, выступил И. В. Сталин, избранный весной 1922 г. генеральным секретарём ЦК РКП(б). Его план автономизации был направлен против независимости договорных и автономных республик и национальных областей, а также их стремления ослабить властные полномочия центра. Сталинский план автономизации предполагал вхождение независимых республик в состав РСФСР в качестве автономных, с резким ограничением их прав на самостоятельность.

Ленин был обеспокоен проектом Сталина. Он полагал, что фактическое единство договорных республик не может быть сведено к автономии. Все договорные республики, включая РСФСР, «вместе и наравне», на федеративной основе должны войти в состав нового государства – Союза Советских Социалистических Республик (СССР ).

 

Сталин (Джугашвили) Иосиф Виссарионович (1878 – 1953)

 

Формально не возражая против ленинских предложений, Сталин вместе с тем выступил против создания общефедеральных органов власти и разграничения полномочий центральных и местных органов власти. На этой почве его взаимоотношения с тяжело заболевшим Лениным обострились до предела. Ленинскую позицию Сталин охарактеризовал как «национальный либерализм», заявив о необходимости проявить «твёрдость против Ильича». В марте 1922 г., невзирая на сопротивление некоторых грузинских коммунистов, Грузия, Азербайджан и Армения были объединены в Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику (ЗСФСР). Каждая из перечисленных республик превращалась из самостоятельной в автономную. В спорах о принципах образования нового союзного государства Сталину удалось отстоять свою точку зрения. 13 декабря 1922 г. Первый Закавказский съезд Советов, собравшийся в Баку, провозгласил создание ЗСФСР, хотя Ленин предлагал объединить усилия республик лишь в военном и дипломатическом отношениях. Противники ограничения самостоятельности договорных республик с «лёгкой руки Сталина» были объявлены национал-уклонистами. 30 декабря 1922 г. на I съезде Советов СССР представители Российской и Закавказской федераций, а также Украины и Белоруссии подписали Союзный договор, провозглашавший создание Союза Советских Социалистических Республик.

Новое Союзное государство.Права и обязанности союзных республик были закреплены в первой Конституции СССР, введённой в действие второй сессией ЦИК 6 июля 1923 г. Она же утвердила состав союзного правительства – Совета народных комиссаров СССР, первым председателем которого стал В. И. Ленин. Окончательно первая Конституция СССР была принята на II съезде Советов СССР в январе 1924 г. Тем самым было законодательно оформлено создание единого союзного государства как федерации суверенных республик.

Общефедеральное правительство рассматривало вопросы внешней политики и внешней торговли, формирования вооружённых сил и организации путей сообщения. Решение других важных проблем оставалось за правительствами союзных республик.

Высшим законодательным органом СССР был Центральный исполнительный комитет (ЦИК ), состоявший из двух равноправных палат – Союзного Совета, который выбирался на съезде Советов СССР от всего состава делегатов, и Совета Национальностей, избиравшегося делегатами от каждой союзной республики и национальной автономии.

Первыми сопредседателями ЦИК СССР стали председатели ЦИК республик-учредителей: от РСФСР – М. И. Калинин, УССР – Г. И. Петровский, БССР – А. Г. Червяков и ЗСФСР – К. Н. Нариманов.

Казалось, принципы нового государственного объединения ознаменовали торжество идеи союза равноправных республик, добровольно передавших ряд своих суверенных прав общесоюзным органам. На деле же победили сталинские установки.

Реальная власть сосредоточилась в руках коммунистической партии, построенной на основе централизма.

 

Калинин Михаил Иванович (1875 – 1946)

 

Петровский Григорий Иванович (1878 – 1958)

 

Работа II съезда Советов СССР проходила в дни всенародного траура – 21 января 1924 г. скончался В. И. Ленин. Известно, что его родные выступали категорически против попыток даже временной муми-фикации останков покойного. Однако по настоянию Сталина Политбюро ЦК РКП(б) и ЦИК СССР приняли решение о сооружении мавзолея для забальзамированного тела вождя. В честь увековечения памяти В. И. Ленина было принято постановление об объявлении 21 января днём траура, о переименовании Петрограда в Ленинград, об издании Собрания сочинений В. И. Ленина и др.

Национальная политика советской власти.В последующие годы национальная политика советской власти была направлена на политическое, экономическое и культурное развитие народов страны, преодоление исторически сложившегося неравенства. Создавались автономные республики, области и округа, уточнялись административно-территориальные границы. Но национально-государственное размежевание не всегда проводилось обоснованно, что впоследствии не раз служило причиной межнациональных конфликтов.

Разрушенное в годы Первой мировой и Гражданской войн хозяйство страны активно восстанавливалось.

К концу 1925 г. совместными усилиями республик СССР удалось в основном завершить этот процесс, обогнав в этом отношении даже ряд европейских стран. Так, Германия, потери которой от войн были значительно меньше, сумела решить аналогичную задачу лишь за восемь лет, привлекая к тому же средства из-за границы.

 

Нариманов Кербалай Наджафоглы (1870 – 1925)

 

Червяков Александр Григорьевич (1892 – 1937)

 

Наиболее отсталым национальным районам была оказана дополнительная помощь в развитии образования. На основе русской и латинской графики лингвисты разработали алфавиты для народов, не имевших ранее письменности. Уже в 20-е гг. многие народы страны впервые в своей истории получили книги и учебные пособия на родном языке.

Сорок народов получили свою письменность. Повсеместно развернулось движение по ликвидации неграмотности всего взрослого многонационального населения страны. Инициатором этого массового культпохода выступил Всесоюзный ленинский коммунистический союз молодежи (ВЛКСМ). Эта крупнейшая политическая молодёжная организация страны была создана ещё в 1918 г. и называлась тогда Российский коммунистический союз молодёжи (РКСМ ) . К середине 1930 г. число добровольцев-культармейцев достигло 1 млн человек, а учащихся только в учтённых школах грамоты превысило 10 млн. К 1936 г. их насчитывалось около 40 млн человек. Особенно впечатляли успехи национальных республик. По данным переписи 1939 г., число грамотных лиц в возрасте от 16 до 50 лет достигло 90 %. Там, где до революции 1917 г. царила почти поголовная неграмотность, 70 % населения стало грамотным.

В 1920-е гг. изменилось административно-территориальное деление страны. Вместо губерний и волостей были созданы области и районы.

?

!

1. Что способствовало и что мешало созданию единого государственного образования? 2. Почему ленинскую позицию по созданию Союза Сталин охарактеризовал как «национальный либерализм»? 3. Какой вариант формирования единого союзного государства закрепляла первая Конституция СССР? 4. Назовите основные направления национальной политики советской власти. 5. Почему национально-государственное размежевание впоследствии привело к межнациональным конфликтам? 6. Проследите по карте динамику формирования СССР. Найдите свой край, определите время его вступления в Советский Союз. Сделайте обобщающий вывод. 7. Известно, что в ходе ликвидации безграмотности за 20 лет были обучены 60 млн человек. Что заставляло советскую власть в спешном порядке решать эту проблему?

Исследуем документы

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.