Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. Очная форма Вид учебной работы Трудоемкость зач. ед. час. по семестрам



Очная форма

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам (первый)
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары и Практические занятия  
Занятия в интерактивных формах  
Самостоятельная работа(СРС)  
Форма промежуточной аттестации   дифф. зачет дифф. зачет

Заочная форма

Вид учебной работы Трудоемкость
зач. ед. час. по семестрам (первый)
Общая трудоемкость дисциплины по учебному плану
Аудиторные занятия  
Лекции  
Семинары и Практические занятия  
Занятия в интерактивных формах  
Самостоятельная работа(СРС)  
Форма промежуточной аттестации   дифф. зачет дифф. зачет

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

Текст рабочей программы

Тема 1.“Предмет, система и методологические вопросы Курса”

Предмет Истории политических и правовых учений, значение этой области знаний для правоведов. Взаимосвязь истории политических и правовых учений и современных теорий политики, государства и права. Понятие «политико-правового учения». Его отличие от обыденных форм сознания и познания.

История политических и правовых учений в системе гуманитарных наук.

Методологические вопросы Истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений. Принцип единства исторического и логического в раскрытии содержания политических и правовых учений. Совокупность хронологического, теоретического и сравнительно-исторического методов.

Структура курса, историко-предметное начало в ее построении. Периодизация истории политически и правовых учений.

 

Тема 2. “Политическая и правовая мысль в государствах

Древнего Востока”

Возникновение политико-правовой мысли. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о государстве на Древнем Востоке.

Проблемы государства и права в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Персии.

Политическая и правовая мысль в Древней Индии. «Веды» – древнейший источник политической мысли в Индии. Политические и правовые идеи брахманизма. Закрепление его основ в «Законах Ману». Буддизм - критическая реакция на брахманизм. Новое толкование дхармы. Рационалистические идеи о государстве и праве в трактате «Артхашастра».

Политическая мысль Древнего Китая. Политико-правовые аспекты даосизма. Лао-Цзы о естественном и человеческом законе («дао» и «дэ»). Этико-политическое учение Конфуция. Представление Конфуция о социальной структуре общества: учение об исправлении имён. Патриархальная теория происхождения и сущности государства. Политический идеал Конфуция. Учение о войне и мире. Роль и значение конфуцианства в общественно-политической жизни Китая. Учение легизма о технике отправления власти. Истоки договорной теории происхождения государства в моизме.

 

Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции

И Древнем Риме.

Общая характеристика развития политико-правовых учений в Древней Греции. Отражение первых политико-правовых идей в поэмах Гомера и Гесиода.

Равенство в учении Пифагора и пифагорейцев. Учение Гераклита о вселенной, о полисе, о божестве

Демокрит о наилучшем политическом устройстве и роли законов в государстве.

Софисты о соотношении «природы» и «закона»: у истоков теории естественного права.

Идея правления знающих (мудрых). Сократ о законах и законности, о справедливости, о соотношении личности и государства. Классификация форм государства на «правильные» и «неправильные».

Учение Платона о государстве и праве. Представление об идеальном государственном строе в диалогах «Государство», «Политика» и «Законы».

Учение Аристотеля о государстве и праве (трактат «Политика»). Представление о смешанной форме государства и составляющих её элементах. Аристотель о причинах государственных переворотов. Правопонимание Аристотеля (трактат «Этика»). Отождествление права и справедливости.

Политико-правовая идеология Эпикура. Учение о свободе, этике и справедливости.

Полибий о смешанном правлении.

Политико-правовые взгляды в Древнем Риме. Полибий о круговороте государственных форм; идея смешанной формы государства. Учение Цицерона о государстве и праве. Концепция происхождения и сущности государства (res publica). Учение о праве.

Политические и правовые взгляды римских стоиков: Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антонин.

Римские юристы. Классификация права. Соотношение права и закона.

Политические идеи христианства. Превращение христианства в государственную религию и изменение его политико-правовых идей. Августин Аврелий о соотношении церкви и государства, о цели государства и его формах (“О граде Божием”).

 

Тема 4. “Политические и правовые учения в Средние века”

Основные черты и направления политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества.

Учение Фомы Аквинского о государстве, праве, видах законов, формах государственной власти, о соотношении духовной и светской властей.

Критика официальной идеологии в средневековых ересях.

Выражение интересов городских слоёв в политико-правовом учении Марсилия Падуанского. Его представление о законах политической власти.

Средневековая юридическая мысль: Ирнерий, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар, Грациан.

Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке. Формирование мусульманской правовой идеологии. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна.

Средневековая российская политико-правовая мысль: общая характеристика. “Слово о Законе и Благодати” Иллариона: цели государства, принципы его единства (соборность, державность). Соотношение Закона и Истины. Учение о равенстве всех народов, живущих на земле, необходимости соблюдения мира между ними.

Политическая программа Владимира Мономаха. Религиозное содержание власти. Обязанности правителя. Формирование учения о законной власти.

«Слово о полку Игореве». Идеи независимости и суверенности верховной власти. Необходимость обеспечения мира. Высокий нравственный долг – защита своего отечества.

Взгляды Даниила Заточника («Моление»): духовная природа верховной власти; принципы её организации. Значение войска и воина в политической жизни страны. Обеспечение безопасности подданных – «страхом и грозой» великокняжеской власти.

Повести куликовского цикла. Идея объединения и защиты русских земель.

 

Тема 5. “Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения и Реформации (конец XV века - конец XVII вв.)”

Переворот в идеологии Западной Европы – Реформация. Политико-правовые учения Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Новая наука о политике: Никколо Макиавелли. Макиавеллизм.

Взгляды Жана Бодена: о закономерностях общественного развития и происхождения государства. Теория государственного суверенитета.

Политико-правовые идеи европейского социализма(XVI-XVII вв.). Вопросы государства и права в «Утопии» Томаса Мора и в книге Томмазо Кампанелла «Город Солнца».

Раннебуржуазные политико-правовые взгляды Гуго Гроция: сущность происхождения государства, развитие учения о государственном суверенитете.

Политическое и правовое учение Баруха Спинозы. Спиноза о естественном праве. Происхождение, сущность и задачи государства. Учение о неотчуждённых правах граждан и границ государственной власти. Отношение к формам государства.

Основные направления политической и правовой мысли в Англии в 17 веке. Договорная теория и теория народного суверенитета Джона Мильтона. Политико-правовая идеология Джона Лильберна. Особенности теории народного суверенитета и теория разделения управленческих функций. Лильберн о правах и свободах индивидов и о законности. Формирование демократических принципов права. Принципы социального равенства в конституционных проектах Джерарда Уинстэнли.

Философия природы и философия государства в учении Томаса Гоббса. Особенности его теории естественного права и договорного происхождения государства. Парадоксы государственной теории Гоббса, его взгляды на сущность и формы государства и государственный суверенитет. Политический идеал Гоббса.

Исламская реформация в доктринах Джемаль ад-Дина Аль-Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашида Риды и Али Абдель Разека.

Политико-правовые учения в России ХУ-ХУ11 вв. Попытки Реформации в России: представители, формы, идеи. Теория "Москва - Третий Рим" – выражение официальной политической идеологии Московского государства. Идея самодержавной власти. Единство и суверенность Русской земли. «Сказание о князьях владимирских». Идея независимости государства и великого князя.

Представление о верховной власти, формах её организации, правах и обязанностях, взаимоотношения с церковью в учениях «нестяжателей» и «иосифлян».

Политико-правовая борьба по вопросу о формах правления в середине XVI в.: сторонники сословно-представительной монархии (Федор Карпов, Зиновий Отенский, И.С. Пересветов, А.М. Курбский) и самодержавия (Иван Грозный).

Обоснование идеи сильного государства Иваном Тимофеевым. Нравственный облик правителя.

 

Тема 6. “Политические и правовые учения европейского Просвещения (конец XVII-XVIII век)”

Европейское просвещение как общекультурное политическое движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Политико-правовые идеи в трудах Джона Локка.

Основные направления политико-правовой идеологии французских просветителей. Критика католической церкви. Политическая организация общества. Понятие свободы. Программа Вольтера в области права и правосудия.

Учение Шарля Луи Монтескье о государстве и праве. Обоснование факторов, определяющих характер законодательства. Теория принципов правления государства. Понятие политической свободы граждан. Критика деспотизма. Учение о разделении властей: система социального равновесия.

Политико-правовая доктрина Жан-Жака Руссо. Руссо о происхождении и сущности государства. Особенности договорной теории происхождения государства (трактат «Об общественном договоре»). Теория народного суверенитета. Формы государства и формы правления. Взгляды на международное право.

Якобинские политико-правовые идеи (Жан-Поль Марат, Максимилиан Робеспьер).

Политико-правовая идеология французского утопического социализма. Мелье о происхождении политической власти. Критика общественного неравенства. Пути преобразования политического строя. «Кодекс природы» Морелли. Морелли об основных требованиях естественного права и задачах государства. Габриель Мабли о новом общественном строе. Гракх Бабеф о законах, устройстве и конституции будущего общества и государства.

Естественно-правовые учения в Германии в 17-18 веках: Самуил Пуфендорф, Христиан Томазий, Христиан Вольф.

Политические и правовые учения в Италии в 18 веке: Джамбаттиста Вико и Чезаре Беккария.

Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон и Дж. Адамс).

С. Полоцкий – идеолог просвещённой монархии и проводник западной культуры.

Обоснование абсолютной монархии в России в произведениях Ю. Крижанича, Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова.

План ограничения абсолютизма М.М. Щербатова. Учение о формах правления. Классификация законов.

Политико-правовые идеи русских просветителей и их программы. С.Е. Десницкий о происхождении, развитии и сущности государства и права. Взгляды на организацию государственной власти. Отношение к крепостному праву.

Политические воззрения Я.Н. Козельского.

Политическое и правовое учение А.Н.Радищева. Особенности его естественно-правовой теории. Критика абсолютизма и крепостного права. Обоснование необходимости народной революции. Взгляды на будущий политико-правовой строй.

 

Тема 7. “Политические и правовые учения в странах Европы и США (конец ХУ111-Х1Х век)”

Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в 19 веке. Правовые учения классиков немецкой философии.

Учение Иммануила Канта о государстве и праве. Связь права с этикой. Категорический императив. Понятие права и его классификация. Частное право и его система. Публичное право и его система. Понятие государства и, его происхождение. Формы государства. Разделение властей. Политический идеал. Концепция международного права. Проект вечного мира.

Учение Георга-Фридриха Гегеля о государстве и праве. Предмет и методы гегелевской философии права. Диалектика понятия права. Основные ступени развития права. Гражданское общество и политическое государство. Концепция межгосударственных отношений.

Английский либерализм 19 века: основатель утилитаризма – И. Бентам и Дж. Милль (учение о «свободе»).

Французский либерализм: Б. Констант и А. де Токвиль.

Немецкий либерализм: В. фон Гумбольдт, Л. Штейн.

Дворянский и буржуазный либерализм в России первой половины 19 века. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина в охранительной концепции.

Декабристы. П.И. Пестель о происхождении и сущности государства. Проект преобразований государственного и правового строя в России в «Русской правде». Конституционные проекты Н.М. Муравьева.

Политические идеи П.Я. Чаадаева.

Славянофилы и «западники»: полемика о путях государственного устройства России. Политико-правовые идеи К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, о своеобразии государственно-правового развития России.

Развитие политической и правовой теории в США. Характеристика республиканского строя Дж. Мэдисоном. Понятие «суверенитета» в трудах Дж. Калхуна. Доктрина Монро. Политические взгляды В. Вильсона. Учение О.В. Холмса о праве.

«Положительный философия» (позитивизм) О. Конта и юридический позитивизм Дж. Остина.

Политико-правовая идеология консерватизма. Жозеф де Местр, Л. де Бональд, К. Галлер, Э. Берк. Критика естественного права и принципа народного суверенитета.

Идеологи социализма Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Представители утопического коммунизма Огюст Бланки и Вильгельм Вейтлинг.

Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права. Учение о государстве и праве как надстроечных явлениях. Классовая обусловленность государства и права. Понятие социалистической революции и диктатуры пролетариата. Судьба государства и права в коммунистическом обществе.

Проблемы государства и права в произведениях Ф. Лассаля и лассальянцев. Идея всеобщего избирательного права и социального государства. Политико-правовая теория анархизма. Обоснование программ ликвидации государства в трудах П. Прудона и М.А. Бакунина.

Политико-правовые идеи «Русского социализма» (народничество). А.И. Герцен о государстве и праве. Развитие политико-правовой теории народничества в произведениях Н.Г. Чернышевского, П.А. Лаврова, П.Н. Ткачева.

Социологическое направление в праве. Учение Р. Иеринга о государстве и праве. Политические идеи в социологии Герберта Спенсера. Спенсер о «военном» и «промышленном» типах общества, государства и права. Социологическая концепция государства Людвига Гумпловича. Политико-правовые идеи Э. Дюркгейма.

Консерваторы в политико-правовых взглядах Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев.

Неокантианское учение о праве Рудольфа Штаммлера.

Политико-правовые концепции либерализма. А. Эсмен, Г. Еллинек.

Концепция “служебного орудия” Фридриха Ницше. Роли сверхличности в истории.

Либеральные учения о государстве и праве в России во второй половине 19 века. Б. Н. Чичерин, С.А. Муромцев. Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев.

 

Тема 8. “Политические и правовые идеи ХХ в.”

Основные направления политико-правовой идеологии. Развитие реформистского и центристского направлений в марксизме. Проблемы государства и права в произведениях Э. Бернштейна. Политико-правовая теория К. Каутского. Идея парламентаризма, политического плюрализма, социального законодательства.

В. И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, её задачах, формах и механизме. Место и роль коммунистической партии в осуществлении диктатуры пролетариата.

Политико-правовые идеи в начале 20 в. Русские религиозные философы о государстве и праве в начале 20 века: С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин. Критика революции («Вехи», «Из глубины»). Политическая мысль России в эмиграции: П.Б. Струве, П.А. Сорокин.

Неолиберализм. Политико-правовая идеология солидаризма и институционализма. Учение Л. Дюги о социальной солидарности. Политико-правовое учение М. Ориу. Теории «государства всеобщего благоденствия», плюралистической демократии, правового и социального государства. Неоконсерватизм. Фашизм, нацизм и неофашизм.

Развитие правовой идеологии. Движение в пользу «свободного права» в начале 20 века Е. Эрлих. Социологическая теория права в США (Р. Паунд). «Реалистическая» теория права в США (К. Левеллин, Дж. Фрэнк). Аналитическая юриспруденция (Герберт Харт), ее исторические корни. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Психологизм в современных теориях права. Нормативизм. Социологическая юриспруденция Р. Паунда. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.

Возрождение доктрины естественного права (Лон Фуллер, Артур Кауфман).

Интегративная юриспруденция А.С. Ященко и П.Г. Виноградова.

Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето и Гаэтано Моска.

 

4.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)

Очная форма

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практиче- ские занятия
1. Предмет, система и методологические вопросы курса.   Групповые дискуссии.
2. Политическая и правовая мысль в государствах Древнего Востока   Информационная лекция. Групповые дискуссии.
3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме.   Информационная лекция. Групповые дискуссии.
4. Политическая и правовая мысль в Средние Века.   Информационная лекция. Групповые дискуссии.
5. Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения (кон. XV-XVII вв).   Групповые дискуссии.
6. Политические и правовые учения европейского Просвещения (XVII-XVIII вв.)   Лекция-визуализация. Групповые дискуссии.
7. Политические и правовые учения Нового времени (XVII- ХIХ вв.).   Информационная лекция. Групповые дискуссии.
8. Политические и правовые учения ХХ в.   Лекция-визуализация. Работа с нормативными правовыми актами. Групповые дискуссии.
  ВСЕГО  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах     0 часов 0%  

Заочная форма

Раздел дисциплины, тема Всего часов В том числе Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции практиче- ские занятия
1. Предмет, система и методологические вопросы курса.   Групповые дискуссии.
2. Политическая и правовая мысль в государствах Древнего Востока        
3. Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме.   Информационная лекция. Групповые дискуссии.
4. Политическая и правовая мысль в Средние Века.   Информационная лекция. Групповые дискуссии.
5. Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения (кон. XV-XVII вв).   Групповые дискуссии.
6. Политические и правовые учения европейского Просвещения (XVII-XVIII вв.)   Лекция-визуализация. Групповые дискуссии.
7. Политические и правовые учения Нового времени (XVII- ХIХ вв.).        
8. Политические и правовые учения ХХ в.   Работа с нормативными правовыми актами. Групповые дискуссии.
  ВСЕГО  
  % занятий, проводимых в активных и интерактивных формах     0 часов 0%  

При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.

1. Технологии традиционного обучения:

лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;

семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;

самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;

практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы;

2. Интерактивные технологии обучения:

– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;

– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.