Тема 1.“Предмет, система и методологические вопросы Курса”
Предмет Истории политических и правовых учений, значение этой области знаний для правоведов. Взаимосвязь истории политических и правовых учений и современных теорий политики, государства и права. Понятие «политико-правового учения». Его отличие от обыденных форм сознания и познания.
История политических и правовых учений в системе гуманитарных наук.
Методологические вопросы Истории политических и правовых учений. Закономерности возникновения и развития политических и правовых учений. Принцип единства исторического и логического в раскрытии содержания политических и правовых учений. Совокупность хронологического, теоретического и сравнительно-исторического методов.
Структура курса, историко-предметное начало в ее построении. Периодизация истории политически и правовых учений.
Тема 2. “Политическая и правовая мысль в государствах
Древнего Востока”
Возникновение политико-правовой мысли. Общая характеристика религиозно-мифологических представлений о государстве на Древнем Востоке.
Проблемы государства и права в Древнем Египте, Древнем Вавилоне, Персии.
Политическая и правовая мысль в Древней Индии. «Веды» – древнейший источник политической мысли в Индии. Политические и правовые идеи брахманизма. Закрепление его основ в «Законах Ману». Буддизм - критическая реакция на брахманизм. Новое толкование дхармы. Рационалистические идеи о государстве и праве в трактате «Артхашастра».
Политическая мысль Древнего Китая. Политико-правовые аспекты даосизма. Лао-Цзы о естественном и человеческом законе («дао» и «дэ»). Этико-политическое учение Конфуция. Представление Конфуция о социальной структуре общества: учение об исправлении имён. Патриархальная теория происхождения и сущности государства. Политический идеал Конфуция. Учение о войне и мире. Роль и значение конфуцианства в общественно-политической жизни Китая. Учение легизма о технике отправления власти. Истоки договорной теории происхождения государства в моизме.
Тема 3. Политические и правовые учения в Древней Греции
И Древнем Риме.
Общая характеристика развития политико-правовых учений в Древней Греции. Отражение первых политико-правовых идей в поэмах Гомера и Гесиода.
Равенство в учении Пифагора и пифагорейцев. Учение Гераклита о вселенной, о полисе, о божестве
Демокрит о наилучшем политическом устройстве и роли законов в государстве.
Софисты о соотношении «природы» и «закона»: у истоков теории естественного права.
Идея правления знающих (мудрых). Сократ о законах и законности, о справедливости, о соотношении личности и государства. Классификация форм государства на «правильные» и «неправильные».
Учение Платона о государстве и праве. Представление об идеальном государственном строе в диалогах «Государство», «Политика» и «Законы».
Учение Аристотеля о государстве и праве (трактат «Политика»). Представление о смешанной форме государства и составляющих её элементах. Аристотель о причинах государственных переворотов. Правопонимание Аристотеля (трактат «Этика»). Отождествление права и справедливости.
Политико-правовая идеология Эпикура. Учение о свободе, этике и справедливости.
Полибий о смешанном правлении.
Политико-правовые взгляды в Древнем Риме. Полибий о круговороте государственных форм; идея смешанной формы государства. Учение Цицерона о государстве и праве. Концепция происхождения и сущности государства (res publica). Учение о праве.
Политические и правовые взгляды римских стоиков: Луций Анней Сенека, Эпиктет, Марк Аврелий Антонин.
Римские юристы. Классификация права. Соотношение права и закона.
Политические идеи христианства. Превращение христианства в государственную религию и изменение его политико-правовых идей. Августин Аврелий о соотношении церкви и государства, о цели государства и его формах (“О граде Божием”).
Тема 4. “Политические и правовые учения в Средние века”
Основные черты и направления политико-правовой мысли западноевропейского средневекового общества.
Учение Фомы Аквинского о государстве, праве, видах законов, формах государственной власти, о соотношении духовной и светской властей.
Критика официальной идеологии в средневековых ересях.
Выражение интересов городских слоёв в политико-правовом учении Марсилия Падуанского. Его представление о законах политической власти.
Средневековая юридическая мысль: Ирнерий, Генри Брэктон, Филипп де Бомануар, Грациан.
Политическая и правовая мысль в Арабском Востоке. Формирование мусульманской правовой идеологии. Политическая философия аль-Фараби, Ибн Сины и Ибн Рушда. Взгляды на государство аль-Маварди и Ибн Халдуна.
Средневековая российская политико-правовая мысль: общая характеристика. “Слово о Законе и Благодати” Иллариона: цели государства, принципы его единства (соборность, державность). Соотношение Закона и Истины. Учение о равенстве всех народов, живущих на земле, необходимости соблюдения мира между ними.
Политическая программа Владимира Мономаха. Религиозное содержание власти. Обязанности правителя. Формирование учения о законной власти.
«Слово о полку Игореве». Идеи независимости и суверенности верховной власти. Необходимость обеспечения мира. Высокий нравственный долг – защита своего отечества.
Взгляды Даниила Заточника («Моление»): духовная природа верховной власти; принципы её организации. Значение войска и воина в политической жизни страны. Обеспечение безопасности подданных – «страхом и грозой» великокняжеской власти.
Повести куликовского цикла. Идея объединения и защиты русских земель.
Тема 5. “Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения и Реформации (конец XV века - конец XVII вв.)”
Переворот в идеологии Западной Европы – Реформация. Политико-правовые учения Мартина Лютера, Томаса Мюнцера, Жана Кальвина. Новая наука о политике: Никколо Макиавелли. Макиавеллизм.
Взгляды Жана Бодена: о закономерностях общественного развития и происхождения государства. Теория государственного суверенитета.
Политико-правовые идеи европейского социализма(XVI-XVII вв.). Вопросы государства и права в «Утопии» Томаса Мора и в книге Томмазо Кампанелла «Город Солнца».
Раннебуржуазные политико-правовые взгляды Гуго Гроция: сущность происхождения государства, развитие учения о государственном суверенитете.
Политическое и правовое учение Баруха Спинозы. Спиноза о естественном праве. Происхождение, сущность и задачи государства. Учение о неотчуждённых правах граждан и границ государственной власти. Отношение к формам государства.
Основные направления политической и правовой мысли в Англии в 17 веке. Договорная теория и теория народного суверенитета Джона Мильтона. Политико-правовая идеология Джона Лильберна. Особенности теории народного суверенитета и теория разделения управленческих функций. Лильберн о правах и свободах индивидов и о законности. Формирование демократических принципов права. Принципы социального равенства в конституционных проектах Джерарда Уинстэнли.
Философия природы и философия государства в учении Томаса Гоббса. Особенности его теории естественного права и договорного происхождения государства. Парадоксы государственной теории Гоббса, его взгляды на сущность и формы государства и государственный суверенитет. Политический идеал Гоббса.
Исламская реформация в доктринах Джемаль ад-Дина Аль-Афгани, Мухаммеда Абдо, Мухаммеда Рашида Риды и Али Абдель Разека.
Политико-правовые учения в России ХУ-ХУ11 вв. Попытки Реформации в России: представители, формы, идеи. Теория "Москва - Третий Рим" – выражение официальной политической идеологии Московского государства. Идея самодержавной власти. Единство и суверенность Русской земли. «Сказание о князьях владимирских». Идея независимости государства и великого князя.
Представление о верховной власти, формах её организации, правах и обязанностях, взаимоотношения с церковью в учениях «нестяжателей» и «иосифлян».
Политико-правовая борьба по вопросу о формах правления в середине XVI в.: сторонники сословно-представительной монархии (Федор Карпов, Зиновий Отенский, И.С. Пересветов, А.М. Курбский) и самодержавия (Иван Грозный).
Обоснование идеи сильного государства Иваном Тимофеевым. Нравственный облик правителя.
Европейское просвещение как общекультурное политическое движение эпохи перехода от феодализма к капитализму. Политико-правовые идеи в трудах Джона Локка.
Основные направления политико-правовой идеологии французских просветителей. Критика католической церкви. Политическая организация общества. Понятие свободы. Программа Вольтера в области права и правосудия.
Учение Шарля Луи Монтескье о государстве и праве. Обоснование факторов, определяющих характер законодательства. Теория принципов правления государства. Понятие политической свободы граждан. Критика деспотизма. Учение о разделении властей: система социального равновесия.
Политико-правовая доктрина Жан-Жака Руссо. Руссо о происхождении и сущности государства. Особенности договорной теории происхождения государства (трактат «Об общественном договоре»). Теория народного суверенитета. Формы государства и формы правления. Взгляды на международное право.
Якобинские политико-правовые идеи (Жан-Поль Марат, Максимилиан Робеспьер).
Политико-правовая идеология французского утопического социализма. Мелье о происхождении политической власти. Критика общественного неравенства. Пути преобразования политического строя. «Кодекс природы» Морелли. Морелли об основных требованиях естественного права и задачах государства. Габриель Мабли о новом общественном строе. Гракх Бабеф о законах, устройстве и конституции будущего общества и государства.
Естественно-правовые учения в Германии в 17-18 веках: Самуил Пуфендорф, Христиан Томазий, Христиан Вольф.
Политические и правовые учения в Италии в 18 веке: Джамбаттиста Вико и Чезаре Беккария.
Политические и правовые учения в США в период борьбы за независимость (Б. Франклин, Т. Джефферсон, Т. Пейн, А. Гамильтон и Дж. Адамс).
С. Полоцкий – идеолог просвещённой монархии и проводник западной культуры.
Обоснование абсолютной монархии в России в произведениях Ю. Крижанича, Ф. Прокоповича, В.Н. Татищева и И.Т. Посошкова.
План ограничения абсолютизма М.М. Щербатова. Учение о формах правления. Классификация законов.
Политико-правовые идеи русских просветителей и их программы. С.Е. Десницкий о происхождении, развитии и сущности государства и права. Взгляды на организацию государственной власти. Отношение к крепостному праву.
Политические воззрения Я.Н. Козельского.
Политическое и правовое учение А.Н.Радищева. Особенности его естественно-правовой теории. Критика абсолютизма и крепостного права. Обоснование необходимости народной революции. Взгляды на будущий политико-правовой строй.
Тема 7. “Политические и правовые учения в странах Европы и США (конец ХУ111-Х1Х век)”
Общая характеристика основных направлений политической и правовой мысли в 19 веке. Правовые учения классиков немецкой философии.
Учение Иммануила Канта о государстве и праве. Связь права с этикой. Категорический императив. Понятие права и его классификация. Частное право и его система. Публичное право и его система. Понятие государства и, его происхождение. Формы государства. Разделение властей. Политический идеал. Концепция международного права. Проект вечного мира.
Учение Георга-Фридриха Гегеля о государстве и праве. Предмет и методы гегелевской философии права. Диалектика понятия права. Основные ступени развития права. Гражданское общество и политическое государство. Концепция межгосударственных отношений.
Английский либерализм 19 века: основатель утилитаризма – И. Бентам и Дж. Милль (учение о «свободе»).
Французский либерализм: Б. Констант и А. де Токвиль.
Немецкий либерализм: В. фон Гумбольдт, Л. Штейн.
Дворянский и буржуазный либерализм в России первой половины 19 века. Проекты государственных преобразований М.М. Сперанского. Политико-правовые идеи Н.М. Карамзина в охранительной концепции.
Декабристы. П.И. Пестель о происхождении и сущности государства. Проект преобразований государственного и правового строя в России в «Русской правде». Конституционные проекты Н.М. Муравьева.
Политические идеи П.Я. Чаадаева.
Славянофилы и «западники»: полемика о путях государственного устройства России. Политико-правовые идеи К.С. Аксакова, И.В. Киреевского, А.С. Хомякова, о своеобразии государственно-правового развития России.
Развитие политической и правовой теории в США. Характеристика республиканского строя Дж. Мэдисоном. Понятие «суверенитета» в трудах Дж. Калхуна. Доктрина Монро. Политические взгляды В. Вильсона. Учение О.В. Холмса о праве.
«Положительный философия» (позитивизм) О. Конта и юридический позитивизм Дж. Остина.
Политико-правовая идеология консерватизма. Жозеф де Местр, Л. де Бональд, К. Галлер, Э. Берк. Критика естественного права и принципа народного суверенитета.
Идеологи социализма Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Представители утопического коммунизма Огюст Бланки и Вильгельм Вейтлинг.
Социально-исторические корни и теоретические источники марксистского понимания государства и права. Учение о государстве и праве как надстроечных явлениях. Классовая обусловленность государства и права. Понятие социалистической революции и диктатуры пролетариата. Судьба государства и права в коммунистическом обществе.
Проблемы государства и права в произведениях Ф. Лассаля и лассальянцев. Идея всеобщего избирательного права и социального государства. Политико-правовая теория анархизма. Обоснование программ ликвидации государства в трудах П. Прудона и М.А. Бакунина.
Политико-правовые идеи «Русского социализма» (народничество). А.И. Герцен о государстве и праве. Развитие политико-правовой теории народничества в произведениях Н.Г. Чернышевского, П.А. Лаврова, П.Н. Ткачева.
Социологическое направление в праве. Учение Р. Иеринга о государстве и праве. Политические идеи в социологии Герберта Спенсера. Спенсер о «военном» и «промышленном» типах общества, государства и права. Социологическая концепция государства Людвига Гумпловича. Политико-правовые идеи Э. Дюркгейма.
Консерваторы в политико-правовых взглядах Н.Я. Данилевский и К.Н. Леонтьев.
Неокантианское учение о праве Рудольфа Штаммлера.
Политико-правовые концепции либерализма. А. Эсмен, Г. Еллинек.
Концепция “служебного орудия” Фридриха Ницше. Роли сверхличности в истории.
Либеральные учения о государстве и праве в России во второй половине 19 века. Б. Н. Чичерин, С.А. Муромцев. Н.М. Коркунов, М.М. Ковалевский, П.И. Новгородцев.
Тема 8. “Политические и правовые идеи ХХ в.”
Основные направления политико-правовой идеологии. Развитие реформистского и центристского направлений в марксизме. Проблемы государства и права в произведениях Э. Бернштейна. Политико-правовая теория К. Каутского. Идея парламентаризма, политического плюрализма, социального законодательства.
В. И. Ленин о социалистической революции, диктатуре пролетариата, её задачах, формах и механизме. Место и роль коммунистической партии в осуществлении диктатуры пролетариата.
Политико-правовые идеи в начале 20 в. Русские религиозные философы о государстве и праве в начале 20 века: С.Н. Булгаков, Н.А. Бердяев, И.А. Ильин. Критика революции («Вехи», «Из глубины»). Политическая мысль России в эмиграции: П.Б. Струве, П.А. Сорокин.
Неолиберализм. Политико-правовая идеология солидаризма и институционализма. Учение Л. Дюги о социальной солидарности. Политико-правовое учение М. Ориу. Теории «государства всеобщего благоденствия», плюралистической демократии, правового и социального государства. Неоконсерватизм. Фашизм, нацизм и неофашизм.
Развитие правовой идеологии. Движение в пользу «свободного права» в начале 20 века Е. Эрлих. Социологическая теория права в США (Р. Паунд). «Реалистическая» теория права в США (К. Левеллин, Дж. Фрэнк). Аналитическая юриспруденция (Герберт Харт), ее исторические корни. Психологическая теория права Л.И. Петражицкого. Психологизм в современных теориях права. Нормативизм. Социологическая юриспруденция Р. Паунда. Позитивистский нормативизм Г. Кельзена.
Возрождение доктрины естественного права (Лон Фуллер, Артур Кауфман).
Интегративная юриспруденция А.С. Ященко и П.Г. Виноградова.
Теории элит, бюрократии и технократии: Вильфредо Парето и Гаэтано Моска.
4.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план)
Очная форма
№
Раздел
дисциплины, тема
Всего часов
В том числе
Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции
практиче-
ские занятия
1.
Предмет, система и методологические вопросы курса.
Групповые дискуссии.
2.
Политическая и правовая мысль в государствах Древнего Востока
Информационная лекция. Групповые дискуссии.
3.
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме.
Информационная лекция. Групповые дискуссии.
4.
Политическая и правовая мысль в Средние Века.
Информационная лекция. Групповые дискуссии.
5.
Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения (кон. XV-XVII вв).
Групповые дискуссии.
6.
Политические и правовые учения европейского Просвещения (XVII-XVIII вв.)
Лекция-визуализация.
Групповые дискуссии.
7.
Политические и правовые учения Нового времени (XVII- ХIХ вв.).
Информационная лекция.
Групповые дискуссии.
8.
Политические и правовые учения ХХ в.
Лекция-визуализация. Работа с нормативными правовыми актами.
Групповые дискуссии.
ВСЕГО
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
0 часов 0%
Заочная форма
№
Раздел
дисциплины, тема
Всего часов
В том числе
Образовательные технологии, используемые при проведении занятий
лекции
практиче-
ские занятия
1.
Предмет, система и методологические вопросы курса.
Групповые дискуссии.
2.
Политическая и правовая мысль в государствах Древнего Востока
3.
Политические и правовые учения в Древней Греции и Риме.
Информационная лекция. Групповые дискуссии.
4.
Политическая и правовая мысль в Средние Века.
Информационная лекция. Групповые дискуссии.
5.
Политические и правовые воззрения эпохи Возрождения (кон. XV-XVII вв).
Групповые дискуссии.
6.
Политические и правовые учения европейского Просвещения (XVII-XVIII вв.)
Лекция-визуализация.
Групповые дискуссии.
7.
Политические и правовые учения Нового времени (XVII- ХIХ вв.).
8.
Политические и правовые учения ХХ в.
Работа с нормативными правовыми актами.
Групповые дискуссии.
ВСЕГО
% занятий, проводимых в активных и интерактивных формах
0 часов 0%
При реализации различных видов учебной работы используются следующие образовательные технологии, включающие пассивные, активные и интерактивные формы проведения занятий.
1. Технологии традиционного обучения:
– лекции – вид учебного занятия, основанный на устном систематическом и последовательном изложении материала по какой-либо проблеме, теме;
– семинары – вид учебного занятия, при котором в результате предварительной работы над программным материалом и преподавателя и студентов, в обстановке их непосредственного и активного общения, в процессе выступлений студентов по вопросам темы, реализации иных форм учебных технологий, решаются задачи познавательного и воспитательного характера, прививаются знания, умения, навыки, необходимые для становления квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями ФГОС;
– самостоятельная работа – вид деятельности обучающихся, основанный на самостоятельной подготовке к семинарским и практическим занятиям, тестированию, групповым дискуссиям, выполнении индивидуальных домашних заданий, написании рефератов и эссе;
– практические занятия – метод репродуктивного обучения, обеспечивающий связь теории и практики, содействующий выработке у студентов умений и навыков применения знаний, полученных на лекционных занятиях и в рамках самостоятельной работы;
2. Интерактивные технологии обучения:
– метод групповых дискуссий – способ организации совместной деятельности студентов с целью интенсификации принятия решения в группе;
– метод конкретных ситуаций – метод обучения, предназначенный для совершенствования навыков и получения опыта, основанный на анализе конкретных задач-ситуаций (решение кейсов).