1. Политические и правовые учения классиков немецкой философии.
2. Политико-правовые концепции либерализма в Х1Х веке в Европе.
3. Социологическое направление в теории права в Х1Х веке в Европе.
Литература:
Основная
Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник для вузов.- М.: Норма, 2005.- 704 с*
История политических и правовых учений: Учебник для вузов/ Под ред. О.Э Лейста. - М., 2002. - 688с*
История политических и правовых учений: Хрестоматия/под ред. О.Э Лейства.- М.: Городец, 2000.- 512 с.*
Дополнительная:
Антология мировой правовой мысли: В 5 т./ Рук. научн. проекта Г.Ю. Семигин; Научн. ред. совет: В.Н. Кудрявцев и др.– М.: Мысль, Т. 3: Европа. Америка: XVII- XX вв. – 1999. – 830 с.
Антология мировой философии. Т. 3. – М., 1971.
Гегель. Политические произведения. – М., 1978.
Гегель. Философия права. – М., 1990.
Иеринг Р. Борьба за право. – М., 1991.
История политических и правовых учений ХIХ в./ Графский В.Г. , Кобзев А.И., Зорькин В.Д. и др. – М.: НАУКА, 1993. – 388 с.
Кант. Трактаты и письма. – М., 1980.
Нерсесянц В.С. Гегель. – М.: Юрид. литература, 1979. – 111 с.
Нерсесянц В.С. Философия права: Учебник для вузов. – М.: Изд. группа «ИНФА-М: Норма», 1997. – 647 с.
Фламэн М. История либерализма и современный либерализм. – М.: Интератэк-Р, 1995. – 189 с.
Тема 8. “Политические и правовые идеи ХХ в.”
На занятие выносятся следующие вопросы:
Вопросы для обсуждения:
1. Политико-правовые взгляды русских религиозных философов. Русская эмиграция.
2. Теории элит, бюрократии и технократии.
3. Современные теории естественного права.
14.Сущность нацистской политико-правовой теории.
Семинар в интерактивной форме:
Анализ ситуации и дискуссия.
В начале занятия каждый из магистрантов письменно выполняют задание по одному из вопросов темы, затем проводится дискуссия. Проблема: анализ сходства и различий между правовыми концепциями России (Н. Берядяев), теории элит (Г. Моска, В. Парето), теории бюрократии (М. Вебер), современные теории естественного права (Ж. Маритен, Л. Фуллер). В работах данных авторов анализируется отношение и имеющиеся предпочтения к следующим проблемам:
1) соотношение закона и справедливости;
2) наличие веры в верховное существо;
3) соотношение божественного, естественного и позитивного права, отношение к человеческой природе;
4) историческая обусловленность правовых норм и их связь с формами государственности;
5) сочетание элементов монархии, аристократии и демократии;
6) источники права;
Ролевая игра по проблематике политических и правовых идеии политических режимом.
Из группы выделяется четыре команды (3-5 человек). Команды защищают одну из следующих теорий: сторонники позитивного права (либералы, национал-социалисты, коммунисты), сторонники современных теорий естественного права, сторонники психологической теории права Л.И. Петражицкого.
Оценка участия студентов осуществляется как преподавателем, так и студентами группы, которые не заняты непосредственно в ролевой игре.
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
Казанский филиал
Кафедра теории и истории права и государства
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
понаправлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Магистерская программа «Юрист в сфере административных и иных публичных правоотношений»
Учебно-методический комплекс по дисциплине
ИСТОРИЯ политических и правовых учений
Методические рекомендации по выполнению различных форм самостоятельной работы
Курс - 1
Семестр - 1
Форма обучения – очная, заочная
Срок освоения ООП по форме обучения- 2 года
Квалификация выпускника - магистр
Казань 2015
Составитель: Хабутдинов Айдар Юрьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории права и государства КФ ФГБОУВО «РГУП»
Рецензент: Губаева Тамара Владимировна, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права КФ ФГБОУВО «РГУП»
Скоробогатов Андрей Валерьевич, доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории государства и права Института экономики, управления и права (г. Казань)
Программа разработана в соответствии с ФГОС ВПО понаправлению подготовки 40.04.01 «Юриспруденция»
Утверждена на заседании кафедры теории и истории права протокол № 14 от 11.06. 2014 г.
Зав. кафедрой Гумеров Ленар Асхатович, к.ю.н., доцент
Программа одобрена Учебно-методическим советом КФ ФГБОУВО «РГУП» № 10 от 25.06.2014 г.
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
1. Виды и содержание самостоятельной работы студентов по дисциплине, формы контроля.
Одним из основных видов деятельности студента являетсясамостоятельная работа, которая включает в себя изучение лекционного материала, учебников и учебных пособий, первоисточников, подготовку сообщений, выступления на групповых занятиях, выполнение индивидуальных домашних заданий.
Методика самостоятельной работы предварительно разъясняется преподавателем и в последующем может уточняться с учетом индивидуальных особенностей студентов. Время и место самостоятельной работы выбираются студентами по своему усмотрению с учетом рекомендаций преподавателя.
Самостоятельную работу над дисциплиной следует начинать с изучения программы, которая содержит основные требования к знаниям, умениям и навыкам обучаемых. Следует обязательно вспомнить рекомендации преподавателя, данные в ходе установочных занятий. Затем следует приступать к изучению отдельных разделов и тем в порядке, предусмотренном программой.
Самостоятельная работа студентов проводится в следующих формах:
А) письменные работы по заданиям, определенным в данных методических рекомендациях, а также иным заданиям, составленным преподавателем.