Планы семинарских занятий. Темы контрольных работ для студентов-заочников
Казань
УДК 947 ББК 63.3(2) М62
М 62 Отечественная история.(Планы семинарских занятий. Темы контрольных, работ для студентов-заочников) / Сост.: Ф.Г.Миниханов.- Казань: КГАСУ, 2008.- 35 с.
Печатается по решению Редакционно-издательского совета Казанского государственного архитектурно-строительного университета
УДК 947 ББК 63.3(2)
' Казанский государственный архитектурно-строительный университет, 2008
Миниханов Ф.Г., 2008
Введение
Дисциплина «Отечественная история» входит в федеральный компонент профессиональной подготовки всех специальностей. Учебными планами и рабочей программой предусмотрены лекции, семинарские занятия, контрольная работа, написание рефератов, аннотаций и иных форм самостоятельной работы.
В предлагаемых разработках дается содержание лекционного курса, планы семинарских занятий, задания по самостоятельной работе, темы рефератов, примерный список вопросов контрольной работы и экзаменационных вопросов.
Цели и задачи дисциплины, её место в учебном процессе
Цель дисциплины
Цель исторического образования заключается в формировании исторического понимания и социальной памяти, целостного видения отечественной и мировой истории, комплексных знаний об основных этапах развития мировой цивилизации.
Задачи дисциплины
Задачи курса «Отечественная история» состоят в том, чтобы показать отечественную историю как единый экономический, социальный, политический процесс, разворачивающийся во времени и в пространстве, одновременно уникальной и взаимосвязанной с мировой историей. Отечественная история изучает факторы, социально-культурные особенности, основные этапы, тенденции российской истории, логику реформ и контрреформ, специфику историко-политического лидерства. Наряду с теоретическими проблемами она предполагает освоение основных хронологических дат, событий, персоналий, наполняющих ткань истории России. Курс «Отечественная история» призван также способствовать формированию активной гражданской позиции студентов, воспитанию у них высоких нравственных качеств и уважительного отношения к своему прошлому, национальным, политическим религиозным убеждениям сограждан.
Требования к знаниям и умениям по курсу «Отечественная история»
1. Понимать характер истории как науки и её место в системе гуманитарного знания.
2. Иметь научное представление об основных эпохах истории России, знать основные исторические даты, факты и имена исторических деятелей.
3. Владеть основами исторического мышления, уметь выражать и обосновывать свою позицию по вопросам, касающимся ценностного отношения к историческому прошлому, формам организации и эволюции общественных систем, вкладу народов мира, России, крупных исторических деятелей в достижения мировой цивилизации.
4. Уметь работать с научной литературой по истории, иметь навыки проведения сравнительного анализа фактов и явлений общественной жизни на основе исторического материала.
5. Иметь представление об источниках исторического знания и приемах работы с ними.
6. Получить:
- дополнительный стимул к развитию черт интеллигентной личности; -способность к аналитическому мышлению;
-стремление к расширению общей эрудиции на основе интереса к истории; -способность оценить культурные достижения народов на основе знания исторического контекста.
Место истории в учебном процессе
Отечественная история - одна из самых ключевых гуманитарных дисциплин, изучаемых в вузе. Она связана с такими дисциплинами как история Татарстана, философия, социология, политология, психология, правоведение. Таким образом, учебный курс «Отечественная история» является базовым для студентов 1 курса.
Планы семинарских занятий
ТЕМА 1 Становление российской цивилизации и государственности
1.Восточные славяне в древности. Особенности древнерусской цивилизации.
2. Социально-экономическое и политическое развитие Киевской Руси в IX-XII вв.
3. Феодальная раздробленность на Руси. Борьба русского народа против иноземных захватчиков в XIII в.
4. Формирование и развитие централизованного Российского государства (в XIV-XV вв.).
Литература
1. Орлов А.С., Георгиева В.А., Георгиева Н.Г., Сивакина Т.Л. История России,- М.: Проспект, 2008.
2. Федоров В.А., Моряков В.И., Щетинов Ю.А. История России. С древнейших времен до наших дней.- М.:Кнорус,2008.
3. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История России.- М.: Норма,2007.
4. Радугина А.А. История России. Россия в мировой цивилизации.
М.: Библионика,2007.
5.Гуляева В.В. Древнерусское государство IX-XII вв. М.,2006,
Вопросы и задания
1. Дайте сравнительный анализ факторов, повлиявших на складывание европейской и российской цивилизаций.
2. Сравните политическое устройство Великого Новгорода и Киева.
3. Назовите причины упадка Киевской Руси.
4. Назовите внутренние и внешние причины феодальной раздробленности.
Темы рефератов
1.«Откуда есть пошла русская земля».
2. Норманны и Русь.
3. От Рюрика до Ярослава Мудрого (Киевские князья).
4. «Брат на брата» (феодальная раздробленность на Руси).