Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Теория исторического процесса



В статьях о русской истории «Взгляд на юридический быт древней России», «Краткии

взгляд на русскую историю», «Мысли и заметки о русской истории» и др. Кавелин

неоднократно обращался к историческому знанию предшествующих эпох. Он выделял

несколько этапов в развитии этого знания, определяемых формою «народного

самосознания». Первоначально история привлекала как «любопытная сказка о старине»,

затем история стала «поучением» и «справкой», превратилась в «архив старых политических

и государственных дел». Наконец, наступает время «глубоких раздумий». Но, приходил к

выводу Кавелин, до сих пор «наше народное самосознание еще не установилось». Взгляд на

русскую историю, оценки исторических событий оказываются «детским лепетом незрелой и

нетвердой мысли». Время диктует необходимость понять «смысл и значение нашего

исторического существования», сделать историческую науку «источником и зеркалом

народного самосознания».

Решить эту задачу Кавелин считает возможным лишь при условии выработки теории,

которая бы представила историю как «живое целое», как развивающийся организм,

проникнутый «одним духом, одним началом». Теоретическое осмысление прошлого,

неоднократно обращал внимание ученый, должно основываться на анализе источников. Они

создают фундамент исследования и позволяют подойти к изучаемому предмету не

абстрактно, а исторически. Однако даже изучение всех исторических фактов в их

хронологической последовательности ничего не прибавит к имеющемуся знанию.

Основываясь на фактах, историческая наука должна выступить в форме теории.

Работы Кавелина, как правило, имеют теоретический характер, но, вспоминал

слушавший его лекции Б.Н. Чичерин, в основание своего курса он «полагал изучение

источников, не внося в них никакой предвзятой мысли. Он брал факты, как они

представлялись его живому и впечатлительному уму, и излагал их в непрерывной

последовательности... не ограничиваясь общими очерками, а постепенно следя за

памятниками, указывая на них и уча студентов ими пользоваться».

История для Кавелина — это открытие «народного духа», характера и наклонностей,

достоинств и недостатков человека, представление его в определенном бытии. В этом

высшем значении история воспитывает, развивает и укрепляет «народный дух», оказывает

нравственное действие, является не только повестью о прошлом, но и дает понимание

настоящего, предвидение будущего.

Основные положения своей теории исторического процесса Кавелин определил в

следующих положениях: целостность и единство исторического процесса, постепенное

изменение вследствии внутренних причин, взаимосвязь всех явлений и процессов. На основе

этого он попытался создать теорию истории общества и русского народа, проникнутую

одним духом, одними началами. Явления истории понимались как различные выражения

этих начал, «необходимо связанных между собой, необходимо вытекающих одно из

другого».

Содержание исторической жизни народов имеет два основных элемента —

формирование общественного организма и развитие личности. Развитие их имеет

определенные черты и направление, заложенные в них от рождения. Они изменяются, но не

сразу, а постепенно под влиянием внутренних и внешних обстоятельств и случайностей.

Следовательно, делал вывод Кавелин, ключ к пониманию русской истории «в нас самих, в

нашем внутреннем быте», в начальных формах образования.

История России, писал он, являет с половины IX до XVIII в. изменение форм

государственного быта, суть которых в постепенном упадке родственных отношений и

развитии государственных, а также развитии личности. Особое значение он придает

становлению государственных отношений как основы всей жизни русского народа. «Вся

русская история, как древняя, так и новая, есть по преимуществу государственная,

политическая, в особенном, нам одним свойственном значении этого слова». В государстве

сосредоточились все силы и соки народной жизни.

Показу развития российской государственности, ее юридического и гражданского

быта России подчинено все творчество Кавелина.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.