Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Тема 1. Становление исторической мысли



ИСТОРИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКИ (Ч. I)

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов

факультета истории и международных отношений

(направление подготовки 030600 «История»)

 

Кемерово 2011


Составители: д. и. н., доцент Е. С. Генина, д. и. н., профессор С. П. Звягин.

 

 

История исторической науки (ч. I): учебно-методическое пособие для студентов факультета истории и международных отношений (направление подготовки 030600 «История») / ГОУ ВПО «Кемеровский государственный университет»; сост. Е. С. Генина, С. П. Звягин. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2011. – 64 с.

 

 

Учебно-методическое пособие разработано по курсу «История исторической науки (ч. I)» (направление подготовки 030600 «История»; профиль подготовки «Всемирная история»; квалификация (степень) выпускника «бакалавр истории»). Оно отвечает требованиям Государственного образовательного стандарта и соответствующей рабочей программе. Учебно-методическое пособие содержит блок материалов, способствующих усвоению студентами программы курса «История исторической науки».

 

 

Рекомендовано методической комиссией факультета истории и международных отношений Протокол № 3 от 8 февраля 2011 г.   Председатель методической комиссии ФИиМО ________________ Л. Ю. Китова   Утверждено на заседании кафедры новейшей отечественной истории Протокол № 6 от 28 декабря 2010 г.     Зав. кафедрой НОИ ФИиМО ________________ А. А. Зеленин  

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Курс «История исторической науки» является одной из важнейших составляющих теоретической подготовки историка-бакалавра. Цель преподавания дисциплины – это формирование знаний об общих закономерностях развития отечественной исторической мысли, характере воздействия западноевропейской историографии на развитие отечественной науки, умений и навыков анализа историографических источников.

Основные задачи изучения курса: 1) дать характеристику основных методологических подходов анализа исторического процесса; 2) дать информацию о ведущих историках и исторических школах; 3) отразить общие идеологические установки, повлиявшие на развитие исторической мысли; 4) дать основы критики историографических источников.

Дисциплина изучается в шестом учебном семестре (III курс). На изучение курса «История исторической науки» (ч. I) отводится 68 часов, включая 38 аудиторных часов и 30 часов, предназначенных на самостоятельную работу студентов. Оно предполагает 19 часов лекций и 19 часов семинарских занятий. Лекционная часть включает обращение к основным теоретическим аспектам курса, углубление знаний происходит на семинарских занятиях. Предполагается подготовка студентами рефератов, докладов, эссе. Разработан тест, позволяющий оценить полученные знания по изученным темам.

Лекционная часть предполагает обращение к наиболее сложным теоретическим проблемам, развитию методологии отечественной историографии, борьбе мнений по основным теоретическим и методологическим положениям. Особое внимание при изучении дисциплины следует обратить на общие тенденции расширения и изменения тематики исследований и круга привлекаемых историками источников. Историография затрагивает проблемы совершенствования источниковедческих приемов исследования и критики источников. Поэтому студентам рекомендуется постоянно соотносить тематику курса с содержательной частью курса по отечественному источниковедению.

В силу того, что основные тенденции развития отечественной историографии невозможно адекватно отразить вне органической связи с основными этапами развития исторической мысли, в тематику курса введены разделы по общим тенденциям развития европейской историографии. Исходя из того, что мифологическое восприятие исторического процесса характерно не только для устного творчества, но и для минувшего столетия, механизму мифотворчества отводится большее место, чем было принято. Учитывая многолетний опыт преподавания дисциплины, авторы разделяют позицию профессора Санкт-Петербургского университета А. Л. Шапиро о необходимости введения в проблематику лекций тем, посвященных проблемам российского и европейского провиденциализма, теоретическим разработкам французских просветителей, воздействию методологических разработок европейских философов на методологические подходы и тематику исследований российских историков. На семинарских занятиях студенты должны освоить основные принципы и технику анализа историографических источников по предложенным темам. Часть тем выносится на самостоятельную подготовку. Предусматривается составление таблицы «Историки России», что призвано способствовать усвоению студентами программы курса.

На основе учета эффективности самостоятельной работы студентов и глубины освоения курса проводится окончательная оценка знаний по балльной системе. Последняя получила широкое распространение в зарубежных учебных заведениях, апробирована на факультете истории и международных отношений КемГУ в течение 2001/2002 – 2010/2011 учебных годов и получила поддержку, как преподавателей, так и студентов факультета.

Получение зачета предполагает полное выполнение программы, что связано с овладением лекционным материалом и материалом семинарских занятий, представлением таблицы «Историки России», подготовкой реферата (доклада, эссе), выполнением заданий теста. Зачет выставляется по совокупности баллов, полученных студентами в течение учебного семестра и непосредственно при сдаче зачета.


 

Соответствие оценке Количество баллов
«Отлично» 80–100
«Хорошо» 65–79
«Удовлетворительно» 50–64

 

Предусматривается возможность получения зачета досрочно при посещении студентами всех лекций, активной работе на семинарских занятиях, отсутствии задолженности, наборе не менее 80 из 100 возможных баллов по плановым работам в течение семестра. Сумма баллов складывается в результате оценки:

1. за работу на семинарских занятиях – 0–35 баллов;

2. за работу на зачетном семинарском занятии – 0–20 баллов;

3. за выполнение теста – 0–25 баллов;

4. за подготовку реферата (доклада, эссе) – 0–20 баллов.

Знания студентов, набравших менее 80 баллов, оцениваются на зачете. Максимальная оценка за зачет – 25 баллов. В случае набора 73–79 баллов в течение семестра студент имеет право ответа на один вопрос билета по своему выбору. В случае набора 65–72 баллов – на два вопроса из двух билетов по своему выбору.

Составителями настоящего учебно-методического пособия использованы материалы д. и. н., профессора А. Н. Садового, ранее читавшего лекции по данному курсу.

 


I. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

№ п/п Изучаемые темы Лекции   Семинарские занятия   Самостоятельная работа Форма контроля
1. Становление исторической мысли   Тест. Зачет
2. Историография и эволюция концепции провиденциализма   Тест. Зачет
3. Теория естественного права и общественного договора и ее воздействие на развитие исторической науки   Тест. Зачет
4. Просветительство и буржуазные тенденции в русской историографии Зачетное семинарское занятие. Тест. Зачет
5. Развитие методологических основ исторической науки и отечественная историография в первой половине XIX в. Зачетное семинарское занятие. Тест. Зачет
6. Методологические разработки и общие тенденции развития отечественной историографии второй половины XIX – начала XX вв. Зачетное семинарское занятие. Тест. Зачет
  Всего часов

II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Тема 1. Становление исторической мысли

Предмет и задачи историографии. Предметная область, методологические принципы историографического анализа. Историографический факт и историографический источник.

Архаическая мифология и эпос. Космогонические представления как первая попытка осознания места человека в мироздании. Специфика осознания времени, идеологический синкретизм, степень веры в миф. Феномен формирования мифов в индустриальном и постиндустриальном обществе. Генезис архаического эпоса на основе мифологии. Типологические признаки героического эпоса, проблема отражения в героическом эпосе Киевской Руси этнической истории славян.

Античная историография. Проблема эволюционного развития в этнической истории. Первые факты линейного восприятия времени. Ветхий Завет как историографический источник (структура, попытки периодизации всемирной истории). «История» Геродота (490/480 – около 425 до н. э.). Прагматическая историография и элементы геополитических концепций. Социально-исторические и политические составляющие концепции Аристотеля (384–322 до н. э). Полибий (около 200 – около 120 до н. э.) и военная историография. Плутарх (около 45 – около 127) и библиографическое направление историографии. Римская историография и идеи эволюционного развития Тита Лукреция Кара (I в. до н. э.). Концепция «золотого века».

Средневековый провиденциализм. Монопольное положение церкви во всех сферах интеллектуальной жизни. Основные положения провиденциализма, теоцентристская картина мира, концепция Августина Аврелия (354–430). Концепция «свободной воли». Время как категория в христианской историографии. Попытки периодизации.

 

 


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.