Новый этап в истории античного общества. Походы Александра Македонского. Новые политические и культурные центры. Александрия. Музей и библиотека. Рождение филологии. Изменение отношения к социальной действительности.
Стоицизм, эпикуреизм, кинизм. Интерес к характеру и поведению личности («Характеры» Феофраста). Новоаттическая комедия. Основные этапы творчества Менандра. Проблематика и художественное своеобразие его комедий («Брюзга», «Отрезанная коса», «Третейский суд»).
Эллинистическая поэзия.
Ученые поэты. Развитие новых жанров. Эпиллий, идиллия, повествовательная элегия, эпиграмма. Ученая и литературная деятельность Каллимаха. Идиллии Феокрита. «Аргонавтика» Аполлония Родосского.
4. Период римского владычества (I-V вв. н.э.)2 ч
Греческий мир под властью Рима. Идеология греческого общества и культурная политика Рима.
Жизненный и творческий путь Плутарха; моральные трактаты и жизнеописания; авторская позиция и художественный метод античной биографии.
Эллинское «возрождение» II в. Интеллектуальные поиски, склонность к мистицизму. Вторая софистика.
Лукиан. Жизненный и творческий путь. Отношение к традиции. Диалоги Лукиана.
Поздняя повествовательная проза. Античный роман; его виды и их происхождение. Сюжетная схема любовно-приключенческого романа. Романы Харитона, Геллиодора, Ахилла Татия. Своеобразие буколического романа Лонга.
Римская литература
Ч
Историческое значение римской литературы и ее место в античном обществе. Связь римской литературы с греческой. Периодизация.
Долитературный период ( до сер. III в. до н.э.). Население и языки древней Италии. Раннее римское общество, его мировоззрение, материальная и духовная культура. Римский фольклор. Своеобразие римской мифологии.
Ранний период (сер. III – сер. II в. до н.э.) 2 ч
Общество и его культура в период роста и расцвета римской рабовладельческой республики. Римская экспансия. Первые римские поэты (Ливий Андроник, Гней Невий).
Римский театр. Организация сценических игр. Типы римской комедии (ателлана, паллиата, тогата). Плавт. Обращение к новоаттической комедии при сохранении основ италийской фольклорной игры. Драматургическое мастерство Плавта (интрига, система персонажей, роль раба в развитии действия, язык комедий). Анализ отдельных комедий («Кубышка», «Псевдол», «Хвастливый воин»).
Литературная и просветительская деятельность Энния.
Проблематика и гуманистический пафос комедий Теренция. Отношение к греческим оригиналам. Художественное своеобразие.
Литература последнего века Республики (сер. II – сер. I в. до н.э.). 4 ч
Кризис традиционной идеологии. Политическая и экономическая перестройка общества. Актуализация литературной тематики. Политическая, философская и литературная тематика сатир Луцилия.
Развитие политического и судебного красноречия.
Цицерон и его роль в развитии литературы. Жизнь и деятельность Цицерона. Судебные речи, риторические и философские трактаты, письмо. Цицерон как теоретик красноречия. Стиль Цицерона: азианизм и аттикизм в Риме. Роль Цицерона в нормализации литературного латинского языка.
Политическая и литературная деятельность Цезаря. Особенности литературной мемуаристики.
Саллюстий: жанр исторической монографии и теория морального возрождения общества («Заговор Катилины», «Югуртинская война»).
Лукреций. Поэма «О природе вещей». Источники, основные идеи, композиция и стиль поэмы.
Римская поэзия. Обращение к субъективной тематике. Программа поэтов-неотериков.
Катулл. Жанровое многообразие лирики Катулла. Политическая и любовная тематика, тема дружбы и застолья, «ученые» поэмы.
Литература периода империи. Золотой век римской литературы (вт. пол.I в. до н.э.- I в. н.э.). 2 ч
Римское общество “века Августа”. Принципат – специфическая форма перехода от республики к империи. Расцвет литературы на новом этапе и формирование римского классического стиля.
Вергилий. Жизнь и основные этапы творчества. Философские взгляды. “Эподы”, “Сатиры”, “Оды”. Гораций – теоретик и критик литературы (“Наука поэзии”).
Жанр элегии. История его развития. Элегия в творчестве Тибулла и Проперция.
Овидий. Основные периоды творчества. Мастерство формы. Риторика и литературная традиция у Овидия. Любовные стихотворения, мифологические поэмы “Метаморфозы”, “Фасты”).
Тит Ливий. Идейные и художественные особенности исторического труда.