Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классический период (VII-IV вв. до н.э.). 10 ч



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КРАСНОЯРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КАФЕДРА ИСТОРИИ ЛИТЕРАТУРЫ И ПОЭТИКИ

ИТОРИЯ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. ЧАСТЬ I.

Античная литература

Рабочая программа дисциплины

Для специальности № 021700 «Филология», 021400 «Журналистика»

Дневной формы обучения

Красноярск 2002


Одобрено на заседании кафедры истории литературы и поэтики   Зав. кафедрой истории литературы и поэтики Редько Н.А._________________ «_14_»_июня______ 2002 г. Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология» и «Журналистика»

УДК (ББК)

 

 

Составитель Нипа Т.С.

 

 

История зарубежной литературы. Часть I. Античная литература: Рабочая программа дисциплины. Красноярск: РИО КрасГУ, 2002. 10 с. (Экспресс-издание)

 

Предназначена для специальности № 021700 «Филология», № 021400 «Журналистика» дневной формы обучения

 

© КрасГУ, 2002

Цели и задачи дисциплины

Предметом курса античной литературы является литературы Древней Греции и Рима. Освоение данного материала представляется чрезвычайно важным по причинам методологического порядка. Основные концепции литературного процесса и литературного творчества вплоть до ХIХ в. восходит к трудам Платона и Аристотеля. Разработанные в античной литературе системы жанров и стилей, категории грамматики и метрики стали фундаментом для развития новоевропейских литератур и языков.

Раскрытие богатства античной литературы, ее своеобразия и связи с литературой нового времени – задача данного курса в целом.

По изучении курса студент должен продемонстрировать знание текстов художественных произведений и критической литературы, владение теоретическим материалом, а также навыками литературоведческого анализа.

В основу представленной программы положена рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы», М.: МГУ, 1989.

 

Часть 1

Античная литература

Введение 2 ч

Термин и понятие «античная литература»; исторические, географические и хронологические рамки античной литературы. Периодизация. Своеобразие греческой и римской литератур.

Место литературы и искусства в античном обществе. Проблема сохранности рукописных памятников литературы. Связь античной литературы с современностью.

 

Греческая литература

Архаический период (IX – VII вв. до н.э.) 2 ч

Греческие племена в Восточном Средиземноморье. Устное словесное творчество (его основные виды, место и функции в жизни древних греков). Мифология. Роль крито-микенской культуры в греческой мифологии. Этапы мифологического развития. Категории мифов. Мифы о богах и героях.

 

Гомеровский эпос. Мифы о Троянской войне; историческая реальность и ее художественное осмысление. Содержание “Илиады” и “Одиссеи”. Особенности композиции поэм. Художественное мастерство, особенности языка и стиля поэм (основные характеристики эпического стиля). Гомеровский вопрос.

 

Генеалогический и дидактический эпос.

Гесиод. “Теогония” и систематизация мифологической традиции. “Труды и дни” - идеи “труда” и “справедливости”. Своеобразие эпического стиля гесиодовских поэм.

 

Классический период (VII-IV вв. до н.э.). 10 ч

Греческая лирика классического периода.

Историческая ограниченность и условность термина «лирика». Истоки греческой лирики. Лирика вокальная и декламационная, сольная и хоровая. Судьба жанров греческой лирики.

Декламационная лирика: Архилох (ямб), Солон, Мимнерм (элегия).

Мелическая поэзия: Алкей, Сапфо, Анакреонт.

Хоровая лирика: ее истоки, основные темы, художественное своеобразие. Творчество Пиндара и Вакхилида.

Драма: ее происхождение, основные виды (трагедия, сатировская драма, комедия). Значение культа Диониса. Организация драматических состязаний. Структура драмы.

Эсхил – «Отец трагедии». Новаторство Эсхила, эволюция его творчества. Трагический конфликт и его разрешение. Проблематика и структура трагедий. «Персы», «Прометей прикованный». Трилогия «Орестея» – интерпретация мифа об Атридах.

Софокл – поэт высшего расцвета афинского общества. Драматургические нововведения Софокла. Проблема героя. Сущность трагического конфликта. Проблематика и художественное своеобразие трагедий «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».

 

Еврипид. Драматургическое новаторство Еврипида. Изображение отдельной личности, ее внутреннего разлада, проблема страстей. Новое восприятие мифа, переосмысление героичности. Трагедия «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Женские образы в трагедиях.

 

Древняя аттическая комедия: ее фольклорные основы, происхождение комедии. Основные средства и приемы комедийного искусства (социальная и персональная сатира, осмеяние, инвектива, пародия, карикатурность, гротеск, фантастика).

Аристофан – «отец комедии». Периодизация его творчества. Проблематика и художественное своеобразие комедий «Облака», «Лягушки», «Птицы», «Богатство». Фольклорные истоки комедий Аристофана.

Эволюция греческой комедии: комедия средняя и новая. Своеобразие «новой комедии» Менандра.

 

Проза. Античная классификация прозы – историография, красноречие, философия. Первые греческие историки – логографы. «История» Геродота – соотношение повествовательного и научного стилей. Мировоззрение и художественные принципы Фукидида. Ксенофант и искусство создания литературно-исторического портрета.

Основные виды ораторского искусства. Становление риторики. Судебное, политическое, эпидейктическое красноречие. Разнообразие содержания и богатство форм судебных речей Лисия. Публицистическая и педагогическая деятельность Исократа. Общественная и ораторская деятельность Демосфена.

Философская проза. Натурфилософия V в. до н.э. Демокрит. Возникновение классической греческой философии (Сократ). Объективный идеализм Платона. Политическое учение Платона («Государство», «Законы»). Художественная форма диалогов Платона («Федон», «Пир», «Федр»). Жизненный и творческий путь Аристотеля. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля («Поэтика», «Риторика»). Учение о трагедии.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.