Для специальности № 021700 «Филология», 021400 «Журналистика»
Дневной формы обучения
Красноярск 2002
Одобрено на заседании кафедры истории литературы и поэтики
Зав. кафедрой истории литературы и поэтики
Редько Н.А._________________
«_14_»_июня______ 2002 г.
Программа составлена в соответствии с государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования по специальности «Филология» и «Журналистика»
УДК (ББК)
Составитель Нипа Т.С.
История зарубежной литературы. Часть I. Античная литература: Рабочая программа дисциплины. Красноярск: РИО КрасГУ, 2002. 10 с. (Экспресс-издание)
Предназначена для специальности № 021700 «Филология», № 021400 «Журналистика» дневной формы обучения
Предметом курса античной литературы является литературы Древней Греции и Рима. Освоение данного материала представляется чрезвычайно важным по причинам методологического порядка. Основные концепции литературного процесса и литературного творчества вплоть до ХIХ в. восходит к трудам Платона и Аристотеля. Разработанные в античной литературе системы жанров и стилей, категории грамматики и метрики стали фундаментом для развития новоевропейских литератур и языков.
Раскрытие богатства античной литературы, ее своеобразия и связи с литературой нового времени – задача данного курса в целом.
По изучении курса студент должен продемонстрировать знание текстов художественных произведений и критической литературы, владение теоретическим материалом, а также навыками литературоведческого анализа.
В основу представленной программы положена рабочая программа по курсу «История зарубежной литературы», М.: МГУ, 1989.
Часть 1
Античная литература
Введение 2 ч
Термин и понятие «античная литература»; исторические, географические и хронологические рамки античной литературы. Периодизация. Своеобразие греческой и римской литератур.
Место литературы и искусства в античном обществе. Проблема сохранности рукописных памятников литературы. Связь античной литературы с современностью.
Греческая литература
Архаический период (IX – VII вв. до н.э.) 2 ч
Греческие племена в Восточном Средиземноморье. Устное словесное творчество (его основные виды, место и функции в жизни древних греков). Мифология. Роль крито-микенской культуры в греческой мифологии. Этапы мифологического развития. Категории мифов. Мифы о богах и героях.
Гомеровский эпос. Мифы о Троянской войне; историческая реальность и ее художественное осмысление. Содержание “Илиады” и “Одиссеи”. Особенности композиции поэм. Художественное мастерство, особенности языка и стиля поэм (основные характеристики эпического стиля). Гомеровский вопрос.
Генеалогический и дидактический эпос.
Гесиод. “Теогония” и систематизация мифологической традиции. “Труды и дни” - идеи “труда” и “справедливости”. Своеобразие эпического стиля гесиодовских поэм.
Классический период (VII-IV вв. до н.э.). 10 ч
Греческая лирика классического периода.
Историческая ограниченность и условность термина «лирика». Истоки греческой лирики. Лирика вокальная и декламационная, сольная и хоровая. Судьба жанров греческой лирики.
Хоровая лирика: ее истоки, основные темы, художественное своеобразие. Творчество Пиндара и Вакхилида.
Драма: ее происхождение, основные виды (трагедия, сатировская драма, комедия). Значение культа Диониса. Организация драматических состязаний. Структура драмы.
Эсхил – «Отец трагедии». Новаторство Эсхила, эволюция его творчества. Трагический конфликт и его разрешение. Проблематика и структура трагедий. «Персы», «Прометей прикованный». Трилогия «Орестея» – интерпретация мифа об Атридах.
Софокл – поэт высшего расцвета афинского общества. Драматургические нововведения Софокла. Проблема героя. Сущность трагического конфликта. Проблематика и художественное своеобразие трагедий «Аякс», «Антигона», «Царь Эдип», «Электра».
Еврипид. Драматургическое новаторство Еврипида. Изображение отдельной личности, ее внутреннего разлада, проблема страстей. Новое восприятие мифа, переосмысление героичности. Трагедия «Медея», «Ипполит», «Ифигения в Авлиде». Женские образы в трагедиях.
Древняя аттическая комедия: ее фольклорные основы, происхождение комедии. Основные средства и приемы комедийного искусства (социальная и персональная сатира, осмеяние, инвектива, пародия, карикатурность, гротеск, фантастика).
Аристофан – «отец комедии». Периодизация его творчества. Проблематика и художественное своеобразие комедий «Облака», «Лягушки», «Птицы», «Богатство». Фольклорные истоки комедий Аристофана.
Эволюция греческой комедии: комедия средняя и новая. Своеобразие «новой комедии» Менандра.
Проза. Античная классификация прозы – историография, красноречие, философия. Первые греческие историки – логографы. «История» Геродота – соотношение повествовательного и научного стилей. Мировоззрение и художественные принципы Фукидида. Ксенофант и искусство создания литературно-исторического портрета.
Основные виды ораторского искусства. Становление риторики. Судебное, политическое, эпидейктическое красноречие. Разнообразие содержания и богатство форм судебных речей Лисия. Публицистическая и педагогическая деятельность Исократа. Общественная и ораторская деятельность Демосфена.
Философская проза. Натурфилософия V в. до н.э. Демокрит. Возникновение классической греческой философии (Сократ). Объективный идеализм Платона. Политическое учение Платона («Государство», «Законы»). Художественная форма диалогов Платона («Федон», «Пир», «Федр»). Жизненный и творческий путь Аристотеля. Вопросы литературы и искусства в трудах Аристотеля («Поэтика», «Риторика»). Учение о трагедии.