Часть первая включает в себя Правду Ярослава, Покон вирный, Урок мостникам – три самых ранних части, составленных в княжение Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Правда Ярослава – это первые 17 статей Русской Правды. которые были составлены еще до вступления Ярослава на Киевский престол, во время его княжения в Новгороде . Покон вирный – это документ, определявший порядок взимания штрафов и пошлин в пользу князя (устав для вирников – сборщиков пошлин). Урок мостникам – документ хозяйственного значения, определявший порядок выполнения государственной повинности по ремонту дорог. Покон вирный и Урок мостникам были составлены в 30-е годы XI века.
Часть вторая включает в себя Правду Ярославичей – новые статьи Русской Правды, которые были составлены в княжение сыновей Ярослава Мудрого (Изяслава, Всеволода и Святослава) во второй половине XI века. Правда Ярославичей юридически оформляла зависимое положение закупов, рядовичей и холопов от владельцев феодальных вотчин и обеспечивала государственную защиту формирующейся феодальной собственности.
Часть третья включает в себя Устав Владимира Мономаха – документ, в котором было регламентировано зависимое положение закупов и холопов, ограничено ростовщичество, расширены права купечества. Устав датируется 1113 г., когда Владимир Мономах вступил на киевский престол.
Редакции Русской Правды
Оригинал Русской Правды не сохранился, ее текст дошел до нас в 100 более поздних списках XIII-XVIII веков. По своему содержанию эти списки делятся на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда.
Краткая Правда является самой ранней редакцией и включает текст Правды Ярослава, Покона вирного, Урока мостникам, Правды Ярославичей.
Пространная Правда больше Краткой по составу (в нее включен текст Устава Владимира Мономаха) и по объему. Общий объем текста Пространной Правды превышает Краткую почти в 5 раз.
Сокращенная Правда – особый памятник, который вызывает споры ученых. Большинство исследователей полагает, что это простое сокращение текста Пространной Правды, сделанное в XV веке.
Как действующее законодательство Русская Правда сохранялась до начала XIV века. Затем она теряет свое законодательное значение, а в XV веке окончательно теряет юридическую силу.
Древнерусские литературные произведения
Как исторический источник
Древнерусская литература, возникшая в Киевской Руси, является не только важнейшим культурным явлением, но также представляет собой особую группу исторических источников, отражавших в художественной форме основные процессы общественной жизни.
Первоначальной формой древнерусской литературы была религиозная и религиозно-публицистическая литература. Ее возникновение относится к XI веку. В этот же период возникают и рукописные книги, включавшие произведения древнерусской литературы, которые как особый вид исторического источника не с точки зрения содержания, а с точки зрения внешних характеристик изучаются кодикологией.
Основные произведения древнерусской литературы
Периода Киевской Руси
1. Киевский митрополит Илларион "Слово о законе и благодати" (1049 год) – первое произведение древнерусской литературы, имевшее религиозно-публицистический характер.
2. Изборники (или Цветники) – сборники религиозных и философских произведений. Первые Изборники были составлены в 1073 и 1076 годах для сыновей Ярослава Мудрого. В дальнейшем стали популярной формой религиозной, публицистической и философской литературы на Руси.
3. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря "Житие Феодосия" (80-е годы XI века) – одно из первых агиографических произведений древнерусской литературы. Содержит жизнеописание инока, а затем игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, причисленного позже к лику святых.
4. Игумен Даниил "Хождение игумена Даниила за три моря"(1108 г.) – описание игуменом Даниилом своего путешествия в Палестину.
5. Владимир Мономах "Поучение детям" (1117 г.) – духовное завещание киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) своим детям.