Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Строение Русской Правды



Русская Правда состоит из трех частей.

Часть первая включает в себя Правду Ярослава, Покон вирный, Урок мостникам – три самых ранних части, составленных в княжение Ярослава Мудрого (1019-1054 гг.). Правда Ярослава – это первые 17 статей Русской Правды. которые были составлены еще до вступления Ярослава на Киевский престол, во время его княжения в Новгороде . Покон вирный – это документ, определявший порядок взимания штрафов и пошлин в пользу князя (устав для вирников – сборщиков пошлин). Урок мостникам – документ хозяйственного значения, определявший порядок выполнения государственной повинности по ремонту дорог. Покон вирный и Урок мостникам были составлены в 30-е годы XI века.

Часть вторая включает в себя Правду Ярославичей – новые статьи Русской Правды, которые были составлены в княжение сыновей Ярослава Мудрого (Изяслава, Всеволода и Святослава) во второй половине XI века. Правда Ярославичей юридически оформляла зависимое положение закупов, рядовичей и холопов от владельцев феодальных вотчин и обеспечивала государственную защиту формирующейся феодальной собственности.

Часть третья включает в себя Устав Владимира Мономаха – документ, в котором было регламентировано зависимое положение закупов и холопов, ограничено ростовщичество, расширены права купечества. Устав датируется 1113 г., когда Владимир Мономах вступил на киевский престол.

Редакции Русской Правды

Оригинал Русской Правды не сохранился, ее текст дошел до нас в 100 более поздних списках XIII-XVIII веков. По своему содержанию эти списки делятся на три редакции: Краткая Правда, Пространная Правда и Сокращенная Правда.

Краткая Правда является самой ранней редакцией и включает текст Правды Ярослава, Покона вирного, Урока мостникам, Правды Ярославичей.

Пространная Правда больше Краткой по составу (в нее включен текст Устава Владимира Мономаха) и по объему. Общий объем текста Пространной Правды превышает Краткую почти в 5 раз.

Сокращенная Правда – особый памятник, который вызывает споры ученых. Большинство исследователей полагает, что это простое сокращение текста Пространной Правды, сделанное в XV веке.

Как действующее законодательство Русская Правда сохранялась до начала XIV века. Затем она теряет свое законодательное значение, а в XV веке окончательно теряет юридическую силу.

Древнерусские литературные произведения

Как исторический источник

Древнерусская литература, возникшая в Киевской Руси, является не только важнейшим культурным явлением, но также представляет собой особую группу исторических источников, отражавших в художественной форме основные процессы общественной жизни.

Первоначальной формой древнерусской литературы была религиозная и религиозно-публицистическая литература. Ее возникновение относится к XI веку. В этот же период возникают и рукописные книги, включавшие произведения древнерусской литературы, которые как особый вид исторического источника не с точки зрения содержания, а с точки зрения внешних характеристик изучаются кодикологией.

Основные произведения древнерусской литературы

Периода Киевской Руси

1. Киевский митрополит Илларион "Слово о законе и благодати" (1049 год) – первое произведение древнерусской литературы, имевшее религиозно-публицистический характер.

2. Изборники (или Цветники) – сборники религиозных и философских произведений. Первые Изборники были составлены в 1073 и 1076 годах для сыновей Ярослава Мудрого. В дальнейшем стали популярной формой религиозной, публицистической и философской литературы на Руси.

3. Нестор, монах Киево-Печерского монастыря "Житие Феодосия" (80-е годы XI века) – одно из первых агиографических произведений древнерусской литературы. Содержит жизнеописание инока, а затем игумена Киево-Печерского монастыря Феодосия, причисленного позже к лику святых.

4. Игумен Даниил "Хождение игумена Даниила за три моря"(1108 г.) – описание игуменом Даниилом своего путешествия в Палестину.

5. Владимир Мономах "Поучение детям" (1117 г.) – духовное завещание киевского князя Владимира Мономаха (1113-1125 гг.) своим детям.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.