1) Германский историк-хронист Титмар Мерзебургский (976-1018 гг.) "Восемь книг хроник". Автор описывает события в Европе конца Х – начала XI вв., и в частности поход польского короля Болеслава Храброго в Киевскую Русь, крещение Руси. Значительный интерес представляет описание Киева, сделанное автором со слов немецких наемников, входивших с состав войск Болеслава. Киев описывает как большой город с многочисленным населением, с множеством церквей и рынков.
2) Северогерманский историк-хронист Адам Бременский (XI в.) "Деяние гамбургских епископов". Автор приводит общие сведения о славянских странах, в том числе и о Киевской Руси.
Арабские источники
1) Арабский географ и путешественник аль-Якуби (конец Х в.) "Книга стран". Этот труд был создан в 891 г. и содержал географическое описание Ирана, Ирака, Афганистана, Средней Азии и Киевской Руси.
2) Арабский географ и путешественник Ибн-Фадлан (первая половина Х в.) "Записка". В 920-921 гг. он совершил путешествие в Волжскую Болгарию и дал описание Киевской Руси: внешний вид жителей, оружие, украшения, религия, торговля.
3) Иранский историк и богослов Мухаммад ат-Табари (839-923 гг.) "История пророков и царей"(914 г.). Абу Джафар Мухаммад ибн Джарир ибн Язид ибн Касир ат-Табари – исламский историк и богослов. В арабской исторической литературе он занимает одно из первых мест, как «отец мусульманской историографии». «История пророков и царей» (полное заглавие: «История царей и их жизнь, рождений пророков и известий об них, и того, что случилось во время каждого из них») – это всеобщая история от сотворения мира до IX в. Этот труд был закончен в 914 г. В работе содержится упоминание о славянах как об одном из народов Восточной Европы. Славянские племена называются "ас-сакалиба".
Древнейшие русские летописи. Повесть временных лет
Летопись – это особый тип письменного исторического источника, для которого характерно описание исторических событий по годам (погодная запись).
Летописание возникло на Руси в конце XI – начале XII вв. и просуществовало до XVII в. Таким образом, летопись как историческое явление соответствует эпохе средних веков. Западноевропейским аналогом летописи является хроника. В XVIII в., с началом эпохи нового времени летописи в России и хроники в Западной Европе сменяются более развитыми формами описания исторических событий.
Сохранившиеся до настоящего времени русские летописи в большинстве своем являются не оригиналами, а копиями (списками), сделанными в более позднее время. Кроме того, все имеющиеся в настоящее время летописи представляют собой летописные своды.
Летописный свод – это компиляция, составляемая летописцем из более древних летописей с минимальным изменением компилируемых (соединяемых) фрагментов
Летописи и летописные своды представляют собой памятники большого временного и территориального масштаба (от возникновения Руси с изложением событий на всей ее территории).
Помимо летописей и летописных сводов существовали летописцы.
Летописцы – это произведения локального характера, описывающие историю отдельного княжества, города, монастыря, княжеского рода.
Летописи, летописные своды и летописцы за время своего существования и неоднократного переписывания и соединения с другими летописными и нелетописными памятниками подвергались значительным изменениям, как механическим (например, потеря отдельных фрагментов древних текстов), так и сознательным (например, описание событий с учетом политической конъюнктуры). В результате таких изменений возникали различные редакции одних и тех же летописей и летописных сводов. Они получили название изводов.
Извод – это редакция текста летописи или летописного свода с его изменением.
Протограф – летописный текст, послуживший основой для более поздних списков.
Повесть временных лет
Древнейшей русской летописью является Повесть временных лет –общерусский летописный свод, составленный в Киеве во втором десятилетии 12 века (1113 год) и положенный в основу большинства дошедших до настоящего времени более поздних русских летописных сводов.