Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Классификация 270 ошибок, сделанных пилотами при реагировании на сигналы и на показания приборов (по П.Фиттсу)



№ п/п Тип ошибки Относи­тельная частота ошибки, %
Неправильный отсчет показаний приборов, индикаторное устройство которых делает несколько оборотов. Ошибка в понимании показаний двух или более стрелок или стрелки и вращающейся шкалы, наблюдаемой через «окно»
Неправильная интерпретация направления движения индикаторного устройства. Ложное толкование показа­ний прибора, в результате чего последующая реакция усугубляет, а не улучшает нежелательные условия
Неправильная интерпретация зрительных и звуковых сигналов. Неправильная реакция на сигналы рукой, на сигнальные огни и звуки или радиосигналы
Ошибки, вызываемые недостаточной четкостью. Плохое различение цифр, делений шкалы или стрелок, недоста­точно ясных, чтобы сделать отсчет быстро и точно
Ошибка идентификации показаний. Ошибочный отсчет нужной величины по другому прибору или по другой шкале многострелочного прибора
Использование неработающего прибора. Показание не­работающего или неисправного прибора воспринимается как правильное
Неправильная интерпретация цены деления. Затруднения в отсчете показания, которое требует интерполирования между двумя числовыми отметками, или ошибки в оценке значения числовой отметки
Ошибки, связанные с иллюзией. Трудности, возникающие в результате несоответствия восприятия показаниям при­боров
Неснятие показаний прибора. В нужное время отсчет по­казаний прибора не производится

При отборе кандидата на ту или иную вакансию целесообразно произвести многоступенчатое психологическое тестирование. За последние 25 лет в зарубежных странах получила распространение практика аттестации руководителей в специальных организациях – «центрах» оценок – по специализированным профессиональным задачам и по психологическим (личностным свойствам и характеристикам психических процессов) показателям. После проведения всех процедур и подведения итогов по всем заданиям специалиста аттестуют и направляют на службу. Статистика показала, что точность прогноза успешности профессиональной деятельности составляет 65 %. Однако зачастую в прогноз оказывается неверным. Особенно наглядно это показывает карта прогноза летной деятельности по данным психологического тестирования, собранным американским психологом Дж. Фланаганом:

Ошибка предсказания деятельности по тестам:

Оценка по тесту по девятибалльной системе (стенайны) Количество лиц, прошедших тестирование Отчислено лиц, %
39 398

Видно, что данные по трем первым строкам основаны на большом количестве кандидатов - 73 047, из них отчислено 7301, т.е. 9%. С другой стороны, 1-3 балла получили 14252 кандидата, из них отчислено 56%. Ясно видно различие данных по кандида­там, получившим 4,5 и 6 баллов: из 98 072 кандидатов отчислено 28639, т.е. 29%.

 

5. Ошибка и опыт. Предупредит ли ошибку в будущем переживание вины за совершенные ошибки? Почему ошибка не всегда влияет на становление опыта? Почему ошибаются опытные специалисты?

Влияние ошибки на формирование профессионального опыта и совершенствование действия: через преодоление ошибок - к профессиональному мастерству. Опыт не может возникнуть из знания одних только правил. Попытки исполнения действия в соответствии с правилами обязательно влекут за собой ошибки.

Ошибка здесь - результат активности по освоению границ, преде­лов, внутри которых результат может считаться нормальным. В ошибках проявляется разница между вербальными формулировками и двигательным исполнением. Такого рода ошибки обя­зательны - они источник опыта любого человека.

Однако на ошибках учатся не все и на ошибках учатся не всегда (например, новичок может оставаться на месте, не развиваясь, не двигаясь вперед из-за того, группа не доверяет ему, таким образом, он не имеет возможности накапливать опыт).

Переживание чувства вины за совершенную ошибку:

Страх и переживание вины выходят за пределы ситуации, где совершена ошибка. Переживание вины за прошлые ошибки должно предупредить ошибки в настоящем (наивный…). Связь прошлого и настоящего замыкается в бессознательном, где локализованы обстоятельства ошибки и воспоминания о ней самой. Поскольку ошибка относится к области морали , для построения теории необходимо использовать аппарат психоанализа, так как еще Фрейд уделял много внимания изучению ошибочных действий (видимо, психоанализ - вторая любовь Стрелкова после самолетов!).

В нормальных условиях социальный контроль является основой формирования профессионального опыта. Ошибка- это социальная оценка, критика- осознание способа выполнения - поиск нового – обучение – изучение пределов своих возможностей – совершенствование .

Опыт – это не только высокое качество исполняемых действий, но и пристальный контроль за исполнением.

Совершенная ошибка должна быть принята человеком. Он должен признать ошибку и принять вину на себя. Возможно, по Стрелкову, люди редко признают свои ошибки, потому что ошибка предполагает ретроспективное исполнение в мысленном плане того, что было выполнено практически. Анализ ошибки требует деления на последовательные фрагменты целостного воспоминания о процессе. Именно из невозможности сопоставить целостное, непрерывное действие дискретному анализу и следует непринятие вины за совершенное ошибочное действие.

 

6. Теоретический анализ профессионального действия: информационные, корреляционные, имитационные модели.

11. Информационно-процессуальные модели – проблема выделения этапов.

12. Имитационное моделирование: как сочетать двигательные операции и напряжение.

Теории операторского труда.

I. Имитационные модели. Модель Зигеля и Вольфа. Они разделили относительно небольшой, но важный участок трудового процесса на отдельные задачи, определив приоритеты между ними и установив время выполнения каждой (метод экспертных оценок). Была выделена функция, определяющая зависимость точности и скорости выполнения задачи от индивидуальных особенностей операторов. Авторы сумели с достаточно высокой точностью предсказать статистические результаты реальных испытаний (посадка самолета на авианосец, дозаправка в воздухе, воздушный перехват)

Темп труда зависит от обстоятельств – в сложной обстановке время, которое тратит оператор на одну задачу, может быть сокращено в 2 раза по сравнению с периодом спокойного, нормального труда; НО возрастает напряжение, однако до некоторого предела, после которого скорость выполнения работы резко снижается.

Т.о., моделируется синхронизация, которая типична для любого труда, – замедляя или ускоряя действия, оператор добивается совпадения во времени различных событий трудового процесса.

II. Информационные и информационно-процессуальные модели. Модель Шеннона: моделирование процессов в канале связи между источником и приемником информации; канал характеризуется ограниченной пропускной способностью (при прохождении через канал часть информации теряется). Изучение ВР: ВР возрастает с увеличением неопределенности сигнала.

Информационно-процессуальные модели – описание труда человека за пультом управления. Анализ преобразований информации оператором: выделение отдельного поведенческого акта (технологической операции) → отдельные черты поведенческого акта воспроизводятся в лабораторных условия → расчленение целого процесса на отдельные части → измерение времени выполнения преобразования в каждой из них → определение характера преобразований. Эта готовая модель может помочь в проектировании или модификации систем «человек-машина». Модели:

1. Модели линейного типа. Измерение времени отдельных операций. Пример: все линейные модели психических процессов в когнитивной психологии (модель внимания Бродбента, модель памяти Аткинсона и Шифрина, Сперлинг, Во и Норман и др.). Мейцнер и Трессельт разложили ВР, используя данные о латентном времени ВП коры мозга. Модель: зрительный сигнал поступает в первичные поля зрительной коры через 30 мс; таким же является время проведения сигнала от моторной коры до двигательного ответа. Т.о., суммарное время простой двигательной реакции на зрительный стимул – 160 мс. Откуда ещё 100 мс??? Это время центральной обработки стимула! J Эти модели хороши, но на них нельзя останавливаться, МАЛОВАТО БУДЕТ!!! J

2. Кольцевые модели. ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ!!! Кольцевая структура регуляции двигательного акта Бернштейна. В его модели 2 элемента выделены по анатомическому основанию (рецептор и эффектор), другие – по логическому (сравнивающий, программа, усиливающий и преобразующий). Модель Прибрама и коллег: Т-О-Т-Е. Там ещё куча всяких модификаций бернштейновской модели (Назаров; Ошанин; Зараковский, Павлов и др.), которые, как мне думается, и сам Стрелков не знает… Если что читайте учебник Стрелкова (стр. 53-55).

III. Корреляционные модели. Факторные, кластерные и др. им подобные модели связей между характеристиками субъекта и успешностью трудового процесса. Супер-мысль Стрелкова: «Статистические методы позволяют строить целостные модели, определять связи между разнообразными показателями, однако они с трудом поддаются осмысленной психологической интерпретации». Ура!!! Долой статистику!!! Projective methods forever!!!

Пример: модель связей между тремя составляющими профессионального действия штурманов и пилотов. Методика. Дается опросник, ориентированный на три составляющие трудового действия, каждой составляющей соответствует группа утверждений, которые должны оценивать пилоты относительно себя:

· Эмоциональный аспект – нравиться, раздражает и т.д.

· Исполнительный аспект – настраиваю, заполняю, вношу коррекции и т.д.

· Когнитивный аспект – помню, знаю, прогнозирую и т.д.

Это - метод «клайк-анализа»: предварительное выделе­ние типичных профессиональных задач и получении оценок при субъективном шкалировании опытных профессионалов этих за­дач (оценки степени их важности, трудности, эмоционального отношения к ним). При получении такого рода сведений от груп­пы опытных профессионалов могут быть выделены неслучайные, типичные для профессии и определенного уровня мастерства, структурные и содержательные, иерархически упорядоченные составляющие опыта, его «склеенные» комплексы — «клайки».

 

7. Понятие "действие", методологическая схема: "субъект-объект-действие-окружающий мир". Базовые понятия: пространство, время, энергия, язык. Их значение для психологического анализа труда. Действие как единица психологического анализа трудового процесса суть подхода, возможности и ограничения.

10. Анализ труда. Основания психологического подхода: методология.

Важно определить методологическую схему, которая станет рабочим инструментом, пригодным для реконструкции психологического содержания труда. Какого труда? Конечно же труда ЛЁТЧИКОВ!!! J

Деятельностный подход: «субъект – деятельность – объект». Стрелков считает, что понятие деятельности и так очень разработано (ха-ха! Наивный!) и предлагает заменить понятие «деятельность» понятием «действие» (ноу комментс :-х), а так же разрабатывать понятие «субъект» (а объект, он и в Африке объект! J).

Ø Субъект – это единый телесный носитель активности, отражения, психики, сознания, опыта, схем, когнитивных карт и исполнитель действия. Интегрирующая функция – рефлексивный план сознания: замыкание связи между подготовкой, выполнением действия и анализом результатов; именно благодаря ему происходит формирование специалиста.

Ø Действие. Это хронотоп (т.е. пространственно-временное явление), это живое движение, за которым стоит субъект. Действие – это единица, в корой соединены внешние исполнительские процессы (движения, речь) с когнитивными процессами. Аналогия между предложением (в естественном языке) и действием. Предложение – единица языка, языковая форма определения сути действия – глагол. Глагол – имя действия. Характеристики действия:

· Пространственная характеристика. Действие имеет место (место субъекта, цели, препятствия), границы, районы (Левин).

· Временная характеристика. Действие содержит начало, конец, последовательность движений, дление, прошедшее, настоящее, будущее, циклы, сроки и т.д. Для этого аспекта нужны: 1) физиологические ритмы организма субъекта; 2) события и процессы в окружающем мире.

· Действие профессионала воспроизводимо и доступно повторению.

· Энергетическая характеристика. Усилия субъекта, концентрация внимания субъекта на отдельных моментах действия и утомление субъекта на разных этапах труда.

Виды действия: 1) сокращенное и развернутое; 2) индивидуальное и групповое.

Стрелков предлагает дополнить старую схему еще одним понятием – окружающий мир.

Окружающий мир – это совокупность знакомых предметов, расположенных известным образом, но характеризующийся вместе с тем и новизной, неопределенностью, неожиданностью. Без окружающего мира триада «субъект – действие – объект» не работает, нет оболочки, среды!

Перцептивный мир – это совокупность движущихся, меняющихся предметов окружающего мира, данных субъекту в восприятии (подробнее см. вопрос № 49).

Вывод: методологическая схема-инструмент выглядит следующим образом: «субъект – действие – объект – окружающий мир».

 

8.Время двигательного действия: ритмы тела, исполнительные операции, совершаемые субъектом, и события в окружающем мире. Пространство действия: схема тела, исполнительные операции, совершаемые субъектом, окружающие предметы, топология. Восприятие и вербальное описание времени, пространства и энергетической характеристики совершения действия.

Временная характеристика действия:

ü начало;

ü конец;

ü последовательность движений;

ü дление;

ü настоящее;

ü прошедшее;

ü будущее;

ü ритмы;

ü повторения;

ü циклы;

ü сроки;

ü скорости;

ü ускорения движений субъекта;

ü ускорение исполняемых операций.

Если короче, то надо учитывать:

1) телесные ритмы субъекта;

2) события и процессы окружающего мира.

Действие должно быть синхронным действия окружения: например, временная координация действий партнёров по какому-либо виду деятельности. Только после этого необходимо выполнять временной режим, предусмотренный технологией и кодексом о труде.

Действия профессионалов имеют свойство повторяемости или воспроизводимости. Циклически повторяющееся действие мене сложно, чем одиночное.

Энергетическая характеристика действия:

· усилия субъекта;

· ускорения;

· массы;

· концентрация внимания субъекта на отдельных моментах действия;

· утомление субъекта на разных этапах труда.

Ещё до начала действие задаётся:

Ø временем :

a) срок;

b) длительность;

Ø пространством;

Ø энергией;

Ø смыслом задания (формулируется вербально).

Пространство действия сопоставимо с пространством восприятия. Действие идёт на фоне перцептивного мира. Действие расширяет пространство восприятия: воспринимается то, что ранее не воспринималось в силу отсутствия такой цели у субъекта.

При нормальном выполнении действия узнаётся пространство и время (ожидаемая цепь событий). По этим же характеристикам субъект выносит суждения о настроениях окружающих.

Действие не может быть выделено в ходе процесса трудовой деятельности. С опытом действие изменяется, автоматизируясь.

Окружающий мир – совокупность меняющихся объектов: есть знакомые предметы и новизна.

Перцептивный мир - совокупность меняющихся предметов окружающего мира, данных субъекту в восприятии.

Составляющие перцептивного мира:

X собственное тело субъекта;

X управляемый объект;

X предметная среда.

Границы перцептивного мира определяются возможностями восприятия

 

16. Понятие профессиональной задачи.

Задача предзадана (какой-то каламбур J) и ориентирует субъекта на будущее исполнение!

Социальный характер задачи. Она получается от значимого другого; контроль за исполнением, проверка результатов, обсуждение итогов – всё это социальные процессы, в которые включены ближайшие коллеги.

Форма подачи задачи. Задача дается в вербальной форме: технологическая формулировка сопровождается неформальным толкованием на обыденном языке.

Формулировка задачи указывает:

  • Цель
  • Средства достижения цели
  • Сроки выполнения цели
  • Пространственная точность
  • Ограничения: пространственные и временные

Содержание задачи. Задача включает:

§ Общую формулировку

§ Детальную формулировку (точно указывается, каким путем можно прийти к требуемому результату). Отдельные ступени пути обозначаются глаголами (подробнее, см. вопрос № 17).

Виды задач:

o Практическая задача. Выполняется с риском для жизни исполнителя; предполагается, что субъект знает об ответственности (административной, юридической и проч.) и переживает её эмоционально, ошибки при выполнении практической задачи вызывают чувство вины.

o Лабораторная задача. Выполнение задач в лаборатории основано на договоре между экспериментатором и испытуемым и проходит в условиях, когда экспериментатор гарантирует испытуемому безопасность участия.

o Познавательная задача.

Особенности группового решения задач:

ü Обсуждение: идёт особенно интенсивно; обсуждаются условия выполнения задачи – цена, планы, распределяются роли. Члены группы обсуждают всё, что связано с действием: формы коммуникации, временные и пространственные пункты координации.

ü Исполнение. В ходе исполнения формулировка задачи служит точкой отсчёта, критерием, который позволяет судить о приближении к цели.

ü Контроль. Функция контроля может быть взята одним из членов команды, обычно – руководителем. При разборе выполнения группой дается оценка неудач и ведутся поиски виновного; определение ответственности становится поводом особенно жарких споров (видимо здесь проявляются скрытые, латентные личностные характеристики членов группы, например, садизм и т.п. J).

 

17. Таксономия задач в виде набора глаголов. Проектирование деятельности: определение задач посредством глаголов.

Виды задач:

I. Перцептивные задачи. Глаголы:

ü Наблюдать

ü Смотреть

ü Вглядываться

ü Прослушивать

ü Обнаружить

ü Различить

ü Опознать

II. Мнестические задачи. Глаголы:

§ Вспомнить

§ Запомнить

§ Воспроизвести

§ Сохранить

§ Удержать

§ Восстановить

§ Узнать

III. Задачи на внимание. Глаголы:

o Настроится

o Сосредоточиться

o Переключиться

o Расслабиться (и тут мы усложняемся!!! J)

IV. Мыслительные задачи. Глаголы (в Стрелкове нет, придумано нами):

۩ Придумать

۩ Подумать

۩ Понять

۩ Осмыслить

V. Эмоциональные задачи. Глаголы:

· Успокоить

· Посочувствовать

· Пожалеть

· Приласкать

· Доставить удовольствие (ООО!!! J)

VI. Моторные задачи. Глаголы:

Ø Отслеживать

Ø Включить

Ø Настроить

Ø Перестроить

VII. Коммуникативно-информационные задачи (чё за фигня – не ясно! L).

Проектирование деятельности. Поскольку для операторских профессий характерна нагрузка на ВПФ, то для описания деятельности потребуются соответствующие глаголы – см. выше. Осваивая перечень глаголов, можно проникнуть в особенности профессии. Важно, чтобы список глаголов был достаточно богатым и точным.

 

18. Простые и сложные задачи в труде оператора и в других видах труда: психолог, педагог, врач, менеджер.

Понятно, что есть простые профессиональные задачи и сложные J. Сложность задачи определяется тем, насколько быстро и легко удается специалисту освоить критические операции, необходимые для её выполнения.

Как определить сложность задачи? Надо раздробить задачу на отдельные мелкие фрагменты и оценить количество и сложность движений, требующихся для её выполнения.

Показатели сложности задачи: время и усилия, которые должен приложить человек.

Факторы, определяющие сложность задачи:

  • Неопределенность событий и объектов окружающего мира
  • Новизна событий и объектов окружающего мира
  • Неожиданность событий и объектов окружающего мира
  • Неполнота информации
  • Неясность информации
  • Неточность информации
  • Дефицит времени

Сложные задачи связаны с высокой ответственностью за промахи и социальным + административным давлением на исполнителя.

Сложная задача отличается особой эмоциональной характеристикой ожидания начала действия – после получения сложной задачи субъект может испытывать следующее:

ü Беспокойство

ü Страх

ü Тревожные сновидения

ü Сожаление о согласии на участие

ü Отказы от выполнения

Когда сложная задача решена, начинается процесс самокопания L

 

20. Мышление оператора, руководителя.

Неправильно думать, что деятельность оператора сводится к быстрому реагированию и т.п. Он мыслит!!! В первую очередь, мышление необходимо пре решении сложных задач (см. вопрос № 18).

Решение задачи – это процесс преобразований, выполняемых на основе анализа ситуации, совершаемого в терминах усвоенной знаковой системы.

Могут происходить последовательно или одновременно
Преобразования:

  • Преобразования в системе значений
  • Практические преобразования

Ситуации, которые не могут быть решены без мышления:

ü Освоение системы (например, при обучении на новой технике)

ü Анализ необычных ситуаций при разборе

ü Построение новых режимов эксплуатации техники

ü Возвращение системы из неустойчивого, переходного состояния в режим нормального функционирования

ü Определение сложности задания, сроков исполнения, экономической цены, физиологической стоимости работ.

 

23. Теория принятия решения (ПР). Модели. Решение как волевой акт. Решение как «горячий когнитивный процесс». Критерии оптимального решения. Социально-психологические аспекты принятия решения. Почему влияние окружающих на решение индивида столь велико? В чем оно состоит?

24. ПР в различных видах труда. Как люди уклоняются от ПР. Почему?

Существует множество концепций и теорий ПР. Большинство из них было создано в рамках теории систем, где процесс ПР рассматривается как выбор из множества альтернатив в ситуации неопределенности

Характеристики ситуации, в которой осуществляется выбор:

- неопределенность путей и результатов решения (т.е. наличие нескольких вариантов действий)

- сложность выделения вариантов и выбора между ними

- сложность выполнения

- временной дефицит

Важным признаком выбора являются колебания и сомнения субъекта. Этап выбора можно зафиксировать в объективных показателях реакций субъекта (возрастание напряжения). Если деятельность рассматривать как процесс, имеющий временные характеристики, то ПР сводится к моменту выбора как переходу от анализов, взвешиваний к целенаправленному действию. Здесь ПР теряет свое содержание.

Первым деятельность как процесс, обладающий временными характеристиками рассмотрел Ломов.

Ломов выделял уровни, на которых может протекать процесс ПР:

  • Сенсорный уровень
  • Перцептивный уровень: отнесение объекта к классу
  • Речемыслительный уровень

Подробно описывая свойства, благодаря которым объект относится к определенному классу, Ломов не указал специфики ПР.

Процесс ПР может рассматриваться как выбор из альтернатив.

При этом оценивается:

- соотношение приобретений/потерь

- вероятность исхода

- критерии оценки альтернатив

Критериев оценки может быть несколько (многокритериальная задача). Сравнение альтернатив может происходить путем ранжирования критериев. Например, при выборе машины критерии ранжируются (цифры над критериями) по степени значимости. Затем каждому варианту присваивается ранг по критерию. Чем меньше сумма рангов, тем лучше вариант. Ранг критерия является при этом коэффициентом.

A = 2*1+2*4+3*3+3*2= 25

В = 1*1+3*4+2*3+2*2= 22

С = 3*1+1*4+1*3+1*2= 12 (лучший)

 

Критерий Вариант Цена Мощность Расход бензина Эстетика
А
В
С

 

В теории Джаниса и Манна ПР рассматривается как «горячий когнитивный процесс», т.к. протекает на фоне интенсивных эмоциональных переживаний, вызванных дефицитом времени, высоким социальным контролем и интенсивной рабочей нагрузкой. Большое внимание уделяется стратегиям поведения человека, стоящего перед необходимостью принятия решения (как люди уклоняются от ПР)

1. Сделать вид, что ничего не случилось => нет необходимости принимать решение

2. Применение стандартного алгоритма поведения в сложной ситуации

3. Избегание решительных действий, уход в области, где от человека ничего не зависит (критика действий правительства, построение планов, которые не могут быть реализованы)

4. Обстоятельный, подробный сбор информации, необходимой для решения, который заменяет сам процесс ПР.

5. Оптимальный стиль поведения: сосредоточенный анализ и внимание ко всем деталям ситуации, в которых проявляется ее новизна.

Джанис и Манн выделяют следующие этапы ПР:

v оценка проблемы

v обзор вариантов действия

v взвешивание вариантов

v сообщение окружающим о выбранном действии, принятие обязательства (коммитмент)

v принятие решения невзирая на риск

ПР может рассматриваться как волевой акт, т.к. оно сопровождается конфликтом, столкновением стремлений, борьбой мотивов. Этапы:

= выделения отдельных вариантов как отдельных форм поведения и

= выбора одного варианта действия из множества возможных и подавление действия других вариантов, - требуют от субъекта волевых усилий.

Корниловой ПР рассматривалось как мыслительный, интуитивный акт.

Социально-психологический аспект принятия решения состоит в:

Ø вынесении его вовне, сообщении о нем окружающим, вследствие чего механизм ПР рассматривается как социально опосредованный, выполняемый под давлением обязательств.

Ø учете информации, сообщаемой экспертами о различных вариантах действия и

Ø учете возможной оценки решения другими людьми (одобрение или порицание) .

Условия оптимального решения:

o Полнота списка вариантов и всесторонний анализ

o Точна и подробная оценка каждого

o Внимание к любым, в том числе негативным, высказыванием окружающих людей по поводу каждого варианта.

Следует учитывать факт, что на ПР влияют субъективные факторы. И ПР не может рассматриваться исключительно как рациональный расчет значимости альтернатив.

Паскаль рассматривал выбор, как: вероятность исхода*ценность исхода. Сейчас многие авторы говорят, что существуют субъективные ценности и субъективные вероятности.

В модели Врума выбор = ∑(инструментальность*валентность результатов)

Инструментальность – субъективная вероятность желательных результатов в случае выбора некоторых альтернатив

Валентность – субъективная ценность результатов.

В теории Р. Блейка было выделено 5 стратегий ПР по степени ориентации человека (руководителя) на персонал или на выполняемую задачу:

1.1Невмешательство. Уход от ПР. Передача решения сотрудникам

1.9Стиль управления «Загородный клуб»: все для персонала. Предоставляет возможность персоналу высказать свое мнение. Ориентация на него при ПР

5.5Сбалансированный стиль управления. Руководитель ищет практичное и приемлемое для всех решение

9.1Авторитарный стиль. Руководитель сам принимает решение, не слушает мнения сотрудников.

9.9Взаимодействие в группе для достижения общей цели. Отыскание решения значимых проблем. Рассматривается вся информация, получаемая от сотрудников.

 

Характер направленности определяет активность сбора информации, способность отстоять свое мнение, действия в ситуации конфликта, оценку и критику коллег, поиск решения.

(отвечая Солнцевой о ПР как «горячем когнитивном процессе» лучше и не упоминать или сказать вскользь).

 

25.Пространственно-социальные, временные и пространственные схемы действия. Система, образующая временную схему: ритмы тела, режим работы предприятия, ритмы жизни города, действие субъекта как совокупность ритмов.

Понятие времени (та самая система):

  • тело человека:
    • его ритмы;
    • его пространственное описание;
    • пространственная схема тела;
  • действие субъекта:
    • ритмы;
    • пространство;
  • организация:
    • ритмы;
    • пространство;
  • географический пункт (город, например):
    • ритмы

Ритмы тела: «тело считается часами» (с) Стрелков. Нарушаются при заболеваниях, после шока.

Срок выполнения действия субъектом позволяет сделать жизнь города ритмичной. Каждый новый субъект города приспосабливается к его ритму.

Ещё срок задаёт начало и конец действия.

Двигательная схема:

§ имеет объект;

§ задёт последовательность движений;

§ перерабатывает предмет (его свойства и характеристики заложены в ней);

§ возникает при повторном исполнении действия с предметом («повторение без повторения» - Бернштейн);

§ обобщается со временем;

§ надстраиваются одна над другую;

§ имеют разный уровень обобщённости;

функционирует внутри системы схем.

 

36. Субъект профессионального действия – команда операторов.

41. Программы тренировки экипажей. Формирование стиля принятия решения.

Оператор никогда не работает один! Это абстракция. Труд операторской команды складывается из разных подзадач, которые дополняют друг друга. Они должны взаимодействовать между собой. Взаимодействие – определенная форма организации совместной деятельности, одна из сторон общения (в социальной психологии). В группе действие обусловливается его планами и планами другого. Согласованная стратегия дает особый продукт – совместное решение. Существуют разные типы взаимодействия (в зависимости от степени совместности).

Взаимодействие:

  • распределение функций и обязанностей
  • обмен действиями, выполняемыми последовательно, параллельно или как-то иначе
  • взаимоотношение, взаимосвязь, взаимовлияние, которое проявляется в изменении каждого из участников, в их функциональной перестройке.
  • Совместная деятельность.

Мейстер. Прописал отличия операторской команды от группы:

  1. относительно жесткая структура, организация и сеть коммуникацией
  2. строго определенные обязанности

Команда четко знает свои задачи, хорошо владеет оборудованием.

Структурные характеристики команды:

ü численность

ü тип организации

ü состав

ü способ коммуникации

ü деятельность

Ситуационные характеристики:

- цель работы

- критерии эффективности

- объем и тип обучения

- обратная связь

Донцов: команда – субъект совместной деятельности, функционирование которого подчиняется социально-психологическим закономерностям.

Компоненты совместной трудовой деятельности:

  1. общая цель – основной признак
  2. разделение труда между участниками
  3. взаимное восприятие друг друга (зрительное, слуховое)
  4. наличие руководящего органа, который предварительно распределяет функции, определяет правила обмена действиями или сообщениями, контролирует исполнение и распределение заданий, определяет ответственность.

Совместная деятельность – это разделенная деятельность. Выполняя свои функции, оператор также следит за товарищами, контролирует их работу. Виды такого соучастия:

Ø перцептивное прослеживание с более или менее глубоким использованием системы знаний

Ø параллельный анализ и умственная оценка

Ø эмоциональное включение.

Совместная деятельность предстает перед наблюдателем как двигательная активность, короткие речевые предупреждения о действиях, команды. Часто это стандартные фразы и отдельные термины, с четкой адресацией: заданностью источника и получателя.

В совместной деятельности формируется опыт специалиста. Все по Выготскому. Пара: инструктор (более опытный коллега) – молодой специалист. Совместная деятельность трансформируется в индивидуальную.

Большую роль играют отношения и формы общения инструкторов и молодых специалистов. Часто новичкам устраивают «проверки», которые могут быть очень жестокими. Действия новичка контролируются всеми членами команды, на которых ложится большая нагрузка.

Старшие коллеги редко заботятся о профессиональном росте молодого специалиста. Они начинают подталкивать его в направлении роста только в ситуации грозящего общекомандного экзамена.

Сплоченность как ценностно-ориентированное единство коллектива.

ЦОЕ – показатель групповой сплоченности, интегральная характеристика системы внутригрупповых связей, показывает степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для осуществления целей деятельности группы и реализации в этой деятельности ее ценностных ориентаций.

Совместная активная деятельность коллективистического характера®Единство установок и ценностных ориентаций членов группы®Характер взаимоотношений в группе.

Ядро – предметно-ценностное единство – модификация ценностно-ориентированных процессов, выражающаяся в акте опосредствования индивидуальной деятельности единым ценностным содержанием предмета совместной деятельности.

ЛИДЕР – это такой член группы, который выдвигается в результате взаимодействия членов группы для организации группы при решении конкретной задачи в конкретной ситуации, принимая на себя определенные функции.

Характеристики лидера:

ü Более высокий уровень активности

ü Высокий уровень участие

Влияние на других членов группы.

Лидеры:

  1. деловой (официальный) – человек, вклад, которого в общую деятельность больше, чем вклад остальных; почти руководитель;
  2. эмоциональный лидер (неофициальный) –человек, который оценивается другими членами группы эмоционально положительно, нравится всем, нацелен на укрепление межличностных отношений и общей атмосферы в группе.

Слетанность – коллектив как высшая стадия развития группы. Помните фильм «ЭКИПАЖ»? Вот там так и было.

Программы тренировки экипажей

Стили руководства и стили поведения членов рабочей группы. Система GRID Р.Блейка и Дж.Маутон. Направленность на дело и на отношения. Критика, сбор информации, отстаивание своей позиции, способ решения конфликта и стиль решения как состав­ляющие системы GRID. Программы формирования стиля приня­тия решения. Разработка процедур профессионального тренинга на основе сферической модели. Вместо решетки она основана на выделении секторов, а число категорий, из которых она состоит, -больше. Например, вместо направленности на людей и на дело -безопасность, удовлетворенность, результат. Каждая из коорди­нат может быть прокалибрована и выражена количественно: высо­кая - низкая безопасность, высокий, средний, низкий результат, высокая, средняя, низкая удовлетворенность. Можно построить сферу и выделить в ней более гармонично телесные углы.

Формирования стиля принятия решений зависит от:

- какой в команде лидер

- совпадает ли фигура лидера и командира

- насколько сплоченная группа

- и др.

 

39. Имитационная модель взаимодействия операторских команд.

Моделирование деятельности операторских команд. Метод Монте-Карло: зависимость между ошибками и напряжением -увеличение скорости выполнения задачи после ошибочных ис­полнений; слетанность и напряжение; сопоставление испытаний модели с экспериментальными данными; моделируемые процессы.

Эти модели служат хорошим началом инженерно-психоло­гического анализа. Модель Зигеля, Вольфа.

Важный участок трудового процесса делится на задачи, между которыми определяются приоритеты, определяется примерно время на выполнение каждой задачи, которое зависит от качеств, свойств оператора. С помощью такой модели авторы довольно точно предсказали статистические результаты реальных испыта­ний, таких как посадка самолета на авианосец, дозаправка в воз­духе, воздушный перехват. Модель учитывает гибкость, характерную для опытного специалиста:

Ø темп труда: в спокойной обстановке время на одну задачу может быть вдвое больше, чем в напряженной ситуации

Ø влияние степени напряженности: в какой-то момент продуктивность может сильно снизиться

Ø можно учесть сокращение затрат на работу за счет резервов групповой деятельности (сплоченность и пр.)

Таким образом моделируется синхронизация, которая типична для любого труда, - замедляя или ускоряя действия, опе­ратор добивается совпадения во времени различных событий тру­дового процесса. К сожалению, попытки воплотить идеи модели на отечественной почве пока не привели к успеху.

При ответе на этот вопрос надо делать акцент на совместную деятельность, ее характеристики.

 

43. Мотивация в сложных и опасных профессиях.

Мотивационный механизм в труде отличается особым качеством удовольствия и особым социальным характером процесса удовлетворения. Успех в труде приносит чувство удовлетворения, уважение и авторитет. К труду побуждает страх наказания и утраты рабочего времени, утраты уважения окружающих. Но это осознанные побудители.

Это переживание особого рода, сознательное чувство. «Слияние с мощью машины».

«Фантомная боль» при необходимости уйти с работы, например, из-за возраста.

Джоунс. Необъяснимое чувство, которое испытывает пилот при полётах. Незабываемое чувство силы, могущества и свободы. Потребность летать. Мотивация может не иметь эмоциональных корней, а базируется только на когнитивных основаниях.

Что привлекает в лётной работе? (Адамс и Джоунс):

  • Склонность к риску
  • Стремление к успеху
  • Стремление к высокому статусу

Риск:

ü Направленность на особо привлекательную цель, связанную с опасностью

ü Как осуществление альтернативного выбора.

Риск присутствует в любом принятии решения.

Ценность выступает связующим звеном между жизнедеятельностью отдельной личности и жизнедеятельностью социальных общностей, частью к-рых она является.

Надличностные ценности – это структуры общественного сознания, конденсирующие в себе опыт жизнедеятельности данной социальной общности, общественных отношений и отражающие их в виде общественных идеалов.

Предметные ценности – человеческие деяния и произведения, в к-рых воплощены ценностные идеалы общества.

Лишь приняв форму личностных ценностей, ценностный идеал может найти путь к предметному воплощению.

Исследовал Рокич. Терминальные – ценности-цели и инструментальные – ценности –средства, являющиеся как бы конкретизацией ценностей – целей. Статические ценности: здоровье, профессиональное мастерство, аккуратность и ответственность.

Конфликт в структуре потребностей. (потребность летать и пренебрежительное отношение к человеку) . Конфликт между романтической мечтой детства, к-рая когда-то определила выбор профессии, и фактическим положением дел в нынешней гражданской авиации – монотонными дежурствами в тесном помещении кабины и длительном контактом с духовно чуждыми людьми, низким социальным статусом, оторванностью от дома, семьи. Этот конфликт влияет на решение летных задач экипажем.

Переживание страха за жизнь тесно связано с переживанием страха наказания. Это переживание поддерживается условиями жизни курсантов, а затем при записи летных параметров и переговоров экипажа. Пилот боится действовать, брать ответственность на себя в сложных ситуациях. Два типа переживания страха, включенные в структуру смысловых образований, иногда сталкиваются между собой, и тогда субъект должен выбирать, чем пожертвовать. Особый склад смысловых образований проявляется в обобщенном портрете профессионала: он хорошо знает законы и инструкции, легко оперирует ими, стараясь найти опору для своих действий.

 

В опасных ситуациях аффект сдвигается за рамки полёта, позволяя принимать быстрые решения, однако, надолго остаётся в памяти и много анализируется впоследствии. Потребность в безопасности.

Отказ от действия:

  • Тревога
  • Изменение профессиональной мотивации
  • Аэроневроз
  • ПТСР

 

44. Причины отказа опытных специалистов от участия в сложных и опасных видах деятельности. Страх, неврозы, проблемы профессионального поведения психолога.

46. Поведение оператора в опасной ситуации. Опасные качества. Как их преодолеть?

Эмоциональные проявления в операторском труде очень разнообразны. Прежде всего, к ним относятся напряжение и возбуждение во время подготовки к смене. При быстрой смене условий труда, большой скорости протекания технологического процесса переживания скуки не возникает. При монотонной работе быстрее возникает сонливость, утомление, усталость и скука.

Ø Наблюдение за эмоциональными проявлениями специалистов в операторском труде на рабочем месте требует хорошего знания технологии.

Ø Эмоции обнаруживаются при тренажерной подготовке.

Ø Эффективный способ изучения эмоций является интервью.

Ø Изучение эмоций методом пиктограмм.

Анализ действий пилотов и штурманов в сложных и опасных ситуациях полёта показал, что в них содержатся все известные типы эмоций: аффекты, ситуативные эмоции, чувства и настроения.

Аффект, с одной стороны, ситуативен, но с другой стороны, он обладает устойчивостью, биологической целесообразностью, врожденностью и тем самым выходит за пределы ситуации. Он характеризуется сильным переживанием, которое сохраняется и после выхода из опасной ситуации. Внешние компоненты аффекта индивидуальны, в ходе онтогенеза выражение аффекта постепенно приобретает вид, соответствующий достигнутому уровню культуры общества, к которому принадлежит индивид.

Аффект может возникнуть при встрече воздушного судна с грозовыми облаками, при авариях или отказах в воздухе, при конфликте между членами экипажа.

Из всех аффектов особо выделяется страх как естественная реакция на ситуацию, несущую угрозу жизни человека.

В военной авиации много внимания уделяется страху, который выражается в отказах, прямых или косвенных, от боевых полётов, однако пишут об этом мало.

На сегодняшний день существует множество вопросов, связанных с этой проблемой.

o Что же стоит за отказом от полёта (3 основные причины: тревога, сниджение ценности профессии – изменение профессиональной мотивации, аэроневроз = излётанность, ПТСР)

o Является ли страх единственной причиной

o Вопрос об отстранении от лётной работы

o Может ли пилот вернуться к работе или нет. Если да, то через какой срок

Картина осложняется проявлениями тревожности у пилотов, отказывающих от полётов. У них развивается и усиливается хроническое состояние тревожности, в которое входит и переживание страха смерти.

Разные авторы придерживаются различных интерпретаций причин аэроневроза.

Странджин переводит проблему в область мотивации: у пилотов меняется отношение к летной профессии, она теряет для пилота свою ценность, т.е. мотивация «увядает». Важное значение может иметь смерть близкого друга или любимого инструктора. У индивида, который с детства носит в себе страх, вытесненный в область бессознательного, драматическое событие служит пусковым механизмом, у полностью здорового человека страх может возникнуть под влиянием только самого события.

Таким образом, психолог должен сосредоточиться на анализе прошлого опыта субъекта, воспользовавшись аппаратом психоанализа.

У гражданских лётчиков не отмечено прямых отказов от полётов, хотя случается, когда лётчики просят замены, выдвигая вескую личную или семейную причину.

Каждый лётчик пережил в самом начале профессионального пути несколько неудачных полётов. В связи с этим переживается чувство страха. Почти каждый был свидетелем гибели товарища в период учёбы или работы.

Пилоты пассажирской авиации не имеют права прямо отказываться от полёта. Известно, что психопрофилактика среди летного состава не ведётся вообще. Проблемы невроза пилоты решают по-своему:

  • Уход в алкоголь
  • Соматизация тревожности в виде язвы 12перстной кишки, гастритов и колитов, остеохондрозов и нервно-мышечных заболеваний.
  • Конфликты в семье, на работе и стойкие личностные деформации.

Причины ПТСР:

    1. угроза жизни или психотравма
    2. губительные факторы окр.среды
    3. ужасная картина смерти или ранения др.людей
    4. присутствие при насилии или смерти близкого человека
    5. чувство вины за смерть или травму близкого человека

Переживание страха явно или скрыто входит в смысловые образования профессионального опыта, сохраняется в них и может проявиться в воспоминании, мысли, действии субъекта. Актуализированное умеренное переживание выполняет полезную функцию: контроль и бдительность, мобилизующий характер.

Чувства, в отличие от аффектов, формируются и воспитываются. Среди чувств лётчика наиболее важными являются такие, как любовь к профессии, ответственность и профессиональное достоинство.

Смысловые образования, обеспечивающие действия человека в ответ на реальную угрозу жизни, включают речевые, двигательные, когнитивные и эмоциональные компоненты. Чувства и аффекты играют разную роль, но должны быть уравновешенны для принятия правильного решения.

Необходима специальная подготовка к действиям в экстремальных ситуациях (игры, фильмы и т.п.), однако, с комплексом воздействий, связанных с опасными ситуациями, пилоты знакомятся, к сожалению, чаще в реальных условиях.

Разборы полётов имеют огромное значение для формирования чувства ответственности. В процессе анализа ошибочных действий экипажей в эмоциональной ситуации разбора создаются и закрепляются в опыте представления о правильных действиях и о юридических санкциях за неправильные.

Переживание страха за жизнь тесно связано с переживанием страха наказания. Это переживание поддерживается условиями жизни курсантов, а затем при записи летных параметров и переговоров экипажа. Пилот боится действовать, брать ответственность на себя в сложных ситуациях. Два типа переживания страха, включенные в структуру смысловых образований, иногда сталкиваются между собой, и тогда субъект должен выбирать, чем пожертвовать. Особый склад смысловых образований проявляется в обобщенном портрете профессионала: он хорошо знает законы и инструкции, легко оперирует ими, стараясь найти опору для своих действий.

Ожидание становится тревожным, если возникает неопределенность, неясность в факте наступления события или в самом событии.

Монотонное ожидание - > должен быть очень сильный сигнал, чтобы он оказал необходимое воздействие на оператора; тревожное ожидание - > достаточно слабого сигнала, чтобы запустить в действие готовые механизмы.

4 фазы мотивационного процесса, связанного с решением мыслительной задачи:

  1. начало (инициация)
  2. выбор цели
  3. реализация, с контролем и защиты
  4. завершение.

Проблема эмоциональной устойчивости пилотов как сложного свойства, как результата тонкой и сложной координации психических и личностных процессов. Большую роль в механизме устойчивости играют профессионально-важные качества.

y Устойчивые – центральные подсистемы – волевая и образная, имеющие связи с остальными подсистемами.

y средние – центральные подсистемы – эмоциональная и волевая;

y неустойчивые – отсутствие центральных систем.

Профессиональная устойчивость – это совокупность мотивационных, эмоциональных, когнитивных и волевых свойств, объединяющихся в более или менее интегрированную систему. Она обеспечивается функционированием слаженного механизма и сохраняется при его чёткой координированной работе. Резерв профессиональной устойчивости связан с настроенностью этого механизма. Он определяется индивидуальным профессиональным опытом специалиста.

 

48. Восприятие в профессиональной деятельности. Сопоставление понятий оперативного образа, образа полёта, информационной и концептуальной моделей и перцептивного мира.

Деятельностный подход к восприятию. Восприятие:

▫ Обеспечивается действием

▫ Уточняется действием

▫ Формируется в действии

▫ Восприятие и есть действие (опосредовано, можно выделить операции – различение, опознание, обнаружение и проч.)

В восприятии предметы упорядочены и всегда соотнесены с субъектом. Тело субъекта – это динамическая система отсчёта, обладающая пространственными и временными возможностями.

Восприятие предметно, целостно, организованно и осмысленно, оно подчиняется законам гештальта – равновесия, маскировки, хорошей формы и транспозиции.

Оперативный образ (Ошанин) – целое, обладающее свойствами прагматичности, адекватности задаче, специфичности, лаконичности, свойством функциональной деформации. Зависимость оперативного образа от профессионального опыта специалиста: субъект строит оперативный образ в соответствии со своим представлением об управляемом процессе и в соответствии с теми действиями, которые он должен выполнять.

Образ полёта (Завалова, Пономаренко) – несоответствие между приборной информацией и ощущениями лётчика. Структура образа включает:

1) инструментальную и неинструментальную информацию

2) приборный образ и чувство самолета

3) концептуальную мо­дель

4) цель действия

5) образ несовпадения показаний прибо­ров и ощущений летчика

ПЕРЦЕПТИВНЫЙ МИР. Стрелков: «Этот термин заимствован у Гибсона. «Экологический подход к зрительному восприятию» мы принимаем в его самой глубокой сути. Во многом мы присоединяемся к нему и продолжаем движение по линии, заданной Гибсоном». После этой фразы Стрелкова, коллеги, становится ясно, что нас ждёт впереди: упорядоченное окружение, оптический строй, текстура, горизонт горизонтален… L

Перцептивный мир – это совокупность упорядоченных представлений, удаленных друг от друга, с их промежутками, предметов меняющихся, движущихся.

Для характеристики рабочего пространства оператора в инже­нерной психологии используется понятие информационной моде­ли. Данные, предъявляемые оператору на приборной доске, являются моделью состояния управляемого объекта и адекватны задаче, которая стоит перед оператором.

Информационная модель - это совокупность информации об объекте управления, системе управления, среде и самом субъекте; информация представлена на приборах - средствах отображения информации; специальным образом упорядочена, чтобы обеспечить быстрое и удобное восприятие и работу с полу­ченными данными. Информационная модель -это только вход, начало информационного процесса; перцептив­ный и мыслительный процессы понятием информационной моде­ли не выделены.

Другая составляющая информационного процесса - концептуальная модель. Это некие сведения, полученные оператором ранее, при обучении, или отложившиеся в памяти. Оба типа данных - налич­ные, идущие от приборов, и знания, идущие из опыта субъекта, -объединяются в едином процессе переработки информации и управляющих действий.

В концепции внутренних и внешних средств деятельности (Зинченко В.П. и др. ) информационная модель рассматривается как одно из внешних средств, а концептуальная – внутренних.

Сопоставление понятий «перцептивный мир» и «инфор­мационная модель».

1. Понятие «перцептивный мир» шире, оно охваты­вает все предметы, зоны, события, воспринимаемые субъектом, а не только те, что предъявлены на приборной доске. В перцептив­ный мир входят и люди, окружающие оператора. Предметы, зоны, события перцептивного мира отличаются по смыслу, по отношению к действию, а не только по типу ин­формации, как в информационной модели.

2. Предметы перцептивного мира даны субъекту целостно, в совокупности зрительных, слуховых, обоня­тельных, осязательных и других свойств, а информа­ционные модели представлены в какой-то одной модальности

3. Понятие «перцептивный мир» включает внутрикабинное и внекабинное пространство-время, что позволяет поставить во­прос о переходах между ними.

 

Существует внешняя и внутренняя границы окружающего мира.

Внешняя – та, за которой субъект ничего не способен воспринять (например, горизонт)

Внутренняя – отделяет отчетливо воспринимаемые объекты от невоспринимаемых объектов, хотя и находящихся в пределах области восприятия (блин, где же мой мобильник??? Хотя он находится прямо перед носом).

Из мира за пределами воспринимаемого объект попадает в перцептивный мир. Проходя границу, объект уже воспринимается субъектом.

Образ мира включает несколько слоев:

1. Перцептивный

2. Амодальный (промежуточный)

3. Ядерный (глубинный)

Все, имеющееся в каждом слое проецируется на перцептивный мир и влияет на восприятие (смыслы, знания, потребности). Опыт проецируется на воспринимаемый мир, объединяясь с текущими потребностями и создает в нем смысловые дифференциации, которые не искажают оперативный образ, а подчеркивают наиболее важные зоны, выделяют их смысл.

Переживание движения было рассмотрено подробно З.Гератеволем, где был подчеркнут его смысловой и эмоциональный характер и связь с восприятием и переживанием скорости. Но переживание движения само по себе не может объяс­нить тех изменений темпа действий, которые свойственны специа­листам высокого класса. Точное по времени действие возможно, если субъект переживает длительность. Переживание длительности близко связано с переживанием движения.

В перцептивном пространстве субъекту даны симультанно множество движущихся, меняющихся предметов и процессов, в том числе и действие самого субъекта. Способность улавливать изменения и схватывать объекты в целом. Схватывать и удерживать окружающий мир в его меняющейся тождественности предполагает большую сложную работу воспри­ятия, мышления, интуиции, которая доступна только профессио­налу. Восприятие параллельно действию, исполнению, не зависит от него, по крайней мере частично.

Одной из характеристик зри­тельного восприятия является симультанность. Перцептивный мир специа­листа отличается степенью симультанности. Она больше, чем у новичка. Специалист способен схватывать сразу большее количество ин­формации или отдельных предметов. Кроме того, специалист спо­собен быстро менять объем поля внимания, приспосабливая его к требованиям задачи: он способен быстро переходить от работы с широким полем к работе узким полем - и обратно.

Оператор, работая в группе, должен уметь по­смотреть на мир глазами другого, сохраняя при этом собственное видение, - это позволит ему заметить различие между перцептивными мирами и более точно координировать движе­ния. Помимо множественности перцептивных миров разных людей, существует множественность перцептивных миров одного человека. Так, у летчика различают внекабинный и внутрикабинный миры. Первый отличается стихийностью, несет угрозу. Второй создан умом человека для решения некоторых задач.

Процесс восприятие индивидуален, структура субъективного семантического пространства несет на себе отпечаток деятельностей данного человека

 

УДАЧИ!!!

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.