Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Лекторы – проф. Стрелков Ю.К. и др.



1. Концепция ошибки. Как построить психологическую теорию ошибки? Как сформулировать подход к ошибке с позиции теории деятельности? Можно ли говорить об ошибке в действии, когда оно не закончено?

Концепция ошибки:

Должно быть, понятию ошибка можно дать только негативное определение. – Ошибка – как факт практики, который не соответствует, не подходит задуманному и т.д.

Ошибка - это результат действия, совершенного неточно или неправильно, вопреки плану. В случае ошибки результат не соответствует намеченному или заданному. Чтобы узнать, что привело к ошибке, необходимо ответить на вопросы: какими были движения, мысли и переживания человека в ходе выполнения действия?

Концепция ошибки должна строиться на основе представлении о нормальном функционировании, которое определяется позитивно. Сама ошибка должна определяться только негативно (По Д. Норманну, ошибка должна быть определена как «действие, выполненное вопреки плану»). Разумеется, если речь идет о нежелательном происшествии, а не о положительных последствиях действия, сильно отличающегося от нормального исполнения.

Следует исходить из представлений о позитивном устройстве психического аппарата (восприятие, память, мышление, эмоции, движение , мотивация и пр.) или о его функционировании (действие, мотивация, переработка информации), о связи аппарата с телом (возраст, индивидуальные особенности). Столкнувшись с негативным результатом – ошибкой, необходимо найти, что могло привести к нему. Таким образом, представление о системе психических процессов может стать основой для анализа ошибок.

Анализ ошибок (три основных аспекта):

· Прошлое:В определении понятия ошибки решающее значение имеет время: ошибочное действие уже совершено, то есть оно всегда в прошлом. Ошибку можно констатировать, когда получен окончательный результат.

· Будущее: Все тренировки и профилактические меры направлены в будущее, на то, чтобы люди не повторяли чужих ошибок. Однако при проектировании можно определить только вероятность совершения ошибочных действий. Ошибки будут возникать в наиболее сложных пунктах трудового процесса, тем, где велика нагрузка. Сложность известна заранее, тем самым появление ошибки можно предугадать.

· Настоящее: Пока идет действие, об ошибке говорить нельзя. Об ошибке опытного специалиста нельзя говорить до тех пор, пока действие не закончилось. Однако если в действии задана такая последовательность событий, которая необратима и неминуемо ведет к неблагоприятному исходу, то такое действие можно расценивать как ошибочное.

Сознательный контроль и автоматизмы.

Контроль самого субъекта за исполнением своего действия - одна из важных функций сознания. По мере профессионального совершенствования сознание высвобождается. Сознательный контроль ведется не подряд, а только в наиболее сложных местах. В остальном контроль осуществляется автоматически, бессознательно. Двигательный автоматизм - отличительная черта профессионального труда.

В устойчивых, низменных условиях деятельности, при отсутствии признаков опасности или усложнения, двигательные автоматизмы осуществляют основную часть трудовых процессов. В меняющихся обстоятельствах большее значение приобретают мыслительные процессы. В наиболее сложной ситуация происходит сплошная деавтоматизация контроля. Для предупреждения ошибок человек должен усилить контроль за исполнением действия.

Понятие операции.

Представления Ю.К. Стрелкова о механизмах контроля ошибочных действий близки теории П.Я. Гальперина.

Психический аппарат, управляющий действиями человека, выступает как система, в состав которой входит множество операций, разнообразных по качеству и по степени владения ими субъектом. Стихии психического противостоит операции контроля и языковая система, которая обозначает операции и дает доступ к ним. Функция контроля входит в структуру самой операции и не отделима от нее.

Критерии качества выполнения операций:

o Внешний критерий: результат выполнения операции. По результату, которого удалось достичь, субъект определяет, хорошо или плохо он владеет операцией.

o Внутренний критерий: уверенность субъекта в себе.

Существуют три составляющие любой операции:

ü Двигательная составляющая (Выполнение действия во внешнем плане деятельности)

ü Образная составляющая (Выполнение действия во внутреннем плане деятельности; это образ действия и его результата)

ü Языковая составляющая (Язык - как средство фиксации и хранения и фиксации основных знаний, полученных в жизненном опыте, которые оказывают влияние на выполнение того или иного действия. Через языковую форму человек овладевает выполнением операции.)

Таким образом, причиной ошибки может стать недостаток владением языком, образом или движением.

Расмуссенсопоставляет ошибки с тремя уровнями поведения:

§ моторными навыки (совершаются автоматически, неточности в их исполнении не могут быть поставлены в вину субъекта, который контролировал лишь результаты движений)

§ знания

§ творческая активность

Основные представления Ю.К. Стрелкова об операциях:

y Операции – это средства, которыми располагает субъект. Невозможно определить, когда идея операции (в случае первых попыток выполнения действия) стала собственно операцией (неким совершенным действием и лучшим результатом).

y Владение операцией – это обязательно знание об идеале, которое есть в культуре. Таким образом, операция находится в пространстве культуры, где идея операции устойчива, а не полностью принадлежит субъекту.

y Критерий выполнения операции и существования операциидостижение результата действия. Операция существует в тот момент, когда она выполняется.

y Исполняемая операция - особый тип настоящего, которое объединяет будущее (представление о результате и действиях) и прошлое (опыт выполнения операций в прошлом) с текущим процессом.

Позиция субъекта действия:

Субъект включен в процесс, и сам является неотделимой его частью. В ходе исполнения действие протекает в двух планах:

Ø план смысла

Ø план операций (у опытного специалиста всегда имеется множество способов исполнения одной и той же операции)

Таким образом, Ю.К. Стрелков, видимо, имеет в виду, что основным критерием существовании операции является не способ ее выполнения, а результат, который должен соответствовать тому образцу, который закреплен в культуре. Он также замечает, что по результату невозможно определить, какая именно операция была осуществлена. Вид операции может оценить как и сам субъект, так и объективные признании, которые следуют из результата выполнения данной операции.

Является ли ошибка только лишь случайностью или это закономерный результат всего предыдущего? Вот в чем вопрос. Если ошибка – случайность, то в ней никто не виноват. Если ошибка результат чьей-то оплошности, следует наказать виновного и принять меры. Ю.К. Стрелков считает, что человек ответственен за ошибку только в том случае, если он сознательно ее совершил (поскольку утверждение более чем спорно, то ссылаюсь на книгу Ю.К. Стрелкова «Инженерная и профессиональная психология»; «Академия»; 2001; стр. 9- а если он так и не считает, то нечего бросать слова на ветер!!!).

2. Практика расследований происшествий.

Установление причин ошибки: выдвижение гипотез и исключение версий. Это движение вспять по цепи выполненных операций.

Расследование и анализ ошибочных действий ведется с помощью большого комплекса методов: изучение статистики происшествий, моделирование ситуаций риска, клинический метод, ситуация экспертизы. А также целый ряд других психологических методов.

Н.А. Носовым разработан метод многостороннего кольцевого опроса свидетелей и всех, кто имеет косвенное отношение к происшествию – это полирефлексивное интервью. Сочетание этого метода с экспериментальной моделью позволило сформулировать предположение о психологических механизмах ошибок бортмеханика.

Реконструкция ситуации, в которой имела место ошибка, включает не только анализ объективных признаков, но и самоотчет самого человека, ее совершившего.

Любое действие дано субъекту как непрерывный процесс, в самоотчете в случае расследования происшествия, человек дробит действие на мельчайшие единицы, чтобы отследить тот момент, где именно была совершена ошибка.

Нельзя исключить иррациональное влияние страха на память. Зачастую в серьезных происшествиях вина навязывается человеку общественным мнением. Для описания состояния человека, совершившего ошибку, пригодны термины, которыми обозначают типы защит: «вытеснение», «проекция», «комплекс вины» - человек винит себя во всем (Стрелков – психоаналитик!!! J).

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.