Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Особенности построения ГО в России.



ФАКУЛЬТЕТ ПОЛИТОЛОГИИ

КАФЕДРА СРАВНИТЕЛЬНОЙ ПОЛИТОЛОГИИ

Информационно-аналитическая справка:

«УСЛОВИЯ, ПРЕДПОСЫЛКИ, ФАКТОРЫ СТАНОВЛЕНИЯ И ЭВОЛЮЦИИ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ. ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА»

 

 

Выполнила студентка

Картафенкова Татьяна Владимировна

3 курс, группа № 1

Работа сдана «___» 2011 г.

 

Москва – 2012


Содержание

 

1. Введение

2. Особенности построения ГО в России

3. Становление ГО в современной России

4. Условия построения ГО в России

5. Перспективы построения ГО

6. Институты ГО в России

7.Заключение


Введение.

Взаимоотношения в треугольнике: ОБЩЕСТВО — ГОСУДАРСТВО — ГРАЖДАНИН является объектом множества политологических исследований. Крайне важным и интересным политическим институтом, возникающим при взаимодействии вышеперечисленных акторов, является - «гражданское общество».

В дальнейшем будем пользоваться сокращением - ГО. Литература о ГО безбрежна, подходы к его определению многомерны. Наиболее близким к современному пониманию места и значения ГО является концепция Локка, приведенная в "Двух трактатах о государственном правлении" которая признает государством лишь тот объем полномочий, который санкционирован общественным договором между гражданами, сообщающимися между собой в рамках закона по собственному разумному выбору. В принципе подобные воззрения были типичны для мыслителей эпохи Просвещения, Ш.-Л. Монтескье, Ж.-Ж. Руссо, и др. По-разному интерпретируя положение о ГО как источнике легитимности государства, они сходятся на признании верховенства ГО над государством.[1]

Нередко наличие ГО отождествляют с демократией, но демократия и гражданское общество, между тем, далеко не одно и то же.

Демократия представляет собой свод процедур, позволяющих устанавливать "правила игры", в которых этот принцип реализуется. Демократия может быть установлена и там, где гражданского общества не существует (избитый пример — введение американцами демократического конституционного строя в Японии)[2].

Гражданское же общество невозможно "учредить". Оно вырастает постепенно и спонтанно. Один из важнейших критериев наличия или отсутствия условий для развития гражданского общества - это его способность к самоорганизации.

Важнейшим и первичным в процессе построения ГО является наличие гражданина. Гражданин – это человек, обладающий гражданским мужеством и гражданским достоинством.

Американский исследователь Д. Боуз пишет: «В гражданском обществе решения, касающиеся вашей жизни, принимаете вы сами. В политическом обществе эти решения принимают за вас. И поскольку люди, естественно, сопротивляются тому, что жизненно важные вопросы решаются без их участия, политическая система неизбежно основывается на принуждении»[3].

В развитом гражданском обществе человеческое достоинство и уважение к личности и семье утверждаются в качестве незыблемого фундамента общественно - политического и государственного строя.

Из мировой практики, основные направления становления ГО известны. В социально - экономической сфере: многоукладность экономики и признанием неприкосновенность частной собственности. В политической - обеспечение прав и свобод человека и гражданина; правовое государство. В духовной - приоритет в общественном сознании ценности человеческой жизни, прав и свобод человека.

Что касается проблем построения ГО в России то неверно утверждать, что западная модель гражданского общества является идеальной и завершенной. Гражданское общество не может быть просто заимствовано, оно должно вырасти на основе традиционной российской культуры, на российской почве. ГО нельзя только строить, оно должно "самосозреть".

 

Особенности построения ГО в России.

Более 20 лет Россия движется по пути построения демократического государства, и если успехи в этом направлении очевидны, то формирование основ ГО идет достаточно сложно и имеет не только положительный (по мировым стандартам) вектор развития. Отсутствие ГО в России лишает проводимые демократические преобразования опоры и поддержки широкими массами населения, т.е. по большому счету политики и государственные деятели обладают формальной, а не реальной легитимностью.

Большей частью населения свобода была воспринята как синоним беспорядка и утраты стабильности. В восприятии большинства российских граждан созданные политические структуры и институты, формально достаточные для установления демократии, также практически лишены легитимности. Именно отсутствие легитимности у этих институтов позволило за шесть лет президентства Путина заменить «видимость демократии» «видимостью управления», т. е. пресловутой «управляемой демократией». Но и «управляемая демократия» не пользуется поддержкой граждан. Российский политический класс не признан остальной частью населения в качестве своего законного представителя. Если не считать президента Путина, ни один государственный институт управления не набирает, по данным социологических опросов, более 25–30 процентов голосов поддержки.[4]

Для России демократическая ориентация является только одной из возможных характеристик ГО, в реальных же российских условиях самостоятельно возникшие объединения граждан нередко создают противоречия и напряженность в обществе. В ряде посткоммунистических стран в процессе их трансформаций оппозиционные группы далеко не всегда способствовали приобщению масс к демократической политике. В структурах ГО проявляются тенденции не к углублению социальных преобразований и развитию демократических атрибутов общественной жизни, а происходит приспособление к складывающимся формам жизни. Объединения, построенные по национальному, религиозному, имущественному, мафиозно - криминальному признаку создаются значительно быстрее и действуют гораздо активнее, построенных на демократических началах, тех которые в будущем должны составить основы российского ГО.

Российский исследователь проблем посткоммунистических трансформаций Г.И.Вайнштейн делает вывод, что «дальнейшее развитие институтов гражданского общества в посткоммунистических странах дает немалые основания для пересмотра сугубо оптимистического представления о них как о своеобразной школе демократического воспитания масс и некоем инструмента их приобщения к демократической практике общественно-политической жизни».[5]

С этой точки зрения совершенно справедливым представляется мнение известного американского специалиста по проблемам гражданского общества Т. Каротерса: «признание того, что люди в любом обществе объединяются и прилагают совместные усилия для достижения как достойных, так и низких целей, является ключевым для развенчания идеи гражданского общества».[6]

Да и сама необходимость наличия ГО в России вызывает сомнения как у власти, так и в самом обществе. Одной из особенностей политических преобразований в России это то, что население не рассматривалось руководством страны как базовый ресурс для достижения политической стабилизации.

И хотя большинству россиян утраченную уверенность в завтрашнем дне и потерю социального статуса обретенные свободы не компенсировали, активное меньшинство граждан все же сумело проявить себя в новых условиях. Самые предприимчивые обратились к бизнесу и политике, выявились деятельные граждане с задатками лидеров.

Итак, особенностями ГО в России являются следующие моменты:

— ГО, в виде единственно известного, западного воплощения, в принципе не подходит России.

— ГО есть в лучшем случае некая идеологизированная отвлеченность, в худшем - миф.

Вот что говорил по этому поводу в своей речи на торжественной церемонии по случаю 10-летия Фонда Сороса в России его основатель: "Я должен спросить себя, уместна ли в сегодняшней России сама концепция открытого общества. Этот вопрос доставляет мне большое беспокойство. Очень соблазнительно дать на него отрицательный ответ. Открытое общество - это абстрактная идея, универсальная концепция, которая может воодушевлять людей, но как таковая не является частью реальной действительности. События, разворачивающиеся с момента распада советской империи, не вдохновлялись идеей открытого общества. Людям в России не до универсальных идей. Они слишком заняты поиском своего места в жизни, их беспокоят проблемы выживания и, задумываясь об открытом обществе, они с полным правом могут сказать, что коммунизм тоже был универсальной идеей, вот, посмотрите, куда он нас привел... Ни в России, ни на Западе нет правильного понимания идеи открытого общества, но если люди лучше поймут ее, она сможет их вдохновить"[7]

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.