В одной болгарской сказке рассказывается о старике, который задумал женить сына - но непременно на девушке аккуратной и работящей. Однажды, нагрузив телегу плодами своего сада, он отправился в соседнее село и принялся всем на удивление кричать: "Меняю фрукты на мусор!" Многие поспешили воспользоваться этой причудой и понесли старику на обмен мешки разного сора. Только одна девушка принесла маленький узелок, посетовав что больше мусора в доме не нашлось. К ней-то старик и заслал сватов и, говорят, не ошибся: хозяйка она оказалась замечательная и молодая семья зажила в радости и достатке.
Сегодня, заходя в иной дом, сразу вспоминаешь старую сказку. При виде разбросанных вещей, намытой посуды, многодневного слоя пыли трудно подавить усмешку: видно, эта семья создавалась по иным принципам сватовства. А где-то царит порядок, граничащий со стерильностью, и даже боязно что-то задеть или подвинуть. Трудно удержаться от комплимента хозяйке и не порадоваться за благополучие в доме. Хотя, как ни странно, благополучие присутствует тут совсем не обязательно. Бывает, что в прибранном доме царит атмосфера напряжения и недовольства. А бывает и наоборот: в захламленной квартире люди живут душа в душу, довольны собою и друг другом. Отчего так происходит?
Амер. психолог Улиям Джеймс считал, что в структуру чел. личности, следует включить и все то, что человек считает своим: и любимые книги на дом. полке, и повседневную одежду, копирующую своими складками форму нашего тела, и дорогие сердцу вещи, и многое другое. Это своего рода наше физ. Я (просто символ), в котором не менее явно, чем в словах и поступках, отображается наш внутр. мир. Убранство дома - это неотъемлемый элемент этого физ. Я (этого символа), и, оглядев внимательно жилище, многое м. сказать о его обитателях. Конечно, первое, что бросается в глаза, - это порядок и беспорядок. Что же это м. значить с т.зр. психологии?
Ответ, казалось бы, напрашивается сам собой. Беспорядок - верный признак недисциплинированности и неаккуратности, а значит, вероятно, и общей разболтанности и необязательности. И наоборот, идеальный порядок - свидетельство душевной гармонии и твердых принципов. Однако такое объяснение слишком просто, чтобы быть абсолютно верным. Ибо жизнь на каждом шагу подсказывает иные, не столь однозначные выводы.
Почти все родители подростков сетуют на неаккуратность своих детей, на то, невозможно заставить их соблюдать порядок в своей комнате. Дело в том, что интересы растущего человека очень широки, направлены гл. образом во внешний мир и мало привязаны к мелким матер. подробностям быта. Только ощутив на себе все неудобства, которые несет беспорядок, подросток постепенно приобретает аккуратность. Когда нужные номера телефонов записываются на случайных клочках, когда не знаешь, куда засунул необх. вещь, когда место предназначенное для занятий или встречи с друзьями, оказывается безобразно захламлено, поневоле начинаешь заботится о порядке. Конечно, даже самых маленьких детей учат убирать за собой игрушки и класть вещи на место. Но настоящую аккуратность человек приобретает значительно позднее - лишь став зрелой личностью. До этого необходимость порядка ему неведома. Ведь росту нужна стабильность.
Значит ли это, что беспорядок в доме свидетельствует: хозяину (или хозяйке) так и не удалось по настоящему повзрослеть? М.б. и так, и человек живет "без руля и ветрил", во всем поступая подобно малому дитя. Но проблема м.б. и глубже. В конце концов мы все понимаем: нехорошо разбрасывать вещи где попало. Если же человек оказывается хронически неспособен навести в доме порядок, то это м. свидетельствовать о серьезном внутр. конфликте. Разбросанная одежда, накопившийся мусор и т.п. словно твердят за хозяина дома: я не властен ни над собой, ни над окружающим миром, не способен поставить вещи на свои места. Раковина, полная немытой посуды, переполненное мусорное ведро, неделями накапливаемое грязное белье добавляют: я не умею распределять свои силы, ставить перед собой задачи и планомерно их решать. Очевидно: если человек не умеет организовать мелкие подробности своего быта, то и задачи посерьезнее ему едва ли по плечу.
Не кажется ли вам, что дела ваши не спорятся, все идет не так, как хотелось бы, и вообще - все серьезные жизн. ситуации вышли из под контроля? Наверняка вы предпочли бы избавится от этого неприятного ощущения. Начните с малого. Оглядите свое жилище - прямое продолжение вашего Я - и заметьте, где требуется навести порядок. Раскладывая по полочкам разбросанные вещи, вы в действ-ти делаете намного больше: учитесь и все свои проблемы упорядочивать, "раскладывая по полочкам". Внесите ясность в свое "физ. Я", и тогда более ощутимые результаты не заставят себя ждать.
Порядок в доме - это не цель, а необх. условие, средство для решения по-настоящему серьезных жизн. задач. Поняв эту простую истину, мы и найдем ту золотую середину, которая отличает подлинную гармонию - материальную и душевную.
Критерии оценки настольных, компьютерных и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей
Скоро выйдет в свет офиц. документ по классификации игрушек, в котором будут изложены руководящие принципы соответствия их характеристик опред. дет. возрасту. В частности, будут введены доп. требования к игрушкам для детей до 3 лет. Документ адресован российским производителям, импортерам, испытательным лабораториям, органам и службам контроля. В документе будут даны характеристики изделий, которые вообще не следует рассматривать как игрушки. Новые требования стандартов безопасности игрушек сформированы в соответствии с интелл. и психич. развитием детей и с учетом потенц. источников “детских опасностей”.
В проекте документа значится, что игрушки для детей в возрасте до 3 лет д.б.:
1) безопасными для ребенка, находящегося без присмотра в кроватке или манеже;
2) достаточно прочными, чтобы исключить возможность уколов, порезов и т.п.;
3) сконструированными так, чтобы ребенок не мог их разорвать, разобрать или раскусить;
4) без грубых поверхностей и острых краев;
5) они не д. попадать в горло или закручиваться вокруг шеи.
Изделия, которые м.б. ошибочно приняты за игрушки, следует определять с помощью так называемых индикаторов. Наиболее важный из них - игровое значение. Далее следует размер: если он явно “не по ребенку”, то изделие не м.б. расценено как игрушка. Высокая, излишняя детализация также м. указывать на то, что изделие предназначено для взрослых. При покупке следует обращать внимание на упаковку и маркировку. Так, игрушками не являются:
1) декоративные и подарочные изделия (изделия, предназначенные для свадьбы, дня рождения и т.п., старинные муз. шкатулки, изощренные наборы канц. принадлежностей, метал. значки, магниты, используемые на дверце холодильника),
2) образовательные изделия (головоломки, стратегические игры в комплекте с правилами, калькуляторы, оформленные мультипликационными персонажами),
3) замысловатые изделия (термосы привлекательной для ребенка формы, игрушки для дом. животных, куклы-марионетки, надувные бассейны с макс. высотой уровня воды 0,4 м, глубиной 0,5 м, диаметром 1,8 м и объемом 2,3 м),
4) дет. книги, периодика с неигровым значением, комиксы, брелки для ключей, сувениры и т.д.
Признано, что изделия для использования в ролевых играх рассматриваются как игрушки, а “изделия для раннего обучения” (муз. инструменты, мини-станки и мини-швейные машинки) - это не игрушки.
Критерии оценки настольных, комп. и иных игр, игрушек и игровых сооружений для детей предназначаются для использования в деятельности организаций, проводящих экспертизу, при проведении экспертизы игрушки.Критерии рекомендуются предприятиям - изготовителям и торговым организациям для контроля за качеством игрушки.Критерии м. использоваться работниками системы дошк. образования для создания предметно-развивающей среды в образов. учреждениях.Устанавливаются две группы Критериев.Критерии группы 1 обеспечивают безопасность ребенка, его защиту от негат. влияний игрушки на здоровье и эмоц. благополучие.В эту группу включены Критерии, защищающие ребенка от таких качеств игрушки, которые:1. Провоцируют ребенка на агрессивные действия.2. Вызывают у него проявление жестокости по отношению к персонажам игры, в роли которых выступают играющие партнеры (сверстники, взрослые) или сама сюжетная игрушка.3. Провоцируют игр. сюжеты, связанные с безнравств. и насилием.4. Вызывают нездоровый интерес к секс. проблемам, выходящим за рамки возрастной компетенции ребенка.5. Провоцируют ребенка на пренебрежительное или негат. отношение к расовым особенностям и физ. недостаткам др. людей.В состав Критериев группы 2 включены качества игрушки, направленные на обеспечение развития ребенка:1. Полифункциональность. Игрушка м.б. гибко использована в соответствии с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных функциях.2. Возможность применения в совм. деятельности. Игрушка м.б. пригодна к использованию в колл. видах деятельности (в т.ч. и с участием взрослого) и м. инициировать совместные действия.3. Дид. ценность. Игрушка выступает средством обучения ребенка.4. Эстетическая ценность. Игрушка является средством худож.-эстетич. развития ребенка, приобщает его к миру искусства; м. являться изделиями худ. промыслов.Наличие у игрушки хотя бы одного из качеств группы 1 означает несоответствие этой игрушки Критериям.Наличие у игрушки хотя бы одного качества группы 2 свидетельствует о ее образов. ценности.Экспертиза игрушки носит комплексный, многоаспектный характер, основанный на кач. и колич. анализе.Кач. анализ игрушки проводится на основе Критериев гр. 1 и гр. 2.Колич. анализ игрушки проводится методом экспертной оценки.Метод экспертной оценки предусматривает выведение интегральной оценки на основе инд. оценок экспертов.