Художественный образ в дизайне одежды – это выражение авторского ощущения, личностного видения предмета, явления, окружающего мира. Это форма отражения объективной реальности с позиций определенного эстетического идеала в искусстве и культуре. Художественный образ представляет собой неразрывное, взаимопроникающее единство объективного и субъективного, логического и чувственного, рационального и эмоционального, абстрактного и конкретного, общего и индивидуального, необходимого и случайного, части и целого, сущности и явления, содержания и формы. С художественным образом связана способность искусства доставлять человеку глубокое эстетическое наслаждение. Мыслить образами – это значит конкретно воспроизводить содержание предметов, понятий, мыслей с живостью и яркостью, свойственным представлению, возникшему в результате ассоциаций, в которых используется жизненный опыт, накопленный графический опыт и творческий дар художника.
В основе художественного образа данной коллекции лежат зооморфные украшения финно-угорских народов Поволжья VIII-XI вв.: мордвы, муромы, мещеры, мери. При их выполнении в большей степени сохраняется принцип симметрии, соразмерности к костюму, форма, объем, цветовая гамма, фактура, способы крепления, отделка.
Материалами для выполнения коллекции служат натуральные ткани, металл, медная проволока. Основная цветовая гамма коллекции - сочетание белого, бежевого, терракотового и зеленого цветов. В ходе работы соблюдаются особенности кроя и отделки костюмов народов Поволжья VIII-XI вв.
На основе исходных данных составляем эскизный ряд коллекции, состоящий из одиннадцати моделей. Из фор-эскизного ряда моделей-предложений составляем творческие эскизы [Прил. Б, рис.1-11]. Из предложенных эскизов выбираем пять основных моделей, которые в дальнейшем выполняем в материале [Прил. Б, рис.1-5]. Также учитываем, что проектируемая коллекция моделей по своей форме и конструктивному решению соответствует требованиям технического задания.
Модель 1 – костюм племени меря состоит из платья-рубахи с квадратным оформлением проймы, прямого силуэта, большого объема. Платье-рубаха выполняется с применением вышивки. Верхнее платье без рукавов, подпоясывается кожаным поясом. Головной убор состоит из покрывала, украшенного височными подвесками. Неотъемлемой деталью женского костюма меря являются чулки, выполненные из чистошерстяной нити, а также обувь в виде лаптя, выполняемая из одного куска кожи, сшиваемого тонким ремнем - поршни. В основе костюма лежит комплекс шейных, нагрудных и поясных украшений, состоящий из двух шумящих привесок «мерянского» стиля в форме каркасного треугольника и квадратной плечевой привески, двух низок бус, цепочки состоящей из круглых звеньев с бубенчиками на концах. Руки женщины-мерянки украшают пластинчатые браслеты и спиральные перстни с шумящими привесками.
Модель 2 – костюм племени мещера состоит из платья-рубахи с квадратным оформлением проймы, прямого силуэта, большого объема. Платье-рубаха выполняется с применением вышивки. Верхняя рубаха трапециевидного силуэта, с цельнокроеными короткими рукавами. Разрез рубахи оформлен металлическими подвесками. Головной убор состоит из покрывала и объемной шапочки жесткой формы. Дополняют костюм чулки и обувь в виде лаптя – поршни. Композиционным центром данной модели является верхняя часть рубахи, а именно комплекс шейных, нагрудных и накосных украшений, состоящий из шейной гривны пластинчатого типа, ажурной бляхи с
шумящими привесками, двух низок бус. Дополнением к этим украшениям служат спиральные браслеты и перстни с шумящими привесками.
Модель 3 – костюм племени мурома состоит из платья-рубахи с квадратным оформлением проймы, прямого силуэта, большого объема. Плечевая накидка с фигурным оформлением низа, головной убор сложной конструкции, пара вязаных чулок, кожаных лаптей – поршней – составные части костюма. Композиционным центром является верхняя часть костюма, включающий в себя комплекс шейных, нагрудных и височных украшений, состоящий из шейной гривны пластинчатого типа, ажурной бляхи с шумящими привесками, двух низок бус, а также головного убора с височными кольцами и накосником. Дополнением к этим украшениям служат пояс, спиральные браслеты и перстни с шумящими привесками.
Модель 4 состоит из платья-рубахи с квадратным оформлением проймы, прямого силуэта, большого объема, юбки на широком поясе, головного убора в виде шапочки с отлетной частью, вязаных чулок, кожаных лаптей – поршней. Композиционным центром является нижняя часть костюма, включающая в себя юбку на широком поясе, заполненной металлическими шумящими привесками, и поясного украшения в виде круглой бляхи. Дополнением к этим украшениям служат комплекс нагрудных украшений, состоящий из коньковообразного украшения с шумящими привесками, пары симметрично-расположенных трапециевидных привесок с трубчатыми подвесками, двух низок бус, двух пар браслетов и пары перстней.
Модель 5 состоит из платья-рубахи с квадратным оформлением проймы, прямого силуэта, большого объема, верхней рубахи распашного типа, портов - штанов прямого покроя с треугольной ластовицей, головного убора в виде шапочки, вязаных чулок и обмоток, одевающиеся поверх них, кожаных лаптей-поршней. Композиционным центром является верхняя часть костюма, включающая в себя комплекс шейных, нагрудных и височных украшений, состоящий из шейной ожерелья трубчатого типа, нагрудного украшения, состоящего из лунницы, раковин каури, спиральных нанизок, а также височных колец. Дополнением служит пояс, сумка-ташка, нож в чехле, а также спиральные браслеты и перстни с шумящими привесками.