Помощничек

Электроника
Энергетика

Восхождение на пик Ленина

Здесь стоит отдельно сказать об организации восхождения на пик Ленина. Местные турфирмы в конце июня – начале июля устанавливают под пиком Ленина базовый и первый лагерь. Базовый лагерь находится на траве на окраине Алайской долины на высоте 3600 метров. Туда можно приехать и оттуда можно уехать на машине.

Первый лагерь фирм Тянь-Шань Тревел и Ак-Сай Тревел находятся в кармане боковой морены ледника Ленина на высоте 4400 метров. Из базового лагеря в первый ведёт тропа, доступная для людей и лошадей.

В лагерях находятся стационарные палатки, которые можно арендовать. Также там есть столовая и кухня, где работники лагеря готовят еду. Стоимость суточного питания (завтрак + обед + ужин) в базовом лагере стоит 30 евро, в первом – 40 евро. Также в лагерях оборудованы туалеты, умывальные места, есть баки, куда работники лагеря набирают чистую воду. За отдельную плату в лагерях могут организовать душ и даже баню. Работники первого лагеря прокладывают путь на леднике из первого лагеря во второй, маркируют его, провешивают верёвки на опасных участках. При несчастном случае теоретически они должны спасать пострадавшего.

За право жить на территории базового и первого лагерей в своей палатке мы заплатили 160 евро с человека по текущему на тот момент курсу 62 рубля за евро. Ещё 15 евро стоило оформление погранпропуска.

25 июля, переночевав в первом лагере, мы спустились в базовый, где у нас хранилась продуктовая заброска, и на следующее утро, забрав продукты для питания на период восхождения, отправились обратно в первый лагерь.

27 июля в 4.15 мы вышли из первого лагеря на акклиматизацию. За 40 минут, ещё по тёмному, при свете фонариков мы пересекли ровную часть ледника Ленина и начали подъём. Трещин много, через некоторые есть снежные мосты, другие надо перешагивать. Самая крутая часть тропы около 45 градусов, она оборудована верёвкой, хотя можно пройти и без неё.

После преодоления взлёта ледника тропа уходит вправо и выводит на ровный участок, именуемый сковородкой. В этом году сковородка потрескалась и провалилась, поэтому тропа стала выгибать дугу ближе к склонам пика Ленина. Сразу после сковородки расположен второй лагерь (5300 – 5400 метров). Множество разноцветных палаток лезут на склон пика 30-летия Узбекской ССР. С пика иногда прилетают мелкие камушки. Проходя второй лагерь, явно ощущаешь запах туалета: здесь нет централизованного места для человеческих испражнений, и каждый справляет свои нужды там, где ему вздумается, не утруждая себя тем, чтобы отойти подальше от палаток. Место не очень приятное.

Так как у нас уже была акклиматизация, мы позволили себе подняться выше, до высоты 5600, где практически на вершине пика 30-летия УзССР мы и поставили свою палатку.

Как только мы остановились и легли в палатку отдыхать, сразу же резко дали себя знать признаки горной болезни: головная боль, лёгкая тошнота, отсутствие аппетита и оптимистического взгляда на жизнь. Усилием воли заставил себя сготовить ужин и съесть его. Под вечер слегка полегчало, и ночь прошла более-менее сносно.

Вчера и сегодня погода была отличная: солнце, ясное небо, ночью и утром – мороз.

Но на следующее утро погода испортилась. Ночью был сильный ветер, и утром я вылез из палатки и первым делом стал ставить ветрозащитную стенку. Только потом был завтрак, сборы и выход.

Далее тропа идёт по перемычке, соединяющей вершину Раздельная с пиком 30-летия УзССР, забираясь потом по 30-40 градусному снежному склону на плоскую вершину горы Раздельная, где на высоте 6130 метров и находится 3 лагерь. Взлёт на Раздельную – это наиболее изматывающий участок на всём пути из первого лагеря в третий.

На Раздельной, как обычно, сильный ветер. Видимости нет. Приоделись и стали расширять одну из брошенных ям, а также делать выше стенки. Это заняло целый час, только после этого мы занялись установкой палатки. Сегодня, наоборот, во время бодрствования в палатке отрицательных ощущений нет: нормально поели и легли спать. Зато ночью горная болезнь проявила себя в полной мере. Так как палатка стояла в яме близко к стенке, ветер постоянно старался надуть в промежуток между ямой и стенкой снега. Снег прибавлялся и с другой стороны, а под нашими телами – продавливался, так как он тёплый и рыхлый. Постепенно наши лежащие тела оказались в яме даже относительно входа в палатку. В яме скапливается углекислый газ, так как он тяжелее кислорода. Воздухообмен палатки, присыпанной со всех сторон снегом, затруднён, поэтому заток кислорода извне также ограничен. По описанным причинам у нас всю ночь болела голова. Я в час ночи заставил себя встать, чтобы откидать снег от палатки, продышался, и головная боль прошла. Но это просветление было кратковременным. Очень скоро снег опять присыпал палатку, и голова начала болеть с новой силой.

С трудом дождался утра. Погода лучше не стала: туман, ветер, холодно. Поели, собрали лагерь. Снаряжение, которое мы планировали оставить здесь, в 3 лагере, мы положили в палатку нашей фирмы Тянь-Шань Тревел (там никто из клиентов сейчас не жил), и начали спуск. Ниже Раздельной ветра нет, и сразу стало тепло. Во втором лагере связались верёвкой и пошли вниз. Быстро преодолели ледовый склон, в 12.00 мы уже были на пологом леднике, а в 12.50 вернулись в первый лагерь.

После спуска резко обострился аппетит: хотелось есть всего и много. Частично решили эту проблему, купив некоторые продукты на кухне первого лагеря: наша еда была однообразна и уже не вызывала особой радости при её употреблении.

Следующий день был днём отдыха, да и погода совсем не способствовала каким-либо активным действиям: пасмурно, низкие облака, иногда шёл снег. На следующее утро у нас по плану был выход в третий лагерь, но из-за непогоды мы решили ещё один день отдохнуть в первом лагере.

Утром показалось солнце, и на короткое время открылась вершина. Я уже начал жалеть, что мы не вышли сегодня наверх. Уже чувствовались силы, и хотелось активных действий. Вместо перехода в третий лагерь мы прогулялись на ближайший холм, чтобы размять ноги и продышаться. Очень скоро погода опять испортилась, опять облака опустились до 4700-4900, опять периодически принимался то дождь, то снег.

Вечером я проконсультировался у начальника первого лагеря Тянь-Шань Тревел Андрея по поводу прогноза погоды. По данным нескольких сайтов, в том числе платных, сравнительно благоприятные условия для восхождения будут через 2 дня. Кардинального улучшения погоды ни один из сайтов не обещал. Посоветовавшись с Андреем, решили завтра ещё один день ждать, а послезавтра выходить в третий лагерь.

На следующий день опять пасмурно, и мы с Олегом пошли гулять на ледник из-под перевала Ташкюнгей – этот перевал следующий в отроге Заалайского хребта после 60-летия Октября.

Вечером – никакого улучшения погоды. Это не радует.

2 августа. Утром, как и планировали, вышли в 4.00. Около 5.00 постепенно рассвело: на небе высокие облака, через которые местами проглядывает голубое небо. Раздельная открыта. Погода сравнительно неплохая. К 8.00 мы поднялись до верхнего окончания второго лагеря, здесь развязались и пошли дальше.

Рисунок 7. С подъёма во второй лагерь

На гребне от Раздельной до 30-летия УзССР мы погрузились в тёплый и светлый туман. Стало жарко, и мы разделись. Встретили Руслана – парня, с которым познакомились в базовом лагере. Он поднялся в третий лагерь двумя днями раньше и ждал погоды наверху, а теперь спускался вниз. Он рассказал, что вчера он сходил на вершину. Наверху выпало много снега, и им пришлось тропить. В итоге из 22 человек, вышедших из третьего лагеря на восхождение, на вершине побывало трое, включая его. Руслан рассказал, что наверх они поднимались 12 часов, и ещё 5 спускались вниз, в 3 лагерь вернулись затемно. Его рассказ нас обеспокоил: появились сомнения, сможем ли мы вдвоём оттоптать весь путь до вершины?

Подъём на Раздельную дался тяжелее, чем в первый раз: из-за выпавшего снега приходилось делать ступени, которые держали плохо, часто съезжая вниз при попытке их нагрузить.

В третий лагерь вылезли в 11.30, взяли нашу палатку, поставили её и стали отдыхать. Несмотря на предположения о приобретённой акклиматизации, в палатке чувствовали себя мы далеко не как в первом лагере: опять начала болеть голова, подташнивало, есть не хотелось совсем. Я связал такое самочувствие с чрезмерной физической работой, которую мы выполнили за этот день: переход из первого лагеря в третий с учётом топтания рыхлого снега на склоне Раздельной – такая нагрузка оказалась всё же чрезмерной и лишней накануне восхождения.

После обеда я пошёл агитировать людей, которых встретил в 3 лагере, выйти завтра на восхождение, чтобы вместе легче было топтать снег. Люди проявили понимание и решили тоже выйти завтра.

Вечером поел с трудом, натопил воду на утро и лёг спать. Спалось опять плохо, но всё же уверенность в своих силах, так или иначе, у меня была. То, что у меня несмотря на большие трудозатраты накануне и глубокий снег на маршруте, хватит сил, чтобы зайти на вершину, я не сомневался.

3 августа. Подъём в 2.30. На небе нет звёзд, но вдали в Алайской долине видны огни кишлака Кашка-Суу. Видимость есть, а значит надо собираться на восхождение.

Тропа промаркирована флажками на метровых палках, поэтому заблудиться на склонах даже при ухудшении погоды я не особенно боялся. Запасным вариантом явилось ориентирование по GPS-навигатору – для этого на ключевых поворотах я планировал ставить на навигаторе метки.

4.30. Вышли из 3 лагеря. На гребне к плато 6400 уже протянулась цепочка огоньков.

Мороз не очень сильный, градусов 10. Снег под ногами рыхлый и сыпучий.

Начало восхождения мне особенно нравится: светает, из темноты прорисовываются громады гор. Холодный воздух остужает разгорячённое дыханием горло. Чистый, искрящийся под лучами фонаря снег послушно уминается под ногами. Тело наполнено лёгким возбуждением, ноги и руки посредством треккинговых палок легко и ритмично поднимают его метр за метром вверх, к вершине.

5.30. Мы вылезли на плато 6400, обогнав всех, вышедших раньше нас. Похоже, что топтать до вершины придётся только нам, от начала и до конца. Уже рассвело, и я выключил фонарь. Над Таджикистаном облака, а Алайская долина преимущественно открыта. Рваные облака перекидывает через гребень пика Ленина, но вершину сейчас иногда видно.

Плато 6400 плавно повышается и затем переходит в узкий 45-градусный гребень, именуемый снежный нож. На гребне закреплена верёвка, но сейчас достаточно безопасно подниматься и так, в кошках и с треккинговыми палками.

8.00. Прошли снежный нож, после которого пошла череда небольших пологих взлётов из заснеженных разрушенных скал. Далее тропа уходила с гребня на северные склоны пика Ленина, поэтому на ней стало больше рыхлого снега. Преодолев 35-градусный взлёт, мы, ориентируясь по вешкам, повернули и пошли косым траверсом влево вверх. Потом было ровное снежное поле; северный его край изгибался дугой, и вешки также обозначали изогнутую тропу. Высота 6880. Как я понял, это и было плато Парашютистов.

На плато стало идти действительно тяжело. Снег вроде бы был плотный, но при переносе веса тела на ногу проваливался. Так было не при каждом шаге, иногда он держал. Из-за рваного характера движения становилось ещё тяжелее. Я стал пробивать верхний плотный слой снега передними зубьями кошек и носком ботинка, чтобы каждый шаг был одинаковый и оставлял после себя чёткий след.

Ко всему прочему, на плато был густой туман, следующий флажок был плохо виден от предыдущего. К тому же флажки стали не метровыми, а маленькими, они едва торчали из снега. Чёрная проволочка, на которой крепился красный треугольничек ткани, становилась белой от намороженной измороси.

Плато закончилось, начался плавный подъём, после чего тропа, маркированная флажками, повернула на 90 градусов вправо и стала забирать на какие-то заснеженные бугры из разрушенных скал. Иногда зубья кошек натыкались на камни, иногда приходилось проваливаться в снег по колено.

Далее от усталости, а также из-за ограниченной видимости я потерял логику тропы, и шёл либо к ближайшему флажку, или, если не мог его найти, по направлению вверх. Мне казалось, что тропа поворачивала то вправо, то влево. В какой-то момент флажки вывели на гребешок, и я подумал, что он выведет к вершине, но вскоре тот как-то «рассосался», дальше были опять поля и опять какие-то бугры из разрушенных скал.

Каждый раз, отдыхая, я думал, что следующий переход будет последним, и опять за маленьким взлётиком следовал ровный участок, а потом опять взлётик.

Наконец, в 11.45 при подъёме на очередной бугор я понял, что это вершина. Выше идти было некуда. Тур был скромный, но его нельзя было перепутать с чем-то ещё, так как здесь находился металлический бюст Ленина. Никакой эйфории, никакой радости, как это случалось при восхождении на Эльбрус, ни я, ни Олег не испытали. Было определённое удовлетворение от выполненного дела, небольшая тревога за спуск (хватит ли сил дойти до лагеря?), сожаление, что не удалось увидеть Памир с высоты 7134 метра. И громадное чувство усталости.

Рисунок 8. На вершине пика Ленина

Видимость была метров 20. Дул несильный южный ветер. Для этой высоты было тепло – наверное, градусов 5-10 мороза. Ни бахил, ни тёплых рукавиц за всё время восхождения я так и не одел.

Сфотографировались на фоне бюста Ленина и серой мути сзади. Олег пододел дополнительные штаны. Я сел на вершине и стал дремать: сказались усталость и недостаток кислорода.

В 12.20 двинулись вниз. Туман сгустился. Мы шли по следам, смотря себе под ноги. Я не хотел ломать с таким трудом сделанные следы, чтобы ими воспользовались другие люди. Поэтому мы на спусках шли рядом с подъёмной тропой, а на ровных участках старались идти, попадая в готовые следы.

В каком-то месте, наверное, на плато Парашютистов, следы пропали: в этом месте плато был плотный снег. Следующего флажка было не видно, вокруг - равномерная серая муть. Вот здесь пригодился GPS-навигатор и предусмотрительно поставленные точки. GPS показал направление до ближайшей точки, и мы начали двигаться в том направлении. Неожиданно навигатор отключился: надо думать, замёрз. Хорошо, что я уже увидел следующий флажок.

Дальше был поворот и косой спуск влево вниз. Неожиданно из тумана материализовались 4 человеческие фигуры: это были 3 тайца и 1 русский, которые всё ещё не оставляли надежды в сгустившемся тумане пробиться к вершине. Я им сказал, что отсюда до вершины далеко, и сегодня они уже подняться не успеют, и они начали спуск вместе с нами.

Тайцы вскоре остановились, так как решили копать пещеру и ждать улучшения в погоде здесь. Мы же втроём пошли вниз. Отсюда следов уже было много. И было очень тепло, наверное, выше 0. Сил уже практически не осталось. Ноги не гнулись, я переставлял ноги, не сгибая их, и переваливался с ноги на ногу, как на ходулях.

«На автомате» спустились до перемычки между гребнем пика Ленина и Раздельной. Здесь было очень тепло, мы разделись до термобелья и сняли шапки! (и это на высоте 6000 метров!). Далее предстояло набрать 100 метров до лагеря, и мы с Олегом не понимали, как мы это физически сделаем.

Посидев минут 10, мы встали и медленно, шаг за шагом стали подниматься к завершению нашего восхождения и долгожданному отдыху.

В 15.50 мы дошли до нашей палатки. Всё! Теперь сладкий чай и спать!

На следующее утро 3 лагерь погрузился в густой туман. Мы собрались и ок. 9.00 двинулись вниз. Видимость – метров 5.

Во втором лагере – тоже туман. Лишь на высоте ок. 4900 облака расступились, и мы увидели ледник Ленина и первые лагеря разных фирм. Маршрут спуска был в ужасном состоянии: некоторые снежные мосты стали тонкими, рыхлыми и крайне опасными; через другие трещины люди просто перепрыгивали, причём надо было преодолеть в прыжке с рюкзаком более 2 метров.

В 11.00 мы спустились до пологого ледника, а ок. 12.00 мы возвратились в первый лагерь.

5 августа мы устроили ледовые занятия на леднике из-под перевала Ташкюнгей.

6 августа мы загрузили в рюкзаки всё снаряжение и пошли вниз, в базовый лагерь. Погода сегодня до обеда была просто замечательная: белый пик Ленина на фоне голубого неба, внизу тепло. Но после обеда – опять тучи и дождь. Как жаль, что мы не угадали с днём восхождения. Те, кто восходили сегодня и успели до обеда, могли наслаждаться замечательными видами и лучше понять сам маршрут наверх.

Рисунок 9. Пик Ленина из базового лагеря

7 августа утро было ещё лучше: пик Ленина был, как на картинке. Но после обеда опять пришли облака. Пришла также и печальная новость: в 8.30 при подъёме наверх сорвалась в трещину связка из 4 человек, один из них погиб. Аномально тёплая погода привела к резкой деградации тропы, которая была проложена ещё в начале июля. Корректировать нить тропы ни гиды, ни обычные восходители не стали. Эти два фактора привели к глупой и ненужной жертве. Также, как я узнал позже, участвовавший в спасработах врач сказал, что если бы погибший был в каске, то на 90% он остался бы жив. Но на пике Ленина, конечно же, большинство ходит без касок, в том числе и мы.

К вечеру погода стала совершенно недружелюбной: в базовом лагере задул ветер, пошёл сильный дождь, стало холодно.

Весь следующий день, 8 августа, мы ждали машину. Она приехала только в 6 вечера, так что в Ош мы прибыли около полуночи. Дальше был аэропорт, самолёт, электричка, метро, ожидание на Казанском вокзале, поезд, и 10 августа утром после месячного отсутствия мы оказались дома.

Всё путешествие я до конца осознаю только сейчас, спустя несколько недель после возвращения. Обилие увиденного и колоссальная физическая нагрузка требуют времени для восстановления тела и упорядочивания мыслей. И это мы дотронулись лишь до северного края Памира, зашли на один из самых простых семитысячников!

Чем запомнился Заалайский хребет? Он запомнился красными осыпными склонами, чёрными зачехлёнными ледниками, белыми массивами льда на горах. Он запомнился зелёными лугами на высоте 4000 метров, обилием сурков и стадами яков. Он запомнился множеством людей из разных стран, разного достатка, разного возраста, подготовки и квалификации, объединённых одной вершиной.

Сейчас опять хочется в горы. Очень сильно хочется. Буду планировать и тренироваться. Хочется надеяться, что и в следующем году планы осуществятся.

Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.