Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Акклиматизационный поход по Заалайскому хребту Памира



В августе 2013 года я с Юрой Старшиновым пытался зайти на пик Ленина, но в тот раз сильный ветер помешал нам это сделать. Планы на 2015 год однозначно включали в себя попытку восхождения на пик Ленина.

Но «стандартная» программа восхождения подразумевает предварительную акклиматизацию, которая обычно проводится путём восхождения на пик Петровского (он находится близ базового лагеря под пиком Ленина), а также перемещением из одного лагеря в другой. Для меня как для горного туриста такая программа представлялась достаточно скучной. За драгоценное время отпуска хотелось увидеть побольше всего: гор и долин, рек и ручьёв, снежников и ледников. Хотелось сделать полноценный спортивный поход, чтобы развиваться как горный турист. Чтобы удовлетворить и то и другое желание: сходить в горный поход и зайти на пик Ленина - у меня к новогодним праздникам созрел следующий план. 28-дневный отпуск делится на 2 части: первые 14 дней мы идём поход 4 категории сложности в районе Дугобы, выходим в Алайскую долину, затем переезжаем под пик Ленина, и оставшиеся 14 дней там акклиматизируемся и совершаем восхождение.

Сначала в поход набиралось 6 человек – это оптимальное количество. Но, как это обычно бывает, люди по разным причинам стали объявлять о своём отказе, и в итоге осталось только 2 человека: Олег Бородин и я. О полноценном походе 4 категории сложности теперь не было речи: для двоих это слишком опасно. Поэтому планы пришлось менять. Я придумал вместо похода по Дугобе акклиматизационный поход вдоль Заалайского хребта с сокращённым набором перевалов и дополнительными днями отдыха для лучшей акклиматизации. В конце похода мы должны были выйти непосредственно под пик Ленина, и дополнительные подъезды становились ненужными.

11 июля наше путешествие началось. Мы на автобусе из Пензы добрались до Москвы, оттуда на самолёте переместились в Ош. Один день ушёл на закупку и фасовку продуктов, и 13 июля мы на машине поехали в Алайскую долину. Небо было ясное, и Заалайский хребет предстал перед нами из Алайской долины во всей своей блистающей красе. К 13.30 мы были уже в кишлаке Ачик-Су, откуда был дан старт походу.

Путь наш пролегал между зелёных холмов, за которыми высились белые горы. Заалайский хребет относительно пологий, многие вершины куполообразные, острые пики практически не встречаются. Склоны завалены льдом.

Практически сразу после выгрузки из машины началось наше общение с местными жителями. Киргизы из Ачик-Су, как оказалось, плохо владеют русским языком, и беседа с ними проистекала весьма затруднительно.

 

Рисунок 1. Заалайский хребет из лугов близ Ачик-Су

Отойдя всего километра на 3 от Ачик-Су, встали на ночёвку. Первая ночёвка у нас на высоте 3200 метров. С такой высоты я ещё ни разу не стартовал, поэтому беспокоился за своё самочувствие ночью.

Но вечер и ночь прошли на удивление приятно и безболезненно. Ночь была прохладной, но мороза не было.

За следующий день планировалось пройти всего 5 километров по зелёнке без значительного набора высоты. Но, быстро пройдя положенное, мы решили идти дальше, зайдя в ущелье реки Сынар-Джар. Здесь уже начался набор высоты. Обеденная жара нас застала на зелёном лугу на правом берегу реки на высоте 3500 метров. Жарко, мы с тридцатикилограммовыми рюкзаками уже сделали полноценных 5 ходок. Больше идти сегодня никуда не хотелось. Пообедали, полежали в искусственно созданном теньке (естественного тенька здесь просто нигде не найти!). Но, дальше нам надо пересечь реку, а она достаточно мощная. Решили подняться повыше, чтобы завтра с утра перейти реку ближе к истоку по малой воде. В итоге набрали ещё 200 метров, палатку поставили на камнях. Последний переход дался нелегко.

Вторая ночёвка в горах на 3700 – такое у меня тоже впервые. Эта ночь для меня уже не была такой же безмятежной, как первая: всю ночь сердце стучало мощно, каждый его удар отчётливо ощущался; было жарко; спал плохо. Утром встал без аппетита и без сил. С трудом запихал в себя гречку, и мы двинулись дальше.

Речку перешли без проблем, затем пересекли зачехлённый ледник и вышли под наш первый перевал этого похода – Песчаный (1Б), высотой 4400 метров. По плану мы делим груз на 2 части, одну половину заносим на седловину перевала, а затем спускаемся обратно. Так и сделали. Подъём проходил по мелкой осыпи, а в верхней части – по снегу. Удалось спуститься вниз, к месту нашего лагеря до 13.00. Как раз в это время началась нестерпимая жара. Пришлось прятаться в узкую полоску тени от крупного камня, чтобы обеспечить своему организму комфортный тепловой режим. Ручьи, которые утром были чистыми и спокойными, превратились в грязные разлившиеся потоки. Сегодня мы перенесли лагерь ещё на 100 метров вверх, на 3800. Эту ночь мой организм перенёс лучше, отрицательных ощущений уже не было.

На следующее утро решили выйти пораньше, в 7.00, чтобы успеть проскочить перевал до обеденной жары. На перевале были уже в 9.00. Погода четвёртый день стоит безоблачная и жаркая. В 9 утра оптимальная температура. С перевала отлично просматривается весь гребень перевала Минджар, который нам идти дальше. Также отлично виден склон перевала 50-летия МАИ, по которому мы планировали спускаться. Как и написано в отчётах, спуск с перевала проходит по некрутой наклонной снежной полке, но над ней висят карнизы. У меня большее беспокойство вызвали скрытые трещины на пути спуска, а также лавины, пересекающие его. Посмотрев на всё это, мы решили перевал 50-летия МАИ не идти, а ограничиться радиальным выходом на перевал Минджар, а также прогулкой в Таджикистан на ледник Кузгун.

Рисунок 2. Перевалы Минджар и 50-летия МАИ с перевала Песчаный

Забрав заброску с перевала и сформировав опять 30-килограммовые рюкзаки, мы начали спуск с перевала. Сначала под ногами была мелкая пологая сыпуха, но вскоре мы дошли до перегиба, ниже которого лежал 45-градусный снежник. Развернувшись лицом к склону и вооружившись ледорубами, начали спуск. Выдалбливая носком ботинка ступени в снегу, постепенно сбросили 100 метров. При этом периодически нас пугали летящие сверху камни. Один из камней был крупный, но по счастью пролетел в метре от меня.

Когда снежник наконец-то кончился, начали спускаться по руслу ручья, спадающего вниз в узком каньоне. Из каньона мы вышли в 11.30. Перед нами распростёрся покрытый чёрными камнями ледник Минджар. По середине ледника тёк ревущий грязный поток, который мы перешли по сомнительному снежному мосту. Для страховки достали верёвку.

После, обходя покрытые чёрной каменной крошкой ледовые бугры, мы подошли к конгломератному склону крутизной до 45 градусов, по которой надо было подняться на 20 метров на гребень боковой морены. Это далось мне крайне нелегко. Двигался рывками по 3-5 метров, после чего глубоко и долго дышал. Когда вылез-таки наверх, чувствовал себя полностью обессиленным. «4000 метров, 30 кг за спиной, 4-ый день в горах – такое состояние нормально» - подумал я. Олег пролез этот конгломератный склон значительно легче.

Далее прошли уже без набора высоты на цветущую зелёную морену! Для нас это оказалось практически чудом: цветущая зелёная поляна на высоте 4000 метров среди хаоса камней и льда. На морене обильно рос лук и множество других растений, которые цвели и источали аромат. В 14.00 мы уже выполнили программу на сегодняшний день, и теперь приготовились обедать и отдыхать.

Опять жара. Ручей в кармане морены стал грязным потоком, и найти чистую воду совсем непросто.

Следующий день – это день отдыха. В первой половине дня мы поднялись на ближайший ледник, походили в кошках вверх-вниз, вспомнили самовыверт, попробовали делать ледовые проушины. Опять управились до обеда, после чего отдыхали и формировали набор продуктов для выхода на перевал Минджар.

Вечером из-за Заалайского хребта поползли облака. «Погода меняется», - подумал я. - «Хорошо. Не будет послеобеденной жары.» Как оказалось, погода действительно изменилась, и надолго, но этому мы в следующие дни совсем не радовались.

18 июля. 6-ой день похода. Утром вместо привычного уже ясного неба облака. Положили продукты на оставшуюся часть похода под нависающую скалу, и начали подъём на гребень перевала Минджар. На склоне под ногами мелкая сыпуха, в которой делаются глубокие ступени.

Вылезли на гребень и пошли по нему вверх. Под ногами та же мелкая продавливающаяся сыпуха. Местами выходы разрушающихся скал. Дошли до уже подготовленной кем-то площадки на высоте 4600 метров, там решили ставить палатку. Время всего 11.00, но нам по плану акклиматизации не следует переставлять лагерь сразу на километр вверх, поэтому решили подъём на перевал Минджар разделить на 2 дня.

Налегке поднялись до 4800 для акклиматизации, затем спустились, и уже в 12.30 закончили активные действия сегодняшнего дня.

Вокруг облака, с видами сегодня не очень, зато нежарко.

Воды здесь нет, поэтому топили снег из ближайшего съёжившегося снежника.

На следующий день мы должны были завершить подъём на седловину перевала Минджар. Подбросились вверх до скал по сыпухе. Дальше либо по разрушающимся от лёгкого давления скалам, либо по льду слева от скал. Выбрали второй вариант. На льду снег, но его слой небольшой, ступени делать не получается. Решили использовать верёвку. Олег пролез первым, я – с верхней страховкой вторым. Опять лезть было нелегко, пару раз на верёвку останавливался, чтобы отдышаться.

На перевал вылезли в 12.30. Седловина широкая, посмотреть спуск в сторону ледника Кузгун мешает густой туман. Палатку решили поставить рядом с началом гребня. Тут же находится тур. Соорудили солидную снежную стенку, и – опять отдыхать. И этот ходовой день закончился рано.

Под вечер облака ненадолго расступились, и мы смогли увидеть спуск к леднику Кузгун, а также долину Минджара сверху.

Рисунок 3. Ледник Минджар с перевала Минджар

Ночёвка на 5020 никаких отрицательных ощущений не принесла, чему я был рад.

На следующий день мы планировали спуститься на ледник Кузгун, чтобы посмотреть на огромные памирские ледники поближе. Но утром видимости не прибавилось, и мы решили спускаться вниз по гребню. Также на льду повесили верёвки, а дальше быстро по сыпухе вниз.

Взяли заброску и пошли справа от ледника Минджар. Вскоре нашлась тропа, потом появился на склонах скот и киргизские пастухи.

На следующий день мы вышли из ущелья Минджара на холмистые предгорья, спустились до реки Кичик-Бешик и пошли по зелёным лугам вверх по её течению. Дальше был несложный брод, потом опять всхолмлённые зелёные просторы, и мы вышли на берег истока реки Катта-Бешик, где поставили лагерь.

Сегодня опять весь день облачно, все горы сокрыты, не жарко, но и не холодно. Весь день сегодня наблюдали стада и их пастухов, а также многочисленные юрты, разбросанные белыми букашками на холмистых предгорьях Заалайского хребта.

На следующее утро облака поднялись, и мы смогли насладиться панорамой этой части Заалайского хребта, а также далёкого Алайского хребта Памиро-Алая. Ходовой день начался подъёмом по зелёнке к ложу ледника Кунгыр. Ледник уже остановился, так как потерял приток льда со склонов. А остановившись, покрылся землёй, на которой уже начала расти трава. Шириной он километра полтора, но, пересекая его, мы ни разу не увидели выходов льда.

За ледником Кунгыр была небольшая речка и ещё один зелёный подъём на локальный перевал, обильно поросший луком. Дальше вниз к начинающейся речке, пересекаем долину, и опять наверх на небольшой разделяющий осыпной гребешок.

Отсюда открылся широкий ледник Коман, весь в складах, покрытый чёрной мелкой сыпухой. Льда не видно, но пересечь этот ледник будет не так просто, как Кунгыр. Попробовали спуститься прямо вниз на ледник, но склоны в нижней части представляют собой почти отвесный конгломерат. Стали забирать вправо траверсом склона, пока не вышли в карман очередной морены.

Рисунок 4. Перед ледником Коман

По леднику течёт мощный поток. Чтобы его не переходить, решили сделать большую дугу, поднявшись вдоль потока на леднике вверх по течению. Около часа шли, пока наконец не достигли места, где поток вырывается из недр ледника. Здесь перешли его, но... ледник ещё не закончился. Пространство ледника было заполнено складками, холмами, буграми, гребешками, ложбинами, чашами и другими мелкими формами рельефа, которые, однако, по-крупному затруднили нам движение. Напрямую идти было нельзя, так как на крутых склонах складок был лёд. Мы, словно в лабиринте, петляли и выбирали для себя путь с пологими подъёмами и спусками, на которых лежал толстый слой каменной крошки.

Наконец, через час с лишним блужданий мы достигли правого края ледника и вышли на зелёнку. Далее ещё 20 минут движения по простым травянистым участкам до места, удобного для установки лагеря, и мы наконец-то закончили этот тяжёлый ходовой день. Усталость была приличная, несмотря на то, что длительного набора высоты не было.

Под вечер небо очистилось, и нам довелось наблюдать вершины Заалайского хребта: пик Цурюпы, пик Красина и пик Дзержинского – в лучах заходящего солнца.

Рисунок 5. Пик Цурюпы и пик Красина

Так как мы прилично измотались за этот день, и так как у нас были неиспользованные запасные дни (а также еда и газ для них), я решил на следующий день сделать днёвку, чтобы восстановиться перед прохождением пятитысячного перевала.

Утром всё ещё светило солнце, правда, через тонкий слой высоких облаков, но к обеду небо нахмурилось, и пошёл дождь. Мы совершили один 40-минутный переход, чтобы подброситься непосредственно под перевал.

Вечером погода была нелётная, и я сомневался, стоит ли завтра идти перевал. Утром также было пасмурно, но весь путь на перевал был открыт, и я решил: «Идём».

В 7.05 мы вышли из лагеря. Нам предстоит преодолеть перевал 60-летия Октября 2Б категории сложности высотой 5070 метров. Перевал находится в отроге Заалайского хребта, начинающегося от Раздельной, и выводит напрямки в первый лагерь под пиком Ленина. Путь на перевал 60-летия Октября, так же, как и на Минджар, ведёт по гребню, поэтому при его преодолении нет опасности лавин, камнепадов и ледовых обвалов.

Рисунок 6. Перевал 60-летия Октября

Первые 30 минут мы вылазили по осыпи на гребень. На гребне широкая площадка под палатку. Дальше – простой путь по мелкой осыпи вверх, осложнённый выходами разрушающихся, крайне ненадёжных скал. Очень много площадок под палатки, они встречаются практически через каждые 100 метров.

На высоте 4900 метров склон стал круче, на гребне встали скальные башни. Мы пошли слева по льду, стали вешать верёвки. Первым пошёл Олег. На льду так же, как и на перевале Минджар, тонкий (5-10 см) слой снега, ступени делать не получается. Выше крутизна увеличилась, дойдя до 60 градусов, после же начался собственно гребень отрога, который плавно продолжал повышаться.

На перевале были в 13.30. Долины с обеих сторон заполняли поднимающиеся облака, наверху где-то на 5500 висел непрерывный слой плотной облачности. О великолепных видах блистающих гор оставалось только мечтать.

На восток, в сторону спуска висели карнизы, и сверху сложно было оценить их размер. Олег спустился дюльфером вниз, потом уже снизу он увидел, в каком месте нависание карниза минимально. Там он пробил дырку, и я спустился в этом месте. Дальше был простой пологий ледник, сначала закрытый, а потом открытый. Вскоре мы спустились на ровный ледник, на котором было озеро. Потом, после перекуса, мы продолжили спуск, сначала по леднику, а затем по осыпи слева. Как только мы повернули влево, открылся первый лагерь. Через 20 минут мы достигли его палаток.

Закончился наш поход, начинается вторая фаза нашего мероприятия, направленная на восхождение на пик Ленина.


 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.