ОСОБЕННОСТИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ У ЛИЦ С ПСИХИЧЕСКИМИ НАРУШЕНИЯМИ
Учебно-методический комплекс курса
Для специальности 050715.65 – «Логопедия»
Согласовано:
Учебно-методическое управление
«____» _____________ 20___ г.
__________________________
Рекомендовано кафедрой:
Протокол № ____
«____» _____________ 20___ г.
Зав. кафедрой __________________
Пермь
пгГпу
Рецензент:
Канд. пед. наук, зав. кафедрой логопедии
Пермского государственного педагогического университета
О.Н. Тверская
Автор-составитель:
доктор. мед. наук, профессор И.Ф. Обросов
Учебно-методический комплекс «Особенности речевой патологии у лиц с психическими нарушениями» оставлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Курс «Особенности речевой патологии у лиц с психическими нарушениями» является дисциплиной по выбору.
Адресовано студентам, обучающимся по специальности «Логопедия».
Издание 2, исправленное.
Согласование с деканом обучающего факультета:
Декан _____________________ И.Ю. Ильина
Директор библиотеки________Подгорных Г.М.
СОДЕРЖАНИЕ
I. Рабочая программа дисциплины …………………………………………...
1. Цели и задачи изучения дисциплины……………………………….
2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины…………..
3.Объем дисциплины, формы текущего и промежуточного контроля...
3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы................................................................
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы........................................
4. Содержание курса.................................................................................................................
5. Темы практических и семинарских занятий..................................................................
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)....................................................
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины………………………………………………………………...
8.3. Методические указания студентам……………………………….
8.4. Методические рекомендации для преподавателя…………………
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточных и итоговых аттестаций…………………………………
I. Рабочая программа дисциплины
Цели и задачи изучения дисциплины
Цель курса - овладение студентами теоретическими и практическими основами и методиками диагностики и коррекции нарушений речевого развития в детском и подростковом возрасте при психических нарушениях.
Изучение дисциплины способствует решению ряда задач:
1. Формирование у студентов представления о нормальном и отклоняющемся речевом развитии в детском и подростковом возрасте.
2. Формирование у студентов представления о различных видах и формах речевой патологии в различные возрастные периоды. Патогенез речевой патологии.
3. Информирование студентов о возможностях и особенностях диагностики и дифференциальной диагностики нарушений психического развития у детей и подростков с речевой патологией.
4. Представление возможности использования полученных знаний в решении конкретных проблем, возникающих в практической деятельности.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
В результате изучения дисциплины специалист должен
иметь представление:
- о разделе психологической науки «Особенности речевой патологии при психических расстройствах»,
- о месте и роли языка и речи в психической деятельности человека в системе получаемых знаний,
- о межпредметных связях с другими учебными дисциплинами,
- об истории изучения вопроса нарушений речи в психологических и медицинских науках,
- о причинах приводящих к нарушению речи в норме и патологии,
- о механизмах появления и развития аномалий развития речи,
- о классификации нарушений речи. Психологический и клинический подход,
- о клинических проявлениях нарушении речи,
- о методах психологической коррекции речевого развития,
- о профилактике нарушений речи психогенного происхождения;
знать:
- классификацию нарушений речи,
- принципы диагностики речевой патологии,
- значение отдельных симптомов и синдромов с наличием патологии речи,
- особенности клинических проявлений речевых нарушений у детей и взрослых,
- прогноз имеющихся речевых нарушений для динамики психического развития,
- особенности педагогической работы с детьми и подростками с нарушениями речевого развития; °
уметь:
- интерпретировать данные различных методов диагностики нарушений речи,
- приобрести навыки коррекционно-педагогического контакта с детьми, имеющими нарушения речи,
- иметь опыт общения с родителями и родственниками детей с речевой патологии,
- прибрести навыки психологической коррекции поведения детей с речевой патологии.