Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ЗЕМЕЛЬ ОБОРОНЫ И БЕЗОПАСНОСТИ



Землями обороны и безопасности признаются земли, которые используются или предназначены для обеспечения деятельности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, организаций, предприятий, учреждений, осуществляющих функции по вооруженной защите целостности и неприкосновенности территории РФ, защите и охране Государственной границы РФ, информационной безопасности, другим видам безопасности в закрытых административнотерриториальных образованиях, и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным ЗК РФ, федеральными законами (ч. 1 ст.93 3КРФ).

Одной из особенностей правового режима земель обороны и безопасности является установление запретных зон. Запретные зоны могут устанавливаться в целях обеспечения безопасности хранения вооружения и военной техники, другого военного имущества, защиты населения и объектов производственного, социально-бытового и иного назначения, а также охраны окружающей среды при возникновении чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера на прилегающих к арсеналам, базам и складам Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов1.

На землях обороны могут быть установлены запретные зоны двух видов:

1) внешние запретные зоны, в пределах которых вводятся опреде
ленные ограничения каких-либо видов строительства, топографичес
ких, картографических работ, размещения объектов связи и т. п.;

2) внутренние запретные зоны (т. е. территории в границах рас
положения военного объекта), в пределах которых устанавливается
жесткий пропускной режим проезда, прохода и т. п.

См., например: Положение об установлении запретных зон и запретных районов при арсеналах, базах и складах Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, утв. постановлением Правительства РФ от 17 февраля 2000 г. № 135 // СЗ РФ. 2000. № 8. Ст. 967; 2003. № 33. Ст. 3269.

355


Исполнительные органы государственной власти в соответствии со своей компетенцией и в порядке, установленном Правительством РФ, могут передавать отдельные земельные участки из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, лесохозяйствен-ного и иного использования. Соответствующие правила были утверждены постановлением Правительства от 31 марта 2006 г. № 176'. Федеральные органы исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, формируют земельные участки, предполагаемые для передачи в пользование частных лиц, и направляют их перечни в Федеральное агентство по управлению государственным имуществом ежегодно, не позднее 1 мая, для рассмотрения возможности предоставления земельных участков гражданам и юридическим лицам. Федеральное агентство по управлению государственным имуществом опубликовывает сообщение о наличии земельных участков. Юридическое лицо или гражданин, заинтересованные в получении земельного участка, направляют в данное федеральное агентство или его территориальный орган по месту нахождения земельного участка заявление, в котором указывают цель использования земельного участка, его предполагаемые размеры, местоположение и испрашиваемое право. В 2-недельный срок со дня поступления заявления Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (его территориальный орган) принимает решение о предоставлении заявителю земельного участка либо об отказе в его предоставлении в случае, если заявленная цель использования земельного участка не соответствует земельному законодательству и разрешенному использованию земельного участка. Если в отношении одного земельного участка поступило 2 и более заявлений, решение принимается на основании п. 7 Правил передачи отдельных земельных участков из земель, предоставленных для нужд обороны и безопасности, в аренду или безвозмездное срочное пользование юридическим лицам и гражданам для сельскохозяйственного, ле-сохозяйственного и иного использования.

Согласно ч. 6 ст. 93 ЗК РФ в условиях чрезвычайного или военного положения возможно использование земельных участков для нужд обороны и безопасности путем их ревизии в порядке, установленном ст. 51 ЗК РФ.

Земли обороны и безопасности находятся в федеральной собственности, закреплено и в специальных нормативных актах. Так,

1 СЗРФ. 2006 № 15. Ст. 1613. 356


ФЗ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне»1 предусматривает, что земля, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов, находятся в федеральной собственности. Природные ресурсы (в том числе земельные), находящиеся в собственности субъектов РФ, муниципальных образований, частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством РФ.

При необходимости временного использования земель (территорий) для проведения учений и других мероприятий, связанных с нуждами обороны, земельные участки у их собственников, землепользователей, землевладельцев и арендаторов не изымаются. Использование этих земель осуществляется в том же порядке, что и использование для проведения изыскательских работ, а также для зон с особыми условиями использования. Это означает, например, что срок такого использования не может превышать одного года, и после работ земельный участок должен быть приведен в пригодное для использования состояние.

Впервые в земельном законодательстве РФ упоминаются земли закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО) в составе земель обороны и безопасности. В закрытом административно-территориальном образовании устанавливается особый режим использования земель по решению Правительства РФ.

Закрытым административно-территориальным образованием признается имеющее орган местного самоуправления территориальное образование, в пределах которого расположены промышленные предприятия по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработки радиоактивных и других материалов, военные и иные объекты (предприятия или объекты), для которого устанавливается особый режим безопасности функционирования и охраны государственной тайны, включающий специальные условия проживания граждан2.

См.: СЗ РФ. 1996. № 23. Ст. 2750; 2000. № I. Ст. 6; 2003. № 27. Ст.2700; 2003. № 46. Ст. 4437; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 35. Ст. 3607; 2005. № 15. Ст. 1276; 2006. № 29. Ст. 3123; 2006. № 50. Ст. 5279; 2007. № 26. Ст. 3076; 2007. № 27. Ст. 3213. Закон РФ от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании» // ВВС РФ. 1992. № 33. Ст. 1915; СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5503; 1998. № 31. Ст. 3822; 1999. № 14. Ст. 1665; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 3. Ст. 282; СЗ РФ. 2007. № 7. Ст. 834; 2007. № 27. Ст. 3217; 2007. № 43. Ст. 5084; 2007. № 49. Ст. 6079.

357


ЗАТО является административно-территориальной единицей, границы которой на период действия особого режима безопасного функционирования могут не совпадать с границами субъектов РФ.

В случаях установления вредного воздействия предприятий и (или) объектов, расположенных в закрытых административно-территориальных образованиях, на территории, прилегающие к границам ЗАТО, этим территориям в соответствии с Положением, утверждаемым Правительством РФ, присваивается статус зоны воздействия. Перечень зон воздействий, их границы, режим землепользования, экологические мероприятия определяются в соответствии с Положением, утвержденным Правительством РФ.

Земли, занимаемые предприятиями и объектами, по роду деятельности которых созданы ЗАТО, находятся в федеральной собственности и в соответствии с нормами Закона РФ «О закрытом административно-территориальном образовании» передаются в постоянное (бессрочное) пользование этим предприятиям. Нормы ЗК РФ несколько расширяют формы использования, так как закрепляют, что для размещения объектов по разработке, изготовлению, хранению и утилизации оружия массового поражения, переработке радиоактивных и других материалов, военных и иных объектов в ЗАТО земельные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование и аренду.

В интересах надлежащего содержания Государственной границы пограничным органам в порядке, установленном законодательством РФ, отводится земельная полоса, проходящая непосредственно вдоль Государственной границы на суше и при необходимости — по берегу российской части вод пограничной реки, озера или иного водного объекта.

Пограничная зона устанавливается в пределах территории поселений и межселенных территорий, прилегающих к Государственной границе РФ на суше, по морскому побережью РФ, российским берегам пограничных рек, озер и иных водоемов, и в пределах территорий островов на указанных водоемах. В пограничную зону могут не включаться территории населенных пунктов, поселений, санаториев, домов отдыха, других оздоровительных учреждений, учреждений (объектов) культуры, а также места массового отдыха, активного водопользования, отправления религиозных обрядов и иные места традиционного массового пребывания граждан. На въездах в пограничную зону устанавливаются предупреждающие

358


знаки (ст. 16 Закона РФ от 1 апреля 1993 г. № 4730-1 «О Государственной границе Российской Федерации»1).

Исходя из характера отношений РФ с сопредельными государствами на отдельных участках Государственной границы РФ пограничная зона может не устанавливаться.

Пределы пограничной зоны определяются и изменяются, предупреждающие знаки устанавливаются решениями уполномоченных федеральных органов исполнительной власти по представлениям старших должностных лиц пограничных органов на территориях субъектов РФ.

Особенности хозяйственной, промысловой и иной деятельности, связанной с пользованием землями, лесами, недрами, водами, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пограничной зоне регулируются федеральными законами, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Хозяйственная, промысловая и иная деятельность, проведение массовых общественно-политических, культурных и других мероприятий в пределах пятикилометровой полосы местности или до рубежа инженерно-технических сооружений в случаях, если он расположен за пределами пятикилометровой полосы местности, осуществляются на основании разрешения, а в остальной части пограничной зоны — с уведомлением пограничных органов (ст. 18 Закона РФ «О Государственной границе Российской Федерации»).

Литература

Анисимов А. П. Понятие земель специального назначения и их правового режима // Право и политика. 2006. № 3.

Ерофеев Б. В. Земельное право: Учебник. 9-е изд., перераб. М.: Юрайт-Издат, 2006.

Иконицкая И. А. Земельное право Российской Федерации: Учебник. М., 2001.

Краснов Н. И. Правовой режим земель специального назначения. М., 1961.

Суров А. Ф., ШестерюкА. С. Правовые проблемы регулирования охраны и использования земель обороны и безопасности // Экологическое право. 2006. № 5.

1 См.: ВВС РФ. 1993. № 17. Ст. 593; СЗ РФ. 1999. № 23. Ст. 2808; 2000. № 32. Ст. 3341; 2000. № 46. Ст. 4537; 2002. № 1. Ст. 2; 2002. № 52. Ст. 5134; 2003. № 27. Ст. 2700; 2004. № 27. Ст. 2711; 2004. № 35. Ст. 3607; 2006. № 27. Ст. 2877; 2007. № 1. Ст. 29; 2007. № 27. Ст. 3213; 2007. № 50. Ст. 6245.


Глава 15

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.