Развитие представлений о пространстве И времени в естествознании
Пространство и время в античной натурфилософии
Понятия пространства и времени играют важнейшую роль в человеческом мышлении. Эти понятия настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития культуры, в древних мифологических, религиозных и философских системах они рассматривались как генетическое начало мира. Отношение к пространству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структуре материи. Полярность мнений по этому вопросу, о чем шла речь в предыдущем разделе, в значительной степени была обусловлена отношением к реальности пустого пространства, пустоты. Так, атомисты (Левкипп, Демокрит) придерживались мнения о пустоте, как о необходимом условии движения атомов: пустота - это «сцена», на которой «атомы разыгрывают пьесу Бытия». Если бы пустота (пустое пространство) отсутствовала, то атомы оказались бы вплотную прижатыми друг к другу и не могли двигаться.
Противоположное мнение о существовании пустого пространства высказывали древнегреческие континуалисты (Анаксагор, Аристотель). Не отрицая категории пространства как вместилища материи, они, тем не менее, не допускали возможность существования пустого пространства, в котором отсутствует материя. Такое «атрибутивное» представление о пространстве (в отличие от рассмотренного выше «субстанционального» подхода древних атомистов) имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон так доказывал невозможность существования пустого пространства: «…если все существующее существует в пространстве и само пространство существует, то где существует последнее?»1
Не меньшее внимание уделяли древнегреческие философы категории времени. В частности, Аристотель утверждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение. Распознать время, метризовать его (т.е. принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию времени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о делимости времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного времени: «Время непрерывно через «теперь» и разделяется посредством «теперь». Между любыми моментами «теперь» пролегает длительность, подобно тому, как между точками - линия».
Абсолютное пространство и абсолютное время
в классическом естествознании
Развивая атомистическую доктрину материи, Ньютон ввел в созданную им механику и непрерывные составляющие этой доктрины - абсолютное, не зависящее от материи, пустое пространство и абсолютное, не зависящее от пространства и от материи, время. Абсолютное пространство, считал Ньютон, по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным, являясь пустым вместилищем материальных объектов. Важно отметить, что согласно такому представлению, абсолютное пространство выступает фактически не как протяженность, а как абсолютное условие существования и движения материальных объектов.
Абсолютное, истинное, математическое время у Ньютона - это время, которое само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. При таком подходе абсолютное время предстает как объект весьма парадоксальный. Во-первых, рассмотрение течения времени связано с представлением времени как процесса во времени, что логически неудовлетворительно. Во-вторых, трудно принять утверждение о равномерном течении времени, ибо это предполагает, что существует нечто, контролирующее скорость потока времени. Более того, если время рассматривается «без всякого отношения к чему-либо внешнему», то какой смысл может иметь предположение, что оно течет равномерно?
Следует, однако, отметить, что абсолютное время Ньютон назвал не только истинным, но и математическим. В этом пункте заключено важное отличие его (Ньютона) представления от воззрений предшественников. До Ньютона бралось истинное время - иногда это было просто длительность, иногда бесконечное время, а иногда и сама вечность. Это время потом получало метризацию (масштаб) либо с помощью периодических природных движений, и тогда оно принималось сопричастным природе, либо с помощью души, воспоминаний, ожиданий и т.д., и тогда оно превращалось в психологическую конструкцию, что давало относительное время. У Ньютона же появляется математическое время, длительность которого задается линией евклидовой геометрии, а ритм - натуральным рядом чисел. Математическое время, таким образом, есть непрерывная, монотонно возрастающая функция в интервале (-¥, ¥).