Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

В классическом естествознании



Развитие представлений о пространстве И времени в естествознании

Пространство и время в античной натурфилософии

Понятия пространства и времени играют важнейшую роль в человеческом мышлении. Эти понятия настолько фундаментальны, что на определенной ступени развития культуры, в древних мифологических, религиозных и философских системах они рассматривались как генетическое начало мира. Отношение к пространству и времени в Древней Греции было тесно связано с представлениями о структуре материи. Полярность мнений по этому вопросу, о чем шла речь в предыдущем разделе, в значительной степени была обусловлена отношением к реальности пустого пространства, пустоты. Так, атомисты (Левкипп, Демокрит) придерживались мнения о пустоте, как о необходимом условии движения атомов: пустота - это «сцена», на которой «атомы разыгрывают пьесу Бытия». Если бы пустота (пустое пространство) отсутствовала, то атомы оказались бы вплотную прижатыми друг к другу и не могли двигаться.

Противоположное мнение о существовании пустого пространства высказывали древнегреческие континуалисты (Анаксагор, Аристотель). Не отрицая категории пространства как вместилища материи, они, тем не менее, не допускали возможность существования пустого пространства, в котором отсутствует материя. Такое «атрибутивное» представление о пространстве (в отличие от рассмотренного выше «субстанционального» подхода древних атомистов) имело множество сторонников в истории естествознания. Например, древнегреческий философ Зенон так доказывал невозможность существования пустого пространства: «…если все существующее существует в пространстве и само пространство существует, то где существует последнее?»1

Не меньшее внимание уделяли древнегреческие философы категории времени. В частности, Аристотель утверждал, что время немыслимо, не существует вне движения, но оно не есть и само движение. Распознать время, метризовать его (т.е. принять какую-то шкалу времени) можно, лишь наблюдая какое-либо движение. Континуальный подход к понятию времени проявлялся у Аристотеля в его рассуждениях о делимости времени. В отличие от атомистов, считавших, что время, как и пространство, имеет дискретный характер, Аристотель придерживался концепции непрерывного времени: «Время непрерывно через «теперь» и разделяется посредством «теперь». Между любыми моментами «теперь» пролегает длительность, подобно тому, как между точками - линия».

Абсолютное пространство и абсолютное время

в классическом естествознании

 

Развивая атомистическую доктрину материи, Ньютон ввел в созданную им механику и непрерывные составляющие этой доктрины - абсолютное, не зависящее от материи, пустое пространство и абсолютное, не зависящее от пространства и от материи, время. Абсолютное пространство, считал Ньютон, по самой своей сущности, безотносительно к чему бы то ни было внешнему, остается всегда одинаковым и неподвижным, являясь пустым вместилищем материальных объектов. Важно отметить, что согласно такому представлению, абсолютное пространство выступает фактически не как протяженность, а как абсолютное условие существования и движения материальных объектов.

Абсолютное, истинное, математическое время у Ньютона - это время, которое само по себе и по своей сущности, без всякого отношения к чему-либо внешнему, протекает равномерно и иначе называется длительностью. При таком подходе абсолютное время предстает как объект весьма парадоксальный. Во-первых, рассмотрение течения времени связано с представлением времени как процесса во времени, что логически неудовлетворительно. Во-вторых, трудно принять утверждение о равномерном течении времени, ибо это предполагает, что существует нечто, контролирующее скорость потока времени. Более того, если время рассматривается «без всякого отношения к чему-либо внешнему», то какой смысл может иметь предположение, что оно течет равномерно?

Следует, однако, отметить, что абсолютное время Ньютон назвал не только истинным, но и математическим. В этом пункте заключено важное отличие его (Ньютона) представления от воззрений предшественников. До Ньютона бралось истинное время - иногда это было просто длительность, иногда бесконечное время, а иногда и сама вечность. Это время потом получало метризацию (масштаб) либо с помощью периодических природных движений, и тогда оно принималось сопричастным природе, либо с помощью души, воспоминаний, ожиданий и т.д., и тогда оно превращалось в психологическую конструкцию, что давало относительное время. У Ньютона же появляется математическое время, длительность которого задается линией евклидовой геометрии, а ритм - натуральным рядом чисел. Математическое время, таким образом, есть непрерывная, монотонно возрастающая функция в интервале (-¥, ¥).

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.