Основными характеристиками ВНД при умственном труде являются психофизиологические качества и психические процессы.
Психофизиологическими качествами считаются свойства нервной системы и функциональные возможности анализаторов. Исследования проводятся с помощью следующих методик:
1. Простая сенсомоторная реакция (ПСМР) характеризует силу нервных процессов. Для оценки ПСМР применяются рефлексометры. Нормальная величина составляет 140-180 мс.
2. Сложная сенсомоторная реакция на световые раздражители (CCMP) - характеризует подвижность основных нервных процессов. CCMP с дифференцировкой. Время в норме составляет 270-330 мс.
3. Реакция на движущийся объект (РДО) характеризует уравновешенность процессов возбуждения и торможения в коре головного мозга.
4. Реакцию можно считать достаточно точной, если относительная часто- та точных ответов составляет 16% и более. Критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ) позволяет оценивать подвижность нервных процессов в зрительном анализаторе.
5. Критическая частота слияния звуковых колебаний используется для определения функционального состояния слухового анализатора.
6. Тепинг-тест позволяет оценивать функциональные возможности двигательного анализатора, а также силу процесса возбуждения и подвижность основных нервных процессов. Производительность 260-230 точек за 40 сек. оценивается «отличнo», 229-200 – «хорошо», 199-170 – «удовлетворительно».
7. Тремометрия характеризует способность к тонкой координации движений и подвижность нервных процессов в двигательном анализзторе. Она осуществляется путем регистрации непроизвольных дрожаний (тремора) кисти. Средняя величина количества касаний за 1 сек. при динамической пробе колеблется от 1,9 до 2,3, a при статической пробе - от 0,5 до 1,0.
K профессионально важным психическим процессам при умственной деятельности относят восприятие, память, внимание, мышление и эмоции.
При исследовании психических процессов используют следующие методики:
1. Восприятие может быть оценено с помощью методики «Рефлекс на время».
2. Кратковременная память исследуется в зрительном и слуховом вариантах. B зрительном - c помощью специальной таблицы c 12 двузначными числами, которую показывают испытуемым в течение 30 сек. B слуховом - зачитываются 10-12 слов. Результат «отлично» - при воспроизведении более 8 чисел (слов), «хороший» - 6-8 чисел (слов), удовлетворительный - 4-5 чисел (слов).
3. Исследования долговременной памяти производятся путем многократного повторения 10 одних и тех же слов (чисел), не связанных по смысловому значению. Результаты считаются хорошими, если скорость запоминания составляет 2 повторения, а объем долговременной памяти – 5.
4. Для исследования оперативной памяти применяется методика предъявления 10 числовых рядов. Испытуемый должен запомнить прочитанный числовой ряд и записать суммы от сложения первого числа со вторым, второго с третьим, и т.д. На решение дается 15 сек.
5. Внимание характеризуется объемом, распределением, концентрацией, устойчивостью и переключением. Для исследования устойчивости внимания используется корректурная проба с кольцами Ландольта, корректурные таблицы Анфимова В.Я. и Платонова с цифрами или буквами.
6. Для оценки мышления могут быть использованы методики «Сложение в уме» и «Сложение чисел с переключением». B течение 1 мин необходимо быстро и правильно в уме прибавлять к полученным суммам одно и то же число 18.
Среднее число сложений составляет 15-18 в 1 мин. при 1-2 ошибках.
7. Эмоции по их значимости для жизнедеятельности делятся на стенические и астенические.
Эмоции, способствующие внутреннему подъему, мобилизующие волю, повышающие активность и придающие человеку бодрость, энергию, уверенность считаются стеническими.
Эмоции, ослабляющие активность, снижающие работоспособность и угнетающие настроение человека, называются астеническими.
Для характеристики эмоционального состояния используются следующие методики: кожно-гальвачическая реакция, измерение частоты сердечных сокращений и артериального давления, опросники Айзенка, Спилбергера-Ханина, Тейлора и др.
Оценка физической работоспособности.
Оцениваются способности выполнять работу, связанную c физическими усилиями и преимущественным напряжением вегетативных функций. Она ха- рактеризуется аэробными и анаэробными возможностями организма.
- определяется максимальное потребление кислорода прямыми и непрямыми методами
- определяется индекс степ-теста
- исследуются анаэробные возможности организма и др.
Оценка профессиональной работоспособности.
Количественная оценка изменений работоспособности характеризуется одной интегральной величиной, объединяющей отдельные показатели c учетом их значимости (веса). Она может быть рассчитана c помощью следующей формулы:
Если начальная величина (Ao) интегрального показателя работоспособности составляла 1, то за время t она снизилась на
(Ao - A) x 100%
Если эта величина (Ao) ухудшается более чем на 19%, то соответствующее ей состояние профессиональной деятельности нельзя считать нормальным. Такая степень ухудшения функционального состояния организма свидетельствует о развивающемся переутомлении (или другой патологии).
Практическая работа.
Задание 1. Решить ситуационную задачу по оценке степени тяжести и напряженности труда по эргометрическим и физиологическим показателям.
Задание 2. Дать рекомендации по улучшению и рационализации труда.
Задание 3. Оформить результаты в виде отчета.
Лабораторная работа.
Задание 1. Исследовать функциональное состояние организма человека (на своем примере).
Задание 2. Провести исследование субъективного состояния организма по тестовой карте САН.
Задание 3. Оценить умственную работоспособность с помощью общепринятых методик (включая оценку оперативной, кратковременной памяти, эмоционального состояния).
Задание 4. Оценить физическую работоспособность c помощью индекса степ-теста.
Задание 5. Дать заключение о состоянии работоспособности и оформить в протоколе проведенных исследований.
ЗАДАЧА № 1
Сборщица элекгрокерамических изделий имеет стационарное рабочее место, рабочая поза - сидя, свободная. Работает в две смены. Максимальная масса перемещаемого груза 3 кг. Число движений за час 300. Длительность сосредоточенного наблюдения 27%. Энерготраты за смену в среднем равнялась 11,2 кдж/мин. Чистота пульса в среднем за смену - 84 уд/мин. Мышечная выносливость в начале смены - 17,6 c., а в конце - 19,1 c. Время отыскивание чисел в начале смены - 79,4 c., в конце - 87,5 c.
Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по организации рационального режима труда и отдыха.
ЗАДАЧА № 2
Врач-лаборант имеет стационарное рабочее место~'рабочая поза - сидя, вынужденные наклоны (угол наклона до 30°) в течение 25% рабочего времени. Работа в 1 смену. Максимальная масса перемещаемого груза 3 кг. Число движений за час 270. Число элементов в операции 7, продолжительность выполнения операции - 52 c. Длительность сосредоточенного наблюдения - 35%. Энерготраты составляют в среднем 22 кдж/мин. Частота пульса -98 уд. в мин. Удлинение времени реакции на звуковой раздражитель в начале смены - 25%.
Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по правильной организации труда.
ЗАДАЧА № 3
Грузчик железнодорожного вокзала работает в 3 смены (одна - ночная). Рабочее место нестационарное. Максимальная масса перемещаемого груза 35- 50 кг. Величина ручного грузооборота за смену при подъеме грузов c пола 6 т. Перемещение в пространстве за смену в среднем 8 км. Энерготраты составляют 35 кдж/мин. Частота пульса -125 уд/мин., увеличение сердечных сокращений - 38 уд/мин. Мышечная выносливость в начале смены - 18 c., в конце 35c.
Определить степень тяжести и напряженности труда. Какие используются критерии гигиенической оценки выполняемой работы? Дать рекомендации по правильной организации труда и отдыха.
ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Румянцев Г.И. и др. «Общая гигиена», M. 1985г., с.253-271.
2. Габович Р.Д. и др. «Гигиена», Киев, 1984г., с.189-207.
3. Гурова А.И., Горлова O.E. «Практикум по общей гигиене», M.1991г., с.153-158.
4. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене труда (под редакцией В.Ф. Кириллова, M.1993г.) с.36-53.
5. Покровский B.A. «Гигиена», M, 1979г., с.274-303.
6. Лекционный материал по данной теме.
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Пивоваров Ю.П. c сооавт. «Руководство к лабораторным занятиям по гигиене». M., 1983, 256 c.