Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Задания для самоподготовки и УИРС.



Кафедра общей гигиены и экологии

 

 

Утверждено на заседании кафедры протокол № 41 от 17 мая 2002г.

 

 

Тема: «Гигиена и физиология труда. Принципы и методы оценки функционального состояния организма при различных видах труда. Исследование утомляемости, оценка тяжести и напряженности труда.

 

 

Учебно-методическое пособие для студентов

Авторы: Бортновский В.Н.

Терещенко И.М.

Мамчиц Л.П.

 

Гомель, 2002г.

Раздел: Гигиена и физиология труда. Принципы и методы оценки функционального состояния организма при различных видах труда. Исследование
утомляемости. Оценка тяжести и напряжённости труда.

 

Актуальность темы:

Оценка условий труда работающих, помимо изучения состояния производственной среды (параметров микроклимата, запыленности, загазованности, уровней шума, вибрации, освещенности и т.д.) должна, как правило, включать также проведение физиологических исследований. Целью их являются определение функциональных сдвигов в органах и системах организма работающих в процессе труда для оценки уровня работоспособности в динамике рабочего дня, степени утомления и разработка на основании полученных данных рациональных режимов труда и внутрисменного отдыха с оценкой их эффективности после внедрения.

Цель:

Освоить методы оценки работоспособности по показателям
функционального состояния организма, уметь выявить динамику работоспособности и дать рекомендации по снижению утомления.

 

Практические навыки:

Уметь проводить исследования функционального состояния организма человека в процессе трудовой деятельности. Умение оценивать работоспособность и давать рекомендации по снижению утомления.

 

Задачи:

1. Овладеть практическими навыками по проведению функционального
состояния организма человека в процессе трудовой деятельности.

2. Научиться давать оценку степени тяжести и напряженности труда
по эргометрическим и физиологическим показателям и давать рекомендации по рационализации труда.

3. Научиться оценивать работоспособность и давать рекомендации по
снижению утомления.

 

Требования к исходному уровню знаний студентов.

Для более полного усвоения темы студентам необходимо повторить из:

1) нормальной физиологии - темы: «Методы исследования физиологических
функций и работоспособности человека», «Основные функции физиологических систем и их роль в обеспечении жизнедеятельности целостного организма и его взаимоотношений c внешней средой, «Физиологические сдвиги в организме в различных условиях трудовой деятельности;

2) патологической физиологии – «Физиологические сдвиги в функциональном состоянии различных органов и систем, связанные с физическими перегрузками».

 

Контрольные вопросы из смежных дисциплин.

1. Какие методы исследования применяются для оценки функционального состояния организма человека?

2. Дайте физиологическую оценку изменениям работоспособности человека?

3. Какие физиологические нарушения могут возникать у человека при
физической нагрузке?

Основные учебные вопросы.

 

1. Классификация видов труда. Условия труда.

2. Факторы нерациональной организации труда как производственные вредности.

3. Функциональные изменения в организме при работе.

4. Классификация функциональных состояний организма.

5. Физиологическая характеристика динамики работоспособности, ее фазы. Утомление и переутомление.

6. Оценка тяжести и напряженности труда.

7. Меры профилактики утомления и переутомления, значение активного отдыха.

8. Перенапряжение отдельных органов и систем, профилактика связанных с ними заболеваний.

 

Учебно-материальное обеспечение.

 

Секундомеры, стетоскопы, танометры, медицинские весы, ростомер, сантиметровая лента, хронорефлексометр, тремометр, корректурные таблицы, тесты.

Наглядные таблицы №№ 7, 51, 66, 71, 73.

 

Задания для самоподготовки и УИРС.

Решение ситуационных задач.

Исследование функционального состояния организма человека, исследование и оценка работоспособности и дача рекомендаций по снижению утомления.

Выполнение рефератов на темы:

«Методики исследования и оценки профессиональной работоспособности».

«Диагностика утомления и переутомления».

 

Ответы на вопросы. Дополнительная информация по теме.

 

B зависимости от основных характеристик и физиологических требований, предъявляемых к организму принято различать следующие виды трудовой деятельности:

1. Труд физический, требующий значительной мышечной активности, больших энерготрат и преимущественного напряжения вегетативных функций организма. Физическая работа может быть динамической и статической.

2. Механизированный труд, связанный с обслуживанием различных станков и машин.

3. Автоматизированный труд.

4. Конвейерный, или групповой труд, связанный с перемещением изделий по
ходу его обработки от одного рабочего к другому.

5. Интеллектуальный труд, связанный с приемом и переработкой информации и требующий преимущественного напряжения высшей нервной (психической) деятельности.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.