14 (26) декабря 1825 года в столице Российской империи Санкт-Петербурге произошло событие, навсегда вошедшее в русскую историю под названием «восстание декабристов». С той поры минуло 190 лет, но до сих пор не утихают споры об оценке того давнего вооруженного выступления блестящих дворянских офицеров.
За прошедшие почти два столетия отношение к декабристам не раз в корне менялось – от восторженного почитания как благородных героев бросивших вызов самодержавной тирании до отпетых злодеев вознамерившихся убить царя и ввергнуть Российское государство и русский народ в пучину погибели.
История знает немало восстаний и переворотов. Какие-то из них завершились успешно, а какие-то поражением и расправой над повстанцами. Восстание декабристов относится как раз ко второй категории. Иного исхода в то время, по-видимому, и быть не могло. Самодержавный строй в то время находился на вершине своего могущества. Дворянское сословие еще не было отмечено печатью упадка и разочарования и его господство казалось незыблемым. А после победы над Наполеоном «ни одна пушка в Европе без согласия Петербурга выстрелить не смела».
И все же лучшие представители господствующего сословия понимали, что достигнутое могущество неизбежно обернется упадком, если страна не встанет на путь коренных преобразований, когда государство Российское будет общим делом всего народа, а не одного сословия или класса.
Русская армия в Париже
По какому-то недоразумению принято считать, что дворянские офицеры стали заговорщиками-декабристами, после того как насмотрелись на зарубежную жизнь во время Заграничного похода русской армии 1813—1814 годов. Видите ли русские офицеры, познакомившись поближе с жизнью немцев, французов, австрийцев и т.д. узнали, что те живут лучше и сытнее русского народа и проникнувшись к нему состраданием и напитавшись в «европах» якобинством решили свергнуть самодержавную власть.
На деле в европейских, особенно в германских, государствах не было никаких свобод. В последних процесс отмены крепостного права, принесенный на штыках наполеоновских солдат, затянулся на долгие десятилетия. А в Пруссии так вообще (в том числе и в профессорской среде) господствовало убеждение, что «крепостная зависимость есть сама по себе начальное состояние крестьян».
Крестьянская «свобода» в Пруссии
Конечно, был пример революционной Франции, но это был кровавый пример поверженного врага и не один любящий Россию человек (а декабристы, несомненно, любили свою страну и русский народ) не желал бы ей нещадного якобинского пути.
Конечно, русскому образованному обществу были известны социально-философские взгляды Вольтера, Руссо, Монтескье, в сочинениях которых предлагались более передовые формы устройства государства и организации жизни общества и все это, несомненно, влияло на умы будущих декабристов, но все же главное воздействие на их мировоззрение оказало знакомство с русской историей.
В феврале 1818 года в книжных магазинах Петербурга, Москвы и других российских городов появились первые восемь томов «Истории государства Российского» Н.М.Карамзина. Огромный для того времени тираж в три тысячи экземпляров разошелся быстрее, чем за месяц и потребовалось второе переиздание, которое было осуществлено буквально через год. В 1821 году вышел девятый том, а в 1824 году последние два.
«История государства Российского» произвела буквально ошеломляющее действие на тогдашнее русское общество. Образованная публика буквально взахлёб читала «Историю», открывая для себя ранее неведомую старую Русь с ее вечевым укладом и князьями-витязями.
Когда Николай Карамзин приступал к работе над «Историей государства Российского», то его начинание всецело было поддержано императором Александром I, который в октябре 1803 года присвоил ученому официальное звание российского историографа. Целью труда Карамзина было открытие национальной истории для русского образованного общества, которое прошлое древних Эллады и Рима и средневековой Франции представляло гораздо лучше, чем собственное. Помимо этого, «История государства Российского» призвана была укрепить монархические чувства у русских дворян. Вот что писал Карамзин, описывая первые века Руси:
«Великие народы, подобно великим мужам, имеют свое младенчество и не должны его стыдиться: отечество наше, слабое, разделенное на малые области до 862 года, по летосчислению Нестора, обязано величием своим счастливому введению Монархической власти».