Главная цель виноградников. «Вино» как непереброженный виноградный сок одобряется в Священном Писании в качестве полезного напитка. Роберт Тичоут сказал: «В Священном Писании ясно подчеркивается, что главная причина Божьей цели в замысле создания виноградных лоз в нашем мире не для того, чтобы есть плоды, но чтобы человек имел восхитительный напиток» /Роберт Тичоут, «Вино». Библейское повеление: всеобщее воздержание», 1983 г. стр. 27/.
Тичоут подчеркнул две линии библейских доказательств для этого заключения. «Прежде всего, - сказал он,- скорее всего это виноградный сок, нежели сам виноград, который всегда упоминается в местах Писания, имеющих отношение к Божьим благословениям для Его народа» /Там же/. Различные места подтверждают этот аргумент. К примеру, в Амоса 9:14 сказано: «И возвращу из плена народ Мой, Израиля, и застроят опустевшие города и поселятся в них, насадят виноградники и будут пить вино /яин/, из них, разведут сады и станут есть плоды из них». Здесь изложена цель насаждения виноградников: «пить вино /85 стр. ориг./ из них». Мы уже раньше отметили, что «вино» /яин/ здесь вероятно означает виноградный сок как естественный продукт виноградника, поскольку он помещен параллельно с «плодами» как естественными продуктами садов.
Вторая линия доказательства, выдвинутая Тичоутом, подчеркивает, что главная цель выращивания виноградников – производить полезный напиток, виноградный сок, является статистическим в природе. Тичоут говорит: "«Во всем Ветхом Завете нет более тринадцати ссылок на виноградные гроздья, чтобы кушать их в различном – сыром или сушеном виде. В противоположность этому, в том же Ветхом Завете встречается 238 ссылок на виноградный напиток». Все это говорит о том, что Бог определил виноградную лозу не просто для употребления ее сухих или созревших зерен винограда, но главным образом для приготовления виноградного сока – полезного и удовлетворяющего напитка в дополнение к воде.
«Вино», чтобы веселить сердце.
Цель Божья в предоставлении нам «вина» - даровать нам полезный, восхитительный напиток, чтобы радовать наши сердца и не отнять веселого настроения. Эта мысль выражена в Псалме 103:14-15: «Ты произращаешь траву для скота, и зелень на пользу человека, чтобы произвесть из земли пищу и вино /яин/, которое веселит сердце человека, и елей, от которого блистает лице его, и хлеб, который укрепляет сердце человека».
В этой благодарственной песне псалмист перечисляет щедрые дары для нужд Его созданий. Он ссылается на траву, растущую для блага скота, и на растения, насажденные для нас, чтобы предусмотреть нам пищу. Из того же источника и «вино», виноградный сок, который веселит сердце человека. Здесь «вино» /яин/, то есть виноградный сок, которому приписывается способность веселить сердце. «Ты исполнил сердце мое веселием с того времени, как у них хлеб и «вино» /тирош/ умножились» /Пс. 4:8; сравни Суд. 9:13/.
Слово /тирош/, переведенное словом «вино», этот термин, как мы видели, явно употреблен во многих местах, чтобы указать на виноградный сок. Что псалмист желает сказать в этом месте? В то время, как нечестивые видят свою главную радость при изобилии хлеба и виноградного сока, верующий переживает свою главную радость, когда он является получателем света от Божьего присутствия. Истина, выраженная в этом тексте, отличная от записанной в псалме 103:14-15, однако он показывает, что хлеб и виноградный сок обычно рассматривались как источники радости. Это дает нам основание верить, что «вино» /яин/, упомянутое в Пс. 103:105 тождественно непереброженному «вину» /тирош – виноградному соку/ в Пс. 468, поскольку в обоих местах ссылки сделаны на продукт, веселящий человеческие сердца. /86 стр. ориг./
Питание и сладость.
В Пс. 103:14-15 кажется явлен контраст между растениями в общем, которые предусмотреивают нам необходимую пищу, и виноградные лозы в особенности, которые восполняют нас вином, как напитком, веселящим наши сердца. Это не означает, что псалмист ссылался на удовольствия под влиянием опьяняющего вина. Эффект последнего иногда в Священном Писании выражается безглагольной формулой: развеселится сердце …от вина»
/2 ЦЦар. 13:28; Есф. 1:10/. В противоположность этому благотворная радость под Божьим обеспечением виноградного сока выражается словесной формулой: «Вино, которое веселит сердце человека».
Важно помнить, как мы увидим в разделе IV, что многие древние люди любили сладкие напитки. Хотя сегодня многие полагают, что молоко и виноградный сок в качестве напитков принадлежат детям, а кофе и вино – напитки для взрослых, - в библейские времена молоко и виноградный сок были желательными, благотворными напитками для молодых и старых. На моей родине, в Италии, большинство взрослых употребляют на завтрак скорее кофе, нежели молоко. Предложить стакан молока итальянцу, - привычному потребителю кофе и вина, означает посчитать его / или ее/ за младенца. В древнем мире такая позиция не имела никакого значения, где, как мы увидим в IV и VII разделах, люди любили сладкие напитки. Плиний повествует нам, что иногда люди добавляли некоторое количество меда к виноградному соку, чтобы сделать его еще более сладким. /Плиний «Естественная история» 14, 11, 85/.
Контрастные идеи в Пс. 103:14-15, - это питание и сладость. Бог предусмотрел для нас содержательную, насыщающую пищу и сладкий восхитительный напиток, виноградный сок. Проблема заключается в том, что благотворный Божий дар – виноградный сок – был извращен посредством брожения. А сегодня на лицо результат – миллионы людей, включая многих христиан, не ищут естественного наслаждения в принятии благотворных, удовлетворяющих фруктовых соков, подобных виноградному соку, но скорее поверхностного возбуждения, принимая алкогольное вино и ликер. Влияние последнего – временное снятие напряжения, притупление чувств и, таким образом, уменьшение способности сознательно насладиться Божьим обеспечением – естественными прдуктами.