При произнесении звука “Зь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются больше, передняя часть спинки языка поднимается выше к твердому небу и вперед.
· вдоль языка по его средней линии образуется желобок,
· артикуляция в два этапа:
· 1. передняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
· 2. смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
· сильная и короткая струя воздуха, проходя через эту щель, вызывает короткий свистящий шум,
· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционный уклад звука “Ш”
· губы вытянуты вперед и округлены,
· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
· средняя часть спинки языка прогибается,
· задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
· сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционный уклад звука “Ж”
· губы вытянуты вперед и округлены,
· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов,
· средняя часть спинки языка прогибается,
· задняя часть спинки языка поднята по направлению к мягкому небу,
· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
· сильная струя воздуха проходит через две щели: между задней частью языка и мягким небом, и между кончиком языка и твердым небом,
· голосовые складки сомкнуты – производят голос.
Артикуляционный уклад звука “Ч”
· губы вытянуты вперед и округлены,
· зубы сближены до расстояния 1-2 мм,
· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
· кончик языка касается резцов,
· средняя часть спинки языка выгнута по направлению к твердому небу,
· весь язык несколько продвинут вперед,
· артикуляция в два этапа:
1. средняя часть спинки языка поднимается к альвеолам верхних зубов и образует смычку;
Смычка между спинкой языка и альвеолами верхних зубов разрывается и образуется щель,
· струя воздуха сильная и короткая,
· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционный уклад звука “Щ”
Губы вытянуты вперед и округлены,
· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
· кончик языка поднят до уровня верхних зубов,
· передняя часть спинки языка несколько прогибается,
· средняя часть спинки языка приподнимается к твердому небу,
· задняя часть спинки языка опущена и продвинута вперед,
· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
· сильная струя воздуха проходит через две щели: между средней частью языка и твердым небом, и между кончиком языка и альвеолами верхних зубов,
· голосовые складки разомкнуты – голос не производят.
Артикуляционный уклад звука “Л”
положение губ нейтральное,
· зубы сближены до расстояния 2-4 мм,
· кончик языка поднят и прижат к основанию верхних резцов,
· спинка языка опущена,
· задняя часть языка поднята по направлению к мягкому небу,
· боковые края языка опущены,
· слабая струя воздуха проходит по бокам языка,
· голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Ль” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимается немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед и опущена.
Артикуляционный уклад звука “Р”
· положение губ нейтральное,
· зубы сближены до расстояния 4-5 мм,
· кончик языка поднят к альвеолам верхних зубов – он напряжен и вибрирует,
· спинка языка опущена,
· задняя часть языка отодвинута назад и слегка приподнята по направлению к мягкому небу,
· боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам,
· сильная струя воздуха проходит посередине,
· голосовые складки сомкнуты – производят голос.
При произнесении звука “Рь” положение органов артикуляции сходное, но губы растягиваются в стороны больше, спинка языка поднимаются немного выше к твердому небу и вперед, а задняя часть языка продвинута вперед.
Первый этап большого пути: АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
Причины речевых нарушений могут быть самыми разнообразыми. Задачей логопеда чаще всего является работа не с причиной наушения, а с ее последствиями. В силу тех или иных особенностей строения речевого аппарата (губ, языка, твердого и мягого неба, челюстей и зубов, щек), его мышечного тонуса, подвижности органов арикуляции, степени и особеностей снабжения этих органов нервными импуьсами коры голoвного мозга, cам речевой аппарат, его составляющие в отдельности и даже чаcти этих составляющих могут оказаться не готовыми к произнесению того или иного звука или звуков.
Поэтому основной задачей первого этапа работы над звуком (этапа ПОДГОТOВИТЕЛЬ-НЫХ или так называемых АРТИКУЛЯЦИОННЫХ УПРАЖНЕНИЙ) является подготовка органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти, щек) к произношению данного звука. Артикуляционные упражнения необходимо выполненять ежедневно!!!
СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:
8 раз на счет до 10 удерживаем позу.
«ЛОПАТОЧКА» Рот открыт, широкий расслабленный язык лежит на нижней губе.
«ИГОЛОЧКА» Рот открыт, узкий напряженный язык выдвинут вперед.
«ЧАШЕЧКА» Рот широко открыт, передний и боковой края широкого языка подняты, но не касаются зубов.
«ТРУБОЧКА» Рот открыт, боковые края языка загнуты вверх и почти соединя-ются друг с другом.