СТАТИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу.
«ГОРКА»
Рот открыт, кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгибается вверх.
ДИНАМИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:
8 блоков по 10 движений.
«ЧИСТЫЕ ЗУБКИ»
Губы в улыбке, рот открыт, видны оба ряда зубов. Кончик языка совершает горизонтальные движения за нижними зубами, касаясь их – «чистит»
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ: 8 раз на счет до 10 удерживаем позу.
«УЛЫБКА»
Удерживание губ в улыбке. Зубы не видны.
«ЗАБОРЧИК»
Рот открыт. Верхние и нижние резцы обнажены, губы растянуты в улыбке.
СПОСОБЫ ПОСТАНОВКИ
1. Попросить произнести несколько раз иа, причем выдох усиливается в момент произнесения и, и сразу без перерыва произносится а. Увеличивая темп, можно добиться произнесения звука [Й]. 2. При длительном произнесении з` или зя-зя нажимаем шпателем или зондом на переднюю часть языка и отодвигаем его несколько раз до получения нужного звучания.
Дифференциация поставленных звуков.
Этап дифференциации звука не начинается непосредственно после окончания этапа автоматизации. Он как бы вплетается в этап автоматизации где-то на уровне слова. Этот этап очень необходим, т. к. ребенок на слух и в произношении или только в произношении (что является наиболее легкой формой) смешивает звуки одной фонетической группы (С-З, Ш-Ж, Л-Р) между собой или звуки разных фонетических групп, но близких по артикуляции (С-Ш, З-Ж, С-Ц и т. д.). Этот этап также имеет свои подэтапы: дифференциация на уровне слога, на уровне слова, на уровне предложения, стихотворного текста, скороговорки. Благодаря тщательной проработке звука на каждом из этапов достигается включение звука в речь и его дальнейшее полноценное употребление.
Звуки в речи ребенка нарушаются по типу ПРОПУСКОВ (когда звук просто опускается: “коова” вместо “коРова”, “мыка” вместо “мыШка”), ИСКАЖЕНИЯ (когда звук произносится как несвойственный фонетической системе родного языка по своему аккустическому эффекту: как вариант межзубного “С”: “THобака” вместо “Собака” ), ЗАМЕН (“коСка” вместо “коШка” и наборот), ОГЛУШЕНИЯ или ОЗВОНЧЕНИЯ (“Фарежка” вместо “Варежка”, “Гошка” вместо “Кошка”).
Так как уже в процессе работе над звуком мы часто сталкиваемся с тем, что ребенок начинает вставлять новый звук, где надо и где не надо (“Шобака”, “Шина”, “каШтрюля”), то после постановки звука и введения его в речь ребенка возникает необходимость отдифференцировать новый звук от того звука, на который он заменялся.
Для примера, приведу варианты речевого материла для дифференциации звуков /С/ и /Ш/.
ПОВТОРИ СЛОГИ
а)
СА - ША
ША - СА
СЫ - ШИ
ШИ - СЫ
СЭ - ШЕ
ШЕ - СЭ
СО - ШО
ШО - СО
СУ - ШУ
ШУ - СУ
б)
ША
ША
ША
ШИ
ШИ
ШИ
СА
ШЕ
СЫ
ШЕ
СЭ
ШЕ
ШО
ШО
ШО
ШУ
ШУ
ШУ
в)
СА
СА
СА
СИ
СИ
СИ
ША
СЕ
ШИ
СЕ
ШЕ
СЕ
СО
СО
СО
СУ
СУ
СУ
ПОВТОРИ СЛОВА (Назови картинки)
Душистый
Осторожно
Смешок
Стрижи
Жасмин
Пассажир
Снежинка
Стужа
Железо
Пастушок
Снежная баба
Суша
Жест
Подснежник
Снежок
Сушки
Жуткая стужа
Послушный
Солнышко
Усмешка и т.д.
ПОВТОРИ/Прочитай ФРАЗЫ (Придумай предложения к картинкам)
Саша шла со старушкой по шоссе. У леса на опушке жила зима в избушке. Весной расцвел жасмин душистый. Пассажир ездит на пассажирском транспорте. Я зажал в руке железный гвоздик. Пастушок выгнал стадо на лужок. и т.д.