Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Способы повышения эффективности интеллектуального труда.



 

Интеллектуальная работа разделяется на рутинную и творческую. Для эффективного (т. е. быстрого и без ошибок) выполнения рутинной работы требуется бодрость, отсутствие отвлекающих внешних и внутренних факторов, стимул, хотя бы небольшой творческий интерес. Для сохранения бодрости требуются регулярные и не слишком короткие перерывы в работе. Стимул бывает в возможности проявить себя если не достижениями ума, то хотя бы точностью, своевременностью, аккуратностью и т. п. Творческий интерес может состоять в обеспечении каких-то мелких усовершенствований технологии, в выработке каких-то теоретических обобщений, в написании инструкции по выполнению работы.

Творческая работа требует состояния расположенности к ней, высшая форма которого - вдохновение.

Рекомендуется наблюдать за своим воображением и выяснять, какие факторы способствуют его работе. У Артура Шопенгауэра ("Афоризмы...", гл. 5): "Вообще состояние здоровья, сон, питание, температура, погода, обстановка и много других внешних условий оказывают могучее влияние на наше настроение, а это последнее - на наши мысли. Потому-то от времени, даже от места зависят в такой мере наши взгляды на разные обстоятельства и наша способность к труду."

Для творчества существенны следующие навыки:

1) способность ловить случайно мелькающие ценные мысли, быстро находить им словесное выражение и выбрасывать из головы на бумагу;

2) способность не задерживаться на уже выраженных мыслях, не позволять им препятствовать рождению новых идей, не вязнуть в частностях и не заниматься самолюбованием.

 

Планирование творческой работы возможно лишь в самых общих чертах: ценные мысли появляются по преимуществу не тогда, когда для них выделено время.

Надо стремиться к поддержанию оптимального соотношения между бессловесным интуитивным думанием и производством речи (синтезом достаточно полных и эффектных формулировок). Первое не должно подавляться вторым, но и не должно остаться без второго.

Если постоянно опасаться нарушения грамматических и прочих правил, вы скорее всего вообще не сможете творить. Если задумываться о приемах творчества в моменты, когда надо эти приемы реализовывать, будет то же самое.

Не рекомендуется чрезмерно принуждать себя к подчинению общепринятому. Если, к примеру, не нравится некоторое название или обозначение, то и не следует его использовать: возможно, за этим стоит что-нибудь еще не осознанное, но важное.

Свои идеи - даже очень необычные - очень полезно представлять кому-то для критики. Критиком не обязательно должен быть человек творческий и выдающегося ума: заурядные личности нередко являются знатоками некой узкой области, или не обделены здравым смыслом, или своими простыми замечаниями по поводу демонстрируемого творческого продукта невольно подсказывают что-то автору. Заурядные личности склонны воспринимать творческих людей как опасных чудаков или мегаломанов, поэтому не рекомендуется обрушивать на какого-нибудь одного человека всю массу своих проектов и результатов: надо распределять ее между многими.

Творческий метод может состоять в провоцировании других на критику и предложения путем демонстрации им своих набросков. При таком подходе творческий компонент состоит в распознавании ценного в потоке замечаний и последующем дооформлении.

Называть авторитетных предшественников и конкурентов путаниками и извращенцами и сердиться на них - это тоже творческий метод: таким образом разрушается подсознательный запрет на критику. Если же просто считать, что такие-то авторы, возможно, в кое-чем ошибаются, то раскрепощающий эффект будет незначительный.

Можно от природы иметь хорошую память, быстрый ум и большую психическую выносливость и за счет этого достигать великих результатов - вопреки простоте своих интеллектуальных технологий - и даже не задумываться об этих технологиях.

Можно, наоборот, обладать плохой памятью, флегматичным умом и быстрой утомляемостью, но зато обращать внимание на то, каким образом функционирует интеллект, вырабатывать эффективные приемы работы и регулярными малыми усилиями из простых посильных кусочков собирать сложные интеллектуальные конструкции, представляющие значительную ценность. Этот второй подход доступен многим.

Не следует ожидать от себя ровной производительности: продуктивные периоды будут чередоваться с периодами слабости, лени, сомнений в своих способностях. Б. Грасиан (Карманный оракул", аф. 139): "В одни дни ничего не удается, в другие удается все и с меньшими усилиями, словно делается само собою: ум ясен, настроение ровное, звезда твоя сияет. Тогда лови ее, не упускай ни частицы." Периоды спада надо терпеливо пережидать, заполняя их простой приятной работой и предвкушая новый подъем активности. Согласно Ч. Ломброзо ("Гениальность и помешательство"), наличие подъемов и спадов - неизбежная особенность творчески одаренных личностей.

* * *

Разведывательный анализ - это работа со значительным творческим компонентом. Поскольку бывает жаль тратить вдохновение на создание документов, большинство из которых будет прочитано всего несколькими людьми, к тому же вряд ли отличающимися радикальностью замыслов, а потому, скорее всего, не окажет заметного влияния на события, то лучше разрабатывать всякий свой документ по возможности так, чтобы какая-то часть его имела шанс войти в книгу (о политике, о разведке, о принятии решений и т. п.), которую вы пишете между делом и которой надеетесь приобрести известность, увеличить свой доход, щелкнуть по носу начальство и оправдаться перед историей.

Эффективное творчество обычно начинается с неудовлетворенности существующим положением дел и с попрания авторитетов. Эпизодическое недовольство результатами собственного труда тоже очень уместно. Большое недовольство время от времени компенсируется большой радостью, когда удается сделать что-то значительное.

Чего не следует делать перед тем, как начать творить в некоторой области, так это знакомиться со всеми достижениями в ней.

Самое вредное для творчества - это подсознательно усвоить чужую парадигму мышления, уже исчерпавшую свои возможности.

Если будете много читать, станете в лучшем случае экспертом, но не создателем нового. Обилие знаний сковывает воображение. Когда Альберт Эйнштейн ознакомился с тестами, по которым Томас Эдисон подбирал себе сотрудников, он заметил, что не может ответить на большинство вопросов (правда, знает, в каких справочниках можно найти соответствующие сведения).

Плохая память располагает к творчеству, потому что скорее забываются чужие и собственные заблуждения, и потому что при невозможности вспомнить некоторую концепцию приходится создавать ее заново. Мишель Монтень ("Опыты", кн. I, гл. IX): "...я мог бы усыпить и обессилить мой ум и мою проницательность, идя проторенными путями, как это делает целый мир, не упражняя и не совершенствуя своих собственных сил, если бы, облагодетельствованный хорошей памятью, имел всегда перед собой чужие мнения и измышления чужого ума."

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.