Десять тем из лекций по истории исторической науки
Челябинск – 2012
От автора
Тема I. Введение в историографию
Что и как изучает современная историография
Представления об объекте и предметном пространстве историографии Понятие «историографический источник»
3. Историография и проблемы нарратологии (зарубежный опыт второй половины XX века изучения эволюции культуры историописания)
Что такое «историографический быт»: из опыта разработки понятия
Научные школы историков как проблема и предмет историографии.
Предметное поле историографии и понятие « историографический факт»
Тема II. Историческая наука России первой половины XIX века: становление профессионализма
Условия развития историографии: внутренняя социокультурная ситуация, система внешних научных и интеллектуальных влияний.
Становление системы университетского образования и профессионализация исторического знания.
3. Инфраструктура исторической науки: формирование исторических архивов, становление археографии и др. исторических дисциплин, исторические кружки и общества, зарождение исторической периодики
Тема III. Консервативное направление в русской историографии первой половины XIX в.
Н.М. Карамзин и феномен «карамзинского консерватизма»
Исторические взгляды и научные труды М.П. Погодина, Н.Г. Устрялова
Тема IV. Образ русской истории в историософских размышлениях П.Я. Чаадаева и представителей славянофильской интеллектуальной культуры
П.Я. Чаадаев в поисках философии русской истории
Историософия славянофилов в контексте исторической мысли первой половины XIX в.
Тема V. Становление либеральной историографии: «критическое направление» первой трети XIX в.
Особенности становления либерального направления в контексте эпохи
Историки первой трети XIX века: краткие сведения из научных биографий
Научные взгляды, принципы, концептуальная версия русской истории Г. Эверса
М.Т. Каченовский: основные труды, научные идеи, представления о задачах современного ему исторического знания
М.Т. Каченовский в восприятии современников и в оценках историографии. Скептическая школа
Теоретико-методологические взгляды Н.А Полевого
Тема VI. Государственная школа в русской историографии
Историографическая ситуация: из истории изучения проблемы и особенности восприятия государственной школы в контексте современных схоларных исследований
Исторические условия и факторы возникновения государственной школы
Этапы истории государственной школы в контексте научной и общественно-политической жизни XIX в. Основные труды ее представителей
Концепция «государственников»: государство и его роль в русской истории
Государственная школа в системе научных коммуникаций XIX в.: внутришкольные отношения
Приложения
Приложение 1. Гари M. Гамбург. Изобретение (создание) «государственной школы» историков, 1840-1995 // Историография Российской Империи: профессия и историописание в многонациональном государстве. Под ред. Томаса Сандерса. Нью-Йорк, 1999[1]. (Русский перевод – О.В. Богомазовой[2])
Приложение 2. Авторская ремарка на статью Г. Гамбурга о государственной школе
Тема VII. Николай Иванович Костомаров и Афанасий Прокофьевич Щапов: «народофильское» направление в историографии (40-70-е гг. XIX в.)
Исторические взгляды двух историков: общность их «народофильских» воззрений и методологических приоритетов