ГЛАВА 1. ОСНОВАНИЯ И ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКОГО ЛИЦА
Правовое регулирование процедуры ликвидации юридических лиц
Ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке правопреемства к другим юридическим лицам, а само юридическое лицо ликвидируется. Ликвидация юридического лица может носить добровольный характер и осуществляться по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на это учредительными документами. Добровольная ликвидация организации может быть также вызвана истечением срока ее функционирования или результатом достижения цели, ради которой она была создана.
Основными нормативными правовыми актами, регламентирующими порядок добровольной ликвидации предприятий разных организационно-правовых форм, являются:
- Гражданский кодекс Российской Федерации (ГК РФ);
- Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ);
- Закон РФ «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 года № 1032-1;
- Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ;
- Федеральный закон «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 года № 229-ФЗ;
- Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ;
- Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 8 августа 2001 года № 129-ФЗ;
- Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99) от 6 июля 1999 года № 43н.
Ликвидация предприятия, организации может осуществляться также в принудительной форме, то есть по решению суда, что возможно в следующих случаях:
1) если при создании юридического лица были допущены грубые нарушения закона, носящие неустранимый характер;
2) если систематически проводится деятельность, противоречащая уставным целям организации;
3) если состояние бухгалтерской отчетности является неудовлетворительным, а также если юридическое лицо постоянно уклоняется от ответственности перед налоговыми, таможенными органами, а также в иных случаях, предусмотренных Гражданским кодексом РФ;
4) если юридическое лицо вело деятельность без надлежащего разрешения (лицензии) или эта деятельность была запрещена законом, либо нарушалась Конституция (Основной закон) Российской Федерации, неоднократно или грубо нарушались законодательство и иные нормативные правовые документы.
Например, хозяйственные общества могут быть ликвидированы при несоблюдении следующих норм федерального законодательства.
1. Если число участников закрытого акционерного общества превышает 50 человек, общество подлежит преобразованию в открытое акционерное общество в течение года. При несоблюдении данного временного периода хозяйственное общество подлежит ликвидации в судебном порядке (п. 3 ст. 7 Федерального закона «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 года № 208-ФЗ).
2. В случае неполной оплаты уставного капитала общества в течение года с момента его государственной регистрации (п. 3 ст. 20 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ).
Юридическое лицо (кроме казенного предприятия, учреждения, религиозной организации) ликвидируется также из-за признания его несостоятельным (банкротом). Несостоятельность (банкротство) представляет признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Юридическое лицо считается неспособным удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Дело о банкротстве рассматривается арбитражным судом. Производство по делу о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом при условии, что требования к должнику, которым является юридическое лицо в совокупности составляют не менее 100 000 руб., а также имеются признаки банкротства, установленные ст. 3 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ.
Необходимо отметить, что ГК РФ не оставался в неподвижном (неизменном, «статичном») состоянии, об этом свидетельствуют множественные изменения, внесенные и вносимые с момента начала действия той или иной части ГК РФ. Данные изменения носили скорее «технический характер» (некоторые изменения, уточнения, дополнения и др.) и не носили, «глобального характера».
Так, в Проекте предлагается законодательно закрепить полный перечень видов юридических лиц и с точки зрения организационной структуры подразделить их на корпоративные организации (корпорации) и иные юридические лица (унитарные организации). Причем корпорации образуются на началах членства. К корпорациям предлагается отнести: хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы, общественные организации граждан, ассоциации и союзы. К унитарным организациям предлагается отнести: государственные и муниципальные унитарные предприятия, фонды, учреждения, а также религиозные организации.
Обоснованным видится исключение из и. 3 ст. 53 ГК РФ оговорки о возможности ограничения или исключения имущественной ответственности руководителя перед юридическим лицом, закрепляемой договором. Более того в ст. 531 Проекта дополнительно отдельно закреплены положения об ответственности лица, уполномоченного выступать от имени юридического лица, членов коллегиальных органов юридического лица и лиц, определяющих действия юридического лица. При этом споры о возмещении убытков коммерческих организаций следует относить к компетенции арбитражных судов, соответственно споры о возмещении убытков некоммерческих организаций оставить в компетенции федеральных судов. Введение данной статьи (531 ГК РФ) должно надлежащим образом обеспечить защиту интересов как самой организации, так и ее участников.
В Концепции развития гражданского законодательства РФ указывается на отсутствие оснований для сохранения таких разновидностей хозяйственных обществ, как акционерные общества работников (народные предприятия) и общества с дополнительной ответственностью, поскольку последние не получили должного практического распространения. В связи с этим соответствующие изменения нашли свое отражение и в Проекте: в частности, ст. 95 ГК РФ предложено целиком исключить из ГК РФ.
Особое внимание в Концепции развития гражданского законодательства РФ уделяется процедуре регистрации и достоверности сведений, представляемых на регистрацию в регистрируемый орган. В связи с этим обоснованно предлагается внести в ст. 51 ГК РФ изменения в части органа, в чью компетенцию будет входить в дальнейшем регистрация юридических лиц (в качестве такого указан уполномоченный государственный орган юстиции). Отдельное закрепление в проекте нашел вопрос проверки достоверности сведений, представляемых на регистрацию в регистрирующий орган. Практика гражданских отношений свидетельствует о наличии соответствующих злоупотреблений и нарушений. Дабы избежать подобных нарушений ст. 51 ГК РФ предлагается дополнить нормой об обязательной проверке органами юстиции законности оснований государственной регистрации и достоверности данных, включаемых в реестр, а также соответствия законодательству содержания устава.
Из содержания положений Концепции развития гражданского законодательства и Проекта, устанавливающих процедуры регистрации юридического лица и внесения сведения относительно юридического лица в реестр, следует, что негативные последствия, связанные с неверным указанием в подаваемых на регистрацию документах сведений о местонахождении органов юридического лица, ложатся на само юридическое лицо, а все отправления, доставленные по адресу, содержащемуся в реестре, должны считаться полученными юридическим лицом. Следует отметить, в настоящее время недобросовестные лица часто указывают в своих учредительных документах неверные адреса и используют невозможность их уведомления в собственных (не всегда законных) интересах [6].
В рамках ст. 51 ГК РФ Проект предусматривает закрепление обязанности юридического лица возместить убытки, причиненные другим участникам гражданского оборота вследствие непредставления или представления недостоверных данных о нем в единый государственный реестр юридических лиц. Мы полагаем, что законодательное установление подобной обязанности юридического лица по возмещению понесенных убытков обоснованным, поскольку закрепление только лишь мер административной ответственности за данные правонарушения может быть не достаточно для возмещения понесенных (фактических) убытков в полном объеме.
Отдельного внимания требует предлагаемый в Проекте институт «поворота реорганизации» («обратной реорганизации»), В данном случае подразумевается принудительная реорганизация по решению суда. В частности данные положение предлагается закрепить в статьях 60, 60 ГК РФ. В частности в ст. 601 ГК РФ предлагается закрепить обязанность юридического лица, образованного в результате реорганизации и участников реорганизованного юридического лица, голосовавших за принятие решения о реорганизации, признанного судом недействительным, солидарно возместить убытки участнику реорганизованного юридического лица, голосовавшего против такого решения или не принимавшего участие в голосовании, а также кредиторам реорганизованного юридического лица. В статье 602 Проект предусматривает возможность признания судом реорганизации несостоявшейся по требованию участника юридического лица, голосовавшего против решения о реорганизации этого юридического лица или не принимавшего участия в голосовании, если решение о реорганизации не принималось участниками реорганизованного юридического лица, а также в случае представления для государственной регистрации реорганизации документов, содержащих заведомо недостоверные данные о реорганизации. Включение данного дополнительного института направлено на защиту прав участников реорганизованного юридического лица и недопущение злоупотреблений при реорганизации и регистрации реорганизации юридического лица. Видится, что данный институт должен использоваться (данная конструкция применяться) при невозможности использовать иные способы защиты интересов участников реорганизуемой организации.
Определенные изменения предлагается также внести и в процедуру ликвидации юридического лица. Отдельное закрепление получило положение о ликвидации юридического лица в качестве последствия недействительности его государственной регистрации (ст. 61 Проекта). Сходная позиция отмечается и в имеющейся судебной практике. Определенного внимания заслуживает и нововведение, что неисполнение решения суда о ликвидации юридического лица является основанием для осуществления ликвидации юридического лица арбитражным управляющим (и. 5 ст. 62 Проекта) за счет имущества юридического лица. При недостаточности у юридического лица средств на расходы по его ликвидации эти расходы возлагаются на учредителей (участников) юридического лица солидарно (и. 2. ст. 62 Проекта). В свою очередь, пунктом 2 ст. 62 Проекта установлено, что учредители (участники) юридического лица солидарно обязаны за счет имущества юридического лица, а при его недостаточности - за свой счет ликвидировать юридическое лицо независимо от оснований, по которым принято решение о его ликвидации, в том числе в случае фактического прекращения деятельности юридического лица [5].
Выше были рассмотрены лишь некоторые предложение по изменению ГК РФ (в части регистрации, реорганизации и ликвидации организации). Ознакомившись с Проектом о внесении изменений в ГК РФ следует отметить, что предложения являются обоснованными, сделаны с учетом складывающейся судебной практики и положительного опыта модернизации гражданского законодательства ряда европейских стран. Однако, как это зачастую бывает окончательную позицию (положительное или отрицательное мнение) относительно предлагаемых изменений позволит сформулировать лишь практика его применения.