Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

САМООРГАНИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА



Деятельность - единственный путь к знанию.

Б. Шоу

Организованного человека отличает определенная система привычек, стиль работы, техника личного труда, уважение ко времени. Организованный делает в три раза больше, проживая как бы три жизни. Неорганизованный человек идет на поводу у времени и дел. Организованный умеет управлять и временем, и делами. Его стиль работы, результаты труда показывают, что организация в руках человека - эффективная сила.

Предлагаемая глава учебного пособия служит средством, которое может побудить к достижению секретов самоорганиза­ции, к выработке специальных организационных навыков, уме­ний и привычек.

С первых же дней студенческой жизни молодые люди стал­киваются с системой обучения, отличной от обучения в средней школе, теряются перед необходимостью освоить весь объем учеб­ной информации в регламентированные учебным планом сро­ки. В этих условиях отсутствие системы знаний, навыков, уме­ний умственной работы является одной из причин неуспевае­мости и отчисления студентов с младших курсов. Пока не орга­низовано специальное обучение: их не учат, как учиться. Все возникающие трудности преодолеваются стихийно, путем «проб и ошибок», т.е. самым неэффективным способом. Эффективно, результативно учиться — значит учиться самоорганизовываться.

3.1. Учиться самоорганизовываться

Умственный труд - многогранное, многомерное образова­ние. Интеллект - это качество и процесс постоянного станов­ления, самосовершенствования.


Человека всегда интересует, на каком уровне развития на­ходится его интеллект, умственная работоспособность. Позна­ние сложно, и первый шаг, который надлежит лично Вам сде­лать в этом направлении, заключается в том, чтобы лучше по­знатьсамого себя. Сразу и начните сэтого. Постарайтесь отве­тить на вопросы: что больше всего Вас привлекает в жизни? В какой сфере проявляются Ваши главные способности: физичес­кие, физиологические, психические, интеллектуальные, художествен­но-эстетические. Или Вы, быть может, склонны к точным на­укам, или у Вас хорошие комбинационные способности? Какие качества, свойства Вашей личности помогают Вам успешно учиться, строить хорошие отношения с людьми, решать проблемы?

Лучше всего составить список Ваших задатков, склоннос­тей, способностей, достоинств, талантов, всех сильных сторон Вашей личности. Составив такую схему, ответьте на вопросы: какие качества Вашей личности, Вашего интеллекта следовало бы совершенствовать, а какие стоило бы развивать более на­стойчиво, интенсивно? От каких ошибок и недостатков необхо­димо освободиться? Попытайтесь проанализировать: почему Вам сопутствовал успех в учебе и отчего вы терпите неудачи? А сейчас выясните для себя некоторые понятия, связанные с самоорганизацией.

Самоорганизация основана на развитии способности чело­века к самомотивации учебной деятельности, к ее саморегуля­ции и самооценке.

Способность личности самостоятельно регулировать и на­правлять свою умственную работу, поведение, побуждения, же­лания в нужном направлении - залог успеха в деле самосовер­шенствования.

Постоянное соотнесение содержания и структуры своей умственной деятельности с содержанием и структурой обуче­ния в учебном, заведении (закрепленными учебными планами, программами и расписанием занятий) и должно стать для сту­дента таким самоконтролем.

Операции самоконтроля необходимы на всех этапах само­организации: 1) осознание потребности; 2) постановка цели; 3) планирование; 4) реализация программы; 5) коррекция ре­зультатов.

Степень самоконтроля различна, так как индивидуальные способности к самопознанию, самооценке, существенно разли-


чаются. Именно в способности к самоконтролю обнаруживает­ся уровень культуры личности и степень самоорганизации. При высокой степени самоорганизации самоконтроль выполняет не только сдерживающую функцию - ограничить себя в чем-то, подавить отрицательное чувство, избавиться от недоброго же­лания, а главным образом - функцию положительной направ­ленности: прочитать, запомнить, понять, изучить, исполнить, сделать, преодолеть, достичь. Высокая самоорганизация выра­жает способность в необходимых случаях делать самовнуше­ние, самоободрение, самотонизирование, самоприказ. Например, у каждого студента перед экзаменом может появиться чувство страха, которое сопровождается беспокойством, переживания­ми, угнетенным состоянием. Самоорганизация, выступая в форме самоконтроля, видоизменяет проявление инстинкта страха, по­давляет его, позволяет смело, уверенно и правильно отвечать на экзамене.

Собственное бессилие также опасно, а иногда больше, как и чужая сила. Каждый силен тем, что способен и может побороть собственные слабости в результате самоконтроля и требова­тельности к себе. А.С. Макаренко своеобразно об этом гово­рил: «Но с какой стати должны быть недостатки? А я говорю: никаких недостатков не должно быть. А если у вас 20 досто­инств и 10 недостатков... Долой пять. Когда 5 останется -долой 2... Вообще, от человека нужно требовать, требовать, тре­бовать. И каждый человек от себя должен требовать... И что вы думаете? Получается схема? Нет! Получается прекрасный человек, полный своеобразия, с яркой личной жизнью. Это са­мая трудная вещь - требование к себе!» '

Таким образом, самоконтроль, требование к себе представ­ляют собой определенное ограничение личного в пользу общего дела — успешной умственной деятельности при условии само­оценки, самообладания и самоотверженности.

Самооценка - оценка личностью себя, своих возможностей, качеств, свойств и места среди других людей. Самооценка яв­ляется важным регулятором поведения и учебной деятельнос­ти. От нее зависят взаимоотношения студента с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам в учебе. Самооценка определяется соотнесением собственных мыслей и поступков с общепринятыми принципа-


ми, нормами в данном обществе и конкретной студенческой группе, носит субъективный характер и не может служить дос­таточным основанием для самоорганизации. Она обязательно должна перепроверяться путем сопоставления своего поведе­ния, учебной деятельности и ее результатов с объективными условиями и оценками других людей, особенно студентов.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний, т.е. сте­пенью трудности целей, которые ставятся перед собой. Расхож­дение между притязаниями и реальными способностями и воз­можностями ведет к неправильной самооценке, вследствие чего учебная деятельность и поведение становятся неадекватными. Это излишнее самомнение, эгоцентризм1, неумение считаться с мнением других; проявляется извечная человеческая слабость -снисходительное, нетребовательное отношение к себе, стремле­ние оправдать свои ошибки, недостатки, лень, личную неорга­низованность. Это особенно характерно для слабоуспевающих студентов с индивидуалистическими наклонностями. Л.Н. Тол­стой осуждающе относился к таким людям, относя их к типам, «которые не могут видеть себя, у которых как будто шея не поворачивается, чтоб оглядеть себя. Они живут так, а не иначе потому, что так им кажется хорошо. И потому, если они что-то сделали, то потому, что это было хорошо. Такие люди страш­ны. А такие люди умные, глупые, добрые, злые. Когда они глу­пые и злые, это ужасно» 2.

Следующим элементом нравственного самоконтроля яв­ляется самообладание. Оно проявляется в способности и при­вычке студента контролировать свои желания, эмоции, склон­ности, подчинять учебную деятельность решению стать духов­но богаче, умнее, мудрее. А.С. Макаренко задали вопрос: «Ка­кие лучшие конкретные способы преодоления лени? » И он от­ветил: «Для этого есть единственный вернейший способ — зас­тавить себя делать то дело, которое нужно делать. Другого способа нет» 3. Поэтому самообладание связано с волей, кото­рая выражается в умении управлять собой, мобилизовать себя на успешный умственный труд, на отличную учебу.


Третьим элементом самоконтроля выступает самоотвер­женность. Это способность и умение добровольно и преднаме­ренно соотносить свои интересы с интересами других, во благо людей.

Все эти высокие нравственные достоинства личности воз­можны в результате самовоспитания.

Самовоспитание - сознательное, систематическое управле­ние своей деятельностью и поведением, направленное на фор­мирование своей культуры личности в соответствии со сложив­шимися общечеловеческими ценностями. Когда принципы, иде­алы, нормы культуры общества становятся важнейшими ком­понентами культуры личности студента, стремление следовать им приобретает глубокий индивидуализированный смысл, они превращаются в постоянно действующие стимулы .' дальней­шего ее развития, побуждая к постоянной работе саморожде­ния, о чем прекрасно написал Эрих Фромм: «Вся жизнь инди­вида есть не что иное, как процесс саморождения. Фактически мы полностью рождаемся к моменту, когда умираем, но траги­ческая судьба большинства людей заключается в том, что они умирают еще до своего рождения» 2.

Чтобы вся жизнь личности стала процессом саморожде­ния, очевидна новая архиважная функция образования - при­вести студента к самоорганизации, с тем чтобы он сам свобод­но определял свой путь умственного труда, имел возможность свободного выбора. Он должен стать ответственным за свою жизнь, за свой духовный мир, за свою деятельность и за жизнь природы в целом. Задача образования и состоит в том, чтобы «навести» на смысл, на тайну, на истину, вооружить студента такими средствами удовлетворения его естественного любопыт­ства, которые были бы полезны и ему, и обществу.

Что же лучшее в самоорганизации умственного труда сту­дента?

1. Главный двигатель умственной работоспособности сту­дента — мотивированность умственного труда, активный ин­терес к учебным занятиям, наличие творческих элементов в


учебном труде, потребность учиться. Время диктует, что успех, культ успеха стимулируют прогресс во всех сферах социальной лсизни и экономики. Специалист с высшим образованием, ши­рокой эрудицией - это не только большой объем знаний, но и разносторонность подходов к явлениям и предметам действи­тельности. По высказыванию А. Дистервега, «больше прино­сит пользы рассмотрение одного и того же предмета с десяти различных сторон, чем обучение десяти предметам с одной сто­роны. Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что зна-:ешь» 1. В этом и состоит положительная сила эрудиции и движения к успеху, выполнения своего морального долга. Сту­дент, работающий с сознанием и чувством морального долга и высокой ответственности, даже при наличии утомления рабо­тает результативно.

Исследование, например, И.А. Игошева и В.И.Игошева2 показало, что при развитых учебных интересах проявляется высокий и средний уровни работоспособности. Студенты же со слабо развитыми учебными интересами имеют преимуществен­но низкий уровень работоспособности. Объясняется это тем, что активность сознания и воли не дает некоторое время про­явиться накапливающемуся утомлению, противодействует его отрицательному влиянию на высшую нервную систему.

. 2. Целеустремленность, сознательная активность педа­гога, студента в поисках более совершенных способов овладе­ния знаниями, навыками, умениями к самостоятельному твор­ческому мышлению придают организации умственного труда воспитывающий, развивающий характер, способствующий фор­мированию цельной системы знаний, высоких чувств, сильной воли, научного мировоззрения, визуальной культуры.

Историческая практика и опыт предшествующих поколе­ний приводят нас к выводу: никакое воздействие извне, ника­кое управление путем морализирования, нотации, наставлений, кнушений, наказаний не заменит и даже не сравнится по каче­ственному эффекту с самостоятельной умственной деятельнос­тью. Передача общественного опыта - стержень человеческого


существования. Но каждый студент должен проявить макси­мум собственной интеллектуальной активности, чтобы до это­го опыта докопаться, понять и усвоить его, использовать в прак­тике. Именно благодаря активному процессу можно созидать, творить новое. Важно помнить, что эффективность учебного процесса определяется качеством преподавания и самостоятель­ной познавательной деятельностью. Эти два процесса столь тесно взаимосвязаны, что только комплексные методические новации обеих сторон могут способствовать достижению сред­ней и высшей школой прогресса в формировании культуры умственного труда.

3. Систематичность и последовательность в умствен­ной деятельности. Отступление от этого принципа, штурмов­щина ведут к нарушению логической преемственности и после­довательности деятельности.

Следствием этого нарушения является отрывочность и бес­связный характер знаний, затрудняющий дальнейшее усвоение учебного материала по конкретному предмету и предметов в системе всей культуры и культуры личности. О системе знаний образно сказал Всеволод Кочетов: «Можно, друг мой, нахва­таться всего отовсюду, но если будет это нахватано как попало, без системы, то даже при множестве разрозненных знаний ока­жешься ты полным невеждой. Представь себе дом: третий этаж есть - висит этак в воздухе, а второго и первого нету. Чердак -вот он, а лестницу туда не построили. Окошек восемь штук, а двери ни одной. Можно в таком доме жить? А вот если есть фундамент, да хотя бы один первый этаж, да и не только окна, а двери пробиты - такой дом уже годится. Живя в нем, можешь постепенно возводить над первым этажом второй, третий. Но опять, не перескакивая от первого к третьему, а по порядку -от первого ко второму, от второго к третьему. Так и с учением, с образованием самого себя - порядок нужен строгий, полная последовательность» 1. Любая научная дисциплина, преподава­емая в высшей школе, представляет собой систему взаимосвя­занных и взаимообусловленных научно-теоретических положе­ний. Овладеть этой системой невозможно без последователь­ной, повседневной и планомерной умственной работы.


Планирование - выделение основных и промежуточных целей в предстоящей и текущей умственной деятельности и взаимодействиях ее с бытовыми, личными целями. Целесооб­разно в соответствии в учебным расписанием планировать ра­боту на неделю и каждый день. Учебное расписание - один из важных элементов самоорганизации учебного процесса. От того, как оно составлено, зависит многое и прежде всего качество усвоения учебного материала. Для личного плана студента на неделю не требуется сложной формы, однако в нем должны быть учтены все виды умственных действий, планируемые и фактические затраты времени на их выполнение. План можно составить в виде перечня работ с указанием отводимого време­ни на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Именно самоорганизация, особенно потребность, способность самоактуализации, саморегуляции, самореализации, непрерыв­ного самосовершенствования объединяет интересы человека, социальной группы общества, государства. Если общество и государство окажутся способными организовать образование по модели самосовершенствования человека как здоровой, умной, красивой личности, то они практически обеспечат себя высоко­актуальными личностями, инициативными профессионалами -творцами народного благосостояния.

3.2. Здоровье как условие устойчивой умственной работоспособности

Древнегреческий врач Клавдий Гален давал такое опреде­ление понятия «здоровье»: «... состояние, при котором мы не страдаем от боли и не ограничены в своей жизнедеятельнос­ти...»

По определению Всемирной организации здоровья: «Здоро­вье — это состояние полного физического, духовного и социаль­ного благополучия, а не только отсутствие болезни и физичес­ких дефектов» (Устав ВОЗ, 1946).

В Большой Советской Энциклопедии написано: «Здоро­вье - естественное состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием ка­ких-либо болезненных изменений»1.


В научной литературе имеется более 70 определений поня­тия «здоровье». Систематизация определений понятия здоро­вья позволяет выделить его признаки (В.И. Лощилов, 19S7; Н.А. Макарова, 1997):

♦ отсутствие болезни;

♦ нормальное функционирование организма;

♦ динамическое равновесие организма, его функций и факто­ров окружающей среды;

♦ способность к полноценному выполнению основных соци­альных функций;

♦ полное физическое, духовное, умственное и социальное благо­получие, принцип его единства, саморегуляции, гармоничес­кого взаимодействия всех органов;

♦ способность приспосабливаться к постоянно меняющимся ус­ловиям окружающей среды.

Опыт предшествующих поколений, мировой культуры, t а-уки, искусства дает множество примеров сочетания разносто­ронних умственных способностей, таланта и даже гениальнос­ти с исключительными физическими данными, подтверждает великую истину: «В здоровом теле - здоровый дух». Физиоло­гически - это просто объяснимый факт. Мозг - носитель на­шей психической жизни - не изолирован от всего организма в целом. То, что происходит в организме, обязательно отражает­ся на работе мозга. Отсюда следует простой вывод: все, что укрепляет здоровье, одновременно укрепляет и головной мозг. А раз это так, то культура личности есть в то же время культу­ра тела, включающая заботу о здоровье. Разум, здоровье - са­мое большое наше богатство, это подарок природы и результат большой, напряженной, каждодневной работы над собой.

Что же влияет на здоровье? Однозначного ответа нет. Вот один из таких ответов: состояние здоровья, 1гродолжительность жизии зависят на 15-20 % от генетических факторов;, на 20-30 % - от состояния окружающей среды, на 40-50 % - от образа жизни и на 10 %- от деятельности службы здравоохранения 1.

Между тем врачи давно заметили, что больные склонны искать причины заболевания не в себе, не в образе жизни, не в своем поведении, а во внешней среде. Так, им больше импонл-рует заключение врача о том, что виноваты не они, а «среда»,


I

.«погода», «пестициды», «окружающие их люди» и т.д. Внеш­нее всегда доступно наблюдению. Внутреннее же скрыто и час­то непосредственно, чувственно не наблюдаемо, оно может быть \познано только разумом.

; Эта проблема становится все более острой и в то же время подтверждает мысль: где ведется работа по утверждению здо-рового образа жизни, учащиеся чувствуют себя лучше, более умственно работоспособны (табл. 3.1).

Таблица 3.1
Характеристика субъективных ощущений состояния здоровья
' курсантов и студентов

 

  в п Опт-роцентнс мщения, >м соотнош ении
  Группы к урсантов Группы с гудентов
  Эксперимен тальные Конт­рольные Эксперимен­тальные Конт­рольные
Проявляете ли заботу о своем здоровье? Постоянно Во время каникул Когда сильно прихватит Нет проблем со здоровьем Ваше артериальное давление? В норме Повышено Понижено Не знаю Курите ли Вы? Да, много Умеренно ' , Не курю После учебного дня Вы испытываете... Головные боли Боли в области сердца Боли в желудке Расстройство сна Снижение активности Как часто Вы занимаетесь утренней гимнастикой? Ежедневно Очень редко Не занимаюсь 90 10 7 6 10 54 15 31 62 60 17 1112 15 25 60 20 18 24 6 18 90 10 60 14 26 55 15 12 20 18 16 40 40 20 10 87 16 50 25 10 20 30 50 50 22 28 32 60 4 8 88

Приведенные данные позволяют характеризовать состоя­ние здоровья курсантов лучше, чем студентов, и значительно лучше в экспериментальных группах, чем в контрольных. Наш эксперимент показывает: здоровьем учащихся необходимо за­ниматься серьезно и систематически, это дает заметный поло­жительный результат. Курсанты и студенты и в эксперимен­тальных группах ведут более подвижный образ жизни, менее подвержены отрицательным привычкам, среди них практичес­ки уже через три месяца эксперимента нет курящих; они более умственно работоспособны. В контрольных группах, особенно студенты, мало занимаются своим здоровьем, ведут малопод­вижный образ жизни, среди них 50 % курящих, они чаще боле­ют и менее работоспособны. Это оказывает влияние и на про­должительность жизни. Например, академик В. Напалков, ди­ректор НИИ онкологии, писал в «Аргументах и фактах» (1989, № 90), что достаточно бросить курить, чтобы смертность от рака легких была снижена через некоторое время в 10 раз. И таких научно обоснованных прогнозов можно привести много.

Как жить, учиться, чтобы сохранить ясный ум, высокую работоспособность? Инадо ли заботиться о своем здоровье? Казалось бы, ответ может быть только один. Каждый должен сохранять и укреплять свое здоровье, но делать это нужно ра­зумно. Увы! Учебная деятельность сама по себе является ис­точником постоянного «покушения на состояние здоровья».

Материальную основу жизни человека составляет ее био­логический организм. Организм создан в соответствии с неиз­менными нормами природы, которые наука условно называет законами физики, химии, биологии. Эти законы воздействуют на человека через сложную сеть нервов, которые пронизывают весь организм. Они действуют через центральную нервную сис­тему, в которой зарождаются нервные импульсы, и через вегета­тивную нервную систему, которая не находится под прямым контролем сознания. Через головной мозг обеспечивается по­стоянная взаимосвязь человека с природой.

Головной мозг состоит из клеток, которые называются нейронами (или нервными клетками). Ученые установили, что каждый день, в зависимости от возраста человека, погибает от тысячи до ста тысяч нейронов. В течение жизни каждый из нас теряет от одного до двух миллиардов нервных клеток, в резуль­тате чего снижается жизненная сила мозга, причем это проис-


ходит не в результате несчастных случаев, а по причине непра­вильного отношения к своему здоровью и головному мозгу.

Однако интеллект, умственная работоспособность опреде­ляются не только количеством нейронов, но числом связей между ними. Эти связи позволяют передавать сигналы из клетки в клетку, что дает возможность мозгу кодировать, классифици­ровать и обрабатывать самую разную информацию. Большин­ство исследователей мозга оценивают возможное количество связей между нейронами порядка десяти тысяч на каждую нер­вную клетку. Каждый человек способен сформировать десять триллионов связей между нейронами.

Как устанавливаются связи между клетками? Как предотв­ратить гибель нейронов? Мозг как часть тела не может быть в хорошем состоянии, если тело находится в плохой форме. Бо­лее того, если неважно себя чувствуешь, то мозг переключается с сугубо интеллектуальной деятельности на регулирование фи­зического состояния тела. При недостатке энергии затухают не только физические, но и мыслительные процессы. Отсюда: что-6i>i быть здоровым, нужно быть умным, и наоборот, чтобы быть умным, нужно быть здоровым.

Защитой от болезней и надежным средством их профи­лактики служат правила разумного образа жизни. В связи с этим следует разработать свой «кодекс здоровья».

С чего начать? Прежде всего важно проникнуться идеей поддержания здоровья на хорошем уровне. Важно сохранять ясный ум, крепкое здоровье, высокую работоспособность. Для этого надо быть убежденным, что в большинстве своем не при­рода и не общество виноваты в болезнях людей, а только сам человек. Болеют чаще всего от лени и жадности, иногда от неразумности. Чтобьг стать здоровым, нужны собственные уси­лия, постоянные и значительные.

Сначала обязательно проконсультируйтесь с врачом, чтобы получить полное представление о состоянии собственного здо­ровья и выяснить, что можно, а чего нельзя. Затем обратитесь к литературе, она различна и, естественно, дает рекомендации по отдельным направлениям. Например, о пользе движения, о правильном питании, о закаливании и т.д.

Следует знать и учитывать: только комплексное использо­вание всех средств укрепления здоровья дает эффект. Мы по­пытаемся кратко изложить комплекс действий по укреплению


здоровья и созданию благоприятных условий для умственное труда студента, совершенствования учебной культуры.

Условия, необходимые для поддержания здоровья: солнеч ный свет, воздух, вода, сбалансированное питание, движение, под неценный отдых. Эти факторы оказывают особое воздействи на состояние и работу головного мозга. А по словам Рене Ц« карта, чтобы ваш ум работал правильно, наблюдайте за ваши] телом.

Самый сильный и великий исцелитель, дающий жизнь зс( му, что есть на земле - солнечный свет. Солнце дает не тольк свет, солнечная энергия трансформируется в человеческую anej гию. Солнечный свет дает здоровье и жизненную силу. Энер ?и солнца - источник жизни на Земле. Замечательный русски естествоиспытатель К.А. Тимирязев писал, что пища толък потому является источником силы в нашем организме, чт она не что иное, как комплекс солнечных лучей, а все живи организмы, в том числе и человек — дети Солнца1.

Люди, которые не бывают на солнце, выглядят бледным! Кожа должна быть покрыта легким загаром. Длительное Л1 шение поверхности кожи воздействия солнечных лучей (hi пример, у людей, которые постоянно носят закрытую одежду прячутся от солнца, у работающих в закрытых помещению приводит к развитию нарушений, известных под название «солнечного голодания».

Наиболее сильное воздействие на организм человека okj зывают ультрафиолетовые или, как их еще называют, «химх ческие» лучи. При правильном использовании этого мощног средства воздействия на организм в коже образуется специал] ный пигмент - меланин, придающий ей своеобразный оттек о (загар). По своим свойствам меланин близок к адреналину который ограничивает действие гистамина 3. Образование кон ного пигмента - чрезвычайно сложный и многогранный пр< цесс, отражающийся на всех функция^ человеческого органи:


ма. Недаром еще в древней Греции людей с белой кожей счита­ли людьми из царства теней - «скиатра-фиас», в то время как люди загорелые с гордостью называли себя «хе-лиаменос», т.е. сыновьями Солнца.

Наряду с образованием кожного пигмента в организме под влиянием ультрафиолетовых лучей синтезируются витамины. Среди них витамины группы Д, участвующие в регуляции ми­нерального обмена. У детей они препятствуют развитию рахи­та, а у взрослых — отложению солей.

Ультрафиолетовое излучение на территории Европы наи­более интенсивное в период с 15 апреля по 15 июля с 10 до 12 часов. Однако его благотворное влияние сказывается и в другие времена года, дни, часы, даже Зимой'. Студентам с ослаб­ленным здоровьем и детям дошкольного возраста полезнее использовать и солнце с 9 до 11 часов и после 16. Между 12-15 часами дня солнечные лучи самые горячие, они несут много солнечной радиации. Самые полезные утренние солнечные лучи. Поэтому целесообразно совершать прогулки, пробежки при ут­реннем солнце, поднимая ему навстречу свое лицо и глубоко вдыхая свежий утренний воздух.

Зеленые растения обладают способностью накапливать сол­нечную энергию. Она концентрируется в сырых овощах и фрук­тах. Включая их в рацион, надо придерживаться принципа по­степенности. Разумнее всего постепенно прибавлять к обычной пище солнечную диету. Сверхдоза солнечной энергии, получен­ная извне или изнутри, действует на организм плохо. Тем более что мы знаем об отрицательном влиянии ультрафиоле­товых лучей. Но если в меру подвергать свое тело воздействию солнечных лучей, а в рацион питания включать 60 % овощей и фруктов, то хорошее здоровье гарантировано.

Для человека воздух - невидимая пища, без которой нельзя прожить более 5-7 минут. Для живого организма необходим кислород - продукт, который в процессе дыхания с кровью по­ступает к легким, где забирает смертоносную углекислоту с ра­створенными в ней ядовитыми токсинами.

Поскольку головной мозг получает кислород с кровью, кро­веносная система имеет большое значение для здоровья. Раз­витие кровеносной системы поможет мозгу функционировать более эффективно. Этого можно добиться путем увеличения


объема крови, который могут передавать артерии. Развить лее артерии, поставляющие кровь в мозг, можно при помощи заня­тий простой тренировкой задерживания дыхания. Задержка дыхания приводит к моментальному увеличению содержания в крови диоксида кислорода. Когда содержание в крови этого вещества повышается, это приводит к более широкому откры­тию клапанов сонных артерий, которые обеспечивают питание головного мозга, и благодаря этому в мозг поступает больше крови, а следовательно, и кислорода. Если регулярно трениро­ваться в задержке дыхания, то вскоре эти клапаны широко раскроются. В течение дня следует регулярно задерживать ды­хание на тридцать секунд. Нужно сесть прямо, закрыть глаза, сделать глубокий вдох и не выдыхать, досчитать до десяти, сделать медленный выдох. Это упражнение можно проводить в течение нескольких минут. Подводное плавание и ныряние являются наиболее приятными способами повышать содержа­ние в крови диоксида кислорода и тем самым заставлять кла­паны сонных артерий открываться шире. Каждый раз, когда ныряешь, надо стараться находиться под водой немного доль­ше, чем в предыдущий раз, и делать это регулярно. После одно­го или двух месяцев ежедневных упражнений клапаны сонных артерий будут постоянно широко открыты, т.е. капилляры, пи­тающие клетки мозга, будут лучше функционировать, а это при­ведет к тому, что будет погибать меньшее количество нейронов.

Большая часть времени жизни студента проходит дома за столом, в классах, аудиториях и читальных залах. Поэтому организм испытывает постоянное воздушное и кислородное голодание. Чтобы избежать этого, надо взять за правило ежед­невно бывать на свежем воздухе.

Как минимум, утром перед занятиями пройти 10—15 ми­нут быстрым шагом, после занятий - 30-40 минут в медлен­ном и среднем темпе и, наконец, вечером перед сном — 15—20 минут. Очень полезно гулять около водоемов и в лесу. Совре­менная наука свидетельствует: пребывание в лесопарковой зоне в течение хотя бы 30 минут повышает физическую и интел­лектуальную работоспособность человека в день прогулки в среднем на 15 %. Это означает, что надо выходить на свежий воздух, гулять, бегать, плавать, танцевать. Спать следует с рас­крытым окном, зимой - с открытой форточкой.


воздух, воду, землю идет комплексное воздействие на нервную систему, биологически активные точки, идет усиление защит­ных свойств организма.

Когда начинаешь вести образ жизни, соответствующий за­конам природы, то гармоничные связи с миром трансформиру­ются в гармонию духовных сил, в гармонию внутреннего и внеш­него мира. Включаясь в творческий процесс самой природы, становясь ее инструментом, личность ощущает активизацию умственного начала, возрастает интерес к познанию, появляет­ся стремление выразить открывшееся по-новому чувство кра­соты, понимание природы, ощущает себя счастливым челове­ком, потому что открывает путь к самому себе.

Как себя личность чувствует, как выглядит, какова у нее умственная работоспособность, во многом зависит от питания. Правильно питаться - значит выбирать те продукты, которые будут насыщать организм, исключая те, которые бесполезны или вредны для всего организма и мозга. Нормальная деятель­ность головного мозга и организма в целом зависит в той или иной степени от качества употребляемой пищи. Это значит, что ежедневное меню молодого человека должно включать опреде­ленное количество белков (бобовые, орехи, семечки и т.д.), угле­водов (фрукты), жиров (растительных и животных), а также витамины и минеральные вещества (овощи и зелень в сыром виде). Фрукты и овощи необходимы при каждом приеме пищи: они не только богаты витаминами и минеральными вещества­ми, но и нужны для обеспечения щелочно-кислотного баланса. Растущему организму важно употреблять мясо, рыбу, яйца, тво­рог. Однако не следует увлекаться животными жирами — в них высокий процент холестерина. Например, в свинине — 600, утке - 760.

Природа создала против всех болезней свои лекарства. Еще древние греки знали о том, что лучшие из них растут в зеленых огородах и садах. Особенно полезны для здоровья и хорошей работы головного мозга капуста и картошка, морковь и свекла, лук и чеснок...

Белокочанная капуста - удивительный продукт. Даже зи­мой витаминные запасы сохраняются в ней почти полностью. И самого главного витамина С в ней ничуть не меньше, чем в персиках и бананах. А по содержанию витамина Р, который способствует укреплению стенок кровеносных капилляров, ка­пуста вообще не имеет себе равных среди овощей. Ее витамин-


ный набор так богат, что оказывает эффективное действие на работу головного мозга, снимает нервозность.

Не меньше достоинств и у нашего «второго хлеба» - кар­тофеля. Всего 300 г картофеля, сваренного в «мундире», а еще лучше - запеченного в духовке, могут снабдить организм тре­тью необходимого ему «суточного пайка» витаминов. При вар­ке картофеля его необходимо опустить в кипяток, что лучше сохраняет витамин С.

А уж начинать утро нужно с тертой моркови со сметаной -и обеспечен суточный рацион витамина А, без которого не рабо­тают все слизистые оболочки и зрение и который стимулирует обмен веществ в мозгу.

Круглый год доступна свекла. Содержащийся в ней бета-нин способствует усвоению белков, тормозит развитие атероск­лероза и препятствует ожирению, что улучшает работу голов­ного мозга.

Петрушка - ей приписывают божественное происхождение, ранней весной она «чемпион» по витамину С. «Горсть петруш­ки равна гости золота», - так говорили римляне. Витамин С полезен для мозга, ибо помогает почкам выводить из организ­ма тяжелые металлы и ртуть, которые оказывают отрицатель­ное воздействие на головной мозг. Витамин С также помогает снять стресс г, вызванный физической или эмоциональной трав­мой, который отвлекает мозг от продуктивной мыслительной деятельности. Много витамина С содержится в зеленом перце и цитрусовых.

Орехи - праздник мозгов. Содержащиеся в них фруктоза, фосфор и финоциды очень полезны детям, школьникам и сту­дентам во время экзаменов, ибо укрепляют нервную систему, стимулируют деятельность мозга.

Лимон освежает мысли и облегчает восприятие информа­ции за счет ударной дозы витамина С. Перед занятиями непло­хо съесть дольку лимона, а еще лучше выпить стаканчик ли­монного сока.

Продукты растениеводства многокомпонентны и должны составлять фундамент повседневного питания студента боль­шую часть учебного года. Растительная пища повышает имму­нобиологические, защитные свойства организма к инфекциям.


Она устраняет авитаминоз, упадок сил, нарушения обмена, а ,' также повышает выносливость, создает хорошее настроение,

обеспечивает хорошую умственную работоспособность.
' О пользе двигательной и сознательно управляемой актив-

', ности для здоровья известно давно. Двигательная активность . в физиологическом плане - основа жизни, здоровья и умствен­ной работоспособности. Еще в XVIII в. французский ученый Ж. Тиссо подчеркивал: «Движения составляют главный ис­точник здоровья... движения могут заменить любое лекарство, | но все лечебные средства мира никогда не смогут заменить S движений»1 .

; Почему? Наша двигательная система может посылать в кору

; головного мозга мощные потоки импульсов. Кроме того, при ': движении усиленно работают сердечно-сосудистая, дыхатель-, ная, эндокринная системы организма: гормоны, поступающие в кровь, тонизируют и как бы оживляют работу всех органов нашего тела.

Движение и тренированность мышц - источник молодости, здоровья и нормального функционирования головного мозга. Физическое бездействие истощает и разрушает организм: рабо­та сердечно-сосудистой системы начинает ухудшаться с 13 лет, скоростно-силовые качества - с 14, гибкость начинает снижать­ся - с 15, мышечная сила - с 17 лет.

Активность есть закон жизни, закон сохранения хорошего самочувствия. Известно довольно много различных форм за­нятий физической культуры. Каждый может выбрать для себя тот или иной вид с учетом собственного желания, места жи­тельства, состояния здоровья и учебных занятий по физичес­кой культуре, проводимых по расписанию. Лучшим способом выбора формы, вида занятий является предварительная кон­сультация со специалистом по врачебному контролю и лечеб­ной физкультуре или преподавателем физвоспитания. Это дает возможность наиболее рационально и правильно организовать занятия. С определенной долей осторожности можно использо­вать советы друзей, товарищей.

Наиболее распространенной и наиболее важной формой за­нятий физической культурой является соблюдение минимума двигательной активности: делать в день 10 тыс. шагов, что составляет 7,5 км; в течение дня два часа бывать на свежем


воздухе, организовывать и проводить 3—5 гимнастических мик­ропауз, обязательно посещать учебные занятия по физической культуре, что является условием успеха в учебе. Длительные пропуски или полное прекращение занятий (отдельные студен­ты запасаются медицинскими справками, придумывая себе бо­лезни) могут привести, особенно при большой учебной нагрузке, к нарушениям деятельности центральной нервной системы, органов кровообращения и дыхания. Результат плачевный -мозг работает хуже и хуже. Учебных занятий по физической культуре, безусловно, недостаточно, необходимые еще и ежед­невные самостоятельные занятия.

Прогулки пешком - хорошее физическое упражнение, дос­тупное всем. Оно оказывает благотворное влияние на весь орга­низм. Прогулки пешком - прекрасный стимулятор работы моз­га. «Все наиболее ценное в области мышления, наилучшие спо­собы выражения мысли приходят ко мне в голову, когда я хожу», - писал великий Гёте.

Очень полезно ходить босиком. По данным современной науки, подошвенная поверхность ноги исключительно богата нервными окончаниями, воспринимающими гамму многообраз­ных ощущений, вызываемых прикосновением к почве. На по­дошве существует множество зон, напрямую связанных с чело­веческим телом. Нажимая на них, можно снять боль, оказать лечебное воздействие на определенные органы (рис. 3.1).


Ходите босиком дома, на даче, на пляже, в лесу, особенно по утренней росе, зимой по снегу. Почему бы, например, не по­ложить в ванной обыкновенный коврик с пупырышками, кото­рый обычно у всех валяется перед входными дверьми для чист­ки обуви, и регулярно цо утрам, умываясьу нег потоптаться тхо нему? Попробуйте - и вы убедитесь, как сразу же придет к вам ощущение бодрости после сна, как мгновенно включаются все органы, готовые к умственной и физической работе. Прохлад­ная температура и Малейшая шероховатость даже гладкого на вид пола служит источником многочисленных импульсов, по восходящим нервным путям поступающих в подкорку голов­ного мозга, где они, как бы аккумулируясь, заряжают нервные центры, посредством желез внутренней секреции улучшают об­мен веществ и непроизвольно вызывают положительные эмо­циональные ощущения - как говорят, «ногам стало весело». Хождение босиком способствует закаливанию стоп, тренирует нервные окончания, расположенные в коже подошв, укрепляет стопы и голени. Это и верный способ закаливания своего орга­низма, избавления его от многократного простуживания.

Бег. Олимпиады древних греков начинались с состязаний в скорости. Почти тридцать веков назад древние выбили на ог­ромной скале слова: «Хочешь быть сильным - бегай, хочешь быть красивым - бегай, хочешь быть умным - бегай». Эти слова актуальны и сегодня.

В чем же заключается сущность воздействия бега на орга­низм человека? Бег принадлежит к так называемым цикличес­ким локомоциям — управлениям, в которых передвижение в пространстве осуществляется при помощи последовательно по­вторяющихся циклов движений, т.е. серии попеременно чере­дующихся прыжков, требующих участия всех основных мышц, в первую очередь мышц ног. Мышцы, как известно, составляют 56 % всей мускулатуры тела. Непрерывная деятельность боль­шого количества мышц при беге дает умеренную нагрузку все­му организму, улучшает обмен веществ, повышает потребление кислорода. Повторные систематические занятия бегом улуч­шают деятельность организма и в первую очередь сердечно­сосудистой и дыхательной систем.

Положительные эмоции («мышечная радость»), непроиз­вольно возникающие при ритмических движениях, особенно в условиях живописной природы, сами по себе благотворно влия-


1ют на нервную и эндокринную систему, содействуют профилак4 тйКе и лечению многих болезней. Бег - естественное, общедос-1 тупное упражнение, не требующее ни оборудованного помещу ния, ни специального инвентаря.

Итак, к надежному здоровью, высокой умственной работо­способности у каждого есть надежный путь - закалка и бег! Начинать закаливание организма нужно в комнате. Вначале -физзарядка при открытой форточке и обтирание водой комнат, ной температуры. Потом обтирание холодной водой, осо'.5енн< ног. Когда отцветет черемуха и минует угроза заморозков, мояс-но бегать в летней экипировке. Тем, кто отказывается от таких полезных форм закаливания из морально-этических соображе­ний, необходимо понять, что обнаженное тело следует воспри­нимать прежде всего с точки зрения здоровья и эстетики,

Очень важно рационально планировать и дозировать на грузки. Бегать лучше всего ежедневно, систематически, в ода и те же часы, без пропусков из-за ненастной погоды или отсу! ствия времени. Лучшее время для бега — утро. Если трениро] ка планируется на вечернее время, ее следует проводить чер< 2 часа после еды за 2 часа до сна. При невозможности тренир) ваться ежедневно, можно планировать занятия 2-3 раза в н< делю, через равные промежутки времени.

Лыжные прогулки обладают удивительной способности! «разгружать» мозг, переносить центр нервного напряжения (до­минанту) в его двигательную сферу, гасить патологически е оча­ги возбуждения и повышенную реактивность сосудо-двиге тель­ного центра. Это проявляется в снижении повышенного тонуса сосудистых стенок и артериального давления. В результата уже двухчасовая прогулка на лыжах приводит к норме реакцию кровообращения на пробную физическую нагрузку. Во время ритмичных движений лыжника включается в действие множе­ство мышечных капилляров, что облегчает работу сердца. Вот почему кататься на лыжах врачи рекомендуют даже при нетя­желых пороках сердца и начальных формах ишемической бо­лезни.

Физические упражнения развивают мышцы спины, тглии, грудной клетки и живота, делая их более крепкими и эластич­ными. Физические упражнения помогают сохранять спокой­ствие, бодрость духа и ясный ум. Известный русский револю­ционер, ученый Н.А. Морозов в статье «Гимнастика спасла мне


; жизнь» писал: «Несколько десятков лет я провел в заключе-: нии в одиночной камере, где мало света, мало воздуха и невоз-- можно было двигаться. Многие из моих товарищей по заклю­чению, не нашедшие в себе энергии для гимнастических заня­тий, зачахли и погибли один за другим. Глубоко убежден, что , только гимнастика сохранила мне силы и здоровье... Любите . гимнастику, она даст вам хорошее физическое развитие, здоро-! вье, бодрость духа! В этом вам порукой мои 90 лет».

S Важно ежедневно по утрам заниматься физзарядкой. Физ-

i зарядка - не только гигиеническая процедура, способствующая ; пробуждению организма от сна. При правильном проведении она может играть самостоятельную роль, будучи направленной на умеренное и гармоничное развитие скелетной мускулатуры, улучшение осанки и устранение некоторых дефектов строения тела, создание оптимальной деятельности нервных центров, тре­нировку дыхания и улучшение координации двигательных ак­тов, наконец, на создание ощущения жизнерадостности и бод­рости, которое сохраняется в течение всего дня.

Зарядка, как и любая другая форма физического воспита­ния, должна быть строго регламентированна. Время на зарядку и сопутствующие ей процедуры должно составлять не менее 20-30 минут. Если, как часто говорят, пытаясь оправдаться, «на зарядку не хватает времени», надо вставать соответственно раньше. В комплекс для зарядки следует включать 16-20 ос­новных упражнений, водно-массажные процедуры и психорегу-лирующие воздействия. Обычная зарядка должна включать последовательно упражнения для всех мышечных групп, пре­имущественно мускулатуры головы, брюшного пресса и спины. Этим упражнениям необходимо отводить 60-70 % всего вре­мени, предназначенного для зарядки, они предохраняют от су­тулости и укрепляют мышцы живота, что важно для лиц, кото­рые работают сидя. Студенту, проводящему много времени за столом, рекомендуется последовательность упражнений утрен­ней физзарядки: тибетская гимнастика, система активных то­чек и упражнения для осанки.

Тибетская гимнастика бодрости

1. Сидя или лежа, делайте усиленный массаж головы: боль­шие пальцы за уши, сжатыми ладонями проводите сверху вниз 30 раз, но так, чтобы указательные пальцы двигались по унт-


ным раковинам. Полное сосредоточение: глаза закрыты (глаза не открывать до конца комплекса).

Физиологическое действие: предохраняет лицо от морщин, усиливает действие лицевого нерва, улучшает зрение, укрепляет зубы, усиливает циркуляцию крови в височной части.

2. Ладонь правой руки положите на лоб, левую руку поло­
жите на правую и двигайте по лобной части вправо-влево 20
раз, но так, чтобы мизинцы двигались над бровями.

Физиологическое действие: увеличивается циркуляция крови, лечит головную боль и головокружение.

3. Тыльной стороной больших согнутых пальцев масси­
руйте глазные яблоки 15 раз.

Физиологическое действие: предохраняет от заболевания глаз, улучшает зрение, успокаивает нервную систему.

4. Согнутыми ладонями обеих рук массируйте щитовид­
ную железу сверху вниз, обнимая последнюю, 20 раз.

Физиологическое действие: улучшает регуляцию обменных процессов и работу внутренних органов.

5. Массируйте живот: правую ладонь положите на голый
живот, левую ладонь положите на правую и двигайте круговы­
ми движениями по часовой стрелке 30 раз, но так, чтобы живот
перемещался сверху вниз (это достигается поворотами ладо­
ней).

Физиологическое действие: улучшает циркуляцию крови, улучшает процесс всасывания пищи, перистальтику кишечни­ка, укрепляет мускулатуру живота, массируются внутренние органы, они лучше работают.

6. Сидя или лежа на спине, сильно втягивайте живот к
позвоночнику, а затем выпячивайте его, 20 раз (это надо делать
2-3 раза в течении дня).

Физиологическое действие: массаж ликвидирует застой желчи и убыстряет движение лимфы. Ожиревшим людям по­может избавиться от лишнего жира. Излечивает болезни пече­ни и желудочно-кишечного тракта.


7. Сидя, резко сгибайте ногу в коленном суставе и энергич­
но подтягивайте ногу к груди, одновременно стараясь ударить
пяткой по ягодице (лежа на спине), резко выпрямляйте ногу и
опускайте ее, всего делать 30 раз, по 15 на каждой ноге.

Физиологическое действие: очень ценное упражнение, так как общему массажу подвергаются не только внутренние орга­ны, но и железы внутренней секреции. Одновременно действует на уничтожение жира на животе, превращает его в мускулату­ру (6 и 7 упражнениям древние тибетцы придавали исключи­тельно важное значение как лечебным).

8. Сидя на стуле, левую ногу положите на правую и ладо­
нями правой руки массируйте выемку стопы 20 раз, а затем
другую ногу - 20 раз.

Физиологическое действие: лечебное для ревматиков, по­дагриков, при болезни суставов, регулирует работу сердца, помо­гает при воспалении суставов ног.

9. Сидя, сделайте замок из пальцев обеих рук, положите их
на затылок по обе стороны. Десять раз массируйте затылок,
откинувшись назад.

Физиологическое действие: улучшает кровообращение го­ловы, больших кровеносных сосудов, улучшает движение спин-но-мозговой жидкости. Оказывает большое влияние на шею и грудь.

10. Сидя, положите ладони на уши, плотно прижмите кончи­
ками пальцев обеих рук, поочередно ударяйте ими по затылку.

Физиологическое действие: возбуждает кору головного мозга, помогает при шумах'в ушах, предохраняет от глухоты, лечит головные боли, возбуждает затылочный участок коры мозга.

Выпейте стакан сырой воды, желательно комнатной темпе­ратуры, небольшими глотками, задерживая воду в полости рта, чтобы она согрелась. В течение дня надо выпить 5—6 стаканов воды таким способом.

Стоять и ходить вертикально — совершенно естественно для человека. До тех пор, пока мышцы спины сильны, спина остается прямой. Когда мускулы слабеют, спина сгибается, по­являются боли. Одной из самых простых и в то же время


самых полезных привычек является привычка стоять прямо ходить прямо, сидеть прямо, никогда не кладя при этом ногч на ногу. Под коленями проходят две большие артерии, несу щие кровь мышцам. Когда вы кладете ногу на ногу, вы нару шаете кровообращение.

Большинство физических упражнений мы делаем находяс] в вертикальном положении, и весь вес тела приходится на ноги Поэтому очень полезно висеть на руках, отжиматься на руказ от пола, производить движения в горизонтальном положении особенно полезно ползание. Старайтесь как можно больше пол зать! Многие из современных студентов в раннем детстве н< прошли стадии ползания, потому что их сразу учили ходить Вин Венгер в своей книге «Как повысить интеллектуальные уровень» особенно выделял значение ползания для развития интеллекта. По его мнению, отделы мозга, отвечающие за пол­зание, являются фундаментом для более сложных мыслитель ных функций. Полезно висеть вниз головой и стоять на руках А еще лучше ходить на руках. Все эти упражнения тренируют те отделы мозга, которые очень мало используются.

Отдых.Учебный труд и отдых взаимоопределяют друг дру­га. Современная физиология учит, что работа головного мозге и всей центральной нервной системы протекает успешно, если i них сохраняется равновесие между процессами возбуждения и торможения.

Почему усталому учащемуся, особенно на экзаменах, чаете бывает трудно вспомнить то, что, казалось бы, хорошо сох рани­лось в памяти? Да потому, что утомленные клетки мозга под­верглись торможению, что задерживает возбудительный про­цесс, и активность мозга ослабевает. Стоит отдохнуть - я все вспоминается гораздо легче. У людей, занимающихся умствен­ным трудом, и особенно у добросовестных студентов, творчес­ких работников рабочая доминанта обладает наибольшее си­лой, т.е. стремлением сохранить определенное возбуждение в коре головного мозга. Именно из-за этого даже прерванный труд не дает им возможности сразу же начать отдыхать. Как же побыстрее, хотя бы на какое-то время затормозить работаю­щие по инерции нервные клетки?

На помощь приходит физическая культура, способности «отключаться» и сон. Способность «отключаться» - это пол


ная свобода от любой активности, покой, расслабление. Когда вы отдыхаете, вы должны освободить свой мозг от всех забот, волнений и проблем.

Сон — одно из жизненных средств, восстанавливающих ум-; ственную работоспособность. По И.П. Павлову, при сне возни-! кает разлитое торможение в центральной нервной системе, ко-; торое предупреждает истощение нервных клеток. Во время сна ! происходят процессы накопления энергетических запасов. В результате восстанавливаются истощенные за день ресурсы.

Сон - часть жизни человека, необходимая фаза суточной периодизации физиологических функций. Сон - психологичес­кая защита организма. Он помогает «выключиться» в слож­ных, порой драматических обстоятельствах дня, оберегая пси­хику личности, восстанавливая физическое здоровье.

Более физиологичным, естественным для любого человека является режим «жаворонка» - ранний. Именно к этому ре­жиму приспособлены основные физиологические функции орга­низма (например, температура тела). У человека, регулярно бодрствующего или занимающегося поздно вечером, физиоло­гические функции начинают действовать рассогласованно. Со­стояние организма студента, который привык считать себя «со-' вой», можно сравнить с состоянием организма космонавта, по­лярника, т.е. человека, пребывающего в экстремальных услови­ях, с той лишь разницей, что «совы» создают эти условия сами. Средняя индивидуальная доза сна укладывается в пределы 7-8 часов в сутки. Лучшее время для сна с 22 часов до 6 часов утра. Ко сну надо готовиться, соблюдать следующие правила:

1. Ужинать за 3-4 часа до сна.

2. Засыпать в одно и то же время.

3. Постель желательна ровная с твердым матрацем и низкой подушкой.

4. Обязательно перед сном проветрить комнату, если по каким-то причинам вы закрываете ее на ночь.

5. Хорошо бы полежать 10-15 минут в теплой ванне либо «смыть» все негативные впечатления дня под душем.


Молено посидеть с закрытыми глазами, вспомнить что-то приятное, доброе, похвалить себя за что-нибудь, «воскресить» любимый «убаюкивающий» мотив - ведь мама когда-то напе­вала вам колыбельную?

Или полежать спокойно 2 минуты — глаза закрыты. По­пытайтесь представить комнату, в которой вы находитесь. Сна­чала мысленно обойдите комнату вдоль стен, а затем проде­лайте путь по всему периметру тела — от головы до пяток и обратно.

Расслабившись, сосредоточьтесь на ощущении тяжести своего тела. Наслаждайтесь этим приятным состоянием.

А теперь лягте так, как вам удобнее засыпать. Расслабьте мышцы лица: пусть опустятся уголки рта, разомкнутся губы, расслабится язык. В расслабленном положении, закрыв глаза, дышите спокойно, медленно, неглубоко. При каждом вдохе мысленно говорите себе: «Я все глубже проваливаюсь в сон». Спокойной вам ночи!

Помните — все, что полезно для вашего тела, полезно и для вашего мозга, а то, что вредно для тела, вредно и для мозга. Это видно из табл. 3.2.

Таблица 3.2 Факторы, определяющие успешную работу мозга

 

Мозг не любит Для мозга полезно Рекомендации
Чрезмерной одно­образной работы и в то же время «простоя» Заниматься творче­ской деятельностью и соблюдать четкий режим Чередовать периоды ум­ственной нагрузки с пери­одами отдыха. Не допус­кать длительного расслаб­ления и постоянно трени­ровать свой мозг, переклю­чаясь с одного вида работы на другой
Никотина, алко­голя, наркотиков Отказаться от вредных привычек Не совмещать активную умственную работу с зас­тольями, курением, при­емом лекарственных пре­паратов, влияющих на нервную систему

Малоподвижного образа жизни Хорошая работа мышц, поддерживаю­щих позвоночник, че­рез который проходят нервные пути, достав­ляющие «сообщения» в головной мозг Уделять достаточное внимание физической нагрузке, тренировать гибкость позвоночника и поддерживать в хоро­шем состоянии его не­рвно-мышечный корсет, занимаясь гимнастикой, плаванием и другими видами спорта, которые развивают разные груп­пы мышц
Недостатка в пище витаминов, микро­элементов и белка Полноценное питание Чтобы мозг работал без перебоев, регулярно при­нимайте поливитамин­ные комплексы, содержа­щие микроэлементы, а также полиненасызден-ные жирные кислоты. Их можно также получить из орехов, морской рыбы и морепродуктов, меда, кураги.

Каждый человек - творец своего физического состояния. Если Вы решили стать Личностью, Профессионалом, Мастером, то должны отчетливо представлять себя в этой роли. Сосредо­точьте все свои силы на этих образах, и вы получите опреде­ленную цель, за которую нужно бороться.

Ваши ум и тело должны развиваться одновременно. Пози­тивное мышление питает ум, как пища питает тело. Если вы думаете, что можете,.значит, вы действительно можете. Разви­вая свои умственные способности и создавая здоровье, совер­шенное тело, человек начинает больше уважать самого себя... Сила мысли творит чудеса.

3.3. Душа обязана трудиться

Процесс обучения в учебном заведении — один из тех видов интеллектуальной деятельности, который требует огромной нерв­но-эмоциональной нагрузки. Особенно сложное положение у студента, когда объем информации возрастает, содержание учеб-


ных предметов усложняется, и он оказывается в новых специ­фических морально-психологических условиях умственной де­ятельности. Меняется ритм умственного труда, отдыха и сна, становятся непривычными методы и формы обучения, появля­ются новые психические эмоции и состояния. Учебная нагр /з-ка, превышающая в течение четверти 10 часов в сутки, в период экзаменов увеличивается до 15 часов. Кроме того, сам экзамен вызывает у студента проявления стрессового характера. Мно­гие недосыпают в течение учебного года, тем более в период экзаменов. Наг помощь приходит психология.

Одна из важнейших задач учебного заведения - формиро­вание способности студента к психическому 1 самоуправлению. Умению управлять своим психическим состоянием и поведе­нием нужно настойчиво учиться. Важно понять, что психичес­кое состояние человека связано с осмысленной деятельностью. Вместе с тем психическое состояние, сопровождающее умствен­ный труд, может быть в одних случаях близким к дремотному, в других - внутренним напряжением напоминать экстаз 2.

Психические состояния, являясь фоном, на котором проте­кает умственный труд и жизнь студента, во многом определя­ют сознание, поведение и деятельность, функционирование орга­низма и мозга. Повседневная практика свидетельствует о том, что продуктивность умственного труда определяется интенсив­ностью сопровождающих его психических состояний. Михаил Зощенко по этому поводу писал: «Скажем, мало кому известно о том, что наш организм может работать на разных скоростях (как любая машина), причем часто большая скорость не явля­ется вредной, а, напротив, чрезвычайно полезной и даже благо­детельной. Случайно или по целому ряду обстоятельств чело­век, расходующий незначительное количество энергии и живу­щий, так сказать, в медленном темпе, так и продолжает жить, совершенно не предполагая, что он может создать энергию зна­чительно большую...

Интересно отметить, что не только отдельного человека, но и целый народ... можно перевести на другую скорость, хотя бы


и весьма непривычную. Для этого необходимо прежде всего расстаться с прежними привычками и выработать новые, кото­рые, утвердившись, создают новую, повышенную работу орга­низма» '. Интенсивность, повышенная умственная работа сту­дента находит свое отражение в таких понятиях, как умствен­ная энергия, напряжение духа, внутренние усилия, духовная работа. Регулировать свое психическое состояние по собствен­ному желанию, научиться умению управлять собой, своими вза­имоотношениями с другими людьми и поведением позволяет оказывать целенаправленное влияние на интеллектуальную де­ятельность и предохраняет от нервно-психических перегрузок и заболеваний.

Психическое состояние - это временное состояние психи­ки, влияющее на протекание психических процессов и проявле­ние свойств личности. Психическое состояние, закрепляясь в учебной деятельности, может приобретать устойчивые черты характера личности.

Особым видом психических состояний являются страс­ти, т.е. сильные, длительные, устойчивые чувства, связанные с каким-нибудь интересом, стремлением, деятельностью. Так, мож­но иметь страсть к науке, искусству, спорту. Бывают страсти, которые губительно отражаются на психическом и физичес­ком состоянии личности. Среди них курение, алкоголь, нарко­тики, азартные игры.

Стресс (англ. stress - давление, нажим, напряжение) как термин предложен канадским патофизиологом Гансом Селье г, означает неспецифический ответ организма на любое предъяв­ленное ему требование, используется для обозначения обшир­ного круга состояний человека, возникающих в ответ на разно­образные экстремальные воздействия (стрессоры).

Стрессор - фактор, предъявляющий повышенные требова­ния к жизнедеятельности организма. В зависимости от вида стрессора и характера его влияния выделяют физиологический и психологический стресс. Психологический подразделяется на информационный и эмоциональный стресс. Информационный стресс возникает в ситуациях информационных перегрузок, когда, например, учащийся не справляется с задачей, не успевает при­нимать верные решения в требуемом темпе при высокой степе­ни ответственности за последствия принятых решений.


Сама по себе познавательная деятельность - это уже стресс, связанный с напряженной умственной работой, поиском исти­ны. Действительно, накануне экзамена и во время его испыты-вается эмоциональное напряжение. Однако оно краткосрочно и в случае удачной сдачи экзамена заканчивается положитель­ной эмоцией.

Надо сказать, что экзамен - не лучшее средство в оценке знаний, навыков и умений. Настоящие знания приобретаются в повседневном учебном труде, а не в период предэкзаменаци­онного аврала. Поэтому во многих учебных заведениях меня­ется существующее положение, повышается контроль за теку­щей успеваемостью. Рубежный контроль дает возможность ра­ботать в течение учебного года ритмично. Как указывал акаде­мик П. Анохин, никакой сумасшедший ритм современности, никакая острота нервных переживаний не могут вызвать ги­пертонии, если это именно ритм, если периоды наибольшего напряжения чередуются с периодами покоя. В средней и выс­шей школе должны быть созданы такие условия, при которых деятельность учащегося не выходила бы за рамки положитель­ного стресса Ч

Эмоциональный стресс может быть и часто бывает отрица­тельным. Он угнетает, оказывает пагубное влияние на здоро­вье. Появляется такой стресс в ситуациях угрозы, опасности, обиды, ожидания неудачи и называется дистресс (англ. distress — горе, несчастье, недомогание, истощение, нужда).

Что же происходит, если психическое состояние не регули­руется, а воздействие стрессора становится излишне сильным или длительным?

В первую очередь развивается состояние длительного эмо­ционального стресса, т.е. интервалы между стрессами сужают­ся за счет удлинения, затягивания самой стрессовой реакции. Возникают неврозы, представляющие собой состояние хрони­ческого эмоционального стресса, а затем и другие заболевания, о которых говорят, что они «возникли на нервной почве»: ги­пертония, желудочные язвы, аритмия сердца и др.

В современном мире число людей, в том числе старше­классников и студентов, страдающих неврозами, постоянно рас­тет. Чаще всего невроз провоцируется не интеллектуальным, а


эмоциональным перенапряжением. Сегодня распространенной причиной, порождающей эмоциональный дистресс, является низкий уровень культуры взаимоотношений, в частности взаи­моотношений преподавателя и студента. Можно привести мно­жество примеров, показывающих неумение, а порой и незнание учащимся, как себя вести в той или иной ситуации, как дос­тичь контакта с преподавателем, разрешить какую-либо про­блему.

Умение управлять своим психическим состоянием пред­полагает не снижение эмоционального возбуждения, а его оп­тимизацию.

Формирование умения управлять своим психическим со­стоянием, т.е. умения поддерживать себя в рамках оптимума, снимать эмоциональную напряженность — одна из задач прак­тических занятий психорегулирующей тренировки. Особенно в этом нуждаются студенты с высоким уровнем тревожности. Они тяжелее других переносят высокую нервно-психическую нагрузку, сопровождающую экзамен.

Чтобы избежать таких эмоциональных состояний, надо научиться управлять уровнем эмоционального возбуждения, сознательно приводя его к оптимальному. Одни могут держать себя в руках, другим это дается с трудом, третьи совсем не могут у

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.