Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

АКМЕОЛОГИЗАЦИЯ УМСТВЕННОГО ТРУДА



Глава 1

Истинные изменения наступят толь­ко тогда, когда люди начнут работа' ъ над тем, чтобы самим становиты я честнее, благороднее, управлять со­бою... словом, стать образцом.

Мрахам Ливанов

Сегодня качество высшего образования зависит не только и не столько от объема знаний, а от способности студента ориен­тироваться в информации, технологиях, в мирэ вещей, от умения самостоятельно учиться, самостоятельно принимать решения, иметь конкретный результат, способность и умение делать новое дело. Образование должно стать непрерывным процессом самопозна­ния, самоощущения, самообновления, самосовершенствования себя. Сегодня наша планета гибнет от экологического кризиса. Спасти ее новыми технологиями не удается. Спасать ее нужно через самого человека. Это его искаженное представление о месте человека и его роли в природе так изменило ее. Поэтому тайна выживания человеческого рода заключена в самом человеке, в его отношении к природе, измененной им самим.

Вернуться от познания природы вообще к познанию при­роды самого себя; вернуться от преобразования природы ради себя к преобразованию себя ради жизни и продуктивной дея­тельности.

Исходное начало, на котором должно строиться образова­ние, самоусовершествование современного человека, - минимум преобразования природы при максимуме преобразования чело­века. Сложившееся столетиями образование,, ориентированное на производство человеком вещей, пришло в противоречие с современной технологической эпохой, где на передний плен выдвигается способность каждого к производству новых тех­нологий - новых способов, новых правил действий, творигь собственные возможности, активно и результативно занимать­ся самосовершенствованием.


В литературе существуют одновременно два понятия -«культура умственного труда» и «культура учебного труда». Культура умственного труда выступает в роли общей катего­рии по отношению к культуре учебного труда и рассматривает­ся как система, входящая в состав двух суперсистем - ум­ственный труд и культура личности.

КУЛЬТУРА УМСТВЕННОГО ТРУДА - это качество лич­ности, характеризующее уровень развития ее интеллектуаль­ных, познавательных, исследовательских и организационно-технических сторон, обеспечивающих рациональность и высо­кую продуктивность умственной деятельности.

Умственная деятельность, уровень умственного труда, каче­ство интеллекта не фиксированная величина. Ее можно повы­шать, и к этому надо стремиться. Интеллектуальная культура, как и многие другие компоненты культуры личности, не явля­ется чем-то, что может быть увидено, измерено и перемещено. Интеллектуальная культура проявляется в том, как человек реагирует на окружающий мир, как он себя ведет, как трудит­ся. Так, если студент живет в среде, богатой источниками сти­муляции и возможностями для развития, то его интеллект бу­дет развиваться быстро. Основным препятствием на пути со­вершенствования интеллектуальной культуры является, как правило, не недостаток способностей педагога, студента, а не­умение эти способности правильно использовать.

Сегодня мы знаем, что головной мозг представляет собой сложную систему, насчитывающую миллиарды нейронов. Каж­дый нейрон связан с сотнями других, количество связей одного нейрона колеблется от ста до десяти тысяч. Отсюда интеллек­туальная культура зависит не от количества клеток головного мозга, с которым человек рождается, а от количества клеток, которые он использует в процессе мыслительной деятельности, самосовершенствования и достижения высот творческого само­развития, формирования профессиональной зрелости. В после­дние годы это приобретает все большую теоретическую и прак­тическую актуальность и подтверждается самим формирова­нием акмеологии как особой междисциплинарной отрасли зна­ния и приобретения ею социального статуса.

Слово «акмеология» восходит к греческому «акме», про­исходящему в свою рчередь от слова «ахіз» (острие) и означаю-


щему: «высшая степень чего-либо, цвет, цветущая пора»; «en акту eihal» («быть в акме»), что означает «быть в полном цвете, на высшей степени развития» г .

Акмеологичность как признак вершинности в реализации творческого потенциала человека присутствовала на всех эта­пах земной цивилизации.

Само понятие «акимеология» впервые было введено в 1928 году для обозначения особого раздела возрастной психологии -психологии зрелости, или взрослости. Символично, что появле­ние этого термина относится к периоду бурного интеллекту­ального и социального поиска 1920-х годов.

Б.Г. Ананьев в своей книге «Человек как предмет позна­ния» (1968) указал место таким образом понимаемой акмео-логии в системе наук о человеке, поместив ее в разряд «педаго­гика - акмеология - геронтология». Б.Г. Ананьев глубоко опи­рался на принцип развития в своей концепции оытопсихологии, сутью которой являлось исследование бытия человека как инди­вида и личности, субъекта и индивидуальности в онтогенезе 1.

Конечным продуктом развития человека, полагал Б.Г. Ананьев, является обретение им собственной индивиду­альности, когда он становится субъектом своего жизнетворче-ства, самостоятельного, глубоко осознанного выстраивания сво­его жизненного пути. Такая индивидуальность представляет собой систему, которая интегрирует важнейшие свойства лич­ности, присущие определенному конкретному человеку. Само­сознание индивидуальности - это внутренний мир человека, который постоянно, активно, сознательно работает.

Изучая человека как целостную систему, Б.Г. Ананьев де­лает вывод о том, что активная опора на законы развития человека позволяет более успешно управлять самосовершен­ствованием личности, прицельнее корректировать проявление того или иного свойства, с более тесной привязкой к личност­ным и субъективно-деятельностным характеристикам и их взаимосвязям строить процесс обучения и воспитания, предот­вращать раннее старение, выводить развитие каждого человека на самосовершенствование - на уровень действительного акме.

В более широком значении акмеологию следует рассматри­вать как науку об условиях успешной деятельности зрелой


личности, о становлении вершин профессионального мастерства. Е.И. Степанова рассматривает зрелость как расцвет творчес­ких сил человека, проявляющийся в его активном отношении к жизни, в результате которого создаются материальные и ду­ховные ценности общества1.

Объектом акмеологии является человек, его самодвижение к зрелости, самореализация, самосовершенствование личности и профессионализма.

Совершенно иной научный статус акмеология приобретает как только ее объектом становится мастерство учебной дея­тельности, профессионализм (акме), уже с точки зрения кото­рой акмеологией привлекаются к рассмотрению и исследуются различные стороны взрослого человека, характеристики его ду­ховного мира, условия воспитания и образования, способы и развернутые технологии осуществления им своей профессио­нальной деятельности, способы и уровень овладения ими, но теперь уже строго в перспективе выявления, изучения и даль­нейшего практического использования различного рода факто­ров, способствующих повышению профессионального мастер­ства, достижению вершин профессионализма.

Существенное отличие акмеологии от психологии, педаго­гики и др. состоит в том, что акмеология целенаправленно вы­деляет профессионализм и воздействующие на него факторы в качестве предмета его исследования, где ключевым является по­нятие продуктивности и уровня профессионализма.А.А. Дер-кач и Н.В. Кузьмина выделяют такие исследования в особую акмеологическую науку - акмеологию самосовершенствования и коррекции профессиональной деятельности2. При этом по­нятие профессионализма должно быть, конечно же, соответству­ющим образом специфицировано.

Предметом акмеологии является саморазвитие зрелого человека; самореализация в процессе познания и созидатель­ной деятельности на пути к высшим достижениям (верши­нам); закономерности обучения вершинам жизни и профессио­нализма в деятельности; самообразование, саморганизация, са­мокоррекция, самосовершенствование под влиянием новых тре­бований, идущих как извне, от современной культуры, науки,


техники, профессии, так и особенно изнутри, от собственных потребностей «* способностей ** ценностей.

Акмеология исследует истинного человека как субъект учебно-познавательной, педагогической, творческой, профессио­нальной и управленческой деятельности. Здесь рассматривает­ся зрелость как центральный момент в развитии студента, как расцвет его способностей и возможностей, как потребность и способность к самосовершенствованию (физическому, психичес­кому, интеллектуальному, нравственному, эстетическому, рито­рическому, профессиональному) средствами самообразования, самоорганизации, самоуправления, самокоррекции, руководите­лем собственной деятельности.

Приведенные признаки зрелости дают основание увидать главный ее признак — высший уровень продуктивной деятельно­сти личности, вершина профессионализма (акме).

Сегодня требуется новый тип работника — профессиональ­но компетентного, владеющего разнообразными видами деятель­ности в новых условиях, обладающего необходимыми личност­ными качествами, такими, как мобильность мышления в быст­ро меняющихся условиях, творческий подход к нестандартным ситуациям, высокое достоинство, гражданственность, государ­ственность, социальная ответственность и др.

В этой связи вырисовывается важность акмеологизагиивысшего образованиякак основного пути к элитному высшему учебному заведению, где ядромпрогрессивного образования яв­ляется человек, его природный механизм.

Отсюда архиважная задача студента — самостоятельно при­вести себя к самообразованию, самосовершенствованию.

1.1. Самосовершенствование культуры умственного труда

В обществе все совершается людьми, и люди не могут со­вершенствовать общественную жизнь, не совершенствуя самих себя. Стремление к самосовершенствованию естественно, око в значительной степени свойственно подавляющему большинству студентов. Всегда хочется быть чем-то большим и иным, чем есть, и так как это хотение есть само его существо, то можно утверждать, что каждый есть больше, чем то, что он есть.


В связи с этим возникает вопрос: как же реализовать это стремление, хотение, возвышение? Ведь часто, желая изменить себя к лучшему, организовать свой умственный труд по луч­шим образцам, невозможно достичь продуктивной учебно-по­знавательной деятельности, а затем оправдываешь свою сла­бость обстоятельствами жизни.

Есть ли ВЫХОД из этого положения? ВЫХОД есть. Но он не так прост и не так ясен, как, может быть, хотелось бы.

Только в процессе культуры человек - высшая ценность, мера вещей. Культура - резервуар, в котором накапливается, сохраняется, передается от поколения к поколению информа­ция. Вместе с тем творчество, продуктивное мышление, трудолю­бие, вера, любовь, счастье, ответственность, честь, достоинство -есть та жизненная сила, которая одухотворяет. Поэтому если хочешь стать личностью высокой культуры, стать профессио­налом (акме), то нужно учиться жить по законам природы.

Природа подарила человеку фундаментальный механизм жизни, познания профессиональной деятельности в виде трех «лучей»: .

Эти три луча живут в каждом. Человек всегда ищет, как удовлетворить свои потребности, где и как освоить, реализовать способности и овладеть высшими ценностями культуры, образ­цами жизни на Земле. В триаде «потребность - способность -решимость» заложена тайна, величие культуры и акмеологии, определяющей готовность к самосовершенствованию культуры умственного труда.

Суть культуры умственного труда - понять, какие челове­ческие потребности ценятся обществом, а следовательно, какие потребности следует в себе развивать.' Культура умственного


труда не в использовании имеющихся потребностей, а в их развитии, начиная с личных потребностей.

Потребность — это нужда в чем-либо, особое психическое состояние человека, ощутимое или осознаваемое как «напря­жение», «неудовольствие». Каждый индивидуум имеет пять наиболее важных потребностей: кем-то быть, что-то иметь, что-то делать, что-то знать, что-то чувствовать. Последнее занима­ет особое место. Эстетическая потребность в своем глубоком значении - это в высшей степени человеческая форма потреб­ления, которая дает максимальную радость человеку. Но в то же время эта потребность неотделима от личной ответственно­сти за сохранение красоты земной, за выполнение морального долга по защите и расширению масштабов добра и красоты. Потребность осознается как желание познавать, поступать, дей­ствовать.

Вся жизнь человека сводится к получению удовольствия от удовлетворения потребностей. Потребности, связанные друг с другом иерархически и эволюционно, занимают место соот­ветственно своей силе и важности - от физиологических до самосовершенствования своего умственного труда. Американ­ский психолог А. Маслоу (1908-1970) подчеркивал: «...Все эти потребности могут рассматриваться как всего лишь ступе­ни лестницы, ведущей к самоактуализации, которая может вклю­чать в себя и удовлетворение основных потребностей»1. Само­актуализация означает тенденцию к реализации внутреннего потенциала способностей человека, то есть самореализацию. Это желание человека стать всем, чем он способен стать.

Какие же потребности заставляют человека с самого рож­дения строить свою жизнь как процесс решения усложняю­щихся жизненных задач совместно с другими людьми? Это зна­чит: чтобы управлять собой и другими, надо знать и понимать свои потребности.

Каковы потребности человека? Это:

♦ потребность жить и обеспечивать свою жизнь. Эта группа по­требностей названа «витальные потребности», или первичные. Они проявляются в двух видах - «для себя» (лично) и «для своих» (для продолжения рода);


♦ потребность занять определенное место в обществе. Эта груп­
па названа «социальные потребности», или вторичные. Они
базируются на правах и обязанностях и тоже выступают в

• Двух видах — «для себя» (мои права) и «для других» (мои обязанности);

♦ потребности познавать и преобразовывать как внешний окру­жающий мир, так и внутренний духовный человека. Эта груп­па потребностей получила название «идеальные», или базо­вые; . .

♦ удовлетворение всякой потребности требует преодоления пре­пятствий - воля. Воля всегда выступает слитно с какой-либо потребностью, усиливает ее, придает ей устойчивость. Воля имеет первостепенное значение во многих областях деятель­ности: учеба, наука, искусство, управление, спорт;

♦ потребность в компетенции или вооруженности. Потребнос­ти в вооруженности наращиваются у человека с рождения и всю последующую жизнь.

Потребности «воля» и «вооруженность» подкрепляют лю­бую потребность. Если нет воли, никакая потребность не мо­жет быть осуществлена, если нет потребности в вооруженности (наращивании системы знаний, навыков, умений, благородных привычек, личного опыта, мастерства) — усилия будут или му­чительны, или напрасны.

Если в основе жизни лежит потребность, если каждый че­ловек - букет или определенная композиция потребностей, со­четание таких потребностей создает его неповторимый дух, ду­ховный мир, его уникальную духовность.

Очевидно, что к духовности следует отнести ту группу по­требностей, которая стремится к познанию, истине, добру, красо­те, самоактуализации, самосовершенствованию.

Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, фор­мированием, социализацией.

Совершенствование существует только и исключительно как самосовершенствование. Здесь личность - субъект — является в то же время и объектом. Человек меняет самого себя, притом меняет по собственному свободному решению и в соответствии с тем идеалом, который сам себе создает. Самосовершенство­ваться может тот, у кого есть своя природа, свое общество, свои мысли, своя Душа — вселенная.


Таким образом, самосовершенствование есть духовно-нрав­ственная деятельность. Оно поднимает человека до общечзло-веческих высот, что требует много усилий, и трудиться над етим приходится всю жизнь.

Это трудная, творческая, интеллектуально-нравственная работа, и начинается весь этот процесс с того, что личность сама ставит перед собой задачу: быть чище, духовно богаче, стре­миться к совершенству, стать высококультурной личностью в высоком смысле слова.

Самосовершенствование - процесс, который включает в себя:

♦ потребность в поиске смысла жизни;

♦ потребность в другом человеке, в людях;

♦ потребность в самоутверждении.

Данные способности откристаллизированы и закреплены ПРИРОДОЙ в генотипе человека на протяжении миллионе лет его развития.

Глубинное удовлетворение потребности в поиске смысла жизни возможно, если ставить перед собой вопросы: «Кто я? Откуда я? Как устроен я? Зачем, для чего, для кого я? Каким я могу стать?» Поиск ответов на эти вопросы и есть внутренняя духовная работа (создание образа собственного Я), в результате которой получаешь решение возникающих в жизни задач, что активизирует познавательную деятельность.

. В этом случае образование есть процесс поиска смысла жизни. Возможности на пути самосовершенствования культу­ры умственного труда неисчерпаемы, но для этого важно и нужно только осознать свою «незавершенность», то есть не считать процесс духовного саморазвития законченным, не успокаш ать-ся на том, чего достиг, а намечать новые рубежи.

Сумма всех возможностей, имеющихся у человека, всегда больше реализованной их части, тем более в юности. Превра­щение способностей и возможностей в действительность связа­но с деятельностью людей. Человек постоянно сталкивается с проблемой выбора, когда он должен отдать предпочтение о;;ной из существующих возможностей.

Потребность в другом человеке, в людях развивается бла­годаря преодолению усложняющихся жизненных задач, для решения которых нужны согласованные действия, возникает подъем жизненной энергии каждого, обусловленный резонан-


%м человека на человека. Сила и мощь способного к едине­нию с другими определяются законом кооперации. Поэтому ■Чля обладающего кооперативным мышлением, кооперативным дознанием нет неразрешимых задач. Он берется не просто за те ^йдачи, которые может решить сам, а за те, которые поставили Ситуация, время, культура, история, эпоха.

Потребность в самоутверждении можно решить по-разно-\у. Наиболее распространенный способ - силой. Второй способ Чожно назвать самосжиганием. Третий способ - «хочешь стать Мастером — зажигай других». Он более прост и более сложен, ^бо требует большой, благородной души, способной зажечь души Людей. Этот способ самоутверждения является выражением Принципа самой Природы.

Наука и образование в настоящем и в обозримом буду-Идем отличаются высоким динамизмом. Быстрое обновление систем знаний требует столь же быстрого обновления содержа­ния, форм обучения, формирования культуры личности. Перед студентом и педагогом стоит задача — формировать и постоян­но совершенствовать свои природные способности к учению, к самостоятельной работе. Отсюда: следует учиться овладевать культурой умственного труда как постоянно развивающимся и совершенствующимся социальным явлением. Овладение науч­ными формами самосовершенствования есть процесс реализа­ции способностей.

Способности - динамическая функциональная структура личности, определяющая качество усвоения знаний, овладения навыками, умениями, действиями и выполнение человеком оп­ределенной профессиональной деятельности. Способности су­ществуют только относительно определенной деятельности. Меняется время, наука, техника, претерпевает изменение и ум­ственная деятельность, а вместе с ними усложняются и необхо­димые способности.

Способности - это личность в ее продуктивности. Способ-ности, существующие как потенциальные, становятся актуаль-ными, когда проявляются и формируются в познавательной и профессиональной деятельности.

Все способности человека могут быть классифицированы в ч£тыре группы: элементарные, сложные, общие и частные.

Элементарными общими способностями, присущими всем л^одям, хотя и в разной степени, являются познавательные спо-


собности отражать мир: ощущения, восприятия, представления, внимание, память, воображение, мышление, речь. Они позволя­ют анализировать, ставить цель, прогнозировать, планировать, принимать решения, организовывать реализацию принятых ре­шений.

Каждое элементарное проявление этих способностей явля­ется соответствующим действием, выполняемым с различным чувственным, мыслительным, волевым успехом. Эти способнос­ти лежат в основе всех других, в том числе и познавательных способностей.

Элементарными частными способностями, свойственны­ми уже не всем людям и имеющими у различных лиц большие индивидуальные особенности, являются более сложные свой­ства личности, такие, например, как слух, глазомер, творчество, критичность мышления, решительность, настойчивость, смыс­ловая память, оперативная память и т.д. Столь сложные свой­ства проявляются в соответствующей специфической деятель­ности, качество которой и зависит от этих особенностей лич­ности.

Сложными общими способностями, которыми в той или иной степени наделены все люди, являются способности к об­щечеловеческим видам деятельности - учению, труду, обще­нию, игре, нравственной и этической деятельности. Каждая из этих способностей представляет собой сложную структуру свойств личности.

Сложные частные способности развивались в истории че­ловечества сначала к ремеслам, а потом к профессиям. Их и называют профессиональными, специфическими, социальными, особенными. Именно к ним относятся управленческие: про­гностические, конструктивные, организаторские, коммуника­тивные, воспитательные, рефлексивные.Иногда о способнос­тях говорят, когда они исключительные или проявляются как одаренность, талант, гениальность.

Одаренность — совокупность ряда способностей, обуслов­ливающая особенно успешную познавательную деятельность. Одаренность обычно проявляется в наличии разносторонних способностей.

Талантом называют такую совокупность способностей, ко­торая позволяет получать продукт деятельности, отличающий­ся оригинальностью и новизной, высоким совершенством и


общественной значимостью. Особенность таланта — высокий уровень творчества при выполнении умственной деятельности. Творчество порождает нечто новое, никогда ранее не существо­вавшее. Оно ориентировано не на приспособление к сложив­шимся конкретно социальным, психологическим установлени­ям, а на их преобразование, нередко связанное даже с риском.

Гениальность — высшая степень развития таланта, позво­ляющая осуществить принципиально новое в той или иной сфере деятельности. Творчество гениального человека имеет для общества историческое значение.

Все виды способностей не даются человеку в готовом виде. Они развиваются, совершенствуются в реальной жизни, по­знании и профессиональной деятельности.Обучение человека развивает у него различные способности. Если любить свою профессию, стремиться овладеть культурой, то способности раз­виваются скорее и лучше.

Благодаря способности трудиться человек развивается, со­вершенствуется. При этом, чем больше каждый из нас преуспе­вает в развитии своей сугубо человеческой способности тру­диться, тем более надежную почву обеспечит для своего буду­щего, будущего своих детей, общества в целом, в котором жи­вет, радуется, страдает, которому служит.

Успех самосовершенствования зависит от многих факто­ров. Среди них первостепенная роль принадлежит активной познавательной деятельности, предпочтение самообучения обу­чению. Можно научиться чему-либо лишь самообучаясь. Толь­ко в этом случае происходит значимое, полезное, результатив­ное обучение, так как вовлекает всего человека, его трепет мыс­ли ичувства, волю, убеждения, отношения, поступки. При та­ком самообучении становишься более самостоятельным, твор­ческим, нравственно свободным, ответственным, опирающимся на себя. Главными при этом являются самооценка и самокри­тика.

Условием успеха является сосредоточенность. Концентра­ция внимания - это и есть сила ума, суетливость - слабость ума. Важно уметь настроить, активизировать работу своего мозга. Мозг - главный мощный источник энергии, а энергия - это жизнь. Умный может и обязан идтивперед.

Я хочу - Я умею! . ......... ..,....,... .,..._„. ,,_...„._.__

Я могу - Я делаю!


У меня все получится!

Я могу тщательно, взвешенно принимать решения и реали-зовывать!

Я четко знаю и выполняю факторы, определяющие Успех (рис. 1.1).

Рис. 1.1. Факторы, определяющие успех:

а- анализ г- решения

>, б - цель д - реализация

в - план е - результаты
ж — анализ деятельности и результатов

Мы живем в эпоху информационного взрыва и стреми­тельного технического прогресса, поэтому важно учиться гово­рить себе: «Я хочу! Я могу! Я делаю!»

При этом каких-либо сверхчеловеческих усилий не требу­ется. Надо делать то, что вполне по силам и вызывает эмоцио-• нально-эстетическое удовлетворение. Мысли — это сила, а сам i ,.• ты являешься тем, о чем ты думаешь. То, что ты думаешь о других, как эхо возвращается к тебе. Преуспевающий человек излучает силу, энергию, уверенность, умеет направлять и удер-.... живать внимание на себе и благодаря этому имеет успех.


Духовное состояние определяется мыслями, которые исхо­дят из его сердца. Каждое глубокое воздействующее внушение исходит из сердца и обращено к сердцу. Постоянное повторе­ние какой-либо идеи приводит к вере, далее - к убеждению. Убеждение приводит к действию. Действие дело делать - это успех. Вера, надежда, любовь повторения действий - ведут к мастерству.

Я хочу, я могу, я делаю — есть созидательная энергия. Сила, которая побуждает постоянно самосовершенствоваться, - воля.

Воля — проявление жизненной энергии, которая действует в каждом из нас. Тот, кто мыслит, говорит: «Я хочу», так как по-настоящему живут только созидающие.

Чем в большей степени использовать свои способности, тем в большей степени будет совершенствоваться культура умствен­ного труда: тренировки — упражнения — повторения, здесь лю­бые способности раскрываются только при их использовании.

Мыслящий, мудрый человек работает над собой, над своей культурой личности, культурой мышления и управляет исхо­дящим от него излучением. Он живет и управляет с чувством и сознанием: «Ничто не меняется, кроме меня самого», и вос­принимает этот процесс как свои успехи. Благодаря позитив­ному воздействию-излучению на окружающих и возникающей положительно-обратной связи образуются новые положитель­ные цепочки.

Наш мозг в состоянии вырабатывать мысли, которые пред­ставляют собой огромный силовой потенциал. Это энергия, спо­собная многое сдвинуть и изменить. Чем интенсивнее мысль, тем больше энергии, способствующей активной работе над со­бой и влиянию на других, тем больше успех. Мы расстаемся со своими дурными привычками, растем, раскрываем свои способ­ности, обретаем духовную свободу, обретаем себя.

Итак, в самосовершенствовании культуры мышления фун­даментальными являются: потребность (хочу), которая преоб­разуется в способность (могу) и обрастает решимостью (дело делаю).

Закон «трех лучей» — это и есть готовность быть личнос­тью высокой культуры.


Готовность — это потребность (хочу) + способность (могу) + решимость (дело делаю). Все наши программы по подготовке руководителей построены, к сожалению, на формировании знаю, но они не оснащены хочу, умею, дело делаю. В результате воз­никает мир студентов, не желающих и не решающихся на са­мостоятельные поступки. Мы сами таковы. Мы сами — резуль­тат такого процесса.

Решимость - это проявление энергии действия. Опыт по­казывает: когда студент начинает жить на основе понимания готовности - с ее учетом и формированием нового уровня го­товности, то он начинает двигаться в своем развитии активно и продуктивно. Ни один студент с традиционными методами обучения не успевает за требованиями времени.

Готовность — понятие, обозначающее главное свойство, ка­чество студента, понятие, с которого начинается и которым за­вершается процесс самосовершенствования культуры умствен­ного труда.

♦ К чему готов студент сегодня? Какова у него структура по­требностей?

♦ Какова у него структура способностей по отношению к этим потребностям?

♦ Какова воля студента, его решимость? Что он готов совершить в жизни, познании, профессиональной деятельности?

♦ Как согласованы три луча: Потребность ** Способность «-» Решимость? Нет ли между ними дисгармонии?

Человек — решатель проблем, а его ум — запоминающий, хранящий, решающий проблемы. Ум, который сам умеет ис­кать проблемы в жизни. Важно самому выделять проблему из гущи событий, исследовать ее, оценить с позиции бытия, на­учиться выбирать из нескольких проблем одну, самую суще­ственную, актуальную — все это связано с самим студентом, как субъектом самосовершенствования.

2.2. Объект самосовершенствования

Дорога к успеху проходит через сознательную, целенаправ­ленную, систематическую работу над собой и развитие тех спо­собностей, которые когда-то возвысили нас над мамонтами и сейчас, в XXI веке, стали особенно актуальны.


Как это возможно?

В переводе на акмеологический язык эти способности мо­гут стать и быть только в развитии, и не просто в развитии, а в саморазвитии, в развитии собственной самости, в развитии са­мого себя. Принципы саморазвития, самосовершенствования в акмеологии - это главное ценностное основание всех наших знаний именно о человеке. Он развивается по законам разви­тия природы, и по законам развития общества, и по законам развития человека под влиянием образования и самого себя.

В современной акмеологии достаточно определенно пола­гается, что развитие человека, его способностей — одновременно и естественный, и искусственный (управляемый) процесс.

Развитие может осуществляться по сущности природы ~ как созревание и рост органических структур и функций; и описываться соответственно в акмеологии прижизненно реали­зуемой биогенетической программой. Но оно же может рас­сматриваться и как искусственная специально организуемая деятельность - по сущности социума, как деятельность фор­мирования культурообразных способностей, как упорядоченная совокупность способов и средств целевой деятельности. Тради­ционные педагогические представления о развитии, как прави­ло, ограничиваются двумя этими трактовками.

Однако в общее представление о сущности развития необ­ходимо ввести третье представление о самосовершенствовании как о кардинальном структурном преобразовании своей соб­ственной самости, как о скачке в общем ходе развития, кото­рые не сводятся ни к естественным, ни к искусственным интер­претациям. Речь должна идти о развитии человека, о самосо­вершенствовании как фундаментальной способности человека становиться и быть подлинным субъектом собственной жиз­ни: способности превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования самого себя. Здесь глав­ным вопросом является вопрос о самости (субъективности) человека. То, что она есть, — это слишком хорошо известно каждому из нас, но чем она есть в своей действительности и как она возможна в своей заданности — может открыться толь­ко в практике нашей жизни, в процессе учебного труда.

Необходима специальная теория общего хода развития че­ловека как субъекта собственной жизни, в основу которой должны быть положены категории, охватывающие разные сто-


роны этого развития: его объект (что развивается?), его меха­низм или движущие силы (как нечто развивается?), вектор развития (куда нечто развивается?), результаты развития (во что нечто развивается?).

Прежде всего человек - это существо сознательное, способ­ное отдавать себе отчет о самом себе (т.е. рефлексивное), и деятельное (способное к осознанному преобразованию). Имен­но сознание и деятельность есть основополагающие характери­стики человеческого существования, определяющие его «чело­вечность». Кроме того, важно учитывать фундаментальное об­стоятельство: это то, что живет человек прежде всего в системе реальнопрактических, живых связей с другими людьми - в общ­ности.

Таким образом, общность, сознание и деятельность - все­общие способы бытия человека, основания его жизни, задаю­щие и весь набор собственно человеческих характеристик этого бытия.

Здесь исходным является деятельное бытие, главный ре­зультат которого - субъективность человека; уровень, масш­таб, тип его субъективности: субъектность в сознании (само­сознание), субъектность в общности (самобытность), субъект­ность в деятельности (самодеятельность).

Это и есть обретение человеком образа человеческого во времени, истории и пространстве культуры. Освоение культуры человеком происходит в процессе всей его жизни. Главный результат - культура личности, культура профессиональной деятельности, основными характеристиками которой являются позитивность в отношении к культурному контексту, успеш­ность в деятельности и жизни, творческая направленность и рефлективность.

Позитивность студента в отношении к культурному кон­тексту означает, что такой студент обладает познавательными способностями к продуктивному культурному существованию через определенный культурный образ жизни, к определенному умению приобщать других к верховным ценностям культуры путем возвышения человеческого достоинства каждого.

Успешность студента определяется его способностями, по­зволяющими успешно реализовать смысл обучения - повыше­ние жизненного уровня, улучшение физического, психического, духовно-нравственного оздоровления.


Главным результатом самосовершенствования студента является творческая самореализующаяся личность. Успешный характер самореализации этой личности определяется сформи­рованными у нее качествами. Человек культуры - человек в культуре, вошедший с ней (и по поводу ее проблем) в творчес­кий с собой и другими процесс. Студент не отвечает за генотип человека, но приобщение себя и других к культуре и обществу, то есть культуризация и социализация человека - сфера его компетентности.

2.3. Самосовершенствование есть жизнь в идеале

Сегодня обществу нужны интеллигентные профессионалы, выражающие в своих делах дух времени. Нужны профессиона­лы яркие, оригинальные, знающие, думающие, мудрые, автори­тетные, харизматические.

Студенты - труженики в сфере мысли - наиболее удачли­вы в своем деле. Они способны окрылять, увлекать личным примером; они знают «болевые» точки людей, способны и уме­ют оказывать влияние на их настроение. В этом случае ум­ственная деятельность носит оптимистический характер. И главная трудность заключается в том, что культурология, акмеология как науки должны быть не о том, что есть, как любая наука о природе, а о том, как должно быть. Отсюда: человекоориентированное образование должно строиться на ценностных основаниях.

Важнейшую ценность славянской культуры можно выра­зить словами А.С. Пушкина «в самостояньи человека - залог величия его». Самостоятельность, самобытность, самосознание, самодеятельность человека, индивидуальность и уникальность, его личностный способ жизни, профессиональной деятельности являются фундаментальными ценностями европейской культу­ры. Именно они определяют смысл, содержание культуры, успех любой профессиональной деятельности и являются исходным началом духовно-нравственного и физического оздоровления общества. Речь идет о самосовершенствовании человека прежде всего как фундаментальной способности становиться и быть подлинным субъектом своей собственной жизни.


Самосовершенствование предполагает формирование новых качеств, а следовательно, преодоление отсталых взглядов, пред­ставлений, «замшелых» стереотипов, вредных привычек, робос­ти мысли, рабской психологии, слабоволия. Самосовершенство­вание ведет к сознанию и чувству патриотизма, к повышению гражданской смелости, принципиальности, ответственности за порученное дело, за собственное достоинство, к трудолюбию и кровной причастности к процессам, происходящим в обществе.

Здесь самосовершенствование можно определить как про­цесс приближения личности к идеалу посредством сознатель­ных, целенаправленных, систематических усилий с целью улуч­шения своего поведения и деятельности.

Процесс самосовершенствования включает: личность - иде­ал — самосознание — деятельность. Первый момент — личность, в которой происходит определенная трансформация — это про­цесс развертывания духовной культуры в человеке, процесс реа­лизации своих возможностей.

Второй момент процесса - идеал совершенства, которое мож­но определить как максимум духовного богатства, гармонию духа, целостность и устойчивость личности. Истина, Добро, Кра­сота, Вера, Надежда, Любовь — источники, питающие представ­ление об идеале совершенства.

Третий момент в процессе самосовершенствования - само­сознание. Оно контролирует течение всего процесса - вплоть до практических шагов на новом жизненном пути. Самосовер­шенствование есть самореализация, самоутверждение своего истинного «Я».

В современных условиях основное звено - совершенствова­ние профессионализма, особенно в управленческой и педагоги­ческой деятельности. Сегодня общество испытывает острую нужду в хороших работниках, в мастерах своего дела. В дея­тельности профессиональные качества органически связаны с общим уровнем духовного развития.

Почему сегодня мы должны думать, говорить, писать о са­мосовершенствовании? Безусловно, потому, что этоготребует уникальная ситуация дальнейшего развития общества.Наука обнаружила и обосновала, что в самосовершенствовании кро­ются резервы того самого человеческого фактора, без которого не мыслится развитие экономики, социальной сферы, роста куль­туры, органического взаимодействия людей.


Культура есть совершенствование, облагораживание физи­ческих и главным образом духовных сил человека и общества, культивирование духа, т.е. процесс и результат образования и воспитания.

Культура в широком смысле означает возделывание, обра­батывание, совершенствование, т.е. именно культура создает лич­ность, именно культура делает один народ непохожим на дру­гой, определяет его неповторимое лицо. Отсюда ее стратегичес­кая задача — подъем общего культурного уровня через созда­ние принципиально новых форм деятельности, способствую­щих привлечению к работе как можно большего количества людей, выступающих за возрождение и развитие национальной культуры.

Н.К. Рерих слово «культура» толковал как слияние двух основ: культ — почитание и ур - свет. Получается: почитание Света. Он считал, что «лишь привнесение Света уничтожает тьму». Именно это и является главной стороной культуры, т.е. привнесение Света во все сферы жизни и деятельности челове­ка и в первую очередь в управленческую и педагогическую.

Культура - своего рода призма, сквозь которую преломля­ется и высвечивается все, что человек собой представляет. Это творческий принцип жизни человека и общества в целом; не просто умение, доведенное до уровня искусства, а нравственно обусловленная цель. Культура — понятие всеобъемлющее; тут и уровень мысли, и труда, и питания, и быта, и экологии, и политической дискуссии, и отношений между людьми, и отно­шение к женщинам и детям. Без этого не может быть цивили­зованной страны.

Человек начинается с первого культурного акта, выражен­ного в разумной деятельности. Из этого, как из крошечного зернышка, брошенного на благодатную почву нашей планеты, в течение тысячелетий выросли могучее древо познания, связан­ное с человеческим интеллектом и воплощенное в науке; об­щественные отношения с чувством нравственности, составляю­щие предмет этики, а также огромный мир искусства, порож­денный присущим человеку чувством гармонии и красоты и составляющий предмет этики. Несомненно, культура, вырастая на материальной основе и неуклонно расширяя ее, тем не ме-


нее проявляет свою сущность именно в области духа, что нахо­дит выражение в совершенствовании самого человека.

Человек может быть творцом своего здоровья, творцом силы и красоты духа. Этому можно инужно серьезно учиться, ис­пользуя опыт, накопленный мировой и национальной культу­рой. Творение себя, постоянная работа над собой, чтобы сде­лать себя лучше и человечнее, — вот основополагающая цель нашей жизни и деятельности. Поэтому самосовершенствова­ние есть повышение степени человечности в человеке.

Прежде всего необходима качественная ступень образова­ния - культуроемкая. Сегодня востребована педагогика взрос­лых и набирающая социальный статус акмеология. Отсюда цель совершенствования системы непрерывного повышения квали­фикации управленческих кадров и повышения качества обра­зования - привести человека ксаморождению, самосовершен­ствованию. Иэто возможно, если органически соединить, свя­зать образование и акмеологию на базе: человек — оригиналь­ный природный саморазвивающийся механизм = потребности ** способности ** ценности.

Базовым условием культуры умственного труда является глубокое фундаментальное образование, получив которое чело­век способен дальше самостоятельно работать, учиться и пере­учиваться. Он знает законы природы, законы развития обще­ства, умеет логически рассуждать, анализировать и связывать факты, принимать решения, изучать явления с научной точки зрения. Как никогда осознается роль и значение культуры и образования, которые рассматриваются в качестве главного ус­ловия социально-экономического прогресса. Уровень образова­ния руководителей и педагогов является важнейшим факто­ром устойчивого развития страны. В этом смысле образование -это образ жизни студента. Именно такие студенты, когда они становятся руководителями, сферу образования населения дер­жат среди своих приоритетов.

Научить учиться, заниматься всю жизнь самосовершенство­ванием - вот основной смысл современного образования. Се­годня важно понять ипринять к действию: именно выпускни­ки высшей школы, овладевшие культурой, могут сыграть реша­ющую роль в духовном возрождении, в движении общества по пути прогресса.


Самосовершенствование личности — это реальный процесс становления человека, содержащий такие особенности, которые никак не умещаются в рамки того, что именуется воспитанием, формированием, социализацией. Воспитание и самосовершен­ствование имеют существенные различия между собой.

Во-первых, воспитание представляет собой сознательное, целенаправленное, систематическое воздействие на человека с целью выработки качеств и свойств, необходимых обществу. Оно носит адаптивный характер и достаточно жестко детерми­нировано наличными формами деятельности (и в этом смысле вторично), самосовершенствование личности - самоценный про­цесс. Здесь действующая личность - сама себе закон. Самосо­вершенствование представляет собой такое развитие личности, которое заключает свои цели в себе. В процессе воспитания личность усваивает законы, которые мир - природа иобщество -предписывают ей. В процессе совершенствования личность сама задает законы миру. Совершенство представляет собой завер­шенность, абсолютную полноту, законченность, такое состояние, которое предполагает образ, эталон, идеал.

Во-вторых, воспитание дифференцированно и может быть однобоким, частичным. Часто, например, физическое воспита­ние оторвано от нравственного, а они оба - от эстетического и т.д. Самосовершенствование - деятельность, исходящая из це­лостного, единого, неделимого образа человека, процесс возвра­щения человека к самому себе, возвышения личности до уров­ня человек — мера вещей.

В-третьих, самосовершенствование есть жизнь в идеале. Если в ходе воспитания человек становится собой, то в ходе самосовершенствования он поднимается над собой, становит­ся другим.

В-четвертых, воспитание основано на четком разделении объекта и субъекта. Оно построено так, что одни воспитывают других: родители - детей, старшие - младших, учителя - уче­ников, преподаватели - студентов, руководители - подчинен­ных и т.д.

Если перейти на обыденный, понятный всем язык, то само­совершенствование для студента - это прежде всего самостоя­тельная, добровольная реализация способностей, размышлений, ценностных и волевых устремлений личности. Надо начинать


с малого, без чего нельзя добиться большого успеха. Легче из­менить к лучшему какие-то отдельные качества, относящиеся к умственной деятельности, саморегуляции, запоминанию, рабо­те с книгой, самостоятельному обучению. Здесь тоже, конечно, не так все просто. Требуются большая настойчивость, упорство, время, чтобы достичь желаемого результата. Но, только добив­шись хоть каких-то результатов, можно укрепить веру в воз­можность самосовершенствования и рассчитывать на большее.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое акмеология?

2. Данные каких наук использует акмеология?

3. В чем единство и различие между воспитанием и самосо­вершенствованием?

4. Определите два понятия: «культура умственного труда» и «культура учебного труда».

5. Назовите основные компоненты готовности студента к учеб­ной деятельности.

6. Какие потребности заставляют студента строить свою учебу как процесс решения усложняющихся задач совместно с дру­гими?

7. Структура способностей. /,.;.';

8. Студент как субъект самосовершенствования.

9. Что значит для студента жизнь в идеале?


Глава 2

САМОРАЗВИТИЕ

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ

ПРОЦЕССОВ

Труднейшая задача в наши дни зак­лючается не в том, чтобы познать и использовать окружающую природу, а в том, чтобы понять механизмы свое­го собственного поведения и научить­ся ими управлять.

Ф. Бич

Человек! Сколько таинственного, содержательного, велико­го и мелочного, разумного и дикого, сильного и слабого, доброго и злого скрывается за этим уникальным, интересным словом.

И в зависимости от того, какие из этих сторон будут боль­ше проявляться в нем, тем он и станет. Каждый человек есть уникум. У каждого человека есть свои способности, цели, цен­ности, которые отличают нас друг от друга.

Однако в одном все люди сходятся. В стремлении к успеху и счастью, в желании быть значимым, уважаемым и обеспечен­ным человеком. Для достижения успеха личность должна вы­работать в себе соответствующие качества и отвечать всем тре­бованиям новой эпохи.

2.1. Человек — уникальный природный саморазвивающийся механизм

Что же такое человек? В работах, посвященных проблемам личности, как правило, употребляются понятия человек, инди­вид, личность.

Если проследить за фактическим употреблением данных понятий, легко заметить, что в большинстве случаев они исполь­зуются как синонимы. На самом деле между ними нет полного тождества, а, наоборот, существует определенное различие.


Человек — высшая ступень живых организмов на Земле, субъект общества, деятельности и культуры 1. Продукт биоло­гической эволюции - вид Homo sapiens - человек разумный, одаренный речью, имеющий нравственность, совесть... Но, имея принадлежность к единому виду, люди разнообразны. И в этом одна из данных нам ценностей - человеческая индивидуаль­ность, личность. Понятием индивид обозначают человека как единичного представителя рода, понятие же человек выражает общую, родовую сущность и может употребляться в качестве обобщающего понятия.

В известном смысле могут различаться также понятия че­ловек и личность. Например, младенца нельзя назвать личнос­тью, ею он становится в процессе развития в социальной среде.

Личность (лат. persona - маска) - весь человек как сово­купность (его тела, образа и духа), как нечто единственное и неповторимое. Личность представляет собой многогранное, мно­гомерное, многообразное, многозначимое во всех сферах образо­вания: от физической сути - природы, до духовной сущности -культуры. Личность обладает даром памяти, мышления, речи, способностью создавать орудия и пользоваться ими в процессе труда; субъект культуры, высшее из земных созданий, одаренное разумом, имеющее нравственные универсалии: добро, зло, долг, справедливость, ответственность, честь, достоинство, совесть...

Кто и каким образом дал человеку все эти дары? Жизнь зародилась в первичном океане и прошла там определенные фазы развития. Затем она «выплеснулась» на сушу, где воз­никли млекопитающие, вплоть до человека.

Согласно новейшим исследованиям в области генетичес­ких2 механизмов биологической эволюции жизнь - гигантская биохимическая лаборатория, лестница все усложняющихся су­ществ, которую венчает Феномен Человека, мыслительный ап­парат которого с точки зрения его материальной организации сложился еще у людей каменного века и с тех пор не претерпел • существенных изменении 3. Вся последующая цивилизация .


«впитывалась» в это устройство и создавалась человеком в про­цессе и на основе развития материального производства.

Большой интерес представляет проблема космического бы­тия человека. Есть ли в космических пространствах разумные существа, подобные роду Homo sapiens, или жизнь во Вселенной — редкое, может быть даже уникальное явление?

Не случайно древние греки называли человека микрокос­мом. Внутренний духовный мир человека способен вместить в себя всю Вселенную, охватить прошлое и оставить неисчерпае­мый запас сил на будущее. Всеобщая, универсальная связь, су­ществующая в мире, раскрывает один из важнейших аспектов единства мира. В познавательном отношении связующим цен­тром всего мироздания выступает сам человек.

Я связь миров, повсюду сущих, Я крайняя степень вещества; Я средоточие живущих, Черта начальна божества... х

В державинских строках угадывается идея единства живой и неживой материи, поскольку человек представляет лишь край­нюю степень вещества, т.е. высокоорганизованную материю -человеческий мозг.

Отсюда вытекает мысль, что появление человека во Все­ленной не случайность, а, как все в объективном мире, законо­мерный процесс. Человек явился в этот мир для выполнения сложной вселенской функции — поддержания гармонического равновесия в природе. Для выполнения такого сложного пред­назначения человек и был соответственно «сконструирован». Биоз (живая материя) и социум (общество) создали универ­сальный отражательный аппарат, способный в принципе охва­тить весь мир. Для взаимодействия с окружающей средой че­ловек наделен психикой (лат. психе - душа) - специальным аппаратом для отражения (лат. рефлекс) реальной действи­тельности и регулирования организма в соответствии с отра­женными свойствами внешней среды.

Отражение мира человеком обеспечивается следующим механизмом: от сверхсложной, тончайшей системы — мозга — ко всем органам тела тянутся тончайшие нити - нервы, кото-


рые связаны с органами так, что воздействие на любой орган обязательно передается во все остальные и доходит до мозга.

Рефлекторная деятельность человека (и только человека)

осуществляется в двух режимах: запрограммированном самой

природой (безусловные рефлексы, инстинкты) и выработанном

в процессе жизни человека (условные рефлексы, знание, опыт,

; профессионализм и т.д.).

i Безусловные рефлексы управляются подсознанием ~ чув-

ственное познание (интуиция, эффект, сновидение, телепатия и т.д.), отражение без контроля и оценки.

Условные рефлексы управляются и формируются сознани­ем. Сознание - высшая форма духовной активности, способ­ность идеального воспроизведения действительности в мышле­нии. Сознание представляет собой результат отражения внеш­него мира в голове человека. Однако сознание человека не яв­ляется пассивным. Сознание - это активный, конструктивно-творческий процесс. Речь идет о том, что сам процесс отраже­ния имеет творческий характер. Мир как бы заново творится, пересоздается (в смысле его модели, конечно) в каждой голове.

Каким же образом происходит процесс отражения мира, процесс познания, как заниматься саморазвитием познаватель­ных способностей?

Процесс познания проходит две ступени или реализуется в двух формах - чувственной и рациональной. Чувственное по­знание — это непосредственное, живое созерцание действитель­ности (на уровне ощущений, восприятий, представлений). Чув­ственное познание дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.

Однако на этом уровне мы не можем реализовать всю по­знавательную программу, нацеленную на раскрытие глубинных связей и отношений в окружающем нас мире.

Рациональное познание отражает объективный мир глуб­же, полнее, вернее. Мысли человека, как бы отталкиваясь от конкретно-чувственной действительности, поднимаются все выше по ступеням абстракции1, на уровне внимания, памяти, вообра­жения, мышления, речи, используя формы рационального по­знания: понятия, суждения и умозаключения. Реальный про­цесс познания всегда представляет собой единство чувственной


и рациональной ступени. В любой области науки, искусства, художественной литературы чувственное познание усиливает­ся мощью абстрактного мышления.

Конечно, не следует думать и считать, что все природное уже имеется в человеке в завершенном виде. Данное от приро­ды нужно воспитать, развить, испытать, совершенствовать са­мому человеку и делать это с готовностью, целеустремленно, сознательно, систематически, всю жизнь. Склонности, задатки, способности, талант, полученные от рождения, - личная соб­ственность человека. И уже во власти человека, как распоря­диться своим богатством: приумножить его или растерять в бездействии, лени и безответственности за самого себя.

Природа, щедро одаряя человека, дала ему великое и благо­родное богатство: механизм отражения - познания, дар хоро­шо мыслить, красиво говорить, уметь общаться, отлично дело делать, которое способно обеспечить полноценную, комфортную, радостную жизнь при одном условии - жить человек в природе должен по ее законам, через диалог человека с природой, обога­щающий духовные связи человека с миром. У природы есть свой язык - восходов и закатов, шумящих лесов и росистых трав, гладь голубых озер и рек, далеких горизонтов, мерцающих голубых и синих звезд, ливней и гроз, белоногих пущ берез... Природа — мать и отец, вечный самый внимательный собесед­ник, всепонимающий, доброжелательный, чуткий, отзывчивый. Человек говорит с природой, как с живым разумным, гармонич­ным существом: он ведет диалог с самим собой, проецируя свои мысли и чувства на гигантский экран природы и прини­мая их обратно в преобразованном, обновленном виде.

Человек ищет и находит в природе самого себя. И чувства, и разум человека не просто существуют. Их бытие возможно лишь в движении, в непрерывном, постоянном созидании, тво­рении, познании и одновременно в саморазвитии познаватель­ных способностей.

2.2. Саморазвитие чувственной ступени познания

Способность к восприятию информации, умение ее обраба­тывать, понимать - основание умственного труда. Процесс по­лучения информации прокладывает нейронные дорожки в мозг,


что расширяет возможности интеллектуального развития. Здесь совокупность познавательных процессов человека определяет его интеллект.

Интеллект - глобальная способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо справляться с жизненными обстоятельствами, способность адаптироваться к окружающей среде.

А.Ф. Лазурский сформулировал три основных уровня ак­тивности:

♦ низший: человек неприспособлен, среда подавляет познава­тельные процессы малоодаренного человека;

♦ средний: человек хорошо приспосабливается к среде и нахо­дит место соответственно своему внутреннему складу;

♦ высший: характеризуется стремлением переделать окружа­ющую среду.

Отражение человеком мира происходит с помощью позна­вательных процессов. Познавательные процессы - исходные в духовной жизни личности. Именно они обеспечивают отраже­ние реальной жизни и выступают в качестве регуляторов пове­дения и деятельности (рис. 2.1).


Каждый познавательный процесс носит личностный харак­тер: в нем неизбежно отражается личность с ее индивидуаль­ными, неповторимыми особенностями. Вместе с тем познава­тельные процессы (независимо от личности) обладают общими особенностями.

Чувственная ступень познания — это непосредственное, живое созерцание и отражение действительности (на уровне ощущений, восприятий, представлений, внимания). Такая сту­пень интеллекта дает живую, многокрасочную, многозвучную картину мира.

2.2.1. Саморазвитие ощущений

Одна из самых острых жизненных потребностей человека — в нормальном потоке ощущений (внешних, внутренних), кото­рые питают мозг, доставляют ему необходимые живительные впе­чатления в виде света, цвета, звука, запаха, вкуса, температуры.

Свет - состояние, противное тьме; то, что дает возмож­ность видеть; сотрясение мельчайших частиц вещества; тон­чайшее вещество, разливаемое всюду солнцем и огнем.

Цвет — свойство света, вызывающее определенные зритель­ные ощущения в соответствии со спектральным составом от­ражаемого излучения: вид краски, масть, колер, цветок.

Звук — воспринимаемое слухом физическое явление, по­рождаемое колебательными движениями частиц воздуха; чле­нораздельный элемент человеческой произносимой речи; упру­гие волны, распространяющиеся в газах, жидкостях, твердых телах и воспринимаемые ухом человека и животных.

Запах - дух, благовоние, вонь, что слышится обонянием; свойства веществ, воспринимаемые обонянием.

Вкус — ощущения, возникающие при содействии различ­ных растворимых веществ на вкусовые рецепторы, расположен­ные в языке; чувства понимания прекрасного, возвышенного, изящного, приличия, угодливости для глаз; возможность на­слаждаться чем-то.

Температура - физическая величина, характеризующая состояние термодинамического состояния системы; степень на-


греваемости тела; степень тепла, мера жары и холода; природа человека, сообразно с основными качествами души - темпера­мент Ч

Как же происходит процесс ощущения? Он вызывается вне­шним раздражителем (предметом, явлением, процессом), ока­зывающим воздействие на наши органы чувств: глаза, уши, поверхность кожи и др. Например, луч света, который упал на сетчатку глаза, вызывает в ней возбуждение, а когда оно по нервным каналам проходит в кору больших полушарий мозга, возникает зрительное ощущение. Ощущения обеспечивают наш мозг информацией и тем самым позволяют человеку жить (са­морегулироваться, самоуправляться, саморазвиваться, самосовер­шенствоваться) в конкретных ситуациях. Ощущения и обеспе­чивают основу ориентировки организма в сложном окружаю­щем мире.

Каковы закономерности процесса ощущений, которые дол­жен учитывать человек?

Главным показателем работы органов чувств является способность ощущать - чувствительность, которая определяет­ся минимальным порогом ощущения. Следовательно, надо стре­миться, чтобы выделение окончаний в устной речи, величина и цвет знаков на схеме, размеры изображений на доске обеспечи­вали надпороговое воздействие на слух, зрение и другие органы чувств. В противном случае возникнут предпосылки неполно­го отражения информации.

Доказано, что игнорирование этих закономерностей порож­дает то, что до 70 % сообщаемой информации не достигает сознания человека.

Качество ощущения зависит от различительной чувстви­тельности органов чувств (которая характеризуется минималь­ной величиной различия между раздражителями), впервые за­мечаемой человеком. Например, при изучении языка некоторые учащиеся долгое время не могут овладеть правильным произ­ношением звуков вследствие недостаточной различительной чувствительности слуха.


Существует и максимальный порог ощущений, т.е. опреде­ленный предел величины и силы раздражителя, сверх которого он перестает адекватно ощущаться. Например, звуковые коле­бания силой более 120 дБ ощущаются уже как болевые. Так, ныне рок-музыка атакует детей едва ли не с пеленок, обруши­вая на них оглушительные ритмы, которые образуют некий фон, на котором дети растут. Отсюда и результат: у многих людей равнодушное отношение к музыке. Серьезное беспокой­ство вызывает дефицит культуры, многочисленные проявления бессердечия, апатии, равнодушия, агрессивности к людям. Эту духовную и, как следствие, душевную глухоту в значительной степени связывают с художественной неразвитостью и безгра­мотностью.

Дальновидные и предприимчивые японцы пришли к выво­ду, что чрезмерное увлечение поп-музыкой не только расстраи­вает психику, вызывает угнетенное состояние, опустошает, но и резко снижает производительность труда, рождает безответствен­ность за себя, за дело, которым занимается человек.

При быстром темпе чтения книги, устной речи человек мо­жет не различать отдельных слов, а в конечном счете искажен­но понимать смысл. Поэтому рекомендуется выдерживать темп изложения на уровне 70-80 слов в минуту, предельным явля­ется темп 120 слов в минуту.

Чувствительность человека очень высока, но не является постоянной, застывшей, неизменной и может еще более разви­ваться, увеличиваться, достигая иногда удивительных высот. Чувствительность может саморазвиваться:

♦ раздвижением границ чувствительности (уменьшение ниж­него и увеличение верхнего его порогов, а также увеличение порога различения); все это называется саморазвитием точ­ности ощущений;

♦ сохранением чувствительности (адекватности реакций) в сложных условиях, в условиях помех (это называется разви­тием помехоустойчивости ощущений);

♦ путем средств управления чувствительностью и создания ус­ловий, которые можно разбить на две группы: объективные и субъективные.

К первой группеотносятся условия среды и прежде всего условия деятельности человека. Развитие чувствительности под влиянием деятельности доказано эмпирически и эксперимен-


тально. Длительные занятия работой, требующей остроты ощу­щений, повышают чувствительность. .Зсли обычно люди могут различать всего несколько оттенков черного цвета, то профес­сионалы, занимающиеся окраской тканей, различают до 60 от­тенков черного цвета; опытные водители на слух, по едва уло­вимому шуму мотора, могут обнаружить неполадки в нем. Му­зыканты прекрасно различают звуки по высоте тона.

Ко второй группе относятся средства:

психологические (обострение чувства долга, ответственности, повышение интереса и мотива, поднятие настроения и т.д.);

физиологические (гимнастические упражнения, бег, плавание, обтирание и обливание холодной водой);

специальные (тренировка органов чувств специальными уп­ражнениями). Например, вестибулярная тренировка у води­телей. Производится 30-секундное круговое вращение голо­вой, сменяется получасовым качанием, затем вводится вновь 30-секундное вращение;

фармакологические (чай, кофе, алкоголь, наркотики) - если чай, кофе при соблюдении меры несколько повышают порог ощущений, то алкоголь, наркотики парализуют их. Алкоголь нескольк

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.