На практике не употребляются такие понятия, как прибавочная стоимость, норма или масса прибавочной стоимости. Зато распространены термины «прибыль», «процент», «рента» и т.п. И это не случайно, система производственных отношений такова, что прибавочная стоимость, будучи результатом эксплуатации наемного труда капиталом, всегда остается «за кадром», а внешне проявляется в прибыли и других своих формах.
Так в чем же разница между понятиями «прибавочная стоимость» и «прибыль»? Особенностью прибыли как формы прибавочной стоимости состоит в том, что она предстает как порождение не переменного, а всего авансированного капитала.
Излишек выручки над затратами капитала, предстающий как приращение всех авансированных средств, получил на практике название прибыли (р). Таким образом, действительный источник прироста капитала, природа прибавочной стоимости вуалируется: они уже не выступают как результат эксплуатации наемного труда.
Вместо прибавочной стоимости (m) в ней появляется прибыль (р).
Учитывая то, что часть стоимости товара равна сумме затраченного на его производство постоянного и переменного капитала (т.е. с+v=k), стоимость товара будет иметь вид:
превращение прибавочной стоимости в прибыль означает и трансформацию нормы прибавочной стоимости в норму прибыли.
Если норма прибавочной стоимости ( ) выражает степень возрастания переменного капитала, то норма прибыли ( ) характеризует выгодность применения всего авансированного капитала:
Прибыль представляет собой конкретную цель, к которой стремится каждый капиталист, а издержки производства – затраты на достижение этой цели.
Прибыль выполняет две важнейшие функции:
1) характеризует конечные финансовые результаты деятельности предприятия, размер его денежных накоплений;
2) является главным источником финансирования затрат на производственное и социальное развитие предприятия.
Основной принцип деятельности фирмы состоит в стремлении к максимизации прибыли. По этой причине прибыль выступает основным показателем эффективности производства.
С развитием рыночных отношений происходит расширение традиционного понимания прибыли, сводившегося к разнице между доходами и издержками. Это соответствовало «бухгалтерскому» определению прибыли.
где БП – бухгалтерская прибыль;
TR – валовой доход;
БИ – бухгалтерские (явные) издержки.
С переходом к рынку, кроме бухгалтерской, определяют и «экономическую» прибыль.
где ЭП – экономическая прибыль;
ВИ – внутренние (неявные) издержки.
Для фирмы очень важной является экономическая прибыль как превышение дохода фирмы над всеми произведенными ею затратами. К последним относятся не только издержки на производство, а и потерянный доход от нереализационных видов деятельности и доходов, ожидаемых от тех видов деятельности, которыми фирма занимается реально.