Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Полномочия и организация деятельности парламента



Традиционночетырьмя важнейшими направлениями деятельности парламента считаются:

• представительство народа;

• принятие законов;

• участие в формировании других государственных органов (например, правительства, судов и т. д.);

• контроль за деятельностью других государственных органов.

Данные направления, как и другие, более детально проявляются в полномочиях парламента. Полномочия - это те вопросы, по которым парламент имеет право принимать решения.

В зависимости от объема полномочий выделяются парламенты:

• с абсолютно неограниченными полномочиями;

• с абсолютно ограниченными полномочиями;

• с официально неограниченными, но фиктивными полномочиями;

• с декоративными полномочиями.

Абсолютно неограниченные полномочияозначают то, что парламент может принять к своему рассмотрению любой вопрос, который не относится к компетенции других государственных органов. Фактически это признание верховенства парламента среди других государственных органов. Указанной компетенцией обладают, в частности, парламенты Великобритании и Италии.

Однако даже абсолютно неограниченные полномочия на деле ограничены:

• правом вето со стороны главы государства на законы (которое может быть и не преодолено);

• возможностью досрочного роспуска парламента;

• решениями конституционного суда (иных судов) о признании неконституционным акта парламента.

Подобные полномочия обычно характерны для парламентов в парламентарных республиках.

При абсолютно ограниченных полномочияхпарламент имеет право решать только те вопросы, которые прямо указаны в конституции и законах, и никакие больше. Указанными полномочиями, например, обладает парламент Франции. Данный тип полномочий обычно характерен для парламентов в президентских республиках.

Официально неограниченные, но фиктивные полномочиябыли присущи парламентам стран тоталитарного социализма. «На бумаге» такие «парламенты» (например, Верховный Совет СССР) обладали всей (!) полнотой государственной власти, но на деле самостоятельно использовать свои полномочия не могли, поскольку были «приводными ремнями» партийно-государственной машины. Парламенты стран тоталитарного социализма находились под полным контролем правящей коммунистической партии и по прямому указанию партии и ее лидера узаконивали партийные решения.

Парламенты с декоративными полномочиямивстречаются в ряде стран с диктаторскими режимами и в авторитарных монархиях Персидского залива. В таких странах парламент не имеет ни официальных, ни фактических полномочий, часто назначается монархом или диктатором и выполняет консультативные функции.

Независимо от того, абсолютно неограничены или ограничены полномочия парламента, мировая практика выработала необходимый минимум полномочий, который присущ всем парламентам в демократических цивилизованных странах. Назовем их типичными полномочиями современных парламентов.Это:

• принятие законов;

• утверждение кандидатуры на пост премьер-министра, предлагаемой обычно главой государства, иногда - утверждение министров;

• вынесение вотума недоверия правительству;

• ратификация международных договоров;

• принятие государственного бюджета и контроль за его исполнением;

• формирование счетной палаты либо иного органа, осуществляющего контроль за финансами;

• избрание генерального прокурора;

• избрание судей верховного суда либо иных высших судов;

• избрание судей конституционного суда либо их части;

• проведение парламентских расследований;

• решение вопроса об импичменте высших должностных лиц;

• иные полномочия.

Если парламент двухпалатный, то полномочия могут делиться между палатами. Обычно нижняя палата принимает законы, утверждает правительство, выносит ему вотум недоверия, а верхняя - избирает генерального прокурора, формирует высшие суды, окончательно решает вопрос об импичменте, ратифицирует международные договоры.

В мировой практике имеется институт делегированного законодательства,когда парламент передает главе государства или правительству часть своих полномочий (чаще всего это принятие актов, имеющих силу закона, по вопросам, либо не урегулированным правом, либо не терпящим отлагательства).

Делегированное законодательство оправдано, поскольку некоторые вопросы (например, экономические) нуждаются, с одной стороны, в срочном решении, а с другой - законодательного оформления.

Парламент, как правило, работает сессионнои собирается на 2 сессии в год - осеннюю и весеннюю, длящиеся обычно 4 месяца. Между сессиями большинство парламентов не работает - депутаты находятся в округах или на отдыхе.

В парламентах Испании и Португалии создаются «мини-парламенты», которые заменяют парламент в межсессионный период, обеспечивая его круглогодичную работоспособность. Это положительный опыт, который в будущем, возможно, пригодится и другим странам.

По-иному работают парламенты стран тоталитарного социализма. Весь парламент собирается только 1 раз (или 2 раза) в год на короткие сессии (по 2-3 дня) и утверждает принятые в течение года решения своего рабочего органа.

Рабочий орган - малочисленная коллегия, избираемая из состава парламента, которая работает между сессиями и принимает оперативные решения (в том числе и законы). Это Президиум Верховного Совета СССР, Государственный Совет на Кубе (в прошлом - в ГДР и Болгарии), Постоянный Комитет в Китае и Вьетнаме.

Различается и статус депутатаклассических и социалистических парламентов.

В классических парламентах демократических государств депутаты обычно работают на профессиональной основе и имеют свободный мандат. Это означает, что:

• депутат представляет весь народ, а не только выбравших его избирателей;

• депутат не связан волей своих избирателей;

• невозможен досрочный отзыв депутата.

В действительности свободный мандат имеет свои ограничения. Избрание депутата часто зависит от его работы с конкретными избирателями и от поддержки партии. Поэтому, будучи свободным, депутат все равно должен считаться с мнением конкретных избирателей и подчиняться партийной (фракционной) дисциплине.

Депутаты социалистических парламентов, как правило, работают на непостоянной основе и совмещают депутатские функции с основной работой. Помимо этого они имеют императивный мандат:

• представляют интересы конкретных избирателей;

• в своих решениях подчинены им и ответственны перед ними;

• обязаны выполнять наказы;

• могут быть досрочно отозваны избирателями.

В большинстве демократических государств депутаты обладают иммунитетом и индемнитетом.

Иммунитет - неприкосновенность депутата, включающая невозможность его уголовного преследования без разрешения палаты. Иммунитет имеет свои плюсы и минусы. Плюсы иммунитета в том, что он обеспечивает свободу деятельности депутата, не позволяет властям «расправиться» с депутатом уголовно-правовыми мерами.

Минус заключается в том, что иммунитет может стать защитой, «панцирем» для совершения противоправной деятельности, самоцелью для представителей криминального мира.

Депутатский иммунитет был оправдан в XVIII - XIX вв., когда парламенты боролись против абсолютизма. В настоящее время наметилась тенденция постепенного отказа от иммунитета, поскольку он нарушает принцип равенства всех перед законом.

Индемнитет - это:

• во-первых, неответственность депутата за свои высказывания и голосования в парламенте;

• во-вторых, денежное жалование за депутатскую деятельность и иные привилегии.

В современных развитых государствах парламентарий - одна из самых уважаемых, престижных и высокооплачиваемых профессий. Например, зарплата члена Конгресса США равна примерно 150 тыс. долларов в год.

Основными формам» депутатской деятельностиявляются:

• работа в округах: встречи с избирателями, выявление их проблем и проблем округа, их решение;

• участие в работе сессий парламента (в обсуждении вопросов, голосованиях);

• направление вопросов правительству;

• интерпелляции;

• работа в комитетах и комиссиях;

• участие в деятельности партийной фракции.

Интерпелляция - это вопрос к члену правительства с получением ответа. Ответ, например министра, ставится на голосование в парламенте. Если парламент голосует утвердительно (то есть парламент удовлетворен ответом), то министр остается в должности. Если парламент голосует против утверждения (неудовлетворен ответом министра), то министр уходит в отставку.

В развитых демократических странах интерпелляция - сильное средство парламентского контроля за деятельностью других государственных органов.

9. Парламенты (либо их палаты) имеют регламенты, избирают свои руководящие органы: председателя (спикера), его заместителей, постоянное бюро и т. д.

В палате парламента из числа депутатов создаются комитеты и комиссии(их обычно 10-20) по различным направлениям, в которых готовятся, прорабатываются решения, проходит «жизнь» парламента между пленарными заседаниями.

Судебная власть

Судебная власть - одна из трех ветвей единой государственной власти. Судебная власть обладает спецификой, сильно отличающей ее от двух других ветвей:

• судебная власть не создает нормативно-правовых актов (подобно законодательной (законы) и исполнительной (указы главы государства, постановления правительства), а применяет право, созданное ими, - главным образом конституцию, гражданские, уголовные и иные законы;

• делает это в строго процессуальной форме;

• судебную власть могут осуществлять не все граждане (как законодательную и исполнительную при попадании в соответствующие органы), а лишь специально подготовленные (с юридическим образованием) и отвечающие другим высоким требованиям государственные чиновники - судьи, наделенные полномочиями в особом порядке;

• если законодательную и исполнительную власти уполномоченные граждане исполняют временно, в течение ограниченного срока полномочий, то судьи, как правило, исполняют свои функции пожизненно;

• судебная власть имеет вторичный характер - она обеспечивает нормальное функционирование законодательной и исполнительной властей, «подпирает» их, обеспечивает исполнение их решений и порядок в обществе.

Судебную власть в большинстве стран осуществляют исключительно специализированные государственные органы - суды, образующие соподчиненную иерархию:

• на нижней ступени находятся суды самой мелкой административно-территориальной единицы, например района, а также простые граждане, наделенные судейскими полномочиями, - мировые судьи, рассматривающие незначительные дела;

• далее идут суды более высоких административно-территориальных единиц;

• высшей судебной инстанцией большинства судебных систем является верховный суд.

Традиционносудопроизводство осуществляется по следующим видам:

• гражданские дела;

• уголовные дела;

• экономические споры (арбитраж);

• семейные дела;

• трудовые дела;

• административные дела.

Конституционная юстиция,осуществляемая, как правило, конституционным судом, в одних странах входит в общую судебную систему (например, в ФРГ), в других - выделена в особый институт, сосуществующий с судебной системой.

Административная юстиция решает споры между гражданами, с одной стороны, и государственными органами - с другой. Данный институт судебной власти отсутствовал в СССР, многих социалистических странах и отсутствует во многих постсоветских государствах, хотя в большинстве стран административные суды существуют наряду с судами общей юрисдикции и играют важнейшую роль в судебной системе, жизни общества и государства.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.