Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

Парламент как законодательный орган



Парламентом(от французского слова parler и латинского parlare - говорить) в современном мире именуется высший законодательный и представительный орган государства. Данный орган (либо орган, похожий на него) имеется практически во всех государствах мира.

Считается, что первым парламентом мира был британский парламент, созданный в 1265 г., то есть в XIII в. (Однако ряд народов, например исландцы, считают, что их парламент - Альтинг - древнее британского.) Схожий с парламентом орган - Сенат - существовал и в Римской империи.

Повсеместное распространение парламента началось с эпохи Великой французской революции 1789 г. и войны за независимость США конца XVIII в. и продолжалось до первой мировой войны 1914 - 1918 гг. Однако парламенты XIX в. имели особенность: как правило, они были построены по цензовому принципу и в них могли избираться только представители буржуазии. Соответственно, главной целью парламентов конца XVIII - начала XX вв. была борьба за ограничение власти монарха и защита интересов буржуазии.

В 20-е - 60-е гг. XX в. роль парламентов резко снизилась. Они либо стали декоративными, ни на что не влияющими органами в фашистских странах и странах тоталитарного социализма, прикрытием для диктатуры партии и ее вождя, либо были подавлены исполнительной властью в демократических государствах (например, в Великобритании и Франции).

С конца 60-х гг. XX в. начался процесс возрождения парламентаризма, который продолжается по сей день. Парламенты постепенно «отвоевывают» новые полномочия и стали главным органом в системе государственных органов большинства развитых стран. Во многом процесс возрождения парламентов был обусловлен следующими факторами:

• избирательное право (как активное, так и пассивное) получили не только мужчины, но и женщины;

• ликвидированы многочисленные цензы (имущественный, ценз грамотности и т. д.), что превратило парламент из органа, выражавшего интересы лишь меньшинства общества (что было главной причиной повсеместного падения его авторитета после первой мировой войны), в действительно всенародный орган;

• средства массовой информации усилили интерес граждан к деятельности парламента;

• выборы в парламент (по крайней мере, в нижнюю палату) стали свободными, прямыми, равными и тайными;

• совершенствовались избирательные системы, структура парламентов и порядок их работы;

• парламенты сами стали завоевывать авторитет, работая более ответственно и профессионально.

Современный парламент, как правило, имеет однопалатную или двухпалатную структуру. Однако встречаются парламенты и с большим количеством палат. Например, парламент ЮАР имел трехпалатную структуру (по расовому принципу), а парламент Югославии - шестипалатную (по профессиональному принципу). Но это исключение из правил. Такие парламенты показали свою, нежизнеспособность, уступив место «классическим» однопалатным и двухпалатным.

Однопалатные (монокамеральные) парламентыобычно существуют в небольших по территории и населению унитарных государствах, например в Швеции, Латвии, Литве, Эстонии, Венгрии, Болгарии, Греции, Словакии, Португалии и других странах.

Однопалатные парламенты имеют свои достоинства:

• просты и компактны;

• обычно избираются всем населением страны напрямую;

• как правило, имеют большие полномочия;

• часто избирают президента и формируют правительство, ответственных перед парламентом;

• все депутаты имеют равный статус;

• быстрее принимаются решения;

• проще законодательный процесс.

Тем не менее, у однопалатных парламентов есть свои недостатки:

• недостаточно представлены территориальные единицы государства;

• отсутствует противовес в виде второй палаты;

• существует опасность радикализации парламента, усиления партийного засилья;

• парламент может противопоставить себя другим государственным органам и взять на себя все функции.

Двухпалатные (бикамеральные) парламенты существуют, как правило, в крупных федеративных государствах.

В таких парламентах одна палата, часто именуемая «нижней», избирается всем народом напрямую и представляет интересы народа в целом; а вторая – «верхняя»- представляет интересы регионов, субъектов федерации и формируется ими.

Достоинства двухпалатной структуры в том, что:

• более «объемно» представлено общество - и народ в целом, и регионы с их особенностями;

• обычно к кандидатам в члены верхней палаты предъявляются более высокие требования, чем к кандидатам в депутаты нижней палаты, и поэтому в верхнюю палату избираются люди более грамотные, квалифицированные, уважаемые, опытные и старшие по возрасту;

• верхняя палата служит противовесом нижней - фильтрует ее решения, сбивает страсти, уменьшает партийное влияние в пользу общегосударственных интересов, не дает нижней палате радикализироваться;

• обычно верхняя палата имеет больший срок полномочий и обновляется по частям, что препятствует резкой смене политического курса;

• как правило, верхняя палата не распускается и функционирует всегда, и поэтому в случае роспуска нижней палаты верхняя палата (то есть половина парламента) продолжает работать;

• в случае радикального обновления нижней палаты в результате выборов верхняя палата обеспечивает преемственность прежней политики.

Недостатки двухпалатной структуры состоят в том, что:

• появляется дополнительный слой депутатов в лице членов верхней палаты (больше затрат из бюджета на их содержание, больше привилегий);

• усложняется законодательный процесс;

• верхняя палата может стать слишком консервативной и слишком тормозить деятельность нижней.

Среди крупных федеративных государств двухпалатную структуру парламента имеют США, Россия, Индия, Бразилия, Аргентина, Мексика.

В настоящее время наметилась тенденция повсеместного распространения двухпалатных парламентов, в том числе в унитарных государствах (больших и малых).

Помимо указанных крупных федераций двухпалатная структура парламента характерна для Великобритании, Франции, Италии, Испании, Бельгии, Голландии, Японии, Швейцарии, Польши, Чехии, Беларуси, Казахстана, Румынии и многих других стран.

Фактически большинство высокоразвитых государств имеет именно двухпалатный парламент, имеющий преимущества перед однопалатным. Главные из них в том, что деятельность парламента становится более организованной и профессиональной, а жизнь общества и государства - более стабильной.

Современные парламенты формируютсяпо-разному.

Самый распространенный способ - это избрание всего парламента (либо нижней палаты) непосредственно народом. Данный способ, в частности, практикуется в США, Италии, других развитых демократических странах.

Наряду с ним существуют и иные способы формирования парламентов. Приведем основные из них:

• нижняя палата избирается народом, а верхняя - представительными органами регионов (то есть одна палата - прямыми выборами, другая - косвенными); такая система практикуется, например, во Франции, в Голландии;

• нижняя палата избирается народом; верхняя на 2/3 формируется по наследственному принципу, а на 1/3 назначается монархом (Палата общин и Палата лордов в Великобритании);

• нижняя палата избирается народом и затем из своего состава избирает верхнюю (Норвегия, Исландия);

• незначительная часть членов верхней палаты назначается пожизненно президентом за выдающиеся заслуги перед государством и обществом (в Италии 5 сенаторов назначаются пожизненно президентом дополнительно к 315 избираемым);

• значительная часть верхней палаты назначается главой государства (в Беларуси президент назначает 1/3 сенаторов, в Казахстане - 1/4 сенаторов);

• нижняя палата избирается народом, а верхняя - назначается (Канада);

• весь парламент назначается главой государства (Катар);

• часть мест в парламенте резервируется для представителей определенных слоев населения (в Египте половина мест в парламенте резервируется за рабочими и крестьянами, в Индии - часть мест для представителей отсталых народностей и отсталых каст, в Китае - для представителей армии);

• парламент формируется по профессиональному признаку (6-палатный парламент Югославии в 1963 - 1974 гг.);

• весь парламент избирается путем многоступенчатых косвенных выборов (Всекитайское собрание народных представителей).

Несмотря на многообразие способов, важнейшими признаками полноценного парламента в цивилизованном демократическом государстве являются:

• регулярная выборность, а не назначаемость парламента;

• избрание парламента (либо его нижней палаты) всеми гражданами путем свободных, прямых, равных и тайных выборов.

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.