Помощничек
Главная | Обратная связь


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПЕТРА I



Петровская эпоха знаменовалась крупными сдвигами и с социальной структуре Российского государства. Идет процесс унификации сословий, сословная структура упрощается, становится более четкой. Этому способствовали меры, направленные на консолидацию дворянства, прежде всего - Указ о единонаследии 1714 г. и "Табель о рангах" изданная в 1722 г. Указ о единонаследии разрешал дворянам передавать недвижимую собственность только старшим сыновьям, что вело к прекращению дробления земельной собственности. Остальные сыновья должны были добиваться поместий службой. Указ ликвидировал разницу между поместным и вотчинным землевладением и способствовал слиянию феодалов в единое сословие, обладавшее определенными привилегиями. Дворяне обладали монопольным правом владения землей, населенной крепостными крестьянами; дворянство было освобождено от любых податей; оно обладала преимущественным правом на занятие офицерских и чиновничьих должностей, хотя это право одновременно являлось и обязанностью, преимущественным правом на образование.

Но дворянское звание могло быть привилегированным только тогда, когда его обладатель служил на государственной службе. Отказ от службы вел к конфискации владения. "Табель о рангах" ввела новую иерархию чинов. Все военные и гражданские должности подразделялись на 14 рангов. Для получения любого ранга нужно было пройти предыдущие. Принцип родовитости при назначении на государственную службу был окончательно заменен принципом выслуги. Все эти меры объективно служили усилению дворянского сословия, хотя и способствовали своего рода "закрепощению" его государством в форме обязательной пожизненной службы.

Другим привилегированным сословием было духовенство. Священнослужители были освобождены от подушной подати и рекрутской повинности, подлежали сословному церковному суду, за исключением политических дел. Церковь владела 1/5 крестьянства. Власть поддерживала церковь, как проводника идеи повиновения властям, но в то же время полностью лишила ее независимости.

Жители городов были разделены на "регулярных" и "нерегулярных" граждан. "Регулярные" делились на две гильдии: в первую входили крупные купцы, промышленники, банкиры; вторая состояла из мелких торговцев и ремесленников. Все остальное население именовалось "нерегулярным" или "подлыми людьми". горожане являлись податным сословием.

Огромное значение для унификации и правового оформления сословий имело введение новой системы обложения. С 1718 г. Петр перешел к новой системе сбора прямых налогов- подушному обложению, взамен старого - подворного, которое уже не давало должного эффекта. Была проведена перепись населения. Число плательщиков налогов значительно расширилось. Произошла унификация низших сословий: ряд промежуточных категорий населения /однодворцы, гулящие люди, холопы/ были записаны в "тягло" и уравнены с крепостными крестьянами, юридическое положение которых теперь ничем не отличалось от холопского.

Около 20% крестьян составляли государственные крестьяне, правовое положение которых было лучше. Они платили подать и подчинялись государственной администрации, но обладали правом собственности на имущество, могли заключать самостоятельные гражданско-правовые сделки. Администрация не вмешивалась в их личные дела. .

В ходе реформ часть государственных крестьян составила категорию "посессионных". Так как крепостничество не создавало рынка свободной рабочей силы, то правительство прикрепило к заводам близлежащие деревни. Несколько месяцев в году крестьяне отбывали "сессию", т.е. отрабатывали на заводах. В 1721 г. Петр подписал указ, разрешивший покупать крепостных к заводам. Широкое применение на предприятиях подневольного труда означало их превращение из предприятий , на которых мог зародиться капиталистический уклад , в предприятия крепостнической экономики.

Меры Петра I в области социальной политики привели к утверждению сословного строя в России в то время, когда в Западной Европе шел процесс его разложения и формирования классовой, а не сословной, структуры общества.

(сахаров)

Петровские реформы государственного устройства России были увенчаны выпуском в свет в 1722 г. Указа «Табель о рангах». Отныне весь российский чиновный бюрократический мир поделен на 14 разрядов — от действительного статского советника и канцлера (1-й разряд) до колежско-го регистратора (14-й разряд). Такое же деление введено и в армии и на флоте — от генералиссимуса, генерал-фельдмаршала, генерала и адмирала (1-й разряд) до корнета и прапорщика (14-й разряд).

Каждый имел соответствующее жалованье и положение в обществе. Те, кто получал чины 14-го — 9-го разрядов, становились дворянами, но не могли передавать дворянский титул по наследству. Дослужившиеся до 8-го разряда получали потомственное дворянство. В армии того же добивались те, кто дослуживался до 12-го разряда.

Таким образом, в системе государственной службы и продвижении по должностям на первый план выходили личные достоинства и заслуги, преданность государю, выслуга лет и т. д. «Порода» как основа для занятия должностей окончательно сошла на нет.

Частью общей перестройки государственной системы в России стали значительные перемены в положении сословий. Сословия приобрели более четкий характер, они как бы встраивались в общую систему управления страной. Так, горожане делились на «регулярных», имеющих право голоса и «нерегулярных», «подлых людей», которые не имели права выбирать в магистраты. Ремесленники были организованы в цехи по профессиям.

Кроме того, все «регулярные» горожане делились на гильдии согласно своему состоянию. В первую гильдию входили богатые люди, во вторую — народ победнее.

В интересах дворянства Петр I своим Указом от 1714 г. «О единонаследии», во-первых, ликвидировал разницу между вотчиной и поместьем. Теперь помещики, как и вотчинники, имели право на полное владение своим имением, но при условии несения службы у государя. Они могли передавать свои владения по наследству, продавать, покупать, закладывать их. Это привело к стабилизации и подъему помещичьего хозяйства. Помещики, не боясь более лишиться своих имений, стали вкладывать в хозяйство больше труда.

Во-вторых, тем же указом Петр I ввел правило наследования имений лишь одним из наследников. Этим, прежде всего, прекращалось дробление имений. Кроме того, остальные сыновья, не имея средств к существованию, должны были идти на государственную службу, в армию. Тем самым царь получал дополнительные кадры во всех областях жизни страны.

 

Реформа государственного устройства. Создание новой армии и флота, коренное реформирование промышленности, бурно развивающиеся контакты с иностранными государствами, необходимость получения все новых и новых средств для нужд государства и нужд войны требовали четкой, быстрой, слаженной работы всех государственных звеньев. А главное, усиливающаяся самодержавная власть царя, который благодаря неукротимой энергии принимал участие буквально во всех сфеах жизни страны, нуждалась в послушной его воле государственной машине, где бы подданные беспрекословно и рьяно выполняли царские указы и поручения.

Уже в конце XVII — начале XVIII в. он перестал созывать Боярскую думу, ввел вместо нее Ближнюю канцелярию, назначал туда своих соратников министрами, все больше и больше доверял управление страной преданным сторонникам. Но уже в это время он начал ставить их под свой жесткий контроль. В 1707 г. Петр I, будучи в действующей армии, приказал, чтобы члены этой «канцелярии» непременно записывали свои речи и подписывали бы их своей рукой, «ибо сим (т. е. этим) всякого дурость явлена будет». Этот принцип он перенес на работу и нового учреждения, которое после царя стало верховным органом управления страной.

В 1711 г., отправляясь в Прутский поход, Петр I создал Правительствующий Сенат, которому поручил управление страной в свое отсутствие. Он поначалу включил туда девять своих доверенных лиц. В наказе Сенату Петр определил его обязанности как высшего судебного, исполнительного и частично законодательного органа. Ни о каком разделении властей здесь не было и речи. Среди обязанностей Сената были и такие: «Суд иметь нелицемерный и неправедных судей наказывать отнятием чести и имения», «Смотреть во всем государстве расходов», «Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть артерия войны».

Но одновременно с новым высшим органом власти в стране, пришедшим на смену Боярской думе и полностью подчиненным царю, Петр ввел должности фискалов, начиная от обер-фискала Сената и кончая фискалами в других центральных учреждениях, а также на местах. Задача фискалов состояла в том, чтобы контролировать всю администрацию, выявлять случаи нарушения законов, взяточничества, казнокрадства. Они подчинялись непосредственно царю, но не получали жалованья, а существовали за счет сначала половины, а позднее одной трети конфискованного у взяточников и казнокрадов имущества. Понятно, что фискалы, поощряемые царем, проявляли в своем деле большую прыть.

Был свой высокий контролер и над Сенатом — генерал-прокурор и его помощник обер-прокурор. Прокуроры имелись и в других учреждениях. Они являлись настоящим «оком государевым» и подчинялись лишь царю. Если генерал-прокурор усматривал в действиях Сената нарушение или нерадивость, то мог приостановить и опротестовать их. Первым генерал-прокурором Сената стал ближайший сподвижник Петра I, бывший свинопас, а позднее денщик царя Павел Иванович Ягужинский.

Начиная с 1711 г. вместо приказов стали постепенно вводиться так называемые коллегии. К 1720 г. их стало П. Это были высшие распорядительные учреждения со строгим и четким разделением функций. В сфере деятельности каждой коллегии власть распространялась на всю страну. Так, армией занималась Военная коллегия, флотом — Адмиралтейская, международными делами — Иностранная. Выше уже упоминались Мануфактур- и Берг-коллегии, ответственные за развитие промышленности и горно-рудного дела. Финансами ведала Камер-коллегия, контролем за сбором и расходованием средств — Ревизион-коллегия, организацией и работой судов — Юстиц-коллегия, а торговлей — Коммерц-коллегия.

Каждая коллегия состояла из президента, вице-президента, советников и асессоров (от лат. «assessor» — «заседатель»). Они работали ежедневно. За свою работу члены коллегий получали жалованье и, таким образом, становились государственными чиновниками, полностью зависящими от царя. За работой коллегий, как и других учреждений в стране, также внимательно следили фискалы.

В 1721 г. Петр 1 учредил высший орган по управлению церковными делами — Синод. Это закономерный шаг. После смерти патриарха Петр оставил эту должность незанятой. Он не мог простить церковникам оппозиции в деле своих преобразований. Теперь Синод, по существу, стал духовной коллегией. Ее составляли церковные иерархи, назначаемые царем. Церковь окончательно была подчинена государству.

Большое внимание Петр уделил организации политического сыска. Вначале этим занимался Преображенский приказ. Позднее царь учредил Тайную канцелярию, чем-то напоминавшую приказ Тайных дел его отца. Сюда стекались все сведения царских соглядатаев и доносчиков. Здесь вершились следствие и расправа по политическим делам, в которых царь сам принимал активное участие.

И все же никакими, даже самыми жестокими мерами Петр не мог искоренить глубоко въевшиеся в жизнь России коррупцию, взяточничество, казнокрадство, использование служебного положения в личных целях. Вокруг Петра сплотились люди, воспитанные при старых приказных и воеводских порядках, когда воровали все и всё. Теперь же власть государственных деятелей и чиновников, действующих именем царя, стала буквально подавляющей. К тому же в руках государства появились огромные средства за счет прибылей, новых налогов, откупов, монополий, иностранной торговли и т. д. Можно смело сказать, что в первой четверти XVHI в. в России не воровал лишь один царь.

Генерал-прокурор Ягужинский как-то откровенно сказал царю: «Мы все воруем. Только один более и приметнее, чем другой». И это было чистейшей правдой. Крупнейшими казнокрадами и взяточниками оказались ближайшие к царю люди — светлейший князь Меншиков, адмирал Апраксин, дипломат граф Петр Андреевич Толстой, канцлер Шафиров. За казнокрадство — трату государственных средств на личные нужды был повешен сибирский губернатор князь Гагарин, за взятки предан смерти обер-фис-кал Нестеров, в чьи обязанности входила как раз борьба с казнокрадством и другими финансовыми нарушениями. Известный прибыльщик Курбатов разделил его участь.

 

 




Поиск по сайту:

©2015-2020 studopedya.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.